Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 3:23
.

Нью-Мексико: Таос

Таос — США Декабрь 2019
Таос Пуэбло
9 18

Содержание рассказа

Часть 1: Альбукерке и НМ «Скалы-Палатки»

Часть 2: Санта-Фе

Часть 3: Лос-Аламос. НМ Бандельер. Рио-Гранде

Часть 4: Таос

Часть 5: Джорджиа О’Кифф и Ранчо Призрак

Часть 6: Пик Ангела. Пустошь Бистай. НМ «Плохая земля»

Часть 7: «Художник Николай Фешин в Таосе»

Часть 4. Таос (Taos)

Таос — небольшой городок (менее 5 тыс. жителей), который некоторые называют «Санта-Фе в миниатюре». Сходство между ними, безусловно, есть. В то же время, у Таоса и своя собственная история, и свои достоинства. Нам он очень приглянулся.

Карта 1. Наш маршрут по Нью-Мексико обозначен синей пунктирной линией, перемещались мы против часовой стрелки. Все описанные в рассказе места подчеркнуты красной линией и обозначены цифрами, на которые в тексте даны ссылки.
Карта 1. Наш маршрут по Нью-Мексико обозначен синей пунктирной линией, перемещались мы против часовой стрелки. Все описанные в рассказе места подчеркнуты красной линией и обозначены цифрами, на которые в тексте даны ссылки.

Таос (№ 6 на карте), расположившийся в предгорьях самых высоких пиков в Новой Мексике, прежде всего известен как город-магнит для художников и писателей. Творческая колония здесь начала формироваться в конце 19-го века. Тогда два путешествующих художника из Денвера, чья повозка неожиданно вышла из строя, были вынуждены задержаться в этих местах, как казалось, на некоторое время, но осели навсегда. Позже они создали Общество художников Таоса, что положило начало массовому притоку в эти края различных творческих личностей. Действительно, город сейчас поражает количеством художественных музеев и галерей, но об этом чуть позже.

А пока начнем с исторической площади города — Taos Plaza. Хотя в районе нынешнего Таоса испанские конкистадоры появились примерно в то же время, что и в Альбукерке и Санта-Фе, но регулярные испанские поселения в этих краях им удалось создать намного позже. Причина — противодействие индейских племен, которое здесь было особенно сильно. Годом основания города Таос можно считать 1796 г., когда король Испании подписал Указ о выделении здесь земли 63-м испанским семьям. Дома построили в виде прямоугольника вокруг большой площади (именно она теперь называется Taos Plaza), создав поселение, похожее на крепость. Вход в поселение был только один, и он охранялся часовыми день и ночь. Все это требовалось, чтобы защититься от частых набегов индейцев, сопротивлявшихся испанской колонизации и искавших легкие варианты добычи провизии. По ночам поселенцы использовали площадь и как загон для скота. Здесь же они раскладывали свои товары во время проведения торговых ярмарок.

Окружающие площадь дома неоднократно горели, и то, что мы видим сейчас — сооружения примерно столетней давности. Естественно, сплошного периметра домов вокруг площади теперь не существует, его прерывают проложенные для движения транспорта улицы (фото 1). Сейчас Taos Plaza — центр исторического района Таоса с большим количеством магазинчиков и галерей, место проведения разных общественных мероприятий (фото 2–3). Во время нашего посещения там устанавливали и наряжали рождественскую елку.

Фото 1. План-схема Taos Plaza (Источник: taos.org). Если вообразить , что проезжих улиц нет, то легко представить, как выглядело первое поселение: сплошной периметр-крепость из жилых домов вокруг прямоугольной площади.
Фото 1. План-схема Taos Plaza (Источник: taos.org). Если вообразить , что проезжих улиц нет, то легко представить, как выглядело первое поселение: сплошной периметр-крепость из жилых домов вокруг прямоугольной площади.

Фото 2. Современная Taos Plaza (фрагмент).
Фото 2. Современная Taos Plaza (фрагмент).

