Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 22:45

Сиэтл — США Июль 2022

Наша поездка на Аляску проходила через Сиэтл (штат Вашингтон), что на северо-западе США, поскольку на Аляску с восточного побережья Штатов нет прямых авиарейсов. Удобнее всего пересадку нам было сделать в Сиэтле, где мы решили остановиться на пару дней, чтобы посмотреть и его.

Карта 1. Сиэтл на карте США. Сиэтл (Seattle) — крупнейший город штата Вашингтон и всего северо-запада США. Численность населения города - порядка 700 тыс.человек, а вместе с пригородами - 3,7 млн. человек.

Это был наш второй визит в этот город. 11 лет назад в Сиэтле бывать уже приходилось, правда, с однодневным визитом, начиная оттуда поездку по национальным паркам штата Вашингтон (Национальный парк Гора Рейнир, Национальный парк Северные Каскады, Национальный парк Олимпик). Сиэтл расположен где-то посредине между этими парками, что естественным образом делает его базовой точкой в таком путешествии.

В этот раз времени в Сиэтле у нас было побольше — целых два дня, так что удалось посмотреть его получше, не пропуская и его замечательные музеи. В каких-то точках города в этот приезд мы побывали во второй раз, заметив произошедшие изменения, где-то — впервые. Так что этот рассказ — своеобразный «сводный отчет» о двух визитах.

Помимо своего официального названия — Сиэтл (имеющего индейские корни), этот город имеет еще несколько имен, хотя и неофициальных: «Врата на Аляску», «Джет-сити», «Вторая Кремниевая долина», «Город кофе», «Город дождей», «Изумрудный город», отражающих те или иные особенности его географического положения, экономического развития и климата. В своем рассказе попытаемся коснуться каждой из ипостасей Сиэтла.

Индейские скульптуры и любители шахмат в Западном парке (Occidental Park). Снимок 2011 года.

Сиэтл, можно сказать, — город на большой воде, поскольку расположился на полосе суши, к которой слева и справа примыкают огромные водоемы: с одной стороны — извилистый залив Пьюджет (Pudget Sound), который соединяется с Тихим океаном), с другой — протяженное озеро Вашингтон (Lake Washinton).

Близость к океану обеспечивают городу мягкий морской климат с умеренными температурами и зимой, и летом. Хотя один из титулов Сиэтла — «город дождей», там редки большие осадки, чаще обходится мелкими моросящими дождями, так что по годовым осадкам Сиэтл вовсе не в числе лидеров. Направляясь на Аляску, по всем законам, уже в Сиэтле мы могли рассчитывать на вожделенное охлаждение от изнуряющей жары, установившейся летом на восточном побережье Америки. Увы: оба дня в городе было безоблачное небо и +33С.

Виды на Сиэтл со стороны залива Пьюджет.

В такую погоду приятно на воде и в воде. Посещение местных пляжей в наши планы не входило, а вот морскую прогулку мы совершили. С нее и начнем рассказ о городе, поскольку с воды хорошо видны силуэты центральной его части.

С воды облик города формируют его небоскребы, кучно построенные в деловом центре Сиэтла.

Самый первый небоскреб в городе возвели еще в 1914 году — 38-ти этажную Башню Смита (Smith Tower, крайняя справа на фото ниже) и назвали ее в честь того, кто оплатил строительство — Лаймана Корнелиуса Смита, сделавшего свое состояние на продаже пишущих машинок.

Башня Смита среди небоскребов делового центра - справа на переднем плане. В центре - самое высокое здание Сиэтла (начиная с 1985 года и поныне) - Коламбия Центр (Columbia Center, 76 этажей, 284 метра).

Среди собратьев-небоскребов Башня Смита сейчас выделяется не высотой, а своим неоклассическим дизайном и особенно — трехэтажной пирамидкой на макушке. До недавнего времени в ней была частная резиденция, но в этом году пирамидку выставили на рынок: сдается в аренду по $17,000 в месяц.

Надо признать, что по оригинальности сооружений и разнообразию их архитектуры Сиэтл уступает и Нью-Йорку, и Чикаго. Но гуляя по городу, все-таки можно найти довольно много интересных объектов. Так что, как мы для себя решили, архитектурно Сиэтл не безнадежен, как может показаться на первый взгляд.

