Турист Наталья Воробьева (natalia1421)
Наталья Воробьева — была 2 мая 13:31
Бываю на сайте наскоками. Но, все-таки, бываю :)). И это радует!!!

Балтийск — Россия Февраль 2021

И каждая хороша по-своему...

Изначально, при планировании поездки в Калининградскую область, Балтийска в наших планах не было. Но, как я уже упоминала в заметке о Куршской косе, в самый последний момент муж арендовал авто. Понятное дело, тут и понеслось — все и сразу, везде нам надо. И до Балтийска добрались. Конечно, глубокого знакомства не вышло, но общее представление получили. И представление это весьма познавательное. А для детального изучения будем уже выбирать время позже. Кто ж его знает, как в современных реалиях дело обернется, может, и станет наша русская Неметчина подменой заграницы, чего, конечно, совершенно не хотелось бы…

Балтийск. Две стороны одной медали

В Балтийск мы попали безумно ясным февральским днем.

Просто светящимся каким-то. Как позже мы узнали из новостных выпусков, в тот день был побит температурный рекорд 25 февраля. Если я правильно помню, то воздух прогревался до +18С. Но, порой, бодрящий ветерок с Балтики заставлял возвращать радостно сброшенную шапку на место и заворачивать потуже вот уже почти убранный в рюкзак шарфик.

Балтийск. Две стороны одной медали

Самый западный город России — Балтийск (до 1946 г. Пиллау) — до недавнего времени был закрытым, там расположена база военно-морского флота РФ. Но вот уже с 2009 года город доступен для всех желающих. А там есть на что посмотреть. Пользуясь случаем, как говорится, и мы заглянули на западные окраины страны.

Времени у нас на Балтийск было, ну, очень мало, как мы позже поняли. Так сложилось, что в основном город мы видели из окна автомобиля. Очень не помешала бы ночевка в городе для полного погружения. Тем более и остановиться есть где, очень даже премилые отели и аппартаменты имеются. Город, хотя и медленно, но верно встает на туристический путь.

Но с самой яркой достопримечательностью города, звездой, как в прямом, так и в переносном смысле — крепостью Пиллау — познакомились поближе. Удалось заглянуть за стены, скрывающие множество тайн и загадок. Об этом чуть подробнее я рассказала в отзыве «Крепость Пиллау — неприступная тайна»

Балтийск. Две стороны одной медали

Впервые в письменных источниках о поселениях рыбаков в этих местах упоминается в 1258 г. Понятно, что люди освоили территории значительно раньше. К 1363 г. относится первое упоминание о поселении «Пиле» или «Пиль» (от прусского «пилис (pilis)» — крепость). Основным видом деятельности был осетровый промысел, который контролировался государством. Вместе с присвоением статуса города поселку Пиллау в 1725 г. по указу короля Фридриха Вильгельма I был утвержден и герб с изображением на нем осетра. Герб города с некоторыми видоизменениями, согласно времени, дошел и до наших дней.

Взято из яндекс.картинок

Так вот, жили себе спокойненько рыбаки. Ну, немного промышляли еще таможней на крохотном проливе между Балтийским морем и современным Калининградским заливом. Пока однажды в 1510 г. не случился страшный шторм, которой сделал этот пролив судоходным для кораблей того времени, конечно.

Балтийск. Две стороны одной медали

Вот с тех пор и началось бурное развитие от рыбацкой деревни до стратегически важного объекта. Дело в том, что суда со временем становились все больше по размеру, и уже не могли пройти дальше к Кенигсбергу. Пиллау стал, своего рода, перевалочной базой, где товары перегружались на небольшие лодки. Соответственно, стали строиться склады и сопутствующие объекты в виде таверн, мест ночлега и прочего хозяйства. Так Пиллау стал важным торговым центром. Но в 1901 г. был открыт Кенигсбергский (ныне Калининградский) канал, по которому суда стали идти сразу до порта Кенигсберга. Таким образом, бурная жизнь в Пиллау стала потихоньку угасать и городок превратился в спокойный прибрежный курорт. Все бы так тихо и продолжалось, если бы не мировые войны XX столетия.

