Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Чукотский автономный округ — Россия Июль 2020
Чукотка. Здесь рождается день! Предисловие

Я никогда про нее даже не думал. Я (теоретически) иногда думал про Алтай, Байкал, Камчатку — понимая, что при желании туда несложно попасть, но Чукотка всегда оставалась просто географическим названием.

И тут, в один прекрасный день, у меня зазвонил телефон. Звонил мне, по большому счету, практически незнакомый мне человек. Вернее, я его знал заочно, Сергей — известная личность в орнитологическом сообществе, и пару раз мы с ним пересекались во время птичьих прогулок. И вдруг он мне звонит, и говорит — Олег, а не хочешь ли ты присоединиться к нашей компании и сгонять на пару недель на Чукотку поснимать птичек и прочую живность?

Чукотка. Здесь рождается день! Предисловие

Думаю, большинство читателей уже выучили мой график поездок — две недели на майские праздники и месяц в декабре—январе. Но вирус внес свои корректировки, и на момент звонка Сергея у меня, понятное дело, не было не то, что билетов на декабрь, но даже и планов. Хотя в обычное время я был бы уже обилечен в какую-нибудь далекую страну.

Сергей вкрадце рассказал о планах на посещение Чукотки, после чего я взял недлинный тайм-аут, чтобы собраться с мыслями и прикинуть шансы на конец года. Дело в том, что если лететь на Чукотку, то у меня практически не осталось бы времени на декабрьский отпуск. После недолгих размышлений, я четко осознал, что лучше Чукотка синица в руках, чем непонятно что журавль в небе. Через несколько дней мы встретились с Сергеем для окончательного знакомства и обсуждения планов в небезызвестной «Кружке» на Таганке, после чего я четко понял, что хочу попасть на Чукотку.

Чукотка. Здесь рождается день! Предисловие

Общие планы были такие: прилетаем в Анадырь, оттуда летим в Провидения. Нас встречает представитель нацпарка «Берингия» (про него я расскажу дальше), и показывает интересные для нас места вокруг Провидения. Далее мы едем на мыс Чаплина, где проводим несколько дней. Оттуда, с ночевкой в Провидения, мы выдвигаемся в сторону пролива Сенявина, где проводим еще несколько дней. Ну, и возвращаемся домой.

Компания подобралась интересная. Все путешественники, побывавшие в редких и отдаленных местах и странах. Сергей — орнитолог, Александр — фотограф дикой природы, Олег с семьей (не я) — бывший биолог, рыбак и любитель природы, ну и ваш покорный слуга, всего семь человек. Исходя из общности интересов, наша поездка была в основном заточена на поиск и съемку птиц и прочей живности, ежели таковая попадется. На втором месте были киты в проливе Сенявина. На третьем — природа. Словом, я просто растекался в предвкушении.

Чукотка. Здесь рождается день! Предисловие

Стоит отметить, что Чукотка — это погранзона, если вы собираетесь высаживаться на островах в проливе Сенявина, то вам нужно заранее получить пропуск. Или сообщить пограничникам, если вы выходите на лодке из Провидения, и собираетесь где-то высаживаться на берег, в тех же Сирениках, к примеру. Так как мы собирались посещать острова, то нам тоже нужно было оформить пропуск в погранзону, чем так же занимался Сергей, да и вообще он организовывал всю поездку, проживание и передвижение.

Проблема была с билетами Анадырь — Провидения. Дело в том, что туда есть рейсы только один раз в неделю, и билетов на них, в связи с отпускным сезоном у жителей Чукотского АО, было практически не достать. Мало того, их невозможно купить по интернету, надо приходить в кассу в Анадыре с деньгами и паспортом. К счастью, у Сергея везде есть друзья и знакомые, поэтому билеты для нас покупал человек из РОСИП (Русское Общество Сохранения и Изучения Птиц), которое, в числе прочего, занимается сохранением и разведением редчайшего кулика — лопатня, эндемика Чукотки.

Чукотка. Здесь рождается день! Предисловие

Итак, мы все с нетерпением ждали, удастся ли купить билеты в Провидения. Время шло, а билетов на нужные нам даты все не было. Получилось так, что несмотря на первоначальные планы провести на в Провиденском районе около десяти дней, нам купили билеты с возвратом аж через 21 день! То есть, мы попали туда на целые три недели! Тут стоял и вопрос времени, как такового, и вопрос денег — времяпрепровождение в тех краях отнюдь не дешевое. Но, к счастью, и со временем, и с деньгами вопросы были утрясены, и Сергей, получив билеты до Провидения, дал команду брать билеты до Анадыря и обратно. В результате, я отплатил билеты до Анадыря 14 июля, а вылет был 21. Тут я обрадовал шефа, что я лечу не на две недели, как говорил вначале, а почти на месяц. Постфактум шеф был не против, и отпустил меня с миром.

У меня была еще одна проблема. Я, после Исландии, ни разу не был в местах с таким климатом — а прогноз обещал +10 в удачный день, регулярные дожди и сильный ветер, который в тех местах дует практически постоянно. То есть, мне было нужно закупиться кучей одежды. Тут мне помог Декатлон, где я оставил три часа своей жизни и изрядную сумму денег — зато купил все, что думал, мне там понадобится… Не продуваемые и непромокаемые теплые штаны и куртку, не продуваемую куртку полегче, болотники, теплые носки, еще какую-то хрень. Благо, что хоть спальник у меня уже был…

Чукотка. Здесь рождается день! Предисловие

Вернемся к нацпарку. Еще в 1993 году часть восточного побережья Чукотского полуострова получила природоохранный статус, но непосредственно национальный парк «Берингия» был создан в январе 2013 года. Территория парка занимает площадь в 1,8 миллионов гектаров, это больше, чем любимая нами Черногория. Парк поделен на пять отдельных территорий — участков: Провиденский, Мечигменский, Дежнёвский, Чегутинский и Колючинский. Мы все это время провели на Провиденском участке — самом легкодостижимым, и, если на круг, то и самом интересном.

Каждый участок, в связи с тем, что они занимают изрядные территории и на них находятся поселения, поделены на следующие зоны: заповедная, особо охраняемая, рекреационная, хоз.назначения, традиционного землепользования. В зависимости от статуса зоны там разрешена та или иная деятельность, к примеру, для коренного населения разрешена охота на китов и моржей в пределах выделенных квот.

Чукотка. Здесь рождается день! Предисловие

Интересно, что границы зон, угловатые на карте, проходят не по руслам рек, не по границам лесов (которых там нет) и даже не от балды — ориентирами там являются сопки, и границы идут от вершины до вершины…)

Помимо сохранно-охранной деятельности парк принимает туристов и проводит экскурсии, чем мы и воспользовались. В распоряжение парка, помимо 42 сотрудников (на, не забывайте, почти 2 миллиона гектаров территории!) есть ТРЭКОЛ, УАЗ Патриот, УАЗ Буханка, две лодки. Это, как минимум, есть на Провиденском участке, где мы и тусили эти три недели. С УАЗами, думаю, все понятно, а вот ТРЭКОЛ (транспорт экологический) — изрядного размера отечественная машина, специально разработанная для перемещения по тундре и прочему бездорожью. Огромные колеса не убивают тундру, как гусеницы вездеходов, ведь стоит один раз проехать там на вездеходе, и колея остается на многие годы. Весьма комфортная внутри (двое спереди и 8 человек в салоне), проходимая (мы застряли только один раз), трехосная, теплая, и в ней, при необходимости, можно жить. Единственный недостаток — это слабоватый для такой машины движок от уазика, и при полной загрузке людьми тянет он не шибко. С другой стороны, там и гонять особо негде.

Чукотка. Здесь рождается день! Предисловие

На ТРЭКОЛЕ мы совершали дневные выезды из Провидения, на нем же ездили на и по мысу Чаплина. В третьем месте, в проливе Сенявина, мы были без колес, там все передвижения были только на лодках, ибо мы в основном плавали по проливу на острова с хитрыми названиями — Кынкай, Итыгран, Меркинкан, Ачинкинкан, Нунэанган…

Чукотка. Здесь рождается день! Предисловие

Помимо природных достопримечательностей — а это крупнейшие птичьи базары и колонии, гнездящиеся и перелетные морские и тундровые птицы, красная рыба (в сезон), лежбища нерп, сивучей, моржей, киты, медведи, песцы и прочее (это только то, что я видел своими глазами), в парке сохраняют и наследие коренных народов. Издревле берега материка и крупных островов населяли эскимосские племена, практически исчезнувшие в наше время. На территории парка сохранились остатки эскимосских поселений аж 14 века, а на острове Итыгран — знаменитая Китова аллея, в мире больше нет ничего похожего.

Это не дерево, это китовые кости
Чукотка. Здесь рождается день! Предисловие

Что касается животного мира, который нам был наиболее интересен, то на территории парка можно встретить 47 видов млекопитающих (в том числе 14 видов китов и 7 видов ластоногих, 15 видов занесены в Красную книгу) и 157 видов птиц (23 из них в Красной книге России). Флора Чукотского полуострова так же очень обширна (более 1000 видов) и поистине уникальна. Словом, любителям природы там есть, чем заняться, в чем мы и убедились. Мне удалось заснять 60 видов птиц, больше половины новых для меня, бурого медведя, песца, лису, нерпу, два вида китов, идущую на нерест горбушу.

Евражка
Тихоокеанский морж
Сивучи
Горбач

Но главной причиной посещения Чукотки, конечно, были птицы. Самым интересным на наш взгляд был отряд Чистиковых — тут есть множество видов, которых можно встретить только на Чукотке и Дальнем Востоке — два вида кайр, ипатка, топорок, три вида конюг, стАрик, пыжик — должен заметить, что птички выглядят не менее интересно, чем их названия. Они же в основном составляют колонии и птичьи базары.

Моевки
Чукотка. Здесь рождается день! Предисловие

В этом им помогают чайки — бургомистры, моевки и восточно-сибирские, единственный вид баклана — Берингов, тихоокеанские чистики.

Берингов баклан
Тихоокеанский чистик
Бургомистр

На скалах южного побережья Провиденского района, рядом с поселком Сиреники, находятся крупнейшие колонии больших конюг и конюги-крошки, их популяция насчитывает несколько сотен тысяч особей!

Очень много толстоклювых и меньше тонкоклювых кайр. Ипатки (восточный вариант тупика) и топорки — еще один чукотско-дальневосточный эксклюзив, поразительно нарядные и интересные птицы, гнездящиеся в норах большими колониями. Тонкоклювые буревестники, глупыши, три вида поморников — тоже интересные птицы, обитающие вдоль северного побережья России, Аляски, Канады и Европы — птицы Полярного круга.

Гусеобразные в парке представлены 26 видами. К сожалению, ни гусей, ни казарок, ни лебедей нам не попалось, да и с утками были проблемы. Большинство из них — охотничьи виды, и доверия у них к человеку ровно ноль. Так или иначе, но мне удалось заснять три вида гаг, морянок, шилохвостей, каменушек, которые, к сожалению уже перелинявшие, тусили у побережья сотенными стаями.

Гага-гребенушка

Из крупных птиц довольно часто попадались канадские журавли. Тоже весьма пугливые, они давали о себе знать протяжными криками, и, не переставая кричать, поднимались в воздух, если к ним подходили слишком близко.

Канадские журавли

Из хищных птиц в Провиденском районе можно увидеть только два вида — зимняка и сапсана. Обоих удалось снять, так что я их вам еще покажу.

Куликов в парке большое разнообразие — порядка 48 видов, в том числе редчайший лопатень, который гнездится только на небольшой территории на Мечигменском участке парка и вся мировая популяция которого составляет всего около 200 пар!!!

Лопатень. Фото, увы, не мое… ((

Лопатня, конечно, мы не видели, но удалось снять порядка 10 видов — мелких, почти не отличимых друг от друга песочников, красивых рыжих веретенников, ярких и почти ручных плавунчиков.

Галстучник
Американский бекасовидный веретенник
Дутыш
Перепончатопалый песочник

Попадалась и разная птичья мелочь — пуночки, желтые трясогузки, краснозобые и сибирские коньки, подорожники, чечетки, каменки. Очень хочется отметить воронов, которых в Провидения было больше, чем в Москве ворон, и которые по утрам устраивали нам настоящие концерты — никогда бы не подумал, что ворон может так разнообразно и интересно петь, по-другому и не скажешь.

Обыкновенная чечетка

Итак, чтобы закончить затянувшуюся вводную часть, еще раз места, где мы были. Стрелками отмечены точные или примерные выезды из Провидения, с мыса Чаплина и «выплывы» с кордона Сенявина.

Чукотка. Здесь рождается день! Предисловие

Ах да, последнее, что хотел рассказать. Не знаю как вас, но меня весьма удивляло необычное для русского языка название населенного пункта — Провидения. Не Провидение, что было бы понятно, а именно Провидения. Я был в Провидения.

Бухта Провидения, по которой получил название и поселок, была открыта экспедицией Курбата Иванова еще в 1660 году, но долго оставалась безымянной. Пока зимой 1848–49 годов в бухту не зашел на зимовку британский корабль «Пловер» под командованием капитана Томаса Мура. Берингово море — не самая спокойная акватория, тем более в осенне-зимний период. Сильнейшие ветра поднимают волны, грозящие и более крупным кораблям, чем были суда 19 века. Но данная бухта, куда Мур завел свой корабль спасла жизнь и ему и экипажу. Благодаря окружающим бухту сопкам и ее вытянутой изогнутой форме, в бухте всегда спокойная вода, даже если на море бушует шторм. Именно по этой причине, Томас Мур дал этой бухте имя Providence Bay, Бухта Провидения (божественного). А поселок стал просто Провидения. Кстати, поселок Провидения стоит на левом берегу залива Эмма, который является частью бухты Провидения, а местный аэропорт «Бухта Провидения» — на правом берегу залива Эмма, а вовсе не в одноименной бухте…)))

Бухта Провидения - на заднем плане, поселок Провидения на берегу залива Эмма

И последнее. Знаете, что больше всего мне понравилось на Чукотке? Нет, не птички. Нет, не киты. Нет, не природа. ТАМ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ СВЯЗИ И ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ ЛЮДЕЙ!!! С людьми понятно, а вот вряд ли вы себе представляете, какое это наслаждение, оставить этот чертов телефон дома и знать, что тебе никто не позвонит, не напишет какую-то фигню, не надо сидеть в интернете, ну и прочее… Пожалуйста, не принимайте это на свой счет, но факт остается фактом. Это был действительно ОТДЫХ!