Турист Ольга Пачина (pachinaov)
Ольга Пачина
была 2 сентября 2023 8:13

Автопутешествие по Дагестану, такому многогранному и удивительному. Махачкала-Бархан Сарыкум (Часть 1)

Дагестан — Россия Май 2021

Наше путешествие по Дагестану начали планировать еще в марте. Продумывали маршрут и посещение самых занимательных мест республики.

Сбор вещей и провианта, и мы готовые к выезду. Дорога предстояла дальняя, порядка 16 часов.

День 1. Итак, выезжаем 3 мая из дома, расположенного в городе Энгельс в 5.10, как раз на рассвете, чтобы миновать Саратов рано поутру. И мы (я и муж Дмитрий) выкатываемся на «Кокосике» (Лада Веста-2019) на трассу Р-228 Саратов-Волгоград в 5.46. Данная трасса нам уже очень знакома, и сравнивая с прошлым годом 2020, когда также ехали по ней, очень даже хорошая. На пейзажах останавливаться не буду. К Волгограду мы подъехали в 9.40 и предстоял долгий, утомительный и протяженный час выезда из города. Не очень любим проезжать через Город-Герой Волгоград в связи с его хаотичным и загруженным движением, машин было очень много, даже в выходной день.

Из Волгограда наш путь лежал на Элисту. Трасса Р-22 проходила по Волгоградской области, до Кетченеровского района, где плавно перешла в Республику Калмыкия. В Элисте в 14.00 часов и двигаемся дальше по Республике Калмыкия порядка 4 часов, по трассе Р-216 и на Яшкуле поваричиваем на трассу 85К-2 до Артезиана. Если описывать какой окружал нас пейзаж, то ответ прост — пустыня и полынь. Больше НИчЕГО. И вот от Артезиана мы поварачиваем на трассу Е 119 и заезжаем в республику Дагестан в 17.50. Так и продолжаем держать свой путь по трассе Е 119 до Махачкалы. И вот мы заезжаем в Махачкалу 21.20. Первое впечатление от Махачкалы это конечно же большое количество машин марки Priora, очень большое, кроме того каждые 50 метров это автомойки и СТО. Также впечатлило движение машин, это был упорядоченный хаос, к которому быстро привыкаешь и адаптируешься, но первое время я немного дергалась от разных «подрезаний» и бешенных водителей, учитывая, что я не была за рулем автомобиля.

В Махачкале у нас был забронирован номер через Booking на две ночи в отеле Марказ, стоимость за номер 2610 (две ночи) — это один из самых недорогих «ночлежек» в Дагестане. И мы, после утомительной дороги и в «коматозе» разгрузили вещи и продукты в номер, поужинали и легли отдыхать. Планировать день решили с утра на свежую голову.

День 2. Махачкала-Бархан Сарыкум.

Наш день мы решили начать с посещения самого необычно пустынного места и это Бархан Сарыкум. Чем же он интересен: первое — это место съемки фильма «Белое солнце пустыни», а мы любим такие местечки, связанные со съемками фильмов. Второе - бархан является неподвижным. И, третье, невероятные красоты вокруг бархана. Удивительные желтые пески со свой флорой и фауной. Бархан находится в Государственном заповеднике «Дагестанский» стоимость входа 126 рублей за двоих и стоянка автомобиля 100 рублей. Про стоянку хочется отметить, что скорее всего ребята сами организовали платных въезд и так зарабатывают деньги.

Заповедник оборудован лестницей для подъема и только по ней можно подниматься вверх. И по пути следования на вершину можно любоваться песками, растениями и живностью, которая обитает на бархане.

P. S. Сарыкум — один из высочайших барханов мира. Высота — по разным данным, от 244 до 262 метров. В поперечнике — 2−3 километра. Площадь — около 600 гектаров. Название в переводе с тюркского означает «желтые пески».

Муж пообщался с песчаной ящерицей, но она ему ничего не ответила. Рекомендую, поднимаясь на верх взять с собой воды, так как на бархане в солнечную и облачную погоду очень жарко. В наш день погода в городе была 25 градусов, а на бархане 38 градусов. Насладившись красотами со смотровой площадки, мы спустились вниз и ознакомились с заброшенным железнодорожным вокзалом.

Хочу отметить, что рядом проходит действующая железная дорога и мы даже увидели, как проходил состав поезда.

Немного отдохнув мы поехали дальше, по дорогу подвезли ребят, которые шли пешком до трассы от Бархана. Они нам поведали об отдыхе в Дагестане и дали номер телефона для ночевки в Дубках, вдруг пригодиться. Ребят высадили на остановке, а сами помчали на смотровую площадку у Буйнаксого перевала.

Насладились видами гор и города, повстречали желторотика (как потом выяснилось), но очень испугались, думая, что это змея.

У многих туристов одной из основных достопримечательностей посещения Махачкалы является смотровая площадка на город с горы Тарки-Тау, и конечно мы не обошли её стороной. По дороге нам повстречались местные коровы, гуляющие сами по себе.

С плато открываются потрясающие виды на Махачкалу и Каспийское море. Панорамные виды впечатляют своей открытостью и красотой.

Недалеко от смотровой площадки расположен заброшенный детский санаторий, где мы познкомились с местными полицейскими, детишками и живностью. Немного понаблюдав за игрой детей с ослом мы решили, что пора бы перекусить, и набраться сил для вечерней прогулки.

На вечер было запланировано посещение центральной Джума-мечети Махачкалы и прогулка по Махачкале.

Историческая справка: Строительство мечети было начато в 1991 году благодаря финансированию одной из богатых турецких семей. За образец была принята Голубая мечеть в Стамбуле. Торжественное открытие состоялось в 1997 году. Первым имамом стал турок Хафиз Айдын.

В 2004—2007 гг. проведена реконструкция здания с целью увеличить его вместимость до 15 тыс. человек. В июле 2007 года в Махачкале прошёл телемарафон, благодаря которому для расширения мечети и благоустройства прилегающей территории было собрано более 25 млн рублей.

Джума-мечеть действительно является одной из красивейших достопримечательностей Дагестана, и мы в этом убедились. Белоснежная красавица покорила нас своей изящностью и монументальностью. Как раз вечером проходил Ифтар (разговение, вечерний прием пищи во время Рамадана) и мужчины собирались у мечети, это конечно впечатляющие моменты.

Погода начала портиться, и мы быстрым шагом пошли в сторону набережной и гостиницы. И все-таки дождик нас застал на набережной у маяка, пришлось со скоростью антилопы бежать до ночлега.

День завершен. Завтра новые впечатление и покорение Дагестана.