По результатам Второй мировой войны Пиллау стал советским Балтийском, и в нем разместилась крупнейшая база Балтийского военно-морского флота.

Пока мы ожидали время начала экскурсии в крепость Пиллау, немного прогулялись по ближайшей околомузейной округе, что и делают большинство туристов.

Музей Балтийского флота. В прошлом здание Пиллауского суда, 1903 г.

Нежные лебеди кажутся чем-то сказочным среди брутальных кораблей.

Но именно мы, люди, часто губим этих прекрасных птиц. И если уж хочется побаловать вкусненьким лебедей, то лучше следовать вот этой инструкции:

Балтийск. Две стороны одной медали

На этом прибрежном пятачке и формировались когда-то первые торговые улицы.

Здесь же находится еще одна "самая западная" достопримечательность – самый западный маяк России.

Балтийск. Две стороны одной медали

Строительство его закончилось в 1816 году. Но он служит и по сей день, является режимным объектом. Где-то в сети попадалась информация, якобы удавалось забраться на него. Но, сомневаюсь в правдивости. Хотя, кто его знает, в жизни всякое случается. Кстати, хоть он и запущен был в эксплуатацию в 1816 г., но впервые огонь зажегся на нем в феврале 1813 г. Он освещал одним промозглым ранним утром путь по льду залива для поверженных войск Наполеона, покидавших земли Восточной Пруссии.

Замерзший Калининградский залив. Из Википедии: в Польше польск. Zalew Wiślany — Вислинский; устар. нем. Frisches Haff — Свежий залив

Памятник Петру I, установлен в 1998 г.

Балтийск. Две стороны одной медали

Петр I, бывал в Пиллау трижды: в 1697 году рамках Великого посольства. Считается, что царь был инкогнито, и обучался искусству бомбардира, но на самом деле все знали о присутствии русского царя среди обучающихся. Затем в 1711 с супругой Екатериной I останавливались по пути из Европы в Петербург. А в 1716 году царь проходил вдоль пиллауских берегов с галерной эскадрой, чем вызвал огромный переполох в Прусском королевстве.

До 1943 г. на этом месте был памятник Великому курфюрсту Фридриху Вильгельму. Очень интересная судьба сложилась у того памятника. В 1943 г. он был отправлен на переплавку для нужд немецкой армии. Долгое время буквально валялся среди металлолома рядом с жд вокзалом в Кенигсберге. Каким-то чудом его обнаружил уже в Гамбурге в 1945 г. бывший житель Пиллау. И в 1955 г. памятник обрел новую жизнь, он был вновь установлен, но уже в городе Эккенфёрде, который принял бывших жителей Пиллау во время эвакуации. На цоколе сейчас две таблички: «Фридрих Вильгельм Великий курфюрст. 1640–1688» и «Морской город Пиллау, военная гавань бранденбургско-прусского флота, посвятили этот памятник кайзеру Вильгельму II в. 1913 году. Установлен здесь до возвращения на родину в 1955 году».

Фото из интернета. Памятник Великому курфюрсту Фридриху Вильгельму

Все это парадная часть Балтийска. Но есть еще одна сторона — слегка подзабытая властями, либо вспоминаемая по остаточному принципу. Ну, не на виду она. По ту сторону пролива притаилась очаровательная соперница Куршской косы — коса Балтийская, в прошлом Фрише Нерунг. Место не такое раскрученное, хотя, не менее завораживающее.

Балтийск. Две стороны одной медали

На Балтийскую косу можно попасть на пароме, первый рейс в 7.20, а затем, начиная с 10.00, каждые два часа. Говорят, в летний сезон, когда много отдыхающих устремляется на бескрайние пляжи косы, устраивают дополнительные рейсы. Стоимость для пассажира 70 р. в обе стороны, провоз автомобиля оплачивается в зависимости от массы, согласно ПТС. За наш арендованный Фольксваген Поло мы заплатили 700 р., водитель входит в стоимость авто. Актуальную информацию уточняйте на официальном сайте Балтийской судоходной компании.

На пароме через пролив

Но не только пляжи и некоторая диковатость и необустроенность привлекает туристов. На косу едут любители заброшек.

Район Балтийска - Коса
Район Балтийска - "Коса"

Самой первой и легкодоступной даже для пешего туриста достопримечательностью, если так можно выразиться, является форт «Западный».

Балтийск. Две стороны одной медали

Он был построен в 1869–71 гг. для защиты пролива.

Но при проектировании не были учтены морские течения. Немцы еще как-то пытались поддерживать форт в рабочем состоянии, а в послевоенные годы этим уже никто не занимался. И постепенно форт стал уходить под воду. То, что мы наблюдаем — это лишь малая часть когда-то мощного укрепления. Да, вода оказалась сильнее камня.

С 2007 г. форт «Западный» обрел статус объекта культурного наследия регионального значения. Статус есть — а дела нет.

Гуляя по этим развалинам, обязательно нужно соблюдать осторожность!

Читала, что наиболее опасные участки были замурованы и завалены. Но, все же, место дикое, хотя и очень фотогеничное. Будьте аккуратны!

Балтийск. Две стороны одной медали

Еще одной притягательной точкой косы стали руины аэродрома Нойтиф.

Аэродром был построен в 1939 г. для базирования обычных и гидросамолетов Люфтваффе. Он стал уникальным сооружением подобного плана для того времени: взлетно-посадочные полосы были с подогревом и построены в форме буквы «Х», что позволяло приземляться при любом направлении ветра. Соответственно было огромное хозяйство в виде складов, ангаров, радиоцентра и прочих административных зданий, оборудованных по последнему слову техники.

Балтийск. Две стороны одной медали

В 1945 году все это богатое наследие перешло в ведение ВВС Советского Союза и использовалось вплоть до 1995 г. по прямому своему назначению.

Некоторые помещения худо-бедно используются и сейчас.

В прошлом - центр управления полетами, ныне, вроде как лесхоз

Но в большинстве своем, все это добро никому уже не нужно.

Собственник ангаров хотел было разобрать все это дело на металлолом, активисты притормозили процесс. Статус объекта культурного наследия аэродром не получил, да и вряд ли получит. Что дальше — вопрос. Но на момент нашего присутствия (февраль 2021 г.) один из ангаров разбирался.

Время нас поджимало, нужно было возвращаться к парому. Конечно, можно было бы метнуться чуть дальше, но дорога таким метаниям не способствовала.

Балтийск. Две стороны одной медали

Есть еще несколько мест для любителей военной истории. Да и дюны еще не осмотрены остались. Э-эх, как-нибудь в следующий раз.

Ну, что сказать… Вообще, классно! В летний период, думаю, еще класснее. Зимой вид у этого кусочка Балтийска, откровенно говоря, довольно грустный, местами даже депрессивный.

Балтийск. Две стороны одной медали

А летом жизнь просыпается, мир вокруг становится более красочным и ярким. Не смотря на отсутствие, как модно сейчас говорить, развитой инфраструктуры. А, может, в этом и есть прелесть Балтийской косы.

Почитала немного, не все так печально. Вроде как, и турбаза на косе имеется, видели будку с надписью «Прокат велосипедов»…

И я хочу вернуться!

P.S. Из той же февральской поездки, о чем успела разобрать фото, в заметке "Зимние этюды Куршской косы. Версия "Наша сторона"

Отзыв об отеле Кристалл 3* в Зеленоградске – здесь.

Отзыв об отеле Берлин 3* в Калининграде – здесь.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия