Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 24 апреля 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Кулдига — Латвия Март 2016

Кулдига — один из немногих латвийских городов, где сохранилась старинная застройка. За шесть лет до этой поездки я уже успел побывать здесь, но в этот раз мы с рижскими родственниками ехали мимо, и я решил показать им этот город. Забавно, да? Родственники сами живут в Латвии, а латвийские города им показываю я, житель Эстонии:)

Голдинген — столица герцога Якоба

Население Кулдиги — около 10 тысяч человек. Абсолютное большинство — латыши, точные сведения удалось найти только по Кулдигскому краю — 94 процента. По городу наверно чуть-чуть меньше.

Кулдига мало того что избежала разрушений в годы войны, так еще и в советское время здесь не стали перестраивать центр города, оставив практически все как есть.

Голдинген — столица герцога Якоба

Особой промышленности в Кулдиге не было, так что и масштабное строительство не потребовалось. В какой-то момент я даже подумал, что здесь нет спальных районов. Но нет — на окраине таки есть:) Однако, обратите внимание — во дворе между пятиэтажками оборудована сушилка для белья, еще и под крышей. И она, заметьте, до сих пор пользуется спросом:)

Как говорится, девушку из деревни вывезли, а вот деревню из девушки — нет:)

Как и многие города в нынешней Латвии, Кулдига была основана рыцарями Тевтонского ордена в XIII веке, и до самой революции носила немецкое название — Голдинген.

Голдинген — столица герцога Якоба

В XVI–XVII веках Голдинген некоторое время являлся столицей герцогства Курляндия, самым знаменитым правителем которой был Якоб фон Кеттлер.

Дед Якоба — великий магистр Ливонского ордена Гетхард фон Кеттлер в самом начале Ливонской войны был вынужден бежать из своей резиденции в замке Феллин в Эстляндии, преследуемый войсками Ивана Грозного. Согласившись стать вассалом Речи Посполитой, он получил от короля Сигизмунда II Августа во владение герцогство Курляндия и Семигалия.

Голдинген — столица герцога Якоба

Самым успешным правителем Курляндии как раз и стал герцог Якоб. Сейчас в Латвии он является очень популярным историческим персонажем, и ему даже ставят памятники. Примерно как этот — «Телепортация». Как будто герцог взял и телепортировался из прошлого, чтобы посмотреть, как живет его бывшая столица:)

Основная достопримечательность Кулдиги — водопад на реке Вента — Вентас Румба. Как утверждается, самый широкий в Европе. Но совсем невысокий.

Голдинген — столица герцога Якоба

В прошлый раз я приезжал сюда летом, и народ тогда вовсю купался в речке прямо у водопада. Но сейчас был март, а потому никто не купался:)

С этим водопадом связано несколько историй времен герцога Якоба. Заботясь о развитии торговли и судоходства, он попытался ликвидировать водопад, чтобы лодки с товаром могли беспрепятственно проходить через город. Сначала попытался взрывать, но чуть было не разрушил собственный дворец.

Голдинген — столица герцога Якоба

Потом сделал попытку построить канал в обход, но опять неудачно. Единственное полезное применение, которое нашли водопаду — на нем стали охотиться на лосося, идущего на нерест. Рыба прыгала снизу вверх, и ее прямо на лету ловили или остро отточенными кольями — это называлось «закол» — или сразу в корзины:)

Рядом с водопадом в XIX веке построили кирпичный мост. Широкий — на нем, как говорят, могли разъехаться две кареты, что по тем временам было довольно круто:)

Голдинген — столица герцога Якоба

Действует мост и сейчас, и на нем даже могут разъехаться две машины:)

Кулдига была основана в месте впадения в Венту речушки с труднопроизносимым латышским названием — Алекшупите. Речка очень мелкая, почти ручеек:)

Голдинген — столица герцога Якоба

Поэтому для того, чтобы сделать красивые набережные, поставили запруду. А заодно и водяную мельницу.