1
Фото 3. Taos Plaza окружена магазинами, галереями и т.п. Длинные открытые галереи, опирающиеся на деревянные колонны, - уже знакомые по предыдущим рассказам о Нью-Мексико
Фото 3. Taos Plaza окружена магазинами, галереями и т.п. Длинные открытые галереи, опирающиеся на деревянные колонны, - уже знакомые по предыдущим рассказам о Нью-Мексико

Постройки в стиле пуэбло — повсеместно в Таосе (фото 4–15). Естественно, создавались они в разное время и с использованием разных материалов. Но стиль и тональность окраски зданий сохраняются везде. Выглядит очень симпатично.

1
Нью-Мексико: Таос

1
Нью-Мексико: Таос

2
Нью-Мексико: Таос

2
Нью-Мексико: Таос

2
Фото 4-8. Галереи и магазины в центре Таоса
Фото 4-8. Галереи и магазины в центре Таоса

2
Фото 9. Бывшая часовня, переделанная в художественную студию
Фото 9. Бывшая часовня, переделанная в художественную студию

2
Нью-Мексико: Таос

2
Нью-Мексико: Таос

Фото 10-12. Жилые постройки на La Loma Plaza, старинной площади, не оккупированной торговлей
Фото 10-12. Жилые постройки на La Loma Plaza, старинной площади, не оккупированной торговлей

1
Фото 13. Современная церковь в центре Таоса
Фото 13. Современная церковь в центре Таоса

1
Фото 14. Здание банка в центре Таоса
Фото 14. Здание банка в центре Таоса

2
Фото 15. Один из ресторанов Таоса
Фото 15. Один из ресторанов Таоса

2
16. Одна из гостиниц Таоса
16. Одна из гостиниц Таоса

А это (фото 17–18) — один из многочисленных музеев Таоса, так называемый Фешин Хаус (Fechin House). Николай Фешин — русский художник, родившийся в Казани в 1881 г. Учился у Репина, который однажды охарактеризовал его как «наиболее талантливого в числе современных живописцев». В 1923 году вместе с женой и дочерью эмигрировал в Штаты и поселился в Нью-Йорке, где вскоре стал модным портретистом.

Когда Фешину поставили диагноз «туберкулез» и посоветовали сменить климат, он, по рекомендации одного из своих друзей, в 1927 г. переехал в Таос. Здесь был куплен участок земли, и началось строительство дома и студии. Их архитектором стал сам Фешин, а его замыслы осуществляла интернациональная бригада местных мастеров. За основу был выбран традиционный для этих краев архитектурный стиль пуэбло с его плавными линиями глинобитных стен, декоративными деревянными балками и т. д. Но как творческая натура, Фешин привнес в строительство своего нового жилища новые для этих мест элементы, привычные для него по его российскому прошлому и нужные ему как художнику: высокое крыльцо с витыми деревянными полуколоннами, большие окна, целиком застекленную одну из стен в студии, русские печки…

2
Нью-Мексико: Таос

2
Фото 17-18. Дом-музей Николая Фешина с разных ракурсов
Фото 17-18. Дом-музей Николая Фешина с разных ракурсов

Вся обстановка дома Фешина была сделана его руками: он был и столяром, и плотником, и резчиком по дереву. Все эти двери и шкафчики, столы и стулья, сундуки и буфеты с изображением диковинных орнаментов, растений, птиц и фантастических зверей, — все это работы Фешина (фото 19–23). Студий в доме было две — в одной хозяин писал картины с раннего утра до полудня (пока был хороший свет), в другой работал по дереву. Как мы поняли из общения с сотрудниками музея, именно резные детали интерьера и вручную сделанная мебель больше всего поражают американцев в этом доме. Здесь же выставлены инструменты, которыми он работал (фото 24).

