Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Чукотский автономный округ — Россия Август 2020

Пролив Сенявина. Продолжение.

Перекусив (заботливая Нина не только кормила нас на кордоне, но и собирала сухпаек в дорогу), мы в очередной раз напялили на себя скафандры и загрузились в лодки. Буквально сразу мы снова встретили серых китов, и гонялись за ними до тех пор, пока один из них не проплыл прямо под нашей лодкой. Огромная туша в пятнах балянусов прошла хорошо, если метрах в полутора под лодкой… Какие же они огромные! Было ощущение, что наша лодка в длину меньше, чем кит в ширину…

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

На самом деле момент был опасный, кит мог запросто перевернуть лодку одни легким движением, поэтому мы решили больше не рисковать, и поплыли в сторону дома, а вернее, на остров Кынкай. Это был самый близкий к балку остров, мы его называли «Домашний». На Кынкае тоже гнездились ипатки с топорками, помимо остальных птиц, но за два часа, которые мы провели на острове, снять топорков опять не получилось!

В этот момент как-то очень резко начала портиться погода, небо затянуло тучами, подул ветер, и синее гладкое море тут же покрылось серыми волнами. Мы решили не испытывать судьбу, быстренько загрузились в лодку, и от греха подальше, прыгая по волнам, отправились в сторону балка.

Кстати, балок был сооружен в этом месте не просто так. Выше по реке, километрах в полутора, из земли бьют горячие радоновые источники. В свое время ребята из Берингии выкопали небольшой бассейн, поставили около него лавочки — получилась этакая купальня. Очень хорошо, что она была, ибо если вопрос с туалетом был решен, то помыться все равно было негде. Успешно вернувшись с Кынкая, мы решили проверить источник, а заодно и искупаться. К источникам вела тропинка, где через мох (можно было поклевать шикши или голубики), где по каменистым осыпям.

Бассейн был не сказать, что большой… Метра два на три, и глубиной мне по грудь. А вот водичка там была! Кипяток! Игорь сказал, что из-под земли она выходит с температурой 80 градусов, такой же, по паре пластиковых труб, попадает в бассейн. Спуститься в такой кипяток было ох, как нелегко! Но, чуть попривыкнув, дышать стало легче, а тут еще оказалось, что Олег прихватил с собой коньяк… Жизнь не то, чтобы налаживалась, а прямо-таки била ключом! Горячим, радоновым!)))

На следующий день я встал в пять утра, и пошел бродить по окрестностям, благо погода была отличная! Мои брожения были не зря, я сфоткал молодого лапландского подорожника, который за все время мне попался всего второй рай.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

После завтрака мы втроем «арендовали» Алексея с лодкой (Олега с семейством Игорь повез в другое место), и отправились на Ачинкинкан с твёрдым намерением снять уже топорка.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

По дороге нам снова попалась троица горбачей, и Алексей, как потомственный китобой, умудрялся настолько точно угадывать, где они должны всплыть, что, пожалуй, в этот день мы сделали лучшие китовые фотографии.

Пока шли до острова — погода испортилась.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

Мы высадились на остров, а Алексей поплыл проведать жену в Янракыннот, обещав вернуться за нами после четырех. Мы разбрелись по островку в разные стороны, с целью найти место, где можно снять топорков. Островок был практически круглой формы, с пологим берегом, который плавно поднимался к полукруглой вершине острова с одной стороны, и каменистым обрывом на другой, где и был птичий базар. Саша пошел направо вдоль берега, я решил подняться на вершину чтобы осмотреться, а Сергей не торопясь шел следом за мной.

По дороге я встретил нескольких журавлей, с криком пролетевших в вышине, спугнул (к моему великому сожалению) сапсана, и вызвал неадекватную реакцию у бургомистров, которые с воплями носились надо мной, с переменным успехом обстреливая меня гуано.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

Поднявшись на пологую, поросшую мхом, вершину, я огляделся, и не увидев ничего интересного, начала спускаться вниз в другую сторону, где над водой носились чайки, а значит была какая-то жизнь. Совершенно не думая ни о чем плохом, я бодро топал вниз по склону, пока вдруг передо мной не открылась большая часть спуска к морю, где носились и галдели чайки. И тут я увидел медвежью голову, торчащую поверх невысокой прибрежной растительности.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

Еще раз — остров небольшой и голый, а медведь — большой и лохматый. Из оружия у нас были только фотоаппараты, не было даже паршивой ракетницы. Это уже потом мы стали брать с собой фальшфейеры. Стараясь сильно не дергаться, я сделал несколько фоток мишки (ибо без подтверждения мне бы никто не поверил), который, к счастью, сидел спиной ко мне, включил задний ход, и пятился, пока склон холма не скрыл от меня медведя. Тут я повернулся, и припустил обратно, прикидывая, где все. Первым я встретил Серегу, который потихоньку поднимался мне навстречу, а вот Саши видно не было. Он шел вдоль берега ровно в сторону медведя. Предъявив Сереге фотки, мы поскакали искать Сашу. Как я говорил, никаких укрытий на острове не было, и найти на нем человека можно было без особых усилий. Что нам, что медведю. Саша пробирался между камней вдоль берега, явно подкрадываясь к какой-то птичке, но тут мы с Серегой начали свистеть и махать руками. Саша понял, что-то неладно, и поднялся к нам. Обсудив все варианты (нас трое — медведь один, оружия нет, лодки нет), мы поняли, что ничего хорошего нас не ждет.) Прикинув, в какой стороне медведь, мы пошли на противоположную от него сторону. К счастью, там оказался птичий базар, который, кстати, тоже может приманить к себе медведя, ибо вкусных птенцов и яйца никто не отменял. Среди бесчисленных кайр и бургомистров попадались и искомые топорки, так что мы заняли стратегические, на наш взгляд места, в надежде, что медведь к нам не придет, а топорки прилетят.

