Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 13:23

Бисмарк, Сент-Пол, Миннеаполис, Северная Дакота + 1 город — США Июнь 2021
Река Малая Миссури

Главной целью этой поездки было посещение национального парка Теодора Рузвельта в штате Северная Дакота. Этот штат находится на самом севере центральной части США, на границе с Канадой (карта 1).

Карта 1. Северная Дакота и Миннесота на карте США

Эти территории лежат в стороне от большинства туристических маршрутов, и прямого авиасообщения с восточным побережьем США (откуда мы добирались) не имеют. Видимо, поэтому до этого парка у нас так долго не доходили руки (и ноги, соответственно). Вместо того, чтобы добираться в Северную Дакоту «на перекладных», мы решили прилететь прямым рейсом в Миннеаполис (где имеется крупный аэропорт), а уже оттуда на арендованной машине ехать в Северную Дакоту. Это дало нам возможность заодно посмотреть и Миннеаполис, где раньше бывать не приходилось. А точнее, сразу два больших города в штате Миннесота, которые называют городами-близнецами (tween-cities): Миннеаполис и Сент-Пол. Свое путешествие мы начали в Миннеаполисе, а после посещения Северной Дакоты завершали поездку уже в Сент-Поле (карта 2).

Карта 2. Наш маршрут из Миннеаполиса в Северную Дакоту и обратно обозначен красным пунктиром. Посещенные места обозначены цифрами, на которые в текстах будут даны ссылки.

Миннеаполис и Сент-Пол можно назвать близнецами (хотя и с очень большими оговорками, о которых расскажем), поскольку они образуют единый конгломерат, расположившись практически друг напротив друга на противоположных берегах реки Миссисипи.

Миннеаполис — самый большой и наиболее современный город штата Миннесота, с десятками выразительных высотных зданий в центре города.

Небоскребы Миннеаполиса

А еще Миннеаполис — очень зеленый город, с огромным количеством парков и озер прямо в городской черте. Некоторые из них мы посетили и убедились, что они предоставляют отличные возможности жителям города поддерживать себя в хорошей спортивной форме.

В Миннеаполисе мы побывали также в двух первоклассных художественных музеях с выдающимися коллекциями картин. Но, к сожалению, весь последний год Миннеаполис был в сводках новостей по совершенно другой, скандальной причине: именно там весной 2020 года полицейский убил афроамериканца Джорджа Флойда, после чего вспыхнули протесты BLM, вскоре перекинувшиеся и в другие штаты и даже другие страны.

Из Миннеаполиса мы перебрались в Бисмарк — столицу Северной Дакоты, где посетили Центр наследия и Государственный музей Северной Дакоты (The North Dakota Heritage Center & State Museum). Он считается историческим, но, пожалуй, наиболее впечатляюще там представлена ну совсем древняя история этих территорий.

На следующий день после ночевки в Бисмарке мы прибыли, наконец, в национальный парк Теодора Рузвельта. Но еще по дороге туда проехались вдоль одной местной дороги, которую энтузиасты при поддержке местных бизнесменов украсили необычными скульптурами из металла. Благодаря чему эта в целом ничем не привлекательная дорога получила название Enchanted Highway (что в данном случае можно перевести как Волшебная дорога) и попала во все путеводители по Северной Дакоте.

Еще одна инсталляция на Волшебной дороге, под названием мечта рыбака
Еще одна инсталляция на Волшебной дороге, под названием "мечта рыбака"

Национальный парк Теодора Рузвельта состоит из двух больших секций — северной и южной, находящихся на расстоянии почти в 130 км друг от друга (карта 3). Наиболее посещаемая — южная часть: скорее всего, потому что она ближе расположена к большинству населенных пунктов. С нее мы и начали знакомство с парком, но посетили и его северную территорию.

Карта 3.  Южная и северная секции национального парка Теодора Рузвельта (закрашены зеленым цветом)
Карта 3. Южная и северная секции национального парка Теодора Рузвельта (закрашены зеленым цветом)

БОльшая часть парка представляет собой бэдленд (от англ. Badlands, буквально — дурные, плохие, бесплодные земли): холмистый и каменисто-глинистый рельеф с сильной эрозией, где очень затруднительно перемещаться и невозможна хозяйственная деятельность (отсюда и название).

Поездка в Северную Дакоту через города-близнецы в штате Миннесота — обзор
Плохие земли занимают бОльшую часть территории парка
"Плохие земли" занимают бОльшую часть территории парка

Зато человеческому глазу здесь открываются абсолютно завораживающие виды, не похожие ни на что другое. Хотя здесь нет ни высоких гор, ни остроконечных и заснеженных вершин, ни ледников, пейзажи эти по-своему прекрасны и любуешься ты ими практически все время в одиночку.