2
Нью-Мексико: Таос

2
Нью-Мексико: Таос

1
Нью-Мексико: Таос

2
Нью-Мексико: Таос

2
Фото 19-23. Работа по дереву Николая Фешина
Фото 19-23. Работа по дереву Николая Фешина

Фото 24. Инструменты, которыми работал Николай Фешин
Фото 24. Инструменты, которыми работал Николай Фешин

Строительные работы и обустройство дома продолжались почти шесть лет, и когда почти все было завершено, семья распалась: жена Фешина подала на развод. Художник с дочерью уехал в Нью-Йорк, а позже — в Калифорнию, и никогда больше не вернулся в Таос. Дом в Таосе достался жене Фешина, а после ее смерти туда переехала их единственная дочь Ия. Она открыла здесь музей и была его хранительницей более 20 лет, вплоть до своей смерти в 2002 г. С тех пор дом Фешина принадлежит Художественному музею Таоса.

Хотя многие работы Фешина, оставшиеся в доме после его отъезда, бывшая жена художника продала ради получения средств к существованию, в музее Таоса сохранилось несколько его замечательных работ. Это, прежде всего, портреты (в том числе портреты дочери и жены — фото 25–27). Самая большая коллекция картин Фешина в Америке сейчас находится в Frye Art Museum в Сиэтле, а в России — в Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Много его работ — в частных коллекциях. Умер Фешин в 1955 г. в Калифорнии — в бедности и одиночестве. В 1976 г., согласно его завещанию, был перезахоронен в одной могиле с отцом на Арском кладбище в Казани. Дополнительная информация о художнике Н. Фешине и его доме-музее в фотоальбоме «Художник Николай Фешин в Таосе».

1
Нью-Мексико: Таос

2
Фото 25-26. Н.Фешин - портреты дочери
Фото 25-26. Н.Фешин - портреты дочери

2
Фото 27. Н.Фешин - Портрет жены художника
Фото 27. Н.Фешин - Портрет жены художника

Свое имя город Таос получил от одноименного названия индейской деревни Таос Пуэбло (Taos Pueblo), расположенной примерно в пяти километрах севернее города. Это до сих пор действующее поселение народа пуэбло считается одним из самых старых на территории США, в котором люди проживают постоянно уже около тысячи лет. По оценкам, нынешние сооружения деревни были построены в 11–15 веках с некоторыми более поздними добавлениями. Видимо, будет уместно заметить, что многократно используемый в тексте термин «пуэбло» имеет несколько значений: это и группа индейских народов Юго-Запада США; это и тип традиционного поселения (с исп. pueblo — деревня) индейцев пуэбло; это и архитектурный стиль, популярный в юго-западной части США, о котором мы уже неоднократно упоминали выше.

С 1992 года Таос Пуэбло имеет статус объекта всемирного наследия Юнеско. Купив билет, в эту деревню можно попасть на экскурсию в сопровождении местного жителя-индейца, что мы и сделали.

Таос Пуэбло с ее многочисленными разноэтажными строениями расположилась по обе стороны небольшой речки в предгорьях массива Sangre de Cristo (Кровь Христа) — фото 28–30. Считается, что большой многоэтажный жилой корпус деревни на фоне гор (фото 29–30) — один из самых фотографируемых объектов в США. Нельзя сказать, что он выглядит очень красиво, но впечатление производит.

Фото 28. Taos Pueblo с ее многочисленными строениями расположилась по обе стороны небольшой речки в предгорьях массива Sangre de Cristo (Кровь Христа).
Фото 28. Taos Pueblo с ее многочисленными строениями расположилась по обе стороны небольшой речки в предгорьях массива Sangre de Cristo (Кровь Христа).

2
Нью-Мексико: Таос

Фото 29-30. Многоэтажный жилой дом в Taos Pueblo с разных ракурсов - один из самых фотографирумых и рисуемых в Америке
Фото 29-30. Многоэтажный жилой дом в Taos Pueblo с разных ракурсов - один из самых фотографирумых и рисуемых в Америке

Фото 30а. А вот так этот же дом изобразила Джорджия О’Кифф. Источник: Интернет.
Фото 30а. А вот так этот же дом изобразила Джорджия О’Кифф. Источник: Интернет.