Тонкоклювая кайра, Uria aalge inornata, Common Murre

Берингов баклан, Phalacrocorax pelagicus, Pelagic Cormorant

Кайры и моевки

Мы с Серегой постарались выбрать не очень засранное птицами место, и завалились на травку неподалеку от небольшого карниза, откуда при нашем приближении слетел топорок. Минут через 15 птица вернулась, и наконец-то там выдалась возможность от души его поснимать, мы даже про медведя забыли. Пролежали мы там часа два, наснимавшись этого топорка на год вперед. Хочется отдать должное этой птичке — он поворачивался то одним боком, то другим, тряс головой так, что развивались косички, зевал, широко открывая свой «пластмассовый» клюв, махал крыльями — настоящая звезда!

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

Больше ничего интересного там не было (кайр, моевок и бакланов мы сняли по пути), нашли Сашу, залегшего за каким-то камнем, и спустились к морю, в то место, где Алексей нас высадил. Время было начало первого, а Алексея, как вы помните, мы попросили приехать за нами часам к четырем…)))

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

Мы уселись на травку, съели сухпай, и начали ждать, гадая, кто за нами быстрее придет- Алексей или медведь. Нам повезло, и первым пришел Алексей. Вернее, приплыл. В половине пятого. Сказать, что мы были ему рады — это ничего не сказать! Особенно если учесть, что погода совсем испортилась, и начал моросить дождик. Обратная дорога нам не понравилась, задувал холодный ветер, поднялись изрядные волны, холодные брызги от которых до и дело захлестывали лодку, а заодно и нас. Плюс лодка прыгала, как бешенный жеребец — надо было держаться самим, держать фотоаппараты и т. д.

Несмотря на ненастный вечер, утро следующего дня было замечательным! Мы обрадовались хорошей погоде, позавтракали, и быстренько поплыли на ближайший остров Кынкай. Тут мы разбрелись кто куда, и мне повезло, я нашел просто отличное место, залег в траве, и с удовольствием снимал топорков и ипаток, часа, наверное, два.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

Потом они мне надоели, и я спустился по камням вниз, ближе к воде. Тут можно было снимать блестевших на солнце беринговых бакланов с птенцами, плавающих внизу каменушек, и тихоокеанских чистиков, которые раньше никак не попадались на приемлемом расстоянии.

Чистики оказались на редкость живыми и позитивными птичками. Они летали туда-сюда с рыбками в клювах, садились рядком на камни прямо напротив меня, крутили головами на длинных шеях, и то и дело свистели, широко открывая ярко-красную пасть. В тот день я в них просто влюбился!

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

К обеду мы вернулись в балок, я снова взял фотоаппарат, и пошел гулять в поисках разной мелочевки. Птичек почему-то почти не попадалось, зато я обнаружил, что вверх по реке идет горбуша! Конечно, это было не так, как показывают по телевизору, когда из-за рыбы буквально не видно воды, но, если видишь это впервые, то зрелище реально завораживает!

Самцы, высовывая из воды высокий фиолетовый горб и щелкая челюстями, преодолевали перекаты, влекомые вверх по течению миллионнолетним инстинктом, чтобы выполнить свое предназначение и умереть. Стройные самки проскакивали по мокрым камням как серебристые молнии. Иной раз среди коричневатых горбуш попадалась крупная алая нерка.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

Я сел на бережке напротив переката, и попытался снять преодолевающую препятствие рыбу. Должен заметить, что сфотографировать рыбу куда как сложнее, чем птичку! Вроде вот она, стоит против течения, собираясь с силами, совсем рядом, хоть руками бери… Наводишь на нее фотоаппарат, ждешь, и вдруг раз! Плеск, брызги, и рыба уже за перекатом. А самки вообще проскакивают без предупреждения. Тем не менее, удалось сделать несколько кадров, потом начало темнеть, и я четко понял, что тут есть, чем заняться — в следующие дни фото-рыбалке было посвящено изрядное время!

Пока возвращался с рыбалки в балок, набрал подберезовиков, которые росли на покрытых мхом кочках.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

Вернувшись в балок, я обнаружил, что у нас гости. Чукчи с поселка Янракыннот забили кита, квота на добычу которых выдается местному населению. В честь удачной охоты все местные, включая нашего Алешу, напились, а пьяный чукча — это трындец. Это мы встаем на следующий день, похмеляемся пивом-кефиром-рассолом, кто к чему привык, и идем на работу. Чукча на следующий день не живой вообще. Как вариант, на следующий-следующий день тоже…

Но зато нам перепало немножко китового мяса и мактак — слой жира на шкуре, который местные едят сырым.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 10

Очень любопытная штука — серая, напоминающая мрамор, шкура толщиной около сантиметра, и беловатый жир, тоже сантиметр-полтора. Они режутся на тонкие кусочки (толстый фиг разжуешь), и употребляются в пищу в сыром или вареном виде. Если верить интернету, то в мактаке витаминов и всяких аминокислот столько, что мама не горюй! Тем не менее, сырой мактак нам не понравился, после чего Нина его отварила, и, вареный, он пошел под коньяк на ура! А вареное китовое мясо по вкусу и консистенции напоминает говядину, только цвет у него темно-коричневый, и на вкус слегка отдает рыбой.