Плотина образует еще один водопад, который называют так же, как и речку — Алекшупите. Его высота — примерно 4.5 метра. Кстати, найдете на фото Кашкай? :)

С запрудами получилось очень красиво, по крайней мере в самом центре создается ощущение, что город стоит на полноценной реке:)

Голдинген — столица герцога Якоба

А вот замок герцога Якоба не сохранился. Во время Северной войны (1700–1721) он был сильно разрушен, и к началу XIX века пребывал в руинах. Тогда-то его и разобрали, использовав кирпичи для строительства обычных домов.

А на его месте разбили городской парк с пешеходными дорожками и лавочками

Голдинген — столица герцога Якоба

Красивое деревянное здание — это вилла Бангерта. Интересна и ее история.

Резной деревянный дом был построен для российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Однако когда выставку разбирали, лиепайский судовладелец по фамилии Бангерт пожелал выкупить его и поставить в Кулдиге в качестве подарка для своей невесты.

Голдинген — столица герцога Якоба

Сейчас здесь располагается Кулдигский музей. Куда мы, конечно же, не пошли:)))

А главная пешеходная улица Кулдиги — Лиепаяс — начинается отсюда, с площади на пересечении с улицей Базницас

Голдинген — столица герцога Якоба

Когда я был здесь в 2010 году, вся улица была глобально перерыта, шла реконструкция, и тогда здесь пройти не удалось

Голдинген — столица герцога Якоба

Православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1871)

Старая застройка на улице Лиепаяс

Жилой дом по адресу Лиепаяс, 37

А заканчивается пешеходная улица на центральной площади уже современного города

Голдинген — столица герцога Якоба

На выходе с площади недавно был поставлен памятник герцогу Якобу. Памятник в современном стиле, называется — «Телепортация» :)

Водонапорная башня. Удивительно, сколько водонапорных башен до сих пор возвышается в наших городах, хотя все они уже давно не используются по назначению. Где-то они отреставрированы, где-то — еще нет.

Голдинген — столица герцога Якоба

Вдали показался шпиль большой красной церкви

В первый раз я эту церковь как-то не заметил, так что в этот раз захотелось подойти поближе

Лютеранская церковь Св. Анны была возведена в 1904 году

Лютеран — немцев и латышей — в городе было больше всего, оттого и такой гигантизм при строительстве лютеранской церкви

Голдинген — столица герцога Якоба

Но самая старая церковь в Кулдиге — тоже лютеранская Святая Екатерина, возведенная в 1567 году. Мы почему-то к ней близко не подошли, вон она там вдалеке виднеется.

Сейчас прочитал, что на ее шпиль можно подняться, и оттуда открывается захватывающий вид на всю Кулдигу. Ну что же, значит придется вернуться сюда еще раз:)

Голдинген — столица герцога Якоба

Юг Латвии находился на границе с католическими областями Речи Посполитой, а потому здесь традиционно проживало и немало католиков. Но католический костел Святой Троицы (1640) был немного в стороне от центра, и мы до него тоже не дошли.

Ну и раз уж зашла речь о такой многоконфессиональности, нельзя не вспомнить и про бывшую синагогу. Построенная в 1875 году, она служила по назначению до 1941 года. Пришедшие фашисты всех евреев уничтожили.

В советское время в бывшей синагоге располагался кинотеатр. Сейчас здание отреставрировано, однако вся еврейская символика с него исчезла. Теперь это городская библиотека.

Голдинген — столица герцога Якоба

А чуть в стороне от главных старинных улочек город выглядит как-то так

Идем по набережной

Голдинген — столица герцога Якоба

Возвращаемся в центр, где оставили машину

Кулдига — однозначно интересный городок, один из самых красивых в Латвии, так что рекомендую

Голдинген — столица герцога Якоба

Мы же дальше поехали смотреть латвийский Голливуд — городок Cinevilla в окрестностях Тукумса. Я об этом уже писал.