В этой деревне очень хорошо просматривается связь между индейской архитектурой и современным архитектурным стилем под названием «пуэбло». Нужно признать: последующие поколения архитекторов существенно улучшили «первоисточник», смягчив все линии, сделав силуэты нынешних строений этого стиля плавными, приятными на глаз.

Главный дом Таос Пуэбло (фото 29–30) — это мощное сооружение с толстыми глинобитными стенами, чем-то напоминающее крепость. Действительно, оно строилось народом пуэбло с мыслями об обороне от индейцев других племен, совершавших частые набеги. В доме были маленькие окна и вплоть до начала 20-го века не было дверей. Попасть внутрь помещений всех этажей можно было только через отверстия в крышах по приставным лестницам. В случае опасности наружные лестницы втягивались внутрь помещений. Приставные лестницы используются и сейчас — для попадания на верхние этажи — фото 31.

1
Фото 31. Приставные лестницы - важный элемент индейского дома
Фото 31. Приставные лестницы - важный элемент индейского дома

Сейчас в деревне постоянно проживают около 150 человек, и община известна своей замкнутостью и консерватизмом. В пуэбло запрещено использование электричества и водопровода, и единственным источником воды для питья и приготовления пищи служит местная речка. Кстати, вот эти маленькие глиняные домики в форме ульев на фото 30 — это не конуры для собак, как мы вначале подумали. Это печки для приготовления пищи.

В деревне также имеются сооружения, напоминающие об истории взаимоотношений индейцев пуэбло с испанскими колонизаторами. Белые люди в этих краях появились в 16-м веке, и поначалу отношения с ними были дружескими. Проблемы начались, когда индейцев начали вытеснять с удобных земель, обязывали их часть времени работать на испанских поселенцев, когда им стали запрещать отправлять их традиционные религиозные обряды и стали насильственно обращать в христианство. Это вызвало сильное сопротивление, и в 1680 году индейцы пуэбло оказались в центре кровавого и разрушительного восстания (Pueblo Revolt), которое на 12 лет избавило их от испанского присутствия. В 1696 г. попытка восстания повторилась, но испанцы снова вернулись.

Когда в 1847 году территория Нью-Мексико по итогам американо-мексиканской войны была присоединена к США, местные индейцы с этим не согласились. Их очередное восстание было подавлено американскими войсками, а мятежники укрылись в церкви в Таос Пуэбло. Церковь вместе с людьми была уничтожена артиллерийским огнём и последующим пожаром, а её руины индейцы сохранили до сих пор (на фото 32 — кладбище в Таос Пуэбло с разрушенной американской артиллерией католической церковью, построенной испанскими иезуитами).

Фото 32. Кладбище в Taos Pueblo с разрушенной американской артиллерией католической церковью
Фото 32. Кладбище в Taos Pueblo с разрушенной американской артиллерией католической церковью

Результатом многовековой непокорности индейцев пуэбло стало отвоеванное ими право относительной автономии и возможность сохранить свои племенные традиции. Сейчас в Таос Пуэбло мирно сосуществуют и католическая церковь (фото 33), и кива, где индейцы практикуют свою древнюю религию.

1
Фото 33. Действующая католическая церковь в Taos Pueblo
Фото 33. Действующая католическая церковь в Taos Pueblo

Уже в начале 20-го века Таос начал завоевывать титул «художественной Мекки Америки», непрерывно привлекая многих новых художников своими необычными ландшафтами и удивительно ровным и ярким светом этих мест. Примеру собратьев по цеху последовала и семья художников Харвудов, поселившихся в центре Таоса. После смерти хозяев их дом приобрел Университет Новой Мексики, и теперь там работает музей Харвуд (Harwood Museum of Art) — один из лучших художественных музеев Таоса. Дизайн его здания создавался около 100 лет назад под влиянием архитектуры Таос Пуэбло (фото 34).

