Турист Ольга Пачина (pachinaov)
Ольга Пачина
была 2 сентября 2023 8:13

Автопутешествие по Дагестану, такому многогранному и удивительному. Каменная чаша-Матлас-Тобот (часть 3)

Дагестан — Россия Май 2021

Хороший день начинается с отличного завтрака. И наш завтрак тому не исключение. В меню каша, лепешки, урбеч, бутеры с сыром и маслом, и ароматный вкусный кофе, и конечно довольные мы.

Завтрак у Зейнаб

После такого подкрепления мы готовы выкатиться из-за стола в машину и давить педаль газа в пол.

Сегодня мы едем в сторону Матласа. По дороге останавливаемся и любуемся открывающимся пейзажам. Это и желтые одуванчики мягко расположились на зеленом лугу, и сахарная пудра, покрывающая горные вершины. Вдыхая такую красоту продвигаемся дальше.

Хунзахский район

Первая точка — это Каменная чаша. Паркуем машину на созданной туристами парковке и спускаемся по травянисто-каменным ступенькам вниз к ущелью.

Голова идет кругом от увиденных пейзажей. Прямо посмотришь горы покрытые снеговыми шапками, назад оглянешься — луговые барханы, направо — каменистые выступы ущелью, налево — козьи тропки, с виляющими хвостиками барашками.

Делаем несколько фото вокруг и спускаемся непосредственно внутрь Каменной чаши. На гугл карте они обозначены, как Матласские пещеры. И внутри температура существенно отличается от температуры снаружи. Многие туристы останавливаются в начале своего пути и не продвигаются из-за сложности дороги. Но мы идем дальше, преодолеваем небольшой замес грязи и лужи. Лезем в непроходимые пещеры и остаемся довольны своими маленькими достижениями. Здесь ты находишься как будто в другом мире, ничего тебя не отвлекает, сверху проникают лучи солнца и немного видно голубого неба. Ты думаешь только здесь и сейчас. Внимание сосредоточенно. Вдыхаем полной грудью и выдыхаем. И тебя никто не отвлекает. Муж принял правильное решение начать этот день именно с пещер, чтоб в дальнейшем меньше пересекаться с туристами, хоть на этот период их не так много, но всё же…

Вход в каменную чашу
В каменной чаше
Каменная чаша

Далее на автомобиле мы продвигаемся к плато Матлас, расположенном на высоте 1800 м над уровнем моря, останавливаясь на промежуточной точке перед водопадом и осматриваем шикарную открывающуюся панораму.

Плато Матлас

И вот мы у памятника Хаджи Мурату и Л. Н. Толстому и у живописной мечети. С этой точки открывается вид и на каменную чашу, и на водопад Ханский м. Матлас, и на горы, и на скалы…

Мечеть
Водопад Ханский
Плато Матлас

Мы спускаемся вниз по тропинке Л.Толстого, это уникальная каменная лестница, ведущая вниз. Поворачиваем налево и здесь уже открывается вид на водопад Матласа, проходим сквозь его струи, и это незабываемо. Дальше путь идет вверх по оборудованной лестнице. Еще раз убеждаешься, что, идя вперед, дорога назад не обязательно будет той же самой. Нужно делать «Здесь и сейчас», а не потом.

Ступени Л.Толстого
Водопад Матлас

Стоит отметить, что «Матлас» — будущая жемчужина туристического кластера «Высота 5642», расположенного в Хунзахском районе Дагестана. Пропускная способность курорта составит 18500 человек в день, а после запуска первой очереди курорт сможет разместить до 6800 человек. Уже строят гостевые домики, проводят электричество, достраивают смотровые площадки, обустраивают территорию. Предположительно запустят в июле 2021 года. Будем ждать! А пока мы любуемся на безлюдный пейзаж прекрасного места.

Недалеко от Хунзаха заезжаем на мемориальный комплекс «Белые Журавли» поклонится павшим воинам в Великой Отечественной войне. Мемориальные доски с надписями ужасают….

Мемориальный комплекс Белые Журавли
Мемориальный комплекс "Белые Журавли"

Следующий пункт назначения — водопад Тобот, расположенный в ауле Арни, рядом с аулом Хунзах и его брат близнец Итляр-Тляр. Водопады расположен у подножия живописного каньона Цолотоль на Хунзахском плато. Высота водопадов порядка 80 м.

Водопад Итляр-Тляр
Каньон Цолотль
Водопад Тобот

В ауле Ханзах также расположена Хунзахская крепость, являющаяся объектом культурного наследия Федерального значения. Фортификационное сооружение построенное в годы Кавказской войны в 19 веке (1862–1867) для укрепления российской власти в Дагестане. Площадь крепости составляет 3 га. Найти вход на территорию крепости нам не удалось, возможно в ней сейчас располагается воинская часть, так как у входа стояли машины с особыми номерными знаками и мужчины в военной форме.

День водопадов подходит к завершению. Мы мчим от дождика… Вечером нас ждал сытный ужин.

Ужин

Сегодня проехали на автомобиле около 80 км (туда-обратно). Время в пути около 2 часов. Впечатлений на года.