Современная застройка Сиэтла. Слева - 55-этажное офисное здание с безликим названием 1201 Third Avenue (1988 год, 235 м). Снимок 2011 года. Справа - 40-этажное жилое здание Nexus (2020 год, 134 м).
Современная застройка Сиэтла. Слева - 55-этажное офисное здание с безликим названием 1201 Third Avenue (1988 год, 235 м). Снимок 2011 года. Справа - 40-этажное жилое здание "Nexus" (2020 год, 134 м).

Исторический отель Сорренто (1909) в стиле итальянского ренессанса.

Еще несколько фото привлекательных зданий Сиэтла.

Среди заметных объектов в центре Сиэтла — Башня Рейнира (Rainier Tower, на фото ниже) — 41-этажный небоскреб (1977 год, 157 м), стоящий как будто на пьедестале в форме перевернутой пирамиды. Местные жители часто его называют «Beaver Building» (Здание бобра), поскольку внешне оно чем-то напоминает обгрызенное бобром дерево. А некоторым в этом силуэте видится рюмка :). Архитектор здания — японец Минору Ямасаки, родившийся в Сиэтле, известный также как автор проекта Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, разрушенного в ходе теракта 11 сентября 2001 года.

Невозможно не обратить внимания и на здание Центральной библиотеки Сиэтла (Seattle Central Library) — совместное творение всемирно известного голландского архитектора Рема Колхаса и американца Джошуа Принс-Рэмуса. Внешне это здание — ассиметрично-угловатая конструкция, дополненная использованием мощной стальной сетки и затемненного остекления.

Из-за его необычной формы архитектурные критики окрестили это сооружение «пространственной скульптурой». Внешне этот объект — безусловно, не на любой вкус, но его главная «фишка»- внутри.

А внутри здание устроено очень интересно. Центральную часть библиотеки занимает пятиэтажная книжная спираль — спроектированный по принципу многоэтажных гаражей закрученный пандус из бетона, вдоль которого расставлены книги. Все ряды книг можно обойти по этому пандусу, не пользуясь ни лифтом, ни лестницами (хотя и то, и другое имеется). Остальное пространство разделено на отдельные функциональные зоны (читальные залы, конференц залы, детские комнаты, кафе и др.), структура и конфигурация которых может меняться. Но все пространства — открытые, пронизанные светом, проникающим внутрь через сплошное остекление; многие — с интересными видами на город. Чтобы посетить эту библиотеку, туда не надо записываться, есть экскурсии для туристов. Мы там побывали, но хорошо сфотографировать внутренности библиотеки непросто. Приводим профессиональные фото интерьеров.

Интерьеры Центральной библиотеки Сиэтла. Фото из Интернета.

В Сиэтле очень хороший художественный музей с богатой коллекцией. О нем расскажем отдельно.

Мадонна и дитя. Мастер из церкви Сан Торпе, Пиза, Италия. Конец 13-го-начало 14-го веков.

В 40 км к северу от Сиэтла находится основное предприятие компании Боинг (хотя её головной офис с 2001 г. — в Чикаго), из-за чего когда-то город получил имя «Джет-сити». Еще недавно на завод Боинг можно было попасть с экскурсией, но то ли из-за ковида, то ли по другой причине, в этом году такие туры не проводились. Так что увы… Ограничились осмотром экспозиции, посвященной Боингу, в Музее истории и промышленности, или просто MOHAI (сокр. от Museum of History and Industry), что на озере Юнион.

Сарай, который Билл Боинг купил для организации строительства яхт, но передумал и стал производить гидросамолеты. Ну а потом пошло-поехало...Фото из Музея истории и промышленности.

Сиэтл считается одним из самых «образованных» городов в Штатах. Если в среднем только треть американцев имеют высшее образование, то в Сиэтле эта цифра — 56%. Средний возраст жителей этого города — 36 лет. Видимо, в том числе и поэтому в городе родилось множество компаний, ставших лидерами в своих отраслях. Помимо знаменитой сети кофеен Старбакс, в Сиэтле или его окрестностях были основаны Майкрософт, Амазон, Нинтендо, а также множество фирм, занимающихся медицинскими исследованиями. От обилия компаний с высокими технологиями происходит ещё одно название Сиэтла — «Вторая Кремниевая долина».

