Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Чукотский автономный округ — Россия Август 2020

Пролив Сенявина. Начало.

Итак, 4 августа, в начале девятого утра, можно было наблюдать, как мы в очередной раз таскаем наши баулы туда-сюда, пытаясь разместить их, коробки и пакеты с едой, ящики с водкой и самих себя в две машины. Спустя некоторое время нам это удалось, и мы попылили в сторону залива Румилет, откуда на лодках мы должны были плыть на нашу последнюю точку — пролив Сенявина.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

До залива добрались без особых проблем, выгрузили барахло и загрузились в лодки. Нет, все было гораздо сложнее, чем я написал.

Для начала нам выдали теплые, толстые, тяжелые, непромокаемые и не продуваемые комбинезоны, которые нам приходилось одевать каждый раз, как мы собирались куда-нибудь плыть. А плавали мы каждый день. Контингент в нашей компании (кроме меня) был не сказать, что худенький, поэтому пока мы распихали себя по скафандрам (как мы тут же окрестили комбинезоны), прошло энное время. Посмотрев на две лодочки, на которых нам предстояло преодолеть часть Берингова моря, в мою душу закрались сомнения. Небольшие алюминиевые лоханки не казались способными перевозить толпу мощного народа в скафандрах и тонну-другую багажа по не самому спокойному морю. Но все было предусмотрено — нас распределили по лодкам — Олег с семейством занял одну, мы — другую, взяли с собой только самое необходимое (сумки с аппаратурой и водку), и отправились в плавание.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Ах да, к этому моменту наша компания пополнилась новыми лицами — к нам присоединилась повар Нина — скромная чукотская женщина, которая в последующие дни кормила нас просто на убой, и Алексей, молодой парень родом из поселка Янракыннот, который исполнял роль капитана второй лодки.

Первой лодкой правил наш незаменимый Игорь.

Море было довольно спокойным, светило солнце, было не холодно. Лодочки прыгали по небольшим волнам всю дорогу до бухты Гильмыпынг, где нам предстояло провести последние дни нашего путешествия. Минут 30–40 спустя, лодки проскрипели носами по каменистому берегу, высадив нас около балка. Балок Сенявина представлял собой просторный сруб с небольшим предбанником и одной большой комнатой с лежанками, печкой, кухней и вторым этажом-чердаком, который тут же оккупировали дети. Места хватало всем, Сергей, Саша и я заняли нижние нары, а Олег с Леной (вот ведь фанаты!!!) снова разбили палатку в некотором отдалении от балка. Слева от балка был, так сказать, хозблок, где жили Игорь, Алексей, Нина и кто там еще потом был, так же нам готовили еду. Справа от балка был (о счастье!!!!) капитальный туалет, срубленный из таких же толстых бревен, как и балок. Вспоминая ветренные просторы на мысе Чаплина, это немудреное строение обрадовало нас чуть ли не больше, чем сам балок.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Пока мы заселялись, лодки отвалили обратно на Румилет за нашими вещами, которые мы благополучно получили парой часов позже. Пока туда-сюда, я погулял вокруг балка. Он стоял на берегу совсем мелкого заливчика, отделенного от открытого залива песчано-галечной косой. Слева, если встать лицом к морю, в залив впадала река Ключевая, далеко сзади и по сторонам нас окружали пологие сопки. Место было красивое!

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Но гулял я не просто так, заодно я смотрел, какие есть в округе птички. Были обнаружены берингийские трясогузки, каменки, сибирские коньки.

Сибирский конек, Anthus gustavi gustavi, Pechora Pipit

Итак, в этом месте мы должны были провести целых восемь дней, и планы у нас были грандиозные. Мы планировали посетить близлежащие острова — Кынкай, Меркинкан, Ачинкинкан, Нунэанган, Итыгран. В большинстве своем (кроме Итыграна) это совсем небольшие островки, которые за час можно обойти по периметру, а на некоторые и высадиться нельзя. Они славятся птичьими базарами, где гнездятся тысячи и тысячи птиц — тонкоклювые и толстоклювые кайры, моевки, бакланы, чистики, ипатки и топорки, встречи с которыми мы особенно ждали, ну и другие птицы. В море Игорь нам гарантированно обещал китов, возможность увидеть сивучей, тюленей, а если повезет, то и моржей.

Разобравшись с прибывшими вещами, мы натянули скафандры, загрузились в лодки, и оправились в наше первое плавание. Целью был остров Меркинкан. Не успели мы толком выйти в открытое море, как Игорь увидел фонтан. Резко заложив штурвал, мы помчались к месту, где только что всплыл кит.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Соревноваться с ними было интересно. Кит всплывал, делал два-три выдоха, и нырял, махнув широченным хвостом. Игорь останавливал лодку, и мы, качаясь на волнах, смотрели по сторонам, ибо кит мог вынырнуть в любом месте. Завидев фонтан, мы тут же мчались в сторону кита, стараясь успеть догнать его до того, как он снова нырнет.

Первыми нам попались сразу два горбача. Ай, как это было офигенно! В предыдущие годы я предпринял несколько попыток увидеть китов, но мне катастрофически не везло, в лучшем случае я видел совсем маленький кусочек. Тут же… Киты разве что только не выпрыгивали из воды (а жаль!). Киты синхронно всплывали, выдыхали фонтан горячего воздуха, при этом иной раз так близко, что нас окатывало мелкими, пахнущими рыбой, брызгами, изгибали спину, и, изящно махнув хвостами, ныряли в прозрачную воду… Мы как сумасшедшие щелкали фотоаппаратами, я так двумя, так как частенько в 300 мм влезал только небольшой кусочек кита, поэтому приходилось пользоваться зумом.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Погоняв китов, мы добрались до Меркинкана, где высадились на берег.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Первое, что нам попалось — это просто целые поля морошки! О Боги, если бы нас не ждали птички, я бы дальше и не двинулся. Там можно было просто лечь в мягкий мох, и практически не двигаясь с места обрывать спелые, оранжевые, истекающие соком ягоды.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Но птички, птички, будь они неладны!!! С трудом оторвавшись от морошки, я поспешил за нашими, которые ушли дальше. На острове была большая колония ипаток и меньшее количество топорков. Мы залегли за камнями, в попытках подстеречь и снять этих прикольных птичек. Съемка шла с переменным успехом, ипатки были более лояльными, а вот топорки никак не давались!

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Проведя энное время в попытках заснять птичек, мы вернулись к лодкам (самое сложное было преодолеть поля морошки), и поплыли к острову Ачинкинкан, на который и высаживаться было не надо (да и места для высадки там не было). На отвесных склонах острова метров 15–20 высотой, были птичьи базары. Галдели, гадили и летали туда-сюда сотни и сотни кайр и моевок, на камнях сидели важные топорки в траурных нарядах, тянули длинные шеи беринговы бакланы. Зрелище, должен вам сказать, просто завораживающее!

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

На обратном пути к кордону нам снова встретились киты, которые, должен заметить, встречались практически каждый раз, как мы выходили в море.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Дома нас ждал приготовленный Ниной ужин, водка, пересказ сегодняшних впечатлений и красивый закат — замечательное время!

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

На следующий день мы стартовали в шесть утра, нас ожидала насыщенная программа. Погода стояла прямо не Чукотская — тепло, солнышко, нет ветра… Сегодня наш путь лежал на совсем крохотный остров Нунэанган, он же и самый дальний в этом «архипелаге» — за ним только море, и… Аляска. По дороге нам снова попались киты — в этот раз серые.

Подплывая к острову, с длинной косы мы шуганули целую стаю ларг.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Эти осторожные животные, на которых охотятся местные, совершенно не подпускают к себе людей. Если они на берегу. А вот находясь в своей стихии, они могли вынырнуть прямо около лодки — раз, и совершенно неожиданно из воды показывается круглая голова с огромными удивленными карими глазами. Пока ты в свою очередь таращишь глаза на нее, ларга исчезает в воде, и только тут ты соображаешь, что так ее и не снял…

Нашей целью был птичий базар, но в процессе обхода острова, мы обнаружили на скалах нескольких отдыхающих сивучей. Это крупнейшие представители семейства ушастых тюленей, матерые самцы достигают длины 3,5 метра и весят до тонны! Самочки на треть короче и в три раза легче самцов. Обитают сивучи вдоль побережья Охотского и Берингова морей и Аляскинского залива. Эти звери занесены в Красную Книгу. К сожалению, с той стороны, где мы плыли, они были против солнца, поэтому мы развернулись, чтобы обойти небольшой остров с другой стороны в надежде, что сивучи нас дождутся… Так и произошло. Увидев наши лодки, старый секач напрягся, поднял переднюю часть тела, и, видимо, дал команду — вся группа бросилась со скалы в море, подняв тучу брызг. К счастью, мы были уже довольно близко, так что нам удалось заснять этот побег.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Как и ларги, в воде сивучи вели себя гораздо спокойнее, и подпускали лодки довольно близко. Обтекаемые коричневые сивучи крутились туда-сюда в прозрачной сапфировой воде, то и дело выныривая и косясь на нас карими глазами. Было удивительно, насколько эти неуклюжие звери грациозны в воде, как бы ни была избитой эта фраза. Фантастическое зрелище!!!

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Оставив в покое тюленей, мы еще немного подрейфовали вдоль скал с птичьим базаром, и к половине одиннадцатого уже высаживались на остров Итыгран, где находится одно из интереснейших мест этой части Чукотки — Китовая Аллея.

Несмотря на то, что остров был заселен людьми в первом тысячелетии до нашей эры, на картах он появился лишь в 1793 году, а в 1828 году был подробно исследован экспедицией Ф. П. Литке на шлюпе «Сенявин». Первые эскимосы поселились на острове в 1–5 веках нашей эры, в период с 14 по 16 век была построена Китовая Аллея, в 19 веке на острове возник поселок Сиклюк, а общее население острова достигло 150–200 человек. В середине 1950-х годов все жители Сиклюка были переселены на материк, а в 1976 году Китовая Аллея была открыта и обследована археологической экспедицией.

Что же такое эта аллея? Вдоль берега моря, чуть выше галечного пляжа, на расстоянии около 20 метров друг от друга в почву врыты достигающие в ширину двух метров черепа гренландских китов. За ними стоят вкопанные в землю челюсти гренландских китов, образующие (там, где они сохранились) арки пятиметровой высоты. По мнению археологов, для этого использовали черепа и кости не менее, чем 50 взрослых китов.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 9

Радиокарбонная датировка костей показывает, что им от 500 до 700 лет! За арками, примерно посередине композиции, находятся многочисленные мясные ямы (около 150 штук) и святилище, где, судя по остаткам, было сожжено большое количество политых жиром костей. Итак, аллея представляет собой ряд черепов и ряд челюстных костей длиной около 500 метров!

К сожалению, сохранилась Аллея плохо, море размывало берег и обрушивало врытые в него черепа, арки из костей падали от старости, а часть из них была в свое время использована как строительный материал в Сиклюке. Со слов Игоря, медведи любят чесаться о врытые в землю кости, они не выдерживают и падают. На некоторых костях действительно, можно было увидеть приставший к ним мех. Какая функция была у этого сооружения? Об этом нам неизвестно. Даже опросы старожилов в свое время ни к чему не привели, есть только различные предположения и домыслы. Увы, но правды мы так и не узнаем, а через три-четыре десятка лет и самой Аллеи не увидим, так как последние годы она интенсивно разрушается… Печально, если учесть, что она единственная в своем роде. Информации об этом месте минимум, и в основном повторяется одно и то же… Если есть желание узнать о Китовой Аллее подробнее, то могу порекомендовать прочесть небольшую статью здесь.