Турист Ольга Пачина (pachinaov)
Ольга Пачина
была 2 сентября 2023 8:13

Гамсутль, Чох, Дагестан — Россия Май 2021

Вот и завершилось наше пребывание в Большом Гоцатле у наших гостеприимных и радушных хозяев Гаджи и его супруги. Теперь наша следующая точка локации к аулу призрак Гамсутль и в Гуниб, где и запланировали переночевать.

Съезжая с основной трассы, дорога лежит через перевалы, тоннели и грунтовое покрытие. Проезжаем через аул Чох, фотографируем панорамные виды и едем дальше.

Автопутешествие по Дагестану, Чох-Гамсутль нетуристическая тропа (часть 5)

Изначально я планировала выход к Гамсутлю через основную туристическую тропу, протяженностью примерно 5 км, но обстоятельства сложились по другому. Мы проезжаем стоянку и продвигаемся на автомобиле к аулу Сократль. В Сократле улочки очень узкие, только на ширину одной машины, и уклон дороги такой, что приходится мне вжаться в сиденье и не произносить ни звука, разве что немного пищать.

Сократль остается за спиной и мы останавливаемся оглядеться и принять решение по дальнейшему передвижению в горах.

Решение принято: оставить машину и дальше двигаться пешком пока что по видимой нами накатанной дороге.

Автопутешествие по Дагестану, Чох-Гамсутль нетуристическая тропа (часть 5)

По пути мы встречаем местного жителя, сажающего огород. Далее нас обгоняют УАЗики, конечно, им то проще подниматься по гравию и песчанику. Девушка-спортсменка занимается пробежкой. И, вот нам на встречу едет Тойота, ребята останавливаются и подсказывают нам, что необходимо дойти до верхних домиков и у мужчины и девушки уточнить путь к Гамсутлю. Так мы и поступили. Мужчина показал нам направление тропок, козьих тропок, мы по ним и продвигались, по дороге с облаками. Преодолели три перевала и вот вдали показался аул. Пеший путь к Гамсутлю занял у нас около полутора часов. Обратно может чуть больше, в связи с движением в гору.

Прикоснуться к истории — это невероятно. Увидеть своими глазами, потрогать руками постройки 2-х тысячелетней давности, да, сердце замирает.

Автопутешествие по Дагестану, Чох-Гамсутль нетуристическая тропа (часть 5)

Чем же удивителен и привлекателен аул Гамсутль? В прошлом аул был достаточно населённым и имел весьма развитую инфраструктуру: ещё в прошлом столетии в селе работали магазины, небольшая больница и родильное отделение. Добраться в село не составляло труда — в горный аул вела вполне пригодная для движения автомашин и другого транспорта дорога. (Умирающая история Дагестана. RFE/RL. Дата обращения: 3 октября 2020)

Около четырёх десятков лет назад жители села Гамсутль начали постепенно покидать село, отправляясь в более крупные и менее труднодоступные населённые пункты. Впоследствии село опустело, в 2015 году скончался последний его обитатель. (Власти спасают от вандалов историческое село Гамсутль в Дагестане | Новости | ОТР. ОТР — Общественное Телевидение России. Дата обращения: 3 октября 2020)

По данным ученых примерный возраст села составляет 2 тысячи лет. (Древняя крепость, которую никто не смог покорить: чем привлекает туристов аул-призрак Гамсутль?. РЕН ТВ (18 сентября 2018). Дата обращения: 3 октября 2020.)

На территории села находили артефакты различных эпох и религий: христианские кресты, надгробия с надписями на персидском языке, на фасадах домов можно и сегодня различить арабскую вязь, а дверь одного из них украшает Звезда Давида.(Гамсутль. Когда душа покидает тело. НИА-Красноярск (12 мая 2017). Дата обращения: 3 октября 2020).

Высота села над уровнем моря составляет почти полторы тысячи метров.

Автопутешествие по Дагестану, Чох-Гамсутль нетуристическая тропа (часть 5)

Издалека кажется, что опустевшие дома — это гнезда птичек. Подойдя ближе к аулу замечаешь толпы туристов, которые готовы сделать фото у каждого камня. И это немного напрягает. Можно ведь просто присесть и любоваться городом, построенным из глины и обыкновенного камня, небом, травой, орлами, пролетающими надо головой. Узкие улочки города, двери, тропинки от дома к дому всё это Гамсутль.

Идя обратно, мы постоянно оборачивались и любовались людским творением. Путь пролегал в гору, и мы останавливались чаще, чем, когда шли к Гамсутлю.

Вот мы у машины и устраиваем перекус. Рассаживаемся на поляне с видом на горы и наслаждаемся тишиной.

Автопутешествие по Дагестану, Чох-Гамсутль нетуристическая тропа (часть 5)

Маршрут дня: Большой Гоцатль-Чох-Сократль-Гамсутль-Гуниб составл на автомобиле 100 км, и 2,5 часа.