Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — сейчас на сайте
Филиппины покорены! Куда дальше?

Анталия — Турция Ноябрь 2020

Для нас античность существует, мы же для неё — нет

Иосиф Бродский

На пороге великих научных открытий

Знаете, если вам в кроссворде попадётся вопрос «Известный специалист по античным городам Средиземноморья» смело вписывайте моё имя, ибо есть большая степень вероятности, что это будет правильный ответ. И пусть это выглядит со стороны как наглое вранье и бахвальство, поверьте в данное утверждение хотя бы авансом, вам это ничего не будет стоить, а у меня появится стимул к творчеству и саморазвитию.

Вышесказанное, конечно же, шутка. Но с другой стороны, за последний год с небольшим, я увидел столько различных античных развалин, что соглашусь с утверждением, что «в каждой шутке есть только доля шутки, а остальное истинная правда».

Всё началось в сентябре 2019 года, когда в Тунисе я имел счастье лицезреть руины Карфагена.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Согласен, не того легендарного финикийского Карфагена, тот пал жертвой обещаний сенаторов Древнего Рима и был разрушен и даже для верности посыпан солью. Но Карфаген древнеримских времён тоже из античного мира и его руины весьма знамениты и способны пробудить к теме интерес.

Буквально через месяц после Туниса, я снова бродил по останкам античных городов, уже в Ливане.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Археологические комплексы в Анджаре и Баальбеке, руины финикийского Библоса легендарны, будоражат ум и возбуждают воображение.

А знаменитая Пальмира в Сирии, в которой мы побывали в первых рядах, сразу по окончании активных боевых действий.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Только представить, что именно из этого города Зейнобия управляла богатой римской провинцией, не признавая при этом верховную римскую власть.

Разве после их посещения можно остаться равнодушным к истории античного мира?

Кстати, тут вспомнил, что незадолго до Туниса было у меня много античного на Мальте и на Сицилии. Ну, вот посмотрите, какое древнее чудо я увидел в Таормине, не правда ли, это великолепно?

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Но это в прошлом, хоть и недавнем, но всё-таки. Все эти свои рассуждения я затеял, чтобы подвести к своей только что завершённой поездке, первой в коронавирусную эпоху.

В конце ноября злополучного високосного 2020 года у меня было десять дней в Турецкой Ривьере, в Анталии и её окрестностях, за которые я увидел столько античности, что не мудрено стать великим знатоком античного мира.

Античных развалин на самом деле было невероятно много, от вполне неплохо сохранившихся, типа древнего амфитеатра в Аспендосе, до дошедших до наших времён руин в состоянии «вдребезги напополам».

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Но за каждым самым последним древним обломком стоит волнующая, уходящая вглубь веков история, почувствовать и понять которую сложно, но очень хочется.

Некоторые, увидев Анталию как место пребывания, могут сказать «фу-фу-фу, да, кто там не был в этой Анталии, может только самый ленивый».

Наверное, это так. Анталию и прочее средиземноморское побережье, как в сторону Алании, так и в сторону Мармариса, с определённой долей условности можно назвать русскоязычной Турцией, ибо русский язык там слышен несколько реже, чем турецкий, но, всё же, достаточно часто.

У меня есть знакомые, которые в этом регионе имеют в собственности жильё и живут там более или менее постоянно. Но, основной поток наших соотечественников, конечно, обеспечивают пакетные туроператоры, усилиями которых отдых на Средиземном море в Турции разной степени комфорта может позволить себе практически каждый.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Что я могу выдвинуть в своё оправдание?

Сразу скажу, я не покупал пакетный тур и был в регионе исключительно самостоятельно. Тут я чист, и вольный дух бродяжничества этой своей поездкой не запятнал.

Почему для поездки был выбран этот регион? Так тут очень всё просто, в условиях пандемийных ограничений, особого выбора, во всяком случае, для россиян, нет. Если не брать в расчёт туристические резервации на Занзибаре и на Кубе, наиболее массовым направлением для выездного туризма стала именно Турция. При этом в отличие от первых двух вышеуказанных направлений в эту страну можно поехать самостоятельно, а также не надо предъявлять при въезде негативный тест на COVID.

А тут еще и распродажа билетов S7 Airlines подоспела, среди возможных направлений фигурировала Анталия, что окончательно предопределило мой выбор.

Имея на руках билеты на турецкое Средиземноморье и десять дней на покорение данного региона, надо было составить план, решить, что там вообще делать целых десять дней.

Море было уже холодное, во всяком случае, купальщиков замечено не было, да и я не стал изображать из себя моржа. Но вот солнечная мягкая погода, от 15–17 градусов тепла ночью, до 20–24 днём максимально благоприятствовала прогулкам на свежем воздухе, как с познавательными целями, так и без всяких целей, а исключительно для удовольствия.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Так, собственно говоря, я и распланировал.

Большую часть дней в Турции провел, блуждая среди древних обломков, коих в регионе оказалось предостаточно, что и дало мне основание считать себя крупным специалистом по античной тематике.

Античность, тема до сих пор мало меня волновавшая и соответственно малознакомая, понемногу стала захватывать мой разум. Причем настолько, что по приезду домой я взялся за монументальный исторический труд Эдварда Гиббона «История упадка и разрушения Римской Империи», который я вряд ли осилю до конца, уж, больно он пространный, в семи томах. Но, тем не менее, если в дальнейших моих материалах вы прочтёте что умное про римских императоров и вообще что-то из истории Римской Империи, знайте, это не я, это историк Гиббон. Так что все вопросы к нему, правда, он уже умер, ещё в XVIII веке.

Внутри крепостных стен

С аэропорта Анталии до старого города Калеичи, где меня ждал мой временный кров, я добрался на скоростном трамвае AntRay, что означает Antalya Railway, то бишь, железная дорога Анталии.

Тут надо сказать, что Анталия город достаточно большой, вроде как миллионник или что-то вроде этого. Но метро в этом городе нет, зато, помимо прочих видов транспорта, есть трамвай AntRay, который я полюбил за комфорт и удобство.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Ну, вот представьте, выходите вы из терминала аэропорта и не обращая внимание на наглые физиономии вездесущих бомбил, идёте к современной трамвайной остановке. Садитесь в вагон и минут через 25 выходите на остановке Ismetpasa, наиболее близкой к старому городу.

Удобно? Безусловно, и стоит это удовольствие 3,2 турецких лиры, чтобы перевести в рубли, надо умножить на 10. Недорого, в какой валюте не считай. Я постоянно пользовался трамваем AntRay, в основном, чтобы добраться до автобусного вокзала города, до остановки Otogar. Но один раз на этом трамвае доехал прямо до античного города Перге, что расположился в пригороде Анталии. Вот так, на современном трамвае прямиком в седую античность.

Я специально сделал вставку про трамвай, чтобы придать хоть какую-то практическую ценность своему материалу. А чтобы усилить эффект скажу, что расплачиваться в трамвае, как в других видах общественного транспорта Анталии надо безналичным способом посредством Antalyakart. Гдё её купить и как пользоваться найдите в интернете, в этом деле ничего сложного нет.

Итак, старый город Анталии именуемый Калеичи.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

В самом его сердце, я арендовал апартаменты при отеле Alp Pasa, которые представляли собой квартирку метров 30 с прихожей, спальней, удобствами и даже небольшой кухней, которая, впрочем, мне была не нужна.

Мои и другие апартаменты находились в пределах закрытой весьма симпатичной территории с общей инфраструктурой, в которую входил и бассейн.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Правда, воспользоваться всем этим комфортом особой возможности не было, уходил рано утром, приходил уже затемно.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

А что делать, когда вокруг столько много античных руин.

Кстати, об античности. Первый и весьма достойный представитель античного мира находился буквально в метрах двухстах от моего дома. Речь идёт о Воротах Адриана, названных в честь римского императора, совершившего свой императорский визит в этот город в 130 году нашей эры.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Я так часто проходил через эти исторические ворота, иногда по несколько раз на день, что, думаю, их смело можно переименовать в Ворота Константина.

Иногда, сидишь этак вечерком и вдруг мысль, а не попить ли мне свежевыжатого гранатового сока, и сразу прямиком к знакомому торговцу, как раз через Ворота Адриана.

Однако, мысль о переименовании была мной моментально отброшена, как только я узнал биографию императора Адриана. Спасибо за это историку Гиббону, который как раз с Адриана и начал свое многотомное повествование.

Биографией не каждого римского императора стоило бы восторгаться и брать за пример. Многие из них были вероломные убийцы, деспоты, сексуальные извращенцы, алчные и развращённые прожигатели жизни.

Совсем не таким был император Адриан, заслуженно причисляемый потомками в группу так называемых «хороших императоров».

Он выделялся среди прочих не только тем, что был первым римским императором с бородой, но своими делами.

Эту фотографию сделал я, в музее археологии  Анталии.
Эту фотографию сделал я, в музее археологии Анталии.

Во-первых, к власти Адриан пришёл не в результате насильственной смерти своего предшественника, что было сплошь и рядом, а вполне законно. Император Троян, у которого до последнего момента не было официального преемника, уже на смертном одре усыновил своего спичрайтера Адриана, провозгласил его будущим императором, что впоследствии и было узаконено Сенатом. Случилось это в 117 году, Адриану был 41 год.

В правление императора Адриана было мало войн, а все свои усилия он прилагал на обустройство обширной империи и развитие её экономики.

Но более всего в биографии этого императора мне импонирует следующее обстоятельство, как нельзя лучше подходящее к тематике нашего сайта. Дело в том, что император Адриан был великим путешественником и побывал во всех провинциях своей огромной империи. Галлия, Британия, Испания, Мавритания, Египет, Афины, Антиохия, Пальмира, Балканы. Вот далеко не исчерпывающий перечень направлений его путешествий.

Самое интересное то, что перемещался по своим владениям император не обязательно по делу. Часто просто так, из-за любопытства и тяги к перемене мест.

Ну, какие могут быть дела на вершине Этны, абсолютно никаких. Просто у парня в то утро было романтическое настроение и ему захотелось с высоты запечатлеть восход солнца.

Умер император Адриан в 138 году в возрасте 62 лет, причём ненасильственной смертью, что для римских императоров было большой редкостью. Просто заболел и умер, назначив перед смертью своим преемником Антонина Пия, а ещё для гарантии Луция Вера и Марка Аврелия. Все они впоследствии и стали императорами Римской Империи.

Я, кстати, видел императора Адриана, не его лично, конечно, но статую.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

В своё время она была найдена при раскопках античного города Перге, упоминаемого мной выше, а ныне хранится в великолепном археологическом музее Анталии.

Что касается Ворот Адриана, то раз они есть, то должны быть и стены, что окружают древний город.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Именно так, стены есть, но сохранились лишь местами, однако по контуру которых, легко определяется старый город. Название старого города Калеичи, собственно говоря, и переводится как «внутренняя крепость» или «внутри крепостных стен».

Тут надо сказать, что именно с античностью в Калеичи всё очень сложно. Не вызывает сомнения, что стены, окружающие старый город, ещё с римских времён, и то, что они защищали в своё время античную, сначала эллинистическую, а позже и римскую Атталию (именно так именовался изначально это древний город).

Но старый город в нынешнем виде не такой уж и старый, составляющая его историческая застройка это в основном 19-й век, некоторые строения возведены несколько раньше.

Античный культурный слой находится гораздо ниже, примерно метра на два. Это очень наглядно видно как раз у Ворот Адриана, которые находятся как бы в углублении.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Эти ворота, кстати, раскапывали и реставрировали всего лишь лет семьдесят назад, аккуратно снимали культурный слой, накопившийся почти за 2000 лет.

Там внизу видна древняя дорога, и даже следы от повозок, оставленные за долгий период в мягкой породе камня.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

На территории старого города, в том числе и рядом с моими апартаментами, периодически встречаются защищённые сверху толстым стеклом небольшие раскопы античного города. Но это практически всё, другой античности в Калеичи не увидишь. Ни акрополя, ни агоры, ни античного театра, ни римских бань, ни римских улиц с колоннами.

Очевидно, что всё это есть, но там под землёй, и чтобы добраться туда, надо снести более поздние постройки. Но это не возможно, все строения старого города тоже историческая ценность, только других эпох.

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Специалисты имеют примерную схему расположения объектов античного города Атталия, что-то они знают наверняка, что-то только на уровне гипотез.

Например, читал, что пока не могут определить точное расположение амфитеатра, предполагая, что его ряды могут спускаться по склону одной обрамляющих Калеичи гор. Но это только гипотеза, точных и проверенных фактов нет. Тем более, что интересующие историков склоны застроены, и попробуй, проверь. Известно одно, города Римской Империи без театра быть не может, это обязательный городской атрибут. Но вот где, вопрос.

Впрочем, в окрестностях Анталии не менее десятка античных городов, имеющих сейчас статус музея. Я был в шести из них, специально приезжал, старался понять и разобраться. Так что пусть этот рассказ будет некой прелюдией к моей античной турецкой серии.

Великим знатоком античности мне, увы, не быть, но ликвидировать пробелы по истории древнего мира вполне возможно, хотя бы некоторые из них.