Фото 34. Здание музея Харвуд (Harwood Museum of Art)
Фото 34. Здание музея Харвуд (Harwood Museum of Art)

Коллеция музея отражает мультикультурное наследие региона (испанская коллекция, индейское искусство, работы Общества художников Таоса, современное искусство, фотографии и т. д.). Но нас удивила даже не постоянная экспозиция, а две временные выставки.

Во-первых, выставка керамики Сюзан Фолвелл (Susan Folwell). Это индейская женщина, выросшая в одной из местных деревень в семье с многолетними гончарными традициями. Ее керамика настолько искусно выполнена, что даже при ближайшем рассмотрении практически нельзя догадаться, что эти изделия выполнены целиком из глины (фото 35–37).

Нью-Мексико: Таос

Нью-Мексико: Таос

Фото 35-37. Изделия Сюзан Фолвелл - целиком из глины
Фото 35-37. Изделия Сюзан Фолвелл - целиком из глины

Вторая выставка, нас удивившая — творения Дина Пулвера (Dean Pulver). Он работает с деревом, и его фантазия создает такие произведения, которые, по законам физики, кажется, существовать не могут (фото 38–40).

Нью-Мексико: Таос

Нью-Мексико: Таос

Фото 38-40. Деревянные творения Дина Пулвера
Фото 38-40. Деревянные творения Дина Пулвера

Очень неплохой музей (Millicent Rogers Museum) работает на базе коллекции, собранной Милисент Роджерс — внучкой одного из основателей Стандарт Ойл. Она прожила в Таосе около 5-ти лет и очень увлекалась индейским и испанским искусством. Но что очень выделяет этот музей среди подобных, так это большая коллекция ювелирных изделий, выполненных местными мастерами-индейцами. Особенно много украшений из бирюзы (фото 41–43).

1
Фото 41. Ожерелье из серебра и бирюзы
Фото 41. Ожерелье из серебра и бирюзы

1
Фото 42. Серебряные браслеты с бирюзой
Фото 42. Серебряные браслеты с бирюзой

1
Фото 43. Уникальное ожерелье из 294 кусочков бирюзы
Фото 43. Уникальное ожерелье из 294 кусочков бирюзы

Все путеводители рекомендуют проехать по «Зачарованному кольцу» (Enchanted Circle) — вокруг самых высоких пиков Новой Мексики. Это 134-километровый круговой маршрут через горы, долины, леса, небольшие городишки. На нас это путешествие большого впечатления не произвело, хотя некоторые пейзажи были и симпатичные (фото 44).

Фото 44. На Зачарованном кольце (Enchanted Circle)
Фото 44. На "Зачарованном кольце" (Enchanted Circle)

Пожалуй, больше всего из этой круговой поездки запомнились эпизоды, когда мы съехали на дорогу, ведущую к новому горному курорту «Лыжная долина Таоса» (Taos Ski Valley). Все увиденное там напомнило альпийские городки в Швейцарии — с шале, подъемниками, многочисленными лыжниками и обильным снегом (фото 45–46).

Нью-Мексико: Таос

Фото 45-46. На горном курорте «Лыжная долина Таоса»
Фото 45-46. На горном курорте «Лыжная долина Таоса»

Из Таоса наш путь лежал в места, где значительную часть своей жизни провела Джорджиа О’Кифф — знаменитая американская художница. Побывала она и в Таосе, остановившись в доме покровительницы искусства Мэйбл Додж (фото 47), но постоянно поселиться решила в другом месте Нью-Мексико. Об этом — в следующей части рассказа.

3
Фото 47. Дом покровительницы искусства Мэйбл Додж, где останавливались многие знаменитости, включая и Джорджию О’Кифф. Сейчас это гостиница.
Источник фото: www.mabeldodgeluhan.com
Фото 47. Дом покровительницы искусства Мэйбл Додж, где останавливались многие знаменитости, включая и Джорджию О’Кифф. Сейчас это гостиница. Источник фото: www.mabeldodgeluhan.com

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии