Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 12:32
В поездке

Альбукерке — США Декабрь 2019

Содержание рассказа:

Часть 1: Альбукерке и Национальный монумент «Скалы-Палатки»

Часть 2: Санта-Фе

Часть 3: Лос-Аламос. НМ Бандельер. Рио-Гранде.

Часть 4: Таос

Часть 5: Джорджиа О’Кифф и Ранчо Призрак

Часть 6: Пик Ангела. Пустошь Бистай. НМ «Плохая земля»

Часть 7: «Художник Николай Фешин в Таосе»

Южная часть США состоит из территорий, большинство которых до середины 19-го века в течение 25 лет входили в состав Мексиканской империи. Эти земли достались американцам в результате их победы в американо-мексиканской войне 1846–1848 годов. А мексиканцам те территории, в свою очередь, отошли в 1821 году — после подписания декларации о независимости Мексики от Испании. До того момента (в течение почти 300 лет!) — на этих землях располагалась колония Испании в Америке, носившая название Новая Испания. Эта колония была образована на территории бывших индейских государств (ацтеков, майя) и других земель, населенных индейскими племенами. В результате походов Эрнана Кортеса и других испанских конкистадоров они были покорены и, начиная с 1522 года, присоединены к владениям испанского короля. В состав Новой Испании входили территории сегодняшней Мексики, других Центральноамериканских государств, а также несколько штатов нынешних США (Флорида, Калифорния, Техас, Аризона, Юта, Колорадо, Невада и Нью-Мексико — см. карты 1 и 2).

Карта 1. Территория Новой Испании в 1819 году (выделена розовым цветом). Источник: ru.wikipedia.org

Драматическая история этого региона, а также тесное переплетение четырех культур и традиций (индейской, испанской, мексиканской и американской) всегда делают путешествия в южную часть США интересными и запоминающимися. К местным магнитам надо добавить и разнообразные природные красоты, которыми щедро одарена страна в целом и ее южные штаты — в частности.

В декабре 2019 года мы совершили одну из таких поездок — в штат Нью-Мексико (New Mexico, карты 2 и 3), которую полуофициально называют «Землей очарования» (англ. Land of Enchantment, исп. Tierra de Encanto). И это о многом говорит. Не случайно в разные годы многие представители творческих профессий, особенно художники, выбирали Нью-Мексико в качестве своего постоянного места жительства. Об этом мы тоже расскажем.

Карта 2. Штат Нью-Мексико в США. В масштабах США Нью-Мексико – это пятый по площади штат. В то же время, численность его населения невысокая – всего около 2,1 млн. чел.

Наш маршрут подробнее показан на карте 3. Начинали и заканчивали мы свое путешествие в Альбукерке (Albuquerque) и далее посетили Санта Фе (Santa Fe) — Национальный монумент «Скалы-Палатки» (Tent Rocks NM) — Лос Аламос (Los Alamos) — Национальный монумент «Бандельер» (Bandelier NM) — Таос (Taos) — Ранчо Призрак (Ghost Ranch) — Пик Ангела (Angel Peak) — Пустошь Бистай (Bisti Badlands) — Национальный монумент «Плохая земля» (El Malpais NM). Наш маршрут, пройденный в декабре 2019 г., обозначен на карте синей пунктирной линией, перемещались мы на арендованном автомобиле против часовой стрелки. Все описанные в рассказе места подчеркнуты красной линией и обозначены цифрами, на которые в тексте даны ссылки. На карте 3а (вторая в слайдере) показано наше путешествие в масштабе всего штата Нью-Мексико.

Карта 3. Штат Нью-Мексико: наш маршрут обозначен на карте синей пунктирной линией, перемещались мы против часовой стрелки. Все описанные в рассказе места подчеркнуты красной линией и обозначены цифрами, на которые в тексте даны ссылки.

Часть 1. Альбукерке (Albuquerque)

Альбукерке — самый большой город Нью-Мексико (560 тыс. чел., точка 1 на карте 3), хотя и не столица штата. Большинство авиарейсов прибывает именно туда. По итогам поездки можно констатировать, что Альбукерке — не самое запоминающееся место в этом штате, но его посещение стало своеобразным прологом к тому, что мы видели в ходе дальнейших перемещений. Уже здесь с самого первого дня мы начали знакомиться с драматической историей региона, наблюдать переплетение различных культур и традиций.

Испанские колонизаторы пришли в эти места, населенные индейцами, в 1530-е годы. Поначалу они там искали сказочные богатства семи золотых городов (Ciudades de oro), — согласно популярной в те времена легенде, — но безуспешно. А с конца 16-го века началось интенсивное освоение этих земель. Так, в частности, в 1598 г. большой караван испанских переселенцев во главе с Доном Хуаном Оньяте отправился из Мексики на север осваивать новые территории вдоль реки Рио Гранде. В результате в составе колонии Новая Испания появилась провинция Новая Мексика, и Дон Оньяте стал ее первым губернатором.

Этому событию посвящен монумент «Путешествие» (исп. La Jornada) в Альбукерке. Монумент огромный (одной фотографией показать невозможно): 24 фигуры в полный рост плюс повозки, кони, быки, овцы и т. д. — участники того каравана (фото 1–5). Дон Оньяте «прославился» крайней жестокостью к местным индейцам, и отношение к нему в штате и городе (и, соответственно, к этому монументу) до сих пор неоднозначное.

Нью-Мексико: Альбукерке и НМ «Скалы-Палатки»

Альбукерке как испанский колониальный пост был основан в 1706 году. Считается, что своим именем он «обязан» испанцу Франсиско Фернандесу-де ла Куэва, герцогу Альбуркерке (в современном написании названия города одна из «р» опускается, а в русском часто отбрасывают и последнее «е»). В Испании он был герцогом Альбуркерке, а в Новой Испании — вице-королем. Ему в Альбукерке поставлен памятник (фото 6).

От испанского периода истории в городе сохранилось не только имя — Альбукерке, но также и впечатляющее здание католической церкви Сан Фелипе де Нери (фото 7–9). Как и сам Альбукерке, эта церковь была основана в 1706 г., нынешнее здание — постройки 1793 г. Позже к зданию церкви добавили симметричные колокольни в готическом стиле. Эклектика, конечно, но дополненная глинобитными стенами и ограждением выглядит очень импозантно.

Нью-Мексико: Альбукерке и НМ «Скалы-Палатки»
Фото 7-8. Католическая церковь Сан Фелипе де Нери  - часть испанского наследия штата. Накануне нашего приезда в Альбукерке выпал снежок, что добавило прелести его видам.
Фото 7-8. Католическая церковь Сан Фелипе де Нери - часть испанского наследия штата. Накануне нашего приезда в Альбукерке выпал снежок, что добавило прелести его видам.

В Альбукерке, как и во всем Нью-Мексико, сильно и мексиканское влияние (фото 10–12). Не только потому, что Мексика — ближайший сосед, но и потому, что в течение 25 лет (1821–1846) нынешняя территория Нью-Мексико была частью независимого мексиканского государства. Выиграв войну 1846–48 гг., Соединенные Штаты аннексировали около 55% национальной территории Мексики, забрав себе земли, где теперь расположились штаты Калифорния, Нью-Мексико, Аризона, Невада и Юта. Нью-Мексико вначале получил статус Территории, а затем в 1912 г. он был включен в состав США в качестве одного из штатов. Сейчас Нью-Мексико имеет самую большую долю испаноговорящего населения среди всех американских штатов, причём частично это потомки белых испанских переселенцев.

Фото 10. Мексиканское кафе в центре Альбукерке. Мексиканские музыканты мариачи, кактусы и связки перцев под крышей.
Фото 11. Рождественский интерьер мексиканского кафе в центре Альбукерке

Альбукерке показателен для Нью-Мексико и с архитектурной точки зрения. Характерный и очень узнаваемый стиль архитектуры этого штата — стиль пуэбло. Многие его черты были заимствованы от традиционных глинобитных домов индейцев племени пуэбло (подробнее об этом — в части 2 про Санта Фе). В Альбукерке есть целый городок, построенный в стиле пуэбло, — комплекс зданий кампуса Университета штата Нью-Мексико (фото 13–17).

Фото 13-17. Здания Университета штата Нью-Мексико. Все построены в стиле пуэбло

Еще одно заметное здание в городе, построенное почти 100 лет назад и сочетающее в себе архитектурные стили пуэбло и арт-нуво с индейскими декоративными элементами — КиМо театр (KiMo Theater, фото 18).

Из Альбукерке наш путь лежал в Санта Фе, почти на полпути к которому находится любопытный природный объект — Национальный монумент «Скалы-Палатки» (Kasha-Katuwe Tent Rocks NM, точка 2 на карте 3). С него и началось наше знакомство с природными чудесами Нью-Мексико.

Название монумента складывается из двух имен. Первое — Каша-Катуве (Kasha-Katuwe), что в переводе с одного из местных индейских языков означает «белые скалы». Горные породы там действительно преимущественно светлого цвета и имеют вулканическое происхождение. Второе имя в названии этого национального монумента — Tent Rocks (скалы-палатки, или палаточные скалы) — это уже лингвистический вклад современных американцев.

Как считается, вулканическое извержение там произошло 6–7 млн. лет назад, и отложения из пемзы, туфа и пепла (все — мягкие породы!) затем подверглись многовековой эрозии. В результате на этой территории образовались каньоны и многочисленные скальные «палаточные городки». Название скалы-палатки происходит из характерной конической формы многих образований в этом парке. Некоторые из них сохраняют сверху «шапочки» из более твердых пород.

В этом парке две туристских тропы. Одна идет через узкий каньон наверх, к смотровой площадке, откуда на «палаточный городок» открывается вид сверху. На эту тропу мы не попали: была закрыта из-за частичного обледенения. Вторая тропа идет внизу, вдоль склонов, позволяя поближе рассмотреть скалы-палатки. Именно это отражают наши фотографии 19–25.

Фото 19 - 25. Национальный монумент  Скалы-Палатки
Фото 19 - 25. Национальный монумент " Скалы-Палатки "