Поездка в Северную Дакоту через города-близнецы в штате Миннесота — обзор

В парке порядка 160 км туристических троп, по некоторым из которых мы прошли.

Поездка в Северную Дакоту через города-близнецы в штате Миннесота — обзор

И еще в этом парке есть пересекающая его река — Малая Миссури (Little Missouri River приток реки Миссури). Эта река сыграла и продолжает играть одну из основных ролей в формировании рельефа парка, водами своими пробиваясь сквозь мягкие породы, богатые глиной. Отсюда и цвет реки, которую иногда называют Little Muddy — Маленькая Грязнуля.

Мы эту Грязнулю наблюдали многократно в самых разных частях парка и даже дважды перешли ее вброд. В пределах парка Малая Миссури течет преимущественно с юга на север, соответственно, в северной секции парка она становится шире и полноводнее.

Поездка в Северную Дакоту через города-близнецы в штате Миннесота — обзор

Но самое привлекательное в этом парке, пожалуй, — это возможность практически постоянно наблюдать диких животных в естественной для них среде обитания. Из крупных млекопитающих самые распространенные здесь — бизоны. Когда-то они бродили миллионами в прериях Северной Дакоты, обеспечивая пропитание и одежду местным индейцам. Но пришедшее в эти края белое население в борьбе с индейцами за эти земли к концу 19-го века бизонов практически истребило, а индейцев оттеснило в резервации. Сейчас в парке на обеих его территориях суммарно поддерживается численность примерно 400–600 особей. Встречаются они здесь часто, и впечатляюще смотрятся как пасущимися в прериях, так и особенно — вблизи, у дороги.

Поездка в Северную Дакоту через города-близнецы в штате Миннесота — обзор

Но чаще всего мы видели в парке луговых собачек (prairie dogs). На самом деле, они вовсе и не собачки, а грызуны из семейства беличьих. Луговые собачки живут колониями, которые администрация парка называет городами. Таких «собачьих городов» в парке — огромное множество, особенно в южной его части. Живут они крупными сообществами со сложной структурой отношений между собой и в случае угрозы громко кричат. Этот крик слегка напоминает собачий лай, отсюда и название этих зверьков.

Луговые собачки - основные жители парка

Еще одна «фишка» этого парка (в северной его части) — конкреции в форме пушечных ядер (англ. cannonball concretion). Конкреции — это небольшие минеральные образования округлой формы, которые иногда возникают внутри мягких пород, время от времени обнажаются и затем оттуда выпадают — на радость и к изумлению туристов.

Поездка в Северную Дакоту через города-близнецы в штате Миннесота — обзор
Одна из «фишек» этого парка -  конкреции в форме пушечных ядер
Одна из «фишек» этого парка - конкреции в форме пушечных ядер

А еще этот парк может похвастаться большой концентрацией окаменевших деревьев. К местам их обнаружения проложены тропы для туристов. Окаменевшие деревья попадаются в различных местах страны, а в Аризоне даже есть целый национальный парк (Petrified Forest NP), посвященный этому явлению. Но, пожалуй, таких крупных каменных пеньков, как в Северной Дакоте, нам нигде не приходилось прежде видеть. Так что парк нас удивил и этим.

Разбросанные по склону пеньки - окаменевшие
Это не просто большой пень. Это пень, окаменевший несколько миллионов лет назад.

Возвращаясь из парка в Миннесоту, мы сделали короткие остановки еще в нескольких интересных местах: в местном парке под названием «Малая Миссури», на озере Сакакавеа, в Национальном музее бизонов в Джеймстауне.

По пути назад попалось много мест добычи нефти. В последние два десятилетия доходы от этого бизнеса стали основными для бюджета Северной Дакоты, так что качалки и горящие факелы — теперь тоже часть пейзажей этого штата.

Ну, а завершилось наше путешествие в столице штата Миннесота — Сент-Поле, городе, который считается близнецом Миннеаполиса. И там мы убедились, что они — в лучшем случае двойняшки, примыкающие с разных сторон к Миссисипи, а не близнецы (хотя в английском и то, и другое обозначается одним и тем же словом: twins). Если Миннеаполис удивляет своим ультрасовременным видом с небоскребами и широкими улицами, то Сент-Пол выглядит консервативно и славится огромной коллекцией домов в викторианском стиле.

Поскольку Сент-Пол — столица штата, то в нем имеется Капитолий, который нам удалось посетить и с изумлением наблюдать, как в его стенах две не зависимые друг от друга группы избирателей добивались от законодателей принятия нужных им законов. Все подробности — в следующих рассказах.