Турист Александр Бесфамильный (puzzle)
Александр Бесфамильный — был 23 марта 9:35
Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Стамбул — Турция Сентябрь 2018

Начало (Беларусь-Украина)

Молдова-Приднестровье

Румыния

Болгария

Турция (начало)

Несмотря на очевидную абсурдность подобной затеи, в случае оказии я готов заезжать в Стамбул даже исключительно с целью транзитного ночлега. Однажды такое чуть было не случилось, но судьба распорядилась иначе. В этот раз всё было по-другому. На Стамбул у меня были грандиозные планы и для того, чтобы всё выгорело, я подгадал приезд именно во вторник (11 сентября), когда интересовавшие нас туристические объекты гарантированно открыты для посещения. Для того, чтобы осуществить свою безумную программу, нам следовало выбраться из отеля не позднее 8:30. Но Стамбул, несмотря на статус мегаполиса, живёт в особом ритме. Город просыпается поздно, поэтому завтрак в гостинице, который мы не имели права проигнорировать, начинался аккурат в те же 8:30. Налицо конфликт интересов, где наш голос ничего не значил. Впрочем, за виды, которые открывались с террасы нашего отеля, я всё готов был простить.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Тут тебе и Мраморное море, которое, в отличие от города, «трудится» без сна и отдыха.

Просыпающийся Стамбул.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Вездесущие чайки, которые, словно коты, поделили между собой территорию и ждут подачек.

Те из них, кто посообразительнее, застолбили за собой самые «хлебные места».

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Выбор Султанахмета в качестве места дислокации был обусловлен отнюдь не близостью к самым известным стамбульским достопримечательностям, которые нами уже изучены досконально. Один из критериев — это шаговая транспортная доступность, поскольку на дальние расстояния мы планировали перемещаться на общественном транспорте. Заранее изучив месторасположение интересующих нас объектов, я пришёл к выводу, что нам придётся два раз воспользоваться трамваем. Для этого нужен электронный проездной. К счастью, заморачиваться с его приобретением нам не пришлось, поскольку Джафер выдал нам свой. Оставалось лишь пополнить его баланс, что мы и сделали в автомате на трамвайной остановке. Для прохода через турникеты достаточно одной карточки, которую можно передавать из рук в руки.

Наш маршрут Т1 и ехать нам до конечной остановки «Кабаташ».

Лет 20 назад стамбульский трамвай был похож на бронепоезд, поэтому его вид всегда вселял в меня ужас. Сейчас он смотрится очень дружелюбно. Внутри — комфорт и прохлада. Лучшего вида транспорта в городе попросту нет.

От конечной станции нам идти ещё пять минут.

Мимо самой изящной мечети в городе Долмабахче. К сожалению, она была закрыта не реставрацию.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Впрочем, не эта мечеть — цель нашей поездки. Объект нашего интереса — султанский дворец Долмабахче, вход на территорию которого «помечен» одноимённой часовой башней.

Вероятно, самой красивой в Турции. А, возможно, и во всём мире.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Дворец Долмабахче — это квинтэссенция истории, достижений и роскоши не только Османской империи, но и всей Европы, потому как над его созданием работали лучшие профессионалы в своих областях со всего континента. Кстати, в том числе и армяне. Разумеется, что мы приобрели билеты, которые позволяли ознакомиться с ним по максимуму. То бишь сам дворец плюс гарем.

Прежде чем зайти внутрь, народ со всего света устраивает фотосессии во дворе.

Лебединый фонтан.

Скульптура.

Экзотическая растительность.

Мест для эффектных селфи хоть отбавляй.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Мы тоже поучаствовали, но поток туристов нарастает, поэтому во избежание столпотворения следует поспешить попасть внутрь.

Съёмка интерьеров запрещена, но фототехнику не отбирают.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Впрочем, следят пристально, так что подпольные фотографии удаётся сделать крайне редко и бессистемно.

Разве что хрустальные балясины лестниц и парапетов я снял осознанно, поскольку никак не мог остаться безучастным.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Может, это и к лучшему, потому как описать всю увиденную там красоту никакого словарного запаса не хватит.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Разобраться во всём помогает аудиогид.

Но это ненадолго, поскольку весь этот поток занимательной информации выветривается из головы в одночасье. Тем более, когда отсутствуют иллюстрации. Именно поэтому я люблю такой анахронизм как печатные гиды.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

В хамаме Маша потерялась. Точнее, я её потерял.

Думал, что она отстала, поэтому стал пробиваться назад. Нужно отметить, что движение против потока охрана всячески пресекает. Я, конечно, ссылался на потерю «мадам», но в конце концов мне дали понять, что искать её «сзади» бесперспективно. Так и оказалось. Маша убежала вперёд и ждала на крылечке с невероятным видом на Босфор.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Втык она, конечно, получила знатный, после чего уже от меня не отходила. Тем более что мы должны были направиться в гарем.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Но прежде не могли не насладиться этими видами до полного пресыщения.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Потому как к движухе на Босфоре невозможно остаться безучастным.

Гарем, безусловно, самая интересная часть дворца.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Касается это не только интерьеров, но и занимательных историй, которые смачно озвучиваются аудиогидом.

По сути — это политическое закулисье, где огромную роль играли матери султанов.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

А также особо продвинутые жёны.

Кстати, именно в этой части дворца находятся довольно скромные покои, в которых провёл последние дни своей жизни сам Ататюрк.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Вновь оказавшись во дворе дворца Долмабахче, я с опаской посматривал на небо. Причина не в том, что там с завидной регулярностью появлялись и тут же исчезали самолёты авиакомпании «Turkish Airlines», шедшие на посадку в аэропорт имени Ататюрка.

А в том, что там начали формироваться тучки, о чём нас периодически информировал гром.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Перспективка незавидная. Но пока у нас фотосессия в саду.

В ходе которой Маша изъявила желание сняться на фоне пампасной травы.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Пока гуляли, я не переставал думать, что мог неоднократно засветиться на камерах дворца в процессе подпольной фотосъёмки. Перестраховавшись, даже решил перед выходом отдать Маше флэшку. Видимо, возомнил себя чересчур заметной персоной. Короче, никому я оказался не нужен. Кроме дождя, который заставил нас некоторое время прятаться под аркой.

Как только наметилась пауза, добежали до пристани Кабаташ, откуда открывается хороший вид на набережную перед дворцом Долмабахче.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

И откуда едва просматривается сквозь дымку красавец Босфорский мост.

Дождь снова накатил, но мы уже успели запрыгнуть в трамвай, который должен был доставить нас на окраину исторического района Фатих к Феодосиевым стенам. Путь неблизкий — не менее 40 минут. За это время мы успели стать свидетелями потопа, который образовался в результате ливня, обрушившегося на центр Стамбула. Тем более удивительно, что в районе остановки «Пазартекке», где мы высадились из трамвая, пока было абсолютно сухо.

В наших планах на остаток дня значилось исследование как минимум трёх из семи холмов, на которых был построен древний Константинополь. Первые три необязательны, поскольку там мы уже крутились неоднократно. Седьмой вообще находится в стороне. Впрочем, именно к нему относится остановка «Пазартекке», так что по пути к воротам Топкапы мы будем понемногу спускаться как раз с седьмого холма.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Ворота Топкапы — это наша отправная точка в походе по Стамбулу, продолжительность которого я не мог даже приблизительно спрогнозировать.

Да и весь мой план, если честно, поначалу казался мне чистой авантюрой. Тем более что ливень-таки грозился добраться и до нас. Впрочем, прервать выполнение плана в любой момент труда бы не составило.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Поначалу мне предстояло сделать выбор: идти вдоль внешних укреплений Феодосиевых стен или вдоль внутренних. В результате я принял решение чередовать. Спускались мы вдоль внешнего периметра, откуда изумительно просматривались стены Константинополя и доминирующая на вершине шестого холма Стамбула наша следующая цель — мечеть Михримах.

А вот карабкаться на холм будем вдоль внутреннего периметра, где множество сохранившихся фрагментов, насчитывающих более полутора тысяч лет. Десятки раз проезжая через ворота в Феодосиевых стенах, я до этого ни разу не имел возможности осознать, сколь грандиозно это сооружение.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 19

Несмотря на то, что Фатих буквально напичкан достопримечательностями и в силу этого наводнён туристами, район этот считается крайне неблагополучным в Стамбуле. Именно по этой причине любое мало—мальски приличное жильё, примыкающее к Константинопольским стенам, охраняется здесь сродни военному объекту. Днём это совсем не напрягает, а вот вечером я бы, пожалуй, поостерегся здесь гулять.

Подойдя к мечети Михримах, мы оглянулись, чтобы оценить, сколь непростой путь смогли преодолеть за сравнительно короткий отрезок времени. Реализация моих планов мне уже переставала казаться несбыточной мечтой.