Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — сейчас на сайте
Купание в море с черепахами пока откладывается. Рейсы отменяются. Времена не простые
Признание
пользователей

Стамбул. Один в большом городе

Стамбул — Турция Октябрь 2019
84 96

Вместо предисловия

Петуху, кукарекающему не вовремя, отрезают голову (турецкая народная мудрость)

Впервые я оказался в Стамбуле в возрасте 27 лет, и было это 27 лет тому назад. Тогда я попал в состав делегации из Адыгеи, прибывшей в Турцию по приглашению адыгской диаспоры этой страны. В начале 90-х годов Россия стала понемногу открываться миру, к нам в регион потянулись первые адыгские репатрианты, выказавшие желание вернуться на свою историческую родину, они, собственно говоря, и инициировали ту поездку.

Большая часть трёхнедельной программы пребывания, весьма занимательной в этнографическом плане, прошла в небольшом городке Адапазары, что на северо-западе Турции, и в совсем небольших селениях в округе, в которых компактно проживали и, надеюсь, до сих пор проживают адыги.

В Стамбул же организаторы завезли нас всего на один день, показали Айя-Софию, Голубую мечеть, возможно, что-то ещё, но, впрочем, воспоминания от Стамбула остались весьма размыты.

12
Стамбул. Один в большом городе

К своему стыду, за все эти годы я не удосужился уделить Стамбулу своё драгоценное внимание.

На турецких курортах, конечно, бывал, и на Средиземном море, и на Эгейском. Запятнал, и не раз, свою туристическую карму пакетными турами, в чём каюсь, ибо, грешен. А вот крупнейший турецкий мегаполис всё это время ждал встречи со мной, но, увы, тщетно.

Час икс, или если хотите X-day, наступил в ноябре прошлого года. В ближневосточный вояж, включавший в себя, три дня в Ливане и пять дней в Сирии, очень удачно вклинивался Стамбул. Крупный транспортный хаб, как-никак, перекрёсток дорог, особенно в ближневосточном направлении.