Турист Анна Горбунова (anya_erogen)
Анна Горбунова
была 27 апреля 2022 9:36

Неизведанная Турция своим ходом. Путешествие в пандемию

Стамбул, Кайсери, Невшехир, Гёреме, Каппадокия + 23 города — Турция Март 2021

Много, кто был в Турции, но мало тех, кто знает ее нетуристическую часть. И среди обилия информации в интернете о потаенных местечках Турции нет той, которая необходима самостоятельным путешественникам: как добраться с одного городка в другой. Мы с этим столкнулись в марте 2021 года, когда решили увидеть другую, непопсовую Турцию. Начав в Стамбуле, мы объехали все Эгейское и бОльшую часть Средиземноморского побережья страны на общественном транспорте.

Во многих городах местные почти не владеют английским, не знают, как добраться до следующего пункта назначения, а в интернете ничего об этом нет. Я решила поделиться с трудом добытой информацией, чтобы облегчить ваш путь по такой разной Турции.

Здесь не будет рассказов о достопримечательностях городов, их истории и прочего, это можно запросто нагуглить. Я расскажу, как мы проехали 20 турецких городов без машины и без знания турецкого языка. И кратко поделюсь своими впечатлениями об увиденном. Расписание, цены и другая информация актуальны на март—апрель 2021 года.

1. Стамбул — Бурса.

За неделю посмотрев все самое интересное в Стамбуле, мы отправились в Бурсу. Город относится к самым крупным в Турции. Является горнолыжным курортом. Предварительно нагуглив достопримечательности, мы отправились на их осмотр. На прогулку по городу нам хватило полдня до наступления темноты. Все самое интересное находится рядом друг с другом, а список этого «самого-самого» не велик. Впечатлило ли нас? Нет. Выдающихся красот в городе нет, как и чего-то особенного. Ну только, может быть, вкусный искандер кебаб, который, если верить интернету, является фишкой Бурсы, и только здесь он самый-самый.

Из Стамбула в Бурсу можно добраться на автобусе или на пароме. Автобус отходит от центрального автовокзала и едет до пункта назначения около 5 часов. Мы выбрали паром, точнее большой катамаран. Отправляется он от станции Эминеню в Стамбуле, недалеко от Галатского моста. Билеты можно купить в кассе прямо перед отправлением (так было в карантинное время) или заранее. Касса, как и сам катамаран, ярко зеленого цвета с надписью Bursa, не заметить трудно. Билет по акции стоил 39 лир на человека. Расписание прикрепила на фото, но его можно посмотреть и на сайте перевозчика. Купить билет на сайте туристу не получится, так как нужен ID (T.C.), который есть только у местных. Время в пути составляет 2 часа.

Кстати, Бурса не омывается морем, поэтому паром ходит до соседнего городка Муданья. На выходе с катамарана на площади Муданьи, никуда не уходя и не переходя дорогу, увидите много городских автобусов. Чтобы уехать в центр города (площадь Heykeli), нужно сесть на автобус F-3. Он же ходит до фуникулера и до первой станции метро. Оплатить проезд можно в автобусе.

Бурса

2. Бурса — Чанаккале.

После Бурсы мы собирались в Ассос. Но, к нашему удивлению, никто не знал, как туда добраться, и что это вообще за Ассос. Никто — это те редкие жители Бурсы, которые хоть как-то знают английский. Знающих английский найти очень сложно, но, оказалось, возможно.

Мой совет: если в городе никто не говорит по-английски (таких мест в Турции много), а вам нужна информация от местных, идите в любой отель. Работники ресепшена, как правило, неплохо владеют языком.

Именно так мы узнали, что у Бурсы и Ассоса нет прямого сообщения, сначала нужно доехать до города Чанаккале. Лучше это делать в первой половине дня, так как дорога занимает 5 часов.

Итак, до автовокзала Бурсы ходит автобус № 38. Увидите, на табло написано Terminal (англ.) или Otogar (тур.).

На будущее: автобусы с этими надписями (в переводе «автовокзал», что логично) нужны, чтобы добраться до автовокзала в любом турецком городе.

Остановка расположена в 100 м от уже известной центральной площади Heykeli. Находите перон 4 и ждете свой автобус (на пероне указаны номера автобусов, в том числе № 38). В Турции часто невозможно оплатить проезд в городском автобусе наличными, и в Бурсе это сделать тоже не получится. У перонов есть 2 ларька с шоколадками, печеньями и прочей киосочной атрибутикой, в одном из них заранее купите билет на автобус. Работники кисков не говорят по-английски. Но на турецком и русском слова «билет» и «автобус» («отобус» на турецком) звучат одинаково, вас должны понять. Ехать до автовокзала около получаса. Там нужно найти название перевозчика КамилКоч (KamilKoc) и купить билет до Чанаккале за 80 лир. За длительность дороги можно не переживать. Автобус очень комфортный, с широкими креслами, рабочими встроенными экранами. Так же вам предложат напитки и снековые закуски. Вообще, такая практика существует почти у всех турецких перевозчиков, поэтому дорога переносится очень хорошо, даже с удовольствием.

Отогар (автовокзал) Чанаккале находится за городом. Поэтому нужно найти автобус С9 у здания автовокзала и за 5 лир доехать до центра города.