Успешные компании возводят в городе новые офисные сооружения, а также современный жилой фонд. Основательно обосновался в Сиэтле крупнейший в мире интернет-магазин Амазон, построив там целых три 37-этажных (по 520 м каждое) офисных здания (Amazon Tower I, II и III). Выглядят они достойно, но не сказать, что выделяются на фоне других небоскребов. А вот что действительно смотрится оригинально, так это законченные в 2018 году три стеклянных купола — Сферы Амазона (Amazon Spheres), высота самого большого из которых — 27 метров.

Снаружи Сферы Амазона напоминают шарики мороженого, а злые языки называют этот объект «Яйца Безоса» (Bezos Balls:).

Эти сферы с мини-тропическим лесом внутри — территория для отдыха сотрудников компании, неформальных переговоров и т. п. В сферах проводят экскурсии для туристов, но места надо резервировать заранее (мы прозевали, поэтому внутри не были).

Нужно сказать, что весь микрорайон вокруг комплекса зданий Амазона выглядит очень привлекательно и зелено. Видимо, это тоже дело рук компании.

Один из самых популярных у туристов районов Сиэтла — Seattle Center, появившийся на карте города в преддверии Всемирной выставки 1962 г. Это большой культурный, художественный и развлекательный центр, включающий в себя комплекс зданий и сооружений, где разместились три музея, театры и кинотеатры, парк скульптур и т. д. Но главный его объект — это знаменитая 185-метровая башня Space Needle («Космическая игла»).

Многоликий Сиэтл

Space Needle (Космическая игла)
Space Needle ("Космическая игла")

«Космическая игла» считается главным символом Сиэтла. На башне работает смотровая площадка, где мы побывали в 2011 году. Сверху открываются замечательные виды на город.

Панорама Сиэтла на фоне бухты Эллиот. Фото 2011 года.

У подножия башни находится здание Центра музыки (сейчас он называется Музеем поп-культуры). Автор — знаменитый американский архитектор Фрэнк Гэри — нафантазировал что-то немыслимое из деформированных разноцветных листов металла.

Музей поп-культуры знаменитого американского архитектора Фрэнка Гери.

Неудивительно, что многие архитектурные критики считают эту работу Гэри неудачной, хотя сам музей пользуется достаточной популярностью у любителей современной музыки. Он был основан в 2000 году Полом Алленом — одним из соучредителей компании Microsoft. Там есть, в частности, залы с экспозициями вещей легендарных исполнителей, рожденных в Сиэтле, — Джимми Хендрикса и Курта Кобейна.

Музей поп-культуры, вид сверху  (источник: интернет)
Музей поп-культуры, вид сверху (источник: интернет)

Недалеко от этого места другой соучредитель компании Microsoft — Билл Гейтс — построил комплекс зданий своего благотворительного фонда. При визите туда нас удивили две вещи. Во-первых, то, что там, помимо обязательного ношения масок (в то время этого не требовалось практически нигде), нас попросили предъявить свидетельства вакцинации от ковида. Мы к этому были совсем не готовы, правда, после некоторых поисков смогли найти фотокопии в телефоне. Во-вторых, нас там просто поразило одно из творений, выполненных на деньги Фонда, — выставленный на обозрение публики наномембранный туалет.

Как утверждает поясняющая табличка, наномембранный туалет преобразует отходы жизнедеятельности в лишенные патогенов воду и пепел, которые можно снова использовать. Сколько стоит изготовление такого туалета, работники Фонда не знали.

Новым для нас объектом в районе Космической иглы стал Стеклянный сад Чихули (Chihuli Garden and Glass). Дэйл Чихули — местный выдающийся (вероятно, самый известный на сегодняшний день в мире) художник-стеклодув. Мы видели его работы в разных местах в Штатах и стали большими его поклонниками. Поэтому на эту экспозицию в Сиэтле пошли с большим энтузиазмом и не разочаровались. Подробнее об этом расскажем в отдельном фотоальбоме.

В cтеклянном саду Чихули.

