Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Провидения — Россия Июль 2020

Провидения, продолжение…

Но дальше оказалось не легче. Не успев отдышаться и распрямиться после чуда советского авиастроения, мы попали в цепкие лапы пограничников. В них попадают все прилетевшие в Провидения в качестве гостей или туристов. А вернее сказать, мы попали в цепкие лапы всего одного пограничника — мордастого чукчи, который тщательно заполнял анкеты, состоящие, мне кажется, из четырех или пяти листов. Какие чудесные там были вопросы, вы бы знали! К сожалению, большинство из них стерлись из памяти, а попросить пустую анкетку в качестве прикола я постеснялся.

— Ваше вероисповедание?

— Не привлекались ли вы к уголовной ответственности?

— Не привлекались ли вы к административной ответственности?

— Где и когда последний раз были за границей?

— С кем были за границей?

— Болели ли венерическими болезнями? (шутка)

И еще штук 50 похожих вопросов. Игра в вопросы-ответы заняла больше двух часов. Потом к заполнению анкет подключилась симпатичная девочка-пограничник, но процесс это скорее усложнило, чем ускорило, ибо она задавала вопросы не только нам, но и пограничнику, на тему правильности заполнения анкеты. Плюс ко всему она еще забыла отдать мне некую бумажку, с разъяснением, что можно и чего нельзя делать в погранзоне, после чего пришлось с ней еще раз встретиться — к счастью, косяк был ее, поэтому она подъехала к дому, где мы снимали квартиру.

Так что имейте в виду — в Провидения нас, туристов, ждут с нетерпением! А поэтому советую вам, в таком случае, терпения, как раз, набраться.

К счастью, анкетирование все-таки закончилось, и мы, с вывернутыми наружу мозгами, собрались на улице, где нас уже давно ожидал наш гид Игорь, а также Володя на Трэколе и Юра на Патриоте. Мы перекурили, запихали багаж в Патриот, себя в Трэкол и поехали в поселок.

Здание аэропорта

Видимо, на Чукотке есть такая традиция — аэропорт находится от ближайшего населенного пункта на другой стороне залива. Так было в Анадыре, то же самое оказалось в Провидения. Тут надо было обогнуть залив Эмма (часть бухты Провидения), чтобы попасть в поселок, расположенный на другой стороне залива практически напротив аэропорта. Кстати, аэропорт Провидения (небольшая сараюшка и взлетная полоса, отгороженная от людей сеткой-рабицей) оказался международным! Оказывается, туда летают чартеры с Аляски, привозя на Чукотку американских туристов… Чудны дела твои, Господи!

Аэропорт, вид со стороны

Пыля шестью широченными колесами по грунтовке, Трэкол мчал нас навстречу приключениям, которые начались практически сразу. Олега с семейством мы высадили по одному адресу, около красивой разноцветной пятиэтажки, а меня, Сергея и Сашу привезли к другой пятиэтажке, которая выглядела гораздо менее жизнерадостной. И снаружи, и, как оказалось, внутри. В квартире нас встретил ее хозяин — Сергей. С ним не было никаких проблем, но вот с его двухкомнатной квартирой они были. Видимо, некоторое время назад, Сергей затеял в квартире ремонт и перепланировку, да посередине процесса его бросил. Поэтому часть квартиры выглядела как при ремонте, а часть — как квартира, где последний раз ремонт был лет… ну… 50 назад. При этом квартира была жилая — меня это поразило до глубины души.

Наш дом и квартира

Вот представьте — вы живете в своей квартире, у вас в холодильнике продукты, в ванной висит постиранное нижнее белье, кровать небрежно застелена покрывалом, на тумбочке в прихожей валяются всякие ключи, очки и прочий мусор. И вдруг, прямо посередь всего этого к вам в квартиру заезжает толпа незнакомого народа, и остается на несколько дней! Не суть, где в это время вы сами, суть в том, что все ваши вещи, фактически, достаются чужим людям. Которым, к примеру, может не понравится, что в небольшой ванной со штанги свисают бережно постиранные вами трусы и носки. Я уже молчу про полотенца. В квартире, где остановился Олег ситуация была ровно такая же. Кстати, хоромы стоили нам 1500 рублей с человека за ночь. Это к слову о чукотских ценах.

Сергей попрощался с нами, а мы, слегка всем этим пришибленные, начали пытаться понять, что тут к чему. Сереге, как главному, выделили отдельную комнату с двуспальной кроватью (пообещав к нему приходить, если ему будет скучно), а мы с Сашей расположились во второй комнате на древних раскладных диванчиках. Разобрав вещи, мы вышли на улицу, где нас всех должен был встретить Игорь, дабы окончательно познакомиться и обсудить дальнейшие планы и действия. Ибо мы планировали пробыть в Провидения целых шесть дней, включая сегодняшний.

Встретившись, мы отправились в нашу первую прогулку по Провидения в сторону чуть-ли не единственного тут ресторана. Поселок шокировал разрухой и восхищал открывающимися видами на залив. Не уставая крутить головой, мы дошли до ресторана, где нам были предложены щи, котлеты с макаронами, салат типа Оливье и компот. Пива в ассортименте не оказалось, равно как и другой еды. Да и эта была только потому, что Игорь сделал заказ заранее. Вот она, суровая Чукотская жизнь…

За, если честно, не сильно вкусным обедом, мы обсудили наши дальнейшие планы на пребывание в Провидения, после чего Игорь повел нас на первую экскурсию. Это был подъем на гору Портовая, которая начиналась уже в поселке — немногочисленные домишки карабкались вверх по склону горы.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 2

В процессе подъема можно было окинуть взглядом залив Эмма (он же бухта Комсомольская) с поселком, растянувшимся по узкой полосе между горой и заливом, порт с жирафоподобными ржавыми кранами, через который происходит снабжение поселка практически всем, и сопки, сопки, сопки, со всех сторон окружающие залив.

Гора Эмма, напротив поселка

Поднявшись еще выше, мы обнаружили остатки укреплений, где в свое время несли службу пограничники.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 2

Если посмотреть правее, то наконец-то можно увидеть бухту Провидения.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 2

Игорь весьма интересно знакомил нас с топографией и историей этого места, погода шептала, если бы не ветер, было бы даже жарко.

Гора Портовая

Отрог горы, на который мы поднялись, через пролив, соединяющий залив Эмма с бухтой Провидения, смотрел четко на мыс Пузино, куда мы должны были поехать завтра.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 2

Завтра сначала мы отправимся вот на этот небольшой водоем,

а потом на птичий базар на мыс Пузино.

На вершину горы мы решили не подниматься, предоставив это дело молодежи — Олеговские девчонки, свернув с проторенной тропы, полезли вверх по сыпухе, приведя Олега в довольно бурное настроение. С трудом выбравшись с осыпающегося склона, девчонки (которым на двоих не было и 20 лет) поняли, что еще надо и спускаться, и устроили истерику, которую мы слышали по телефону Олега, который пытался объяснить им, куда теперь надо идти… Словом, было весело! В результате никто не пострадал, все спустились с горы целые и здоровы, и отправились по домам отдыхать и готовиться к завтрашнему первому выезду.

Все следующие дни мы уезжали из поселка утром и возвращались вечером, потом на несколько дней уехали на мыс Чаплина, а вот после него, перед длительным выездом на пролив Сенявина, мы вновь вернулись в Провидения. Чтобы больше сюда не возвращаться (в рассказе), я забегу немного вперед.

Итак, чтобы осмотреть поселок, у меня было немного времени. Правда, и смотреть там было не на что. Первый раз я пошел гулять на следующее утро после того, как мы вернулись с горы. Дело в том, что мы так хорошо и долго бухали под ужин, что ложиться спать в 4 утра с учетом, что в 7 за нами должен был приехать Игорь, я не стал. Тем более, что погода шептала, солнце вовсю светило, и у меня было на удивление боевое настроение. Поэтому я оставил ребят дома, оделся потеплее, взял фотоаппарат с телевиком, и пошел гулять по совершенно пустынному в это время суток поселку. Моей целью, как вы понимаете, был поиск птичек, которая, несмотря на мое состояние, увенчались некоторым успехом.

Я нашел проход к бухте, что уже было непросто. Ибо территорию вдоль бухты занимали различные ангары и нежилые постройки той или иной степени разрушенности, ряды контейнеров, используемые аборигенами в качестве складов, она была перегорожена заборами и грудами металлолома, словом, если не знаешь дороги (да еще и не сильно трезвый и рано утром), то это довольно проблематично.

Но мои усилия были вознаграждены. Для начала около берега я обнаружил небольшую стайку симпатичных уток-морянок (которых я больше нигде не встречал). Они не жаждали сниматься, и стайкой-же направились на открытую воду, но тем не менее, я успел их поснимать.

Морянка, Clangula hyemalis, Long-tailed Duck

Потом я обнаружил шикарного бургомистра, позировавшего мне на ржавом кнехте, тихоокеанского чистика, который безуспешно пытался заглотить какого-то колючего морского гада, а также обыкновенного чистика. Забегая вперед скажу, что это был единственный обыкновенный чистик, все остальные, местами в большом количестве, были тихоокеанские.

Бургомистр, Larus hyperboreus pallidissimus, Glaucous Gull

По контейнерам то и дело перелетали пуночки, правда, в большинстве своем молодые, серой окраски. Взрослые яркие черно-белые самцы попадались редко и особо не позировали. Тут же пели и летали вОроны, которых в поселке было столько же, сколько в Москве ворон.

Ворон, Corvus corax principalis, Northern Raven  CH
Ворон, Corvus corax principalis, Northern Raven CH

День явно задался — я насладился прогулкой, свежим воздухом (вот уж чего на Чукотке хоть отбавляй!), заодно и протрезвел. Ближе к семи я бодряком вернулся домой, и убил кучу времени, пытаясь разбудить ребят. Но это уже другая история.

Следующий раз мы вернулись в Провидения с мыса Чаплина для ночевки перед выездом на пролив Сенявина. Надо было закупиться едой, помыться, ну и вообще. Но в связи с сильными волнами в проливе, мы были вынуждены задержаться в Провидения на две ночи, поэтому у нас выдался свободный день, часть которого я провел, снимая поселковый трэш, который никак не давал мне покоя.

Поселок, в котором проживает около двух тысяч человек, представляет собой две-три улицы, идущие вдоль залива, соединенные между собой кривыми переулками, преимущественно карабкающимися в гору. Центральной является улица Набережная Дежнёва, которая переходит в трассу, ведущую вокруг залива в том числе до аэропорта. Возникает вопрос — как улица может быть набережной?)) На набережной находятся основные магазины, администрация и памятник Ленину напротив нее. Как же мы без Ильича?

Между набережной и заливом находится порт, и разные, функционировавшие во времена СССР промышленные постройки и их остатки. Есть даже огромный ангар с ведущими в него рельсами и побитой временем надписью: «НАША ЦЕЛЬ — КОММУНИЗМ»! Судя по всему, цель оказалась недостижимой…

Все свободное место вдоль берега завалено ржавым металлоломом — от старых гаек и цепей до остовов вездеходов и кораблей. Все это приятного ржавого цвета, и, подсвеченное солнцем, на фоне голубой воды залива, смотрится очень даже интересно.

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 2

По другую сторону, между набережной и отрогами горы Портовая, стоят жилые дома — в основном пяти и девятиэтажки. Несколько штук снаружи обшиты яркими нарядными панелями — глаз радуют. Остальные не радуют ничем — ни внутри, ни снаружи. Да, забыл сказать, в этом, не самом теплом в мире регионе, когда весной (или, когда у них теплеет) отключают отопление, вместе с ним отключают и горячую воду! Поэтому у всех в квартирах стоят водонагреватели различного объема и мощности. Как там живут люди — непонятно! В нашей квартире, если удавалось добиться воды нормальной температуры из душа (течет либо ледяная, либо кипяток), то ее хватало минут на пять максимум. Следующая порция горячей или хотя бы теплой воды была примерно через час. Нас там жило трое. Посуда тоже моется холодной водой. Кстати, посередь лета и в квартирах было не сказать, что жарко. Мы включали в комнате обогреватель, иначе там был ледник…

Так вот, примерно половина домов в поселке не жилые. То есть, они были жилыми, когда-то. А сейчас стоят просто бетонные коробки с черными дырами окон и подъездов. Причем таких домов были целые улицы. То есть, идешь, видишь перед собой красивый яркий домик, на окнах занавески, у подъезда собачка, обходишь — и попадаешь в Припять. Без окон, без дверей, и в оконных проемах сидят и орут вОроны. (Давайте так — ворОн тут нет, только вОроны, поэтому в дальнейшем я не буду выделять ударение, читайте правильно!)) Словом, полный трэш! Наверное, если посчитать, то 2/3 построек в поселке будут либо брошенные, либо выглядят, как брошенные, что, в общем, разница небольшая. При моей довольно обширной географии поездок такое я видел впервые!

Чукотка. Здесь рождается день! Часть 2

Давайте я покажу еще немного фотографий, и на этом мы попрощаемся с поселком, и дальше отправимся смотреть чудесную природу и птичек Провиденского района!