Сам городок очень симпатичный: множество кафе, магазинчиков и узких улочек. Кстати, это первое место назначения на Эгейском побережье. На центральной площади стоит памятник Троянскому коню, ведь именно недалеко от Чанаккале раскопали легендарную Трою. В ней мы не были, поэтому ничего сказать не могу. В интернете много информации и отзывов (по которым мы и решили туда не ехать).

Хочу посоветовать кафе с изумительно вкусными куриными шашлыками и пиде. Находится все там же в центре Чанаккале, где вас высадит автобус. Кафе называется Бомбачи. Первый раз мы поели на 61 лиру, второй на 41 лиру. Все очень вкусно, сытно и дешево.

Обед в кафе Бомбачи

3. Чанаккале — Ассос (Бехрамкале).

Ассос — древнегреческий, раскопанный в конце 19 века, город. Знаменит не только своей богатой историей (которую можно найти на просторах интернета), но и проживавшим в нем Аристотелем. Именно там в 4 веке до н. э. знаменитый философ написал свой главный труд «Метафизика». Сами раскопки расположены между небольшим поселком Бехрамкале (современная застройка Ассоса) и отельным райончиком, где останавливаются туристы. Туристическая инфраструктура находится прямо на берегу бухты Эгейского моря.

Чтобы добраться до Ассоса, нужно доехать до уже известного автовокзала Чанаккале из центра города на том же автобусе С9 с той же центральной остановки. Долмуши (маршрутки по-нашему) до самого Ассоса не ходят. Нужно сесть на автобус, идущий в городок Айваджик. По условному расписанию автобусы туда ходят каждый час с 7 утра до 18 часов. График условный, так как если народ на рейс не набирается, то поездка откладывается еще на час. Хочу заметить, что мы ни разу за полтора месяца не ездили в полном автобусе (ну если только в Анталию). Поэтому полной посадки ждать не придется. На английском никто не разговаривает. Чтобы хоть как-то объясниться с работниками автовокзала, мы обменялись фразами на английском (мы) и турецком (они), в итоге все всё поняли. Нас проводили до нужной маршрутки, местный помощник объяснил водителю, что нам нужно.

Вообще, турки очень отзывчивые и всегда стараются помочь, даже если это отнимает их время. Поэтому не бойтесь просто спросить у местных название города, в который вам нужно попасть. Вам не дадут остаться в неизвестности.
Проезд в Айваджик стоит 20 лир, оплачивать нужно в долмуше. Дорога занимает примерно час.
Долмуш в Айваджик

В Айваджике вам нужно пересесть на долмуш до Ассоса. Автобусов туда много, но людей ездит мало, поэтому водители ждут наполнения. Нам пришлось ждать рейс около 2 часов. Спросите на автовокзале у любого работника автобус в Ассос, и вам покажут нужный. Дорога занимает 20 минут и стоит 10 лир за человека.

Стоянка автобусов на автовокзале в г. Айваджик

Но и это еще не все. Высаживает водитель на остановке вдоль дороги, в сам Ассос не заезжает. От места высадки до отеля мы шли еще 2 км. Имейте это ввиду, если у вас тяжелые сумки. Вся дорога — это неровная от времени брусчатка. Чемодан с колесиками пришлось нести на руках. Такси можно вызывать только по телефону, но мы были без связи.

Остановка в г. Ассос

Поднявшись всего 100 м вверх от остановки, мы увидели статую Аристотеля, которая и является началом древнегреческого Ассоса, ради которого мы приехали.

Статуя Аристотеля на входе в Ассос

Бехрамкале остается сзади, а отельный Ассос — вниз по корявой брусчатке. Слева вас будут сопровождать раскопки, а справа — прекрасное Эгейское море и греческий остров Лесбос.

Греческий остров Лесбос

Внизу кроме отелей есть атмосферные рыбные ресторанчики. В них можно поужинать. Цены не низкие, за наш ужин на двоих с вином мы отдали чуть больше 300 лир.

Начало отельного района Ассоса

Обратно из Ассоса до автовокзала Айваджик мы добирались на такси. Стоит 70 лир. С вызовом помог персонал на ресепшене отеля.

4. Ассос — Айвалык

Из Ассоса автобусы в Айвалык не ходят (ох уж этот Ассос). Поэтому пришлось вернуться на автовокзал в Айваджик. По расписанию автобус в Айвалык шел только через 2,5 часа (хотя это расписание там мало, кого волновало).

Расписание на автовокзале в г. Айваджик

Удобнее было сначала доехать до промежуточной станции Эдремит. Что мы и сделали. Билет стоил 35 лир, но есть подозрение, что на самом деле он стоит гораздо дешевле. Ехали всего полчаса. Доехав до отогара, мы пересели на автобус в Айвалык (и снова нас за ручку, как детишек, отвел работник автовокзала). Заплатили водителю 13,5 лир за человека и за 40 минут доехали до города. Привозит автобус на центральную улицу Айвалыка.

Вообще, везде с нами нянькались турки, провожали до автобусов, объясняли другим, как и куда нас нужно отвезти.

Айвалык — очень симпатичный прибрежный городок. Европейцы и турки любят сюда приезжать на отдых. Архитектура и атмосфера перекликается с греческой. Было в удовольствие погулять по узеньким улочкам среди старинных, иногда пришедших в негодность, зданий. Советую разнообразить свое пребывание в Айвалыке прогулкой на остров Джунда (или Кунда, как его называют русскоязычные). Материк и остров связывает мост. Туда ходят автобусы, но любителям пеших прогулок рекомендую насладиться тишиной острова среди белоснежных вилл. Хотя тишину летом не гарантирую. Вряд ли в туристической Турции в разгар сезона можно найти тихий уголок.

Вид на г. Айвалык

В этом городе мы удачно сняли потрясающий отель Marti boutique hotel с милейшей работницей, которая заботилась о нас, как о родных. Но прелесть отеля (точнее гостевого дома) не в его удачном расположении и вкуснейших завтраках, а в интерьере под старину. Вы можете пожить в каменном доме с антикварной мебелью и предметами декора. Но все, что нужно для комфортного проживания в 21 веке (одеяла, подушки, удобная кровать, интернет и душ с горячей водой) есть.

Отель Marti Boutique hotel в Айвалыке

5. Айвалык — Измир.

Из центра Айвалыка на автовокзал ходят автобусы № 50 и № 80 (садиться по направлению в сторону Джунды). Оплата проезда наличкой водителю.

Купить билет до Измира очень просто. Многие перевозчики ездят туда. Нужно просто выбрать удобный по времени рейс. Мы доехали за 45 лир с каждого, стоимость билета у всех компаний плюс-минус одинаковая.
В Измире очень большой автовокзал с несколькими залами на разных этажах, и никто не говорит по-английски. Кое-как мы выяснили, что до центра города ходит 302й автобус. Остановка находится справа от парковки такси. Но проезд можно оплатить только транспортной картой Измира. Купить ее, оказалось, непросто. Позже мы узнали из сети, что система проезда в Измире вообще очень сложная. Знакомиться и разбираться с ней мы не стали. Доехали до центра на такси за 50 лир.

Что касается Измира, то рассказать мне особо нечего. В обзорных статьях о городах всегда говорят о головокружительных достопримечательностях. Заранее читая, что посетить в Измире, я уже подозревала, что смотреть нам особо нечего. Так и случилось. Удовольствия в этом городе мы не получили. Очень многолюдно и шумно. Хотелось убежать из центра, чтобы хотя бы просто спокойно погулять. С приходом темноты на тротуарах разворачивается сомнительная торговля всякой ерундой. В том числе и собой. За пределами центра мы не были, хотелось скорее уехать в другой город. Но я уверена, есть те, для кого Измир является любимым городом. Поэтому проверьте сами, в какой вы команде.

6. Измир — Сельчук (Эфес).

Из Измира в Сельчук можно добраться на поезде или на автобусе. Железнодорожная станция, откуда отправляются поезда, находится прямо в центре города. Думаю, что этот вариант гораздо удобнее, так как не нужно ехать на автовокзал и снова блудить по его залам. Но, к сожалению, из-за воскресного локдауна поезда не ходили. До автовокзала Измира из центра мы снова доехали на такси за те же 50 лир. Там мы тоже долго не могли купить билет, так как все говорили, что сегодня рейсов нет. Локдаун. Но кто ищет, тот найдет. Кое-как мы купили билет до Кушадасы, но без остановки в Сельчуке. И как всегда добрый турок, работник автовокзала, помог нам и договорился, что нас завезут на отогар в Сельчук. Но в обычные дни проблем с автобусом в Сельчук быть не должно. Билет, кстати, стоит 28 лир.

Автовокзал находится в самом центре этого небольшого городка. Оттуда же отправляются долмуши в Эфес, ради которого мы и оказались там, и автобусы в другие города. Но было карантинное воскресенье, поэтому в Эфес можно было доехать только на такси. Стандартная цена — 30 лир.

Долмуш на автобусной станции в г. Сельчук

Сам Сельчук — очень миленький городок. Обойти его можно за 2 часа. Все аккуратно и чисто.

Эфес — уникальное место. Это самый большой и самый сохранившийся античный город в мире. Многие артефакты удалось воссоздать так, что можно представить их первоначальный образ. На прогулку по территории Эфеса нужно выделять не менее 2 часов.

Эфес

В интернете много свежей информации, что билет на территорию Эфеса стоит 60 лир. Но такая стоимость актуальна только для турецких граждан. Туристы за вход должны заплатить 100 лир. Услуги гида при необходимости оплачиваются отдельно.

Билет в Эфес

7. Сельчук — Кушадасы.

С автовокзала в центре Сельчука каждые полчаса отправляются автобусы в Кушадасы, начиная с 6:30 утра. Проезд стоит 9 лир. Но не забываем, что при отсутствии людей на рейс, время отправления переносится еще на полчаса.

Кушадасы — большой курорт на Эгейском побережье. Здесь любят отдыхать европейцы и местные. Инфраструктура города развита хорошо: множество отелей, ресторанчиков, скульптуры, красивая набережная. Советую прогуляться на птичий остров и поняться на смотровую к статуе Ататюрка: оттуда потрясающие виды на город и морскую бирюзу.

г. Кушадасы

Из города на автовокзал Кушадасы едет автобус № 2.

8. Кушадасы — Бодрум.

Из Кушадасы можно добраться в Бодрум только утренним или вечерним рейсами: автобусы ходят 2 раза в день. Мы пропустили автобус на 10 утра, а до вечера ждать не планировали. В таком случае можно купить билет до населенного пункта Сёке за 8 лир. Автобусы туда ходят каждые 20 минут. Автобусы из Сёке в Бодрум ходят очень часто, долго ждать не придется. Рейсы есть у разных перевозчиков. Мы уехали с компанией Памуккале (один из лучших перевозчиков с отличными автобусами и легким питанием на борту) за 42 лиры с человека. Автобус доезжает до центральной части города, можно выйти, где будет удобно.

Бодрум — не самый популярный курорт у российских туристов, но уже довольно известный среди соотечественников. Городок аутентичный и очень туристический. Все здания и постройки окрашены только в белый и голубой цвета.

Узкие улочки со стандартной турецкой торговлей, ресторанчики со столиками на свежем воздухе, белоснежная марина с шикарными яхтами и кругом цветы, добавляющие городу другие краски. Красивые виды открываются с возвышенности у старых мельниц, дорога туда не сложная и приятная.

г. Бодрум

Пляж в центральной части города мелкогалечный, но очень узкий. Сложно представить, как там помещаются все туристы в разгар сезона. Скорее всего, отдыхающим не очень комфортно отдыхать на заполненном пляже. Стоит это учитывать, планируя отдых в купальный сезон.

9. Бодрум — Датча.

Порт Бодрума, с которого отправляются паромы в другие города и даже страны, искать не придется. В Датчу можно отправиться на автобусе или по воде. Первый вариант предполагает пересадку в Мугле, займет в несколько раз больше времени и принесет во много раз меньше удовольствия. Билет на паром можно приобрести в кассе на набережной, слева и справа от марины, далеко уходить никуда не нужно. Билет стоит 70 лир на человека. Кстати, переправить на этом пароме можно не только себя, но и свой автомобиль. Расписание лучше узнавать в кассе заранее. В марте паром в Датчу ходил всего несколько раз в неделю. Летом, скорее всего, ходит ежедневно.

Путь до Датчи занимает не больше 2 часов. При выходе из парома нужно идти с общей массой людей по дорожке, которая приведет к бесплатному автобусу. Он, в свою очередь, довезет до центра города. На всякий случай, не выбрасывайте билет на паром, он может пригодиться в этом автобусе.

Датча — это маленькая здравница Турции. Свежий воздух, хвойные деревья, тишина. Никаких баров, клубов и дискотек. Эдакий отдых для пенсионеров. Делать там особо нечего. Мы прогуляли в городке 1 день, этого было достаточно.

г. Датча

10. Датча — Мармарис.

Датча — малюсенький городок, и до автовокзала можно добраться пешком. До Мармариса часто отправляются автобусы. Мы уехали на 11:30, прождав до отправления минут 40. Билет стоит 24 лиры, платить водителю. Дорога занимает примерно 1 час.

Совет для таких же самостоятельных путешественниковПриезжая в новый город на автовокзал, сразу узнавайте расписание автобусов в следующий запланированный город. Так не придется искать информацию, возвращаться на автовокзал (который не всегда расположен близко) и быть в неведении.

Мармарис — милый ухоженный город с красивейшими видами на зеленые островки, торчащие из моря. В городе можно вкусно поесть, погулять по красивым местам, сходить на шоппинг, уехать в мини Венецию, поторговаться на маленькой копии стамбульского Гранд-базара.

г. Мармарис

Единственное сомнение вызвал пляж. Во-первых, он длинный (это хорошо), но узкий (это плохо). Вдоль длинной пляжной линии сосредоточены все отели Мармариса. И если в разгар сезона все отдыхающие выйдут позагорать, но, наверное, будет как на знаменитой фотографии пляжа в Китае: ну очень тесно. Также бросается в глаза отсутствие «перехОдной зоны» от дороги к пляжу. Проезжую часть, тротуар и пляж отделяют только бордюр и редкие пальмы. Все находится на одном уровне, и туристы в купальниках жарятся недалеко от проезжающих машин. Так себе удовольствие.

Но в отдаленной части Мармариса есть тихий район Ичмелер. Именно там находятся отели с большой территорией, шикарная, обрамленная высокими пальмами бухта и маленькая турецкая Венеция со своим каналом. Пляж Ичмелер песчаный и достаточно широкий для комфортного отдыха. Вокруг много зелени, прогулочных троп и видовых площадок. Район развитый: со своими магазинами, барами и ресторанами. Скучать не придется.

Пляж Ичмелер в Мармарисе

11. Мармарис — Дальян.

На автовокзал Мармариса ходит много долмушей, нужно сесть в автобус с надписью на лобовом стекле Otogar или Terminal. Прямого сообщения с Дальяном нет. Сначала нужно сесть в минибас до городка Ортаджа за 29 лир. Они ходят часто (каждые полчаса-час), но снова знакомая история с наполняемостью маршрутки: придется подождать отправление, если народу на ближайшее время недостаточно.

С Ортаджа до Дальяна маршрутки ходят каждые 20 минут, проблем уехать нет. Долмуш прибывает на центральную остановку города.

Дальян — небольшой турецкий городок. Прославился ликийскими пещерными гробницами на берегу своей знаменитой реки с одноименным названием Дальян. Гробницы видны с противоположного берега, находятся в центральной части городка. На другой берег реки на 3 минуты можно перебраться на лодке, на которой вас с радостью увезут местные. Казалось, что лодок, ожидающих туристов, больше, чем прогуливающихся по улицам Дальяна людей.

Вид на ликийские гробницы в Дальяне

Но если гробницы можно встретить во многих местах на территории бывшей Ликии, то черепах Каретта-Каретта вряд ли. Они являются символом города и центром притяжения туристов. Черепахи внесены в Красную книгу. Обитают они на песочной косе пляжа Iztuzu, на который можно добраться на лодке за 500 лир за компанию. В несезон все называют цену в 350 лир, торговаться получалось плохо. Путь до косы на лодке занимает примерно час. Река впечатляет своими размерами, кусочками зеленой травы посреди разливов и нетипичными для Турции пейзажами.

Река Дальян

Кроме лодки, до пляжа с черепахами ходит городской автобус. В марте рейсы были всего 2 раза в день: утром и вечером. Но лодочный вариант, несмотря на свою цену, гораздо увлекательнее.

Сам пляж очень величественный, а волнующее море напоминало океан. Благодаря карантину, на косе не было людей, что добавило этому месту большей привлекательности. Нетронутый песок, бушующие волны и ни одной черепахи. Чтобы увидеть Каретту, нужно приезжать в сезон откладывания черепахами яиц: конец весны — начало лета. Именно в этот период черепахи высиживают свои яйца на берегу. В другое время шансы их увидеть стремятся к нулю.

Пляж Iztuzu

За соблюдением правил поведения на пляже строго следят волонтеры, чтобы никто не навредил черепахам. Так что здесь вы не увидите лежаков с зонтиками, баров с коктейлями и водные аттракционы. А сам пляж вечером закрывается. Но небольшая инфраструктура все же есть: кафе и уборные в свободном доступе.

12. Дальян — Фетхие.

Чтобы уехать в Фетхие, нужно вернуться в Ортаджа за 6,75 лир. Там пересесть на долмуш до Фетхие за 15 лир и доехать до него примерно за 45 минут.

Фетхие — средних размеров туристический город Эгейского турецкого побережья. Город, в котором приятно находиться. Ухоженный, зеленый, развитый, чистый и очень притягательный. Из него не хочется уезжать.

Если уйти из центра города в противоположную от белоснежных яхт сторону, то можно очутиться в шикарном парке. В новом парке найдется развлечение для каждого: площадка для роллеров и скейтеров, турники, детские площадки, лежаки, мостики, скульптуры и многое другое.

В Фетхие также есть ликийские гробницы. Некоторые совсем небольшие на расстоянии вытянутой руки, а некоторые впечатляют своим размахом и находятся на территории с платным входом. Но и без платы на вход можно отлично разглядеть древнее наследие, гуляя мимо.

Вид на Фетхие

Рекомендую выделить день на прогулку по полуострову (начало пути — район Karagozler). Вам обеспечены потрясающие виды нетронутой природы, диких обрывистых пляжей и переливающейся всеми оттенками голубого моря. Нужно быть физически готовыми к прогулке в 14 км или вооружиться велосипедом. Наше неспешное путешествие по этим местам заняло примерно 6 часов.

Прогулка по полуострову Фетхие

В центре города около белой мечети есть остановка, откуда можно добраться до открыточных пляжей Олюдениз, Долина бабочек (Фаралья), Кабак и город-призрак Каякей.

В сезон автобусы ходят часто, в зимний период 2–3 раза в день. Обязательно заранее узнавайте, во сколько маршрутка поедет из поселка в Фетхие, чтобы не остаться там ночевать. Места потрясающие и определенно стоят внимания.

На Олюдениз мы выделили отдельный день. Из-за погоды покупаться не удалось, но наслаждаться этой красотой можно было бесконечно.

Пляж Олюдениз

Чтобы попасть на пляж Долина бабочек, нужно ехать до деревушки Фарелья. На MAPS.ME отмечено много тропок, ведущих к смотровых на пляж. Судя по фото из интернета, самая популярная площадка с видом находится по середине левой стороны долины. Там же можно выбрать тропинку для спуска вниз к пляжу. Предупреждаю, что маршрут только для опытных трекеров. Нормальной дороги нет. Мы не стали рисковать на спуске и отправились в бухту Кабак.

Фаралья, Долина бабочек

Так как маршрутки в этих местах — роскошь, а многокилометровые прогулки для нас — привычное дело, дорогу в 8 км мы решили преодолеть пешком. Путь был не из легких. Перед самой бухтой асфальт заканчивается, нужно спускаться к пляжу по грунтовке. Уклон бывает большим, поэтому нужно быть внимательным. Обратно к остановке мы пошли чуть по другой дорожке и немного выдохлись. Вообще-то много. Тропинок очень много, нужно тщательно следить за местоположением по карте. Дорога ужасная и сильно в горку.

Бухта Кабак

В Турции могут возникнуть проблемы с поиском кафе с вкусной едой. Но в Фетхие могу посоветовать отличное место с прекрасным персоналом. Называется кафе HaniBaba и находится вдоль центральной дороги, почти напротив Migros.

13. Фетхие — Каш и пляж Капуташ.

В Каш ходит автобус с главного вокзала Фетхие. Путь занимает примерно 2 часа. Билет до Каша обойдется 35 лир. Возит одна компания: Suha Turizm.

Офис перевозчика в Каш на автовокзале Фетхие

Дорога до Каша проходит через маленькую очаровательную бухту Капуташ. Этот пляж считается самым красивым в Турции. И, следуя по живописнейшней дороге, не доезжая до Каша, в маршрутке мы решили выйти на пляже вместе с чемоданами.

Дорога к пляжу Капуташ

Несколько десятков ступеней вниз, и вы в центре райского уголка с золотым песком, голубой лагуной и необходимой инфраструктурой (туалет, переодевалка, кафе). Лучше посетить это место в солнечную жаркую погоду, чтобы насладиться всеми морскими красками и искупаться в чистейшей воде.

Пляж Капуташ

На том же месте, где вышли, нужно ждать следующую маршрутку Фетхие — Каш, чтобы все же доехать до пункта назначения. Долмуш проходит мимо Капуташа примерно раз в час, поэтому придется подождать.

Каш — милейшее уютное местечко. Его можно сравнить с бабушкиным светлым чердаком, в котором расположилась куча мелочей и цветов, удивительным образом сочетающихся друг с другом. Повсюду разноцветные домики, интересные кафешки, ведущая вверх брусчатка и зарывшиеся в красивые цветы кошки. Нам хватило одного дня, чтобы погулять по Кашу и прочувствовать его атмосферу.

Самый широкий кот в Каше

14. Каш — Кемер

В Кемер отправляется автобус, следующий до Антальи. Проезд Каш — Кемер стоит 38 лир на человека. Автобус отправляется каждый час.

Автовокзал Кемера находится слева от трассы, когда сам город расположен справа. Любой проезжающий мимо автобус добросит до города.

Кемер — известный среди русскоязычного населения курорт. Это подмечается сразу по приезде в город. Повсюду слышен русский язык не только от соотечественников, но и от местных турков. Начинается то турецкое поведение, которое сформировало стереотип о всей стране. «Купи, зайди, попробуй, один вопрос» и так далее. Везде магазины с поддельным Витоном и Габбаной, лавки с сувенирами, стойки с ремнями и полки с духами.

Сам город окружен красивым горами. Дома и отели хаотично разбросаны по улицам. Море чистейшее, пляж галечный. Все чисто и красиво. Во время нашего пребывания Кемер активно готовился к туристическому сезону: центральные парки и дорожки были в состоянии ремонта.

Кемер

14.1. Кемер — Анталья

Не выделяю это направление в отдельный пункт, так как в Анталью ездили на 1 день по делам. Добраться до главного города Средиземноморского побережья Турции несложно. Автобусы ходят очень часто. Можно ждать его в любом месте Кемера. Водитель объезжает все центральные улочки города и собирает людей, желающих поехать в Анталью. Проезд стоит 14 лир. Время в пути может затянуться, так как автобус едет по пути через все деревеньки и города, где также садятся люди. В Анталье популярная остановка, с которой легко добраться до старого города, — большой 5M MIGROS. После него водитель сворачивает к отогару. Обратно можно сесть на вокзале или там же у ТЦ.

Анталья

15. Кемер — Сиде

Для начала нужно добраться до Антальи. Чтобы уехать в Сиде, нужен автобус до города Манавгат. Сиде — это просто туристический район Манавгата. Стоимость проезда — 23 лиры. Автобусы отправляются каждые 20 минут. Предупредите проводника, что вам нужно в Сиде. Вас высадят на остановке в Манавгате, с которой на долмуше можно уехать в Сиде (это займет 5–10 мин).

Сиде — это песчаный длинный пляж, море с долгим заходом, отели и руины. Кафешек не так много, как и магазинов. И те, в основном, находятся все на главной площади у храма Аполлона. Цены там очень завышены. Весь шоппинг и нормальные продуктовые магазины находятся в Манавгате.

Интересно погулять по древним руинам, которые занимают огромную площадь в городе. Самые сохранившиеся и привлекательные для любителей древностей экспонаты находятся в платной зоне. Ну и самая поражающая своим великолепием достопримечательность — храм Аполлона.

Сиде

16. Сиде — Аланья

Чтобы уехать из Сиде в Аланью, нужно сесть на маршрутку на автостанции Сиде (местные водители подскажут, в какую именно) и доехать на ней до главного отогара в Манавгате. Оттуда постоянно ходят автобусы в Аланью. Билет стоит 25 лир на человека.

Аланья — знаменитый среди русских турецкий курорт. Вытянутый вдоль берега город с множеством отелей, магазинчиков и кафе. Для прогулок подойдет красивая аллея вдоль набережной и центральная бухта с ее площадью и видами на крепость. Насладиться окрестностями можно в кабинке канатной дороги, которая увезет на верхушку города для встречи заката. Самый красивый пляж Аланьи — Клеопатра — расположен в центре. Но все наслаждение от города могут подпортить турецкие торговцы на каждом шагу, которые не дают пройти мимо.

Аланья

17. Аланья — Мерсин.

Из Аланьи можно уехать в Мерсин. Это большой портовый город на западной части побережья. Туда возят разные перевозчики. Автобусы ездят ежедневно, включая локдаун-выходные. Лучше узнать расписание у каждой фирмы, чтобы выбрать подходящее время. Многие рейсы отправляются рано утром или вечером в ночную дорогу. Стоимость билета у разных перевозчиков колеблется от 60 до 80 лир на человека. Несмотря на небольшое расстояние между городами, время в пути составляет 7–8 часов. И дело не в плохой дороге, а в беспечности водителей. По дороге мы сделали 3 больших остановки по полчаса-часу, на которых можно не торопясь полноценно покушать, сходить в сувенирный магазин и погулять на улице. Останавливаются в подходящих для этого местах. Кроме этого, есть еще короткие остановки. Ну и личные дела водителей никто не отменял.

Дорога с потрясающими видами. Весть путь проходит вдоль побережья с лазурной прозрачной водой, которую украшают белые скалы, острова и огромные камни. Очень много серпантина, который также добавляет время в пути.

Примерно на середине пути есть остановка в городе с красивым названием Анамур. В нем можно купить несколько килограммов выращенных там же маленьких сладких бананчиков. Что и сделали водители автобуса. Вообще, для меня было открытием, то в Турции есть банановые плантации. По дороге из Антальи в Мерсин их встречается очень много.

Автовокзал Мерсина находится в 10 км от центра города. Чтобы добраться до центра города на городском автобусе, нужно иметь транспортную карту Мерсина с привязанным HES-кодом. По опыту Измира, мы даже не стали пытаться, и уехали на такси за 50 лир. Кстати, на английском там разговаривают очень плохо.

Ну, а сам Мерсин восторга не вызвал. Большой турецкий город с шумным, многолюдным и тесным центром. За старенькими обшарпанными домами запросто можно встретить свалку ненужных вещей. На набережной около порта есть красивый новый парк, в котором приятно провести пару часов. В отдаленном от центра районе по дороге в Отогар много новостроек с ухоженными территориями. В некоторой удаленности от города есть интересные достопримечательности (если верить статьям в интернете), но в наши планы они не входили.

Мерсин

18. Мерсин — Гёреме (Каппадокия).

Из Мерсина в Каппадокию возит только одна компания Невшехир. Автобусы довозят только до одноименного города Невшехир.

Окно перевозчика в Каппадокию на автовокзале Мерсина

Билет стоит 80 лир. Рейсы выполняются раз в день в 10 утра. Мы были удивлены, что из множества перевозчиков в большом Мерсине в Каппадокию можно попасть только с одним. Переспросили все на 100500 раз. Действительно, ходит только один рейс компании Невшехир. Билеты можно купить прямо перед поездкой. Ни разу за все наши передвижения по Турции не было полного автобуса. Все они были заполнены примерно на 1/6 часть, то есть почти пустые. Возможно, это связано с пандемией и несезоном (напомню, мы путешествовали в марте—апреле 2021 года), но вряд ли по таким маршрутам ездит много самостоятельных путешественников.

Из Невшехира автобусы в Гёреме не ходят. С автовокзала в Невшехире нужно доехать на городском автобусе (вам подскажут, какой, их там пара-тройка на парковке) до центра города. Проезд стоит 3 лиры. Выйти нужно на остановке, слева от которой будет магазин MM Migros. С остановки, на которой вышли, нужно перейти на параллельную дорогу правее (Мигрос остался чуть сзади слева) и вернуться немного назад. Нужная остановка находится прямо напротив Мигроса и А101.

Вид с остановки, на которой нужно ждать автобус в Гёреме

Здесь нужно дождаться автобус до Гёреме. Проезд стоит 5 лир.

В Гёреме автобусная станция находится в самом центре. Оттуда можно добраться до любого города. Расписания перевозчиков есть на станции, но лучше спросить у работников отогара.

Каппадокия

Гёреме — туристический центр Каппадокии, в котором сосредоточено большинство отелей, турфирм, кафе и ресторанов. Можно смело бронировать отель в любом месте поселка, ведь он и есть сплошной центр. Все расположено в шаговой доступности. Про Каппадокию можно говорить много и бесконечно ею восхищаться. Хвалебные статьи про этот сказочный турецкий регион можно почитать на просторах интернета. Я упомяну некоторые бытовые вещи.

— В Гёреме всего 2 продуктовых магазина: A101 и BIM. Находятся они напротив вокзальной площади.

— В поход по долинам обязательно ходить в удобной обуви. И обязательно гулять согласно отмеченным тропкам в MAPS.ME. Если на карте тропка прерывается, то прохода действительно не будет. Мы не раз проверили это на своем печальном опыте. Никому не советую. Порода каппадокийских холмов очень мягкая, а сами горки гладкие. Безопасно спуститься с них очень почти нереально. Может не повезти.

— Если идти по направлению к музею под открытым небом, то можно увидеть поворот на тропу Zemi Valley. Предупреждаю, что мы 100 раз пожалели, что пошли туда. Дорожка сливается с речкой и проходит через колючие кусты. Придете с мокрыми грязным ногами и в кровяных царапинах от борьбы с постоянными шипованными ветками.

— Что касается Музея под открытым небом, то вход в него стоит 75 лир на человека без дополнительных объектов (некоторые церкви в Музее возможны к посещению за отдельную от входного билета плату). В кассе музея так же можно приобрести билеты в оба подземных города. Стоит 50 лир каждый. В самих подземных городах цена такая же.

Музей под открытым небом

— До крепости Учхисар постоянно ходит автобус с автовокзала. Проезд стоит 4 лиры и займет не больше 10 минут.

Крепость Учхисар

Полет на воздушном шаре мы бронировали в Гёреме. Начитавшись статей в интернете, я серфила сайты компаний и раздел впечатлений Airbnb, чтобы заранее забронировать полет по привлекательной цене. Но привлекательней цена оказалась в самом городе. Бронирование заранее обошлось бы дороже. Все конторы, в которые я обратилась, назвали одинаковую цену: 60 евро или 70 долларов. Не знаю, откуда взялись «минимум 100 евро за полет» во всемирной паутине. Возможно, нашей ценой мы обязаны ковиду. В итоге, организацию полета мы доверили хозяину отеля. Много дней подряд шары отменялись из-за погодных условий. Оказалось, что ясная погода и полный штиль внизу вовсе не означает, что полет состоится. Нужно иметь ввиду, что, если накануне полет не отменили и в день икс вас забрали из отеля, это не означает, что вы точно полетите. Один раз на рассвете мы целый час прождали разрешение, которое в итоге не выдали. Всех обратно развезли по отелям. В таком случае можно вернуть деньги в полном размере или дождаться следующего раза. Но полет на воздушном шаре над долинами волшебной Каппадокии может стать одним из лучших впечатлений в жизни. У меня так и случилось.

Каппадокия, полет на воздушном шаре

19. Гёреме — Кайсери.

В Кайсери находится аэропорт, из которого можно улететь в другой крупный город Турции для дальнейшего пути.

В расписании многих перевозчиков на автовокзале Гёреме было это направление, но по факту автобусы ходили не у всех. Мы купили билет на автобус до Кайсери за 40 лир с каждого, но рейс оказался трансферным.

Но это не помешало с комфортом добраться до города. Автобус останавливается в центре города и в аэропорту. Просто скажите заранее, куда вы направляетесь.

Город Кайсери отличился от других турецких городов тишиной, современной многоэтажной застройкой и широкими дорогами с развязками. Мы с удовольствием погуляли по центру города и чистейшим зеленым паркам. А на следующий день улетели в Стамбул, где и началось наше нетипичное турецкое путешествие.

Немного полезностей напоследок:

1. Перед приездом в стамбульский аэропорт сохраните на телефон электронный билет. Ковид внес очередные странности: в здание аэропорта пускают только при проверке билета или посадочного. Вышли на 5 минут подышать воздухом — пожалуйста вновь приготовьте посадочный для возврата в здание аэропорта.

2. На городских автобусах в любом городе в Турции, которые едут на автовокзал, написано Otogar или Terminal. Если сядете в автобус с такой надписью, то точно приедете на автовокзал.

3. Не бойтесь спрашивать у местных любую информацию. Даже если вы говорите на разных языках. Покажите билет, скажите название города, куда вам нужно, или покажите жестами. Вам обязательно помогут. Причем, подключатся и рядом стоящие турки. Соберется небольшой консилиум, чтобы точно подсказать вам правильную информацию.

4. Яндекс, Uber и другие приложения такси в Турции не работают (так президент решил поддержать местных таксистов). Все машины такси желтого цвета. Они являются официальными перевозчиками. Их можно вызвать специальной кнопкой, расположенной на столбах, найти около «офисов» такси (похожи на туристические или информационные будки вдоль дорог), попросить вызвать машину работника на ресепшене отеля или классически махнуть рукой. Вообще, такси искать не нужно, оно само вас найдет. Весной 2021 года стоимость поездки складывалась примерно так: 5 лир за посадку и 5 лир за каждый километр пути. В машинах установлены счетчики, вы можете отслеживать в режиме реального времени, как растет стоимость вашей поездки. Но некоторые ушлые таксисты могут выключить счетчик, а по итогу назвать цену в несколько раз больше. Не ведитесь и платите примерно по тому расчету, который я указала. Так за 5 километров пути из аэропорта в отель таксист решил с нас взять 120 лир вместо 20–25. Конечно, получил он только 20 лир.

5. Транспортное сообщение в Турции хорошее, а дороги еще лучше. Все переезды будут комфортными. Не стоит бояться общественного транспорта. Автобусы максимально удобные, чистые и оборудованные всем необходимым. Помимо водителя в белой рубашке всегда есть проводник. Ну и горячие и прохладительные напитки с легкими закусками в виде снеков сделают передвижения еще приятнее.

6. Отбросьте все стереотипы о стране и наслаждайтесь новым знакомством с такой прекрасной и многогранной Турцией.

P. S. Ну, а напослеок предлагаю посмотреть 3-минутное видео, в котором собраны самые яркие моменты из разных уголков Турции