Одно из самых посещаемых туристами мест в Сиэтле — это крытый рынок Пайк Плейс маркет (Pike Place Market), непрерывно работающий в городе с 1907 года. Своё название рынок получил благодаря одноименной улице, в начале которой он расположен, — Пайк Плейс («Щучье место»). Этот рынок — это целый городок, занимающий несколько кварталов Сиэтла на побережье бухты Эллиотт. Он включает в себя многочисленные разноэтажные здания в целом невыразительной архитектуры.

Рынок Пайк Плейс (Pike Place Market). Фото 2011 года.

Рядом с одним из этих зданий поставили бронзовую свинью-копилку по имени Ракель (Piggy Bank Rachel) — неофициальный талисман рынка. Говорят, что ежегодно посетители рынка набрасывают в нее 6–9 тыс. долларов в разной валюте. Отполированность Ракель свидетельствует об уверенности людей в том, что прикосновение к ней приносит удачу.

Свинья-копилка по имени Ракель - неофициальный талисман рынка. Ракель - кормящая мать. Наверно, таким больше подают:).

На этом рынке продается, как кажется, все: фермерская продукция, цветы, поделки, сувениры, книги, антиквариат и т. д. Но самое сильное впечатление производят ряды морепродуктов. Правда, показалось, что в 2011 году ассортимент был пошире, а цены — однозначно ниже (раза в два).

Ряды морепродуктов на Пайк Плейс маркет. Цены за 1 фунт (=454 г). Снимки и, соответственно, цены 2011 года.

А это - уже в 2022 году. Цены за 1 фунт (=454 г).

Этот рынок стал и своеобразной сценой для уличных актёров и музыкантов, разного рода развлечений для детей и взрослых. Даже в рыбных рядах продавцы периодически устраивают шоу на радость посетителям, подбрасывая рыбьи тушки в воздух и ловко их подхватывая налету, перебрасывая их от одного продавца к другому.

Продавец шаров на рынке. Фото 2011 года.

Уличный музыкант у самой первой в Штатах кофейни Старбакс, открытой в 1971 г. на территории рынка Пайк Плейс. Фото 2011 года. Кстати, Старбакс - не единственная кофейная компания, рожденная в Сиэтле, за что он носит также и имя город кофе
Уличный музыкант у самой первой в Штатах кофейни Старбакс, открытой в 1971 г. на территории рынка Пайк Плейс. Фото 2011 года. Кстати, Старбакс - не единственная кофейная компания, рожденная в Сиэтле, за что он носит также и имя "город кофе"

Самый старый район города находится в районе Pioneer Square, что можно перевести как площадь Первооткрывателей. Европейские поселенцы-основатели Сиэтла пришли сюда в 1852 г. Индейцы, жившие здесь веками, встретили пришельцев радушно. В честь гостеприимного вождя поселку дали его имя — Сиэтл.

Сохранившееся фото вождя Сиэтла (из Музея истории и промышленности) и его бюст в современном Сиэтле. Пояснительная табличка к фото вождя говорит, что он убедил местных индейцев подписать с американскими властями соглашение о передаче властям прав на использование земель, где сейчас расположен Сиэтл и прилегающие к нему территории. Есть за что памятники ставить.

Индейское прошлое региона в сегодняшнем городе отражается не только в его имени, но и в находящихся здесь памятниках. В 1909 г. в небольшом парке в центре квартала Первооткрывателей установили бюст вождя Сиэтла, а еще ранее — в 1899 году — индейский тотемный столб. Тотем был подарен городу местными предпринимателями, которые во время своей поездки на Аляску самовольно забрали его из индейской деревни. В 1938 году оригинальный тотем, ставший к тому времени одним из символов города, сильно пострадал от поджога. Городу пришлось заказать у индейцев копию, заплатив, как говорят, двойную цену — в порядке компенсации за фактически украденный с Аляски оригинал. Теперь в Сиэтле стоит копия тотема.

Тотемный столб Сиэтла. Фото 2011 года.

Еще одна площадь в этом регионе запомнилась своими индейскими скульптурами и бомжеватой публикой.

