Турист Ольга Пачина (pachinaov)
Ольга Пачина
была 2 сентября 2023 8:13

Автопутешествие по Дагестану. Карадахская теснина — Датунский храм-удивительные аулы призраки Гоор и Кахиб (Часть 4)

Дагестан — Россия Май 2021

С утра у нас план только посетить Датунский храм, аулы Гоор и Кахиб, но наш хозяин дома Гаджи посоветовал сегодня прогуляться по Карадахской теснине и потом уже ехать в аулы. Мы так и сделали, конечно предварительно подкрепившись вкуснейшим завтраком у Зейнаб. Гаджи рекомендовал проехать не по основной дороге, а по грунтовке, говорит там вам будет интереснее и живописнее. Он оказался прав. До Карадахской теснины от Б.Гоцатля по грунтовой дороге с выездом на основную трассу около 14 км, время в пути 34 минуты. Но эти 34 минуты по ощущениям длились полтора часа. Слева от меня обрыв, справа скала, впереди экскаватор, расчищающий обвалы.

Подъехали и запарковали машину у так называемому входа в Карадахскую теснины и здесь нас ждал сюрприз. Люди толпились в какой-то очереди, подойдя ближе поняли в чем дело. Накануне прошел сильный ливень и между скалами образовалось грязное озеро и прохода не было. А был «проплыв». То есть местные ребята оказались такие находчивые, что организовали переправу на плоту за 100 рублей туда-обратно.

В очереди, а где же еще, узнали, что место стоящее для посещения и еще удачное раннее время, когда мало туристов. Переправились мы вдвоем с мужем в сторону теснины без препятствий и вышли на сушу полные воодушевления и отличного настроения. Настроение к тому же задавала еще и приятная солнечная погода.

Чтобы дойти до самой теснины необходимо пройти еще порядка 300 метров, и ты попадаешь уже вглубь теснины. Протяженность самой теснины растянулась на 400 метров, высота — 170 м, средняя ширина ущелья от 2 до 4 метров. Попадая в теснину первые ощущения это темное замкнутое пространство и сужающиеся стены, далее они расширяются и сверху видно безоблачное небо. Приходиться преодолевать препятствия в виде камней вдоль речки, которая и образовала озеро у входа в теснину. Спуски и подъемы на валуны по лестницам в виде бревен. Пейзажи захватывают дух, мы очень сосредоточены и в предвкушении новых препятствий. Конечно, теснина впечатлила, еще раз убеждаешься, что природа это дом, в котором живет человек.

На обратном пути из теснины уже встречаешь больше людей, время к обеду, и мы подходим к переправе и видим такую картину. Ребята с туристическими рюкзаками переходят образованное озеро вброд, и вода им по пояс. Непонятен этот поступок, но можно только предположить, что экономят денежные средства. А мы садимся на плот для переправы, муж спокойно занимает своё капитанское положение, далее следую я, и что тут происходит — моя нога соскальзывает от песчано-глинистого берега и ударяется о деревяшки плота, неприятно, больно, но ничего, двигаемся дальше. У входа в теснину делимся впечатлениями с туристами, стоящими в очереди на плот, говорим, что стоит посетить и довольные едем по намеченному маршруту.

Древний Христианский харм Датуна IV—VI вв. охраняется государством. Так написано на табличке у храма. Расположен в Шамильском районе Дагестана, близ села Датун. От трассы пешком около 500 метров по тропинке через бревенчатый мост вдоль реки. Главное не пропустить указатель на автомобиле и вовремя остановиться, как мы и сделали.

Храм Датуна представляет собой однонефную базилику с апсидой, вписанной в прямоугольный контур плана. Это самая старая из сохранившихся построек подобного рода в Дагестане. Храм представляет однонефное помещение длина 9,1 м, ширина 5,7 м, высота 8 м. В настоящее время церковь находится в запустении. Внутри храма паломники ставят свечи, лежат пасхальные яйца и куличи.

Историческая справка: Церковь возведена грузинскими миссионерами предположительно в конце X — начале XI веков. Заброшена в XIII веке, вновь функционировала небольшой отрезок времени в XIX веке. Во время Кавказской войны 1817–1864 годов церковь была отдана под богослужение русским солдатам, перешедшим на сторону имама Шамиля.

От храма мы едем в башенный комплекс Старого Гоора. Кружа по серпантину всё выше и выше, после основной трассы, поднимаемся вверх, проезжая аул Гоор. Мы думали, что наш автомобиль не довезет до подножия комплекса, но ошибались, поднялись. И это чудо…Вот они загадочные башни и нереальная красота природы. Это место необходимо увидеть своими глазами, да и не только это.

Оборонительные башни Старого Гоора расположены на высоте 1500 метров над уровнем океана. Точное время постройки не известно, но из исторических данных предполагается, что башни возводились XVII веке. Гоорские башни имеют нетрадиционное строение, если на них посмотреть, то можно увидеть, что они немного наклонены вбок, считается что это сделано с целью эффективной обороны. Однозначно, и это место рекомендуеся к посещению. Великолепие гор в сочетании с древней архитектурой, солнечные лучи чашечка облепихового чая и чуду, что еще необходимо для, сидя на скамейке сказала я мужу.

Аул Старый Кахиб расположен совсем недалеко от Гоор, и мы направляемся к нему. Силы практически на исходе от сегодняшнего передвижения, но мы бодро едем/идем по намеченному маршруту.

Кахиб — Бакдаб и его боевые башни были построены в VIII-Х веках. Местности селения Бакдаб были заселены еще в каменном и бронзовом веках. Кахиб — это общее название трех аулов и многих хуторов. Слово «Кахиб» образовано от грузинского слова «Кахи», что означает скудная горная местность. Ещё сейчас называют аул Гоор и Кахиб — сёла призраки Дагестана.

Оставляем машину в ауле Кахиб, обязательно здороваемся с местными жителями, и идем по тропкам к Старому Кахибу.

Тропинка ведет нас через речку и вверху вдоль Старого Кахиба. И мы любуемся этим «городом призраком».

К сожалению время нас уже начинает поджимать и тучи заходят, принимаем решение возвращаться к автомобилю.

В ауле разговорились с местным жителем, он нам обещал в следующий раз отвезти и показать детский лагерь, восстановленный недавно и похвалиться местными достопримечательностям. Мы обещали обязательно вернуться.

На обратном пути я любовалась природой, а муж сосредоточенно рулил автомобиль. День как обычно мы закончили у Зейнаб прекрасным сытным ужином.

Итоги дня: на автомобиле 115 км, время в пути на авто — около 3 часов. Обед — чай облепиховый и чуду.