В 1889 году в городе случился разрушительный пожар, вошедший в историю как Большой пожар Сиэтла (Great Seattle Fire). К этому моменту в городе проживало уже 40 тыс. жителей. Большинство деревянных построек тогда сгорело, а на их месте достаточно быстро возвели каменные и кирпичные здания, частично сохранившиеся и поныне. Деньги, накопленные городом в период Золотой лихорадки (а Сиэтл был тогда «Вратами на Аляску»), после пожара стали вкладывать в строительство высотных домов. И соответствующие технологии тогда уже появились.

Здания конца 19-го века. Фото 2011 года.

У Сиэтла есть еще один неофициальный титул — «Изумрудный город» (Emerald City). Имеется в виду, что город и прилегающие районы заполнены зеленью круглый год — во многом благодаря мягкому морскому климату и активной городской политике в этом отношении. Читали, что некоторое время назад городские власти решили создать зеленые пространства так, чтобы во всех микрорайонах Сиэтла был хотя бы один парк в 10-минутной пешеходной близости. Судя по всему, они своей цели достигли, парков в городе действительно очень много. Мы посетили несколько из них.

Олимпийский парк скульптур (Olympic Sculpture Park) находится прямо на берегу залив Пьюджет. Этот парк был создан на месте бывшей промзоны, принадлежавшей нефтяной компании Union Oil, и знаменит своими современными скульптурами. В большинстве своем они абстрактные, но некоторые из них «зацепили» и нас.

В Олимпийском парке скульптур.

Еще один парк Сиэтла, где приятно было побродить в жару, — Волонтерский парк (Volunteer Park). Это ландшафтный парк на холме с большими лужайками, рощами деревьев и множеством цветов, спроектированный братьями Олмстед (сыновьями знаменитого Фредерика Лоу Олмстеда — автора дизайна Центрального парка в Нью-Йорке). Джон Олмстед был главным проектировщиком фирмы в Сиэтле и разработал для города систему взаимосвязанных бульваров длиной 32 км, которые соединяли парки и игровые площадки, зеленые дорожки, естественные озера и водные пути.

В Волонтерском парке.

Скульптура Черное солнце Исаму Ногучи (в просторечии именуемая «Пончик»), сквозь которую видно Космическую иглу.
Скульптура "Черное солнце" Исаму Ногучи (в просторечии именуемая «Пончик»), сквозь которую видно Космическую иглу.

В парке есть оранжерея по образцу лондонского Хрустального дворца. Это чудо из кованого железа укрывает под своей крышей бромелии, папоротники, орхидеи, кактусы/суккуленты и разнообразные сезонные растения.

В Оранжерее в Волонтерском парке.

В 1932 году в парке было построено здание в стиле арт-деко, где сейчас располагается впечатляющий Музей азиатского искусства Сиэтла с незаурядной коллекцией. О нем расскажем отдельно.

Музей азиатского искусства Сиэтла.

Ну и напоследок — о визите в Парк Керри. Именно с его смотровой площадки, по общему мнению, открывается лучший вид на Сиэтл. Оттуда хорошо видно все знаменитые объекты города.

Вечерний вид на Сиэтл из парка Керри (Kerry Park): Космическая игла, возвышающаяся над башнями Сиэтла, справа – воды залива Пьюджет-Саунд, а на заднем плане - как призрак в небе, заснеженная вершина горы Рейнир.

Гора Рейнир (Mount Rainier, 4392 м высотой) находится в 90 км юго-восточнее Сиэтла, но в ясный день ее можно увидеть из города даже на таком расстоянии. Если жители Сиэтла говорят: «The mountain is out», не уточняя название горы, то все знают, о чем идет речь, и что погода в этот день хорошая.

Многоликий Сиэтл

Заснеженная вершина горы Рейнир как бы висит над городом.

Экскурсовод на лодочном туре сказала, что по статистике, гору Рейнир можно увидеть из Сиэтла всего 90 дней в году. Так что, если «the mountain is out» — это всегда радость, которую нам тоже довелось испытать и в 2011, и в 2022 годах.

The mountain is out!: гора Рейнир, вид из порта. Снимок 2011 года.
"The mountain is out!": гора Рейнир, вид из порта. Снимок 2011 года.

The mountain is out!: гора Рейнир, вид из парка Керри на закате.
"The mountain is out!": гора Рейнир, вид из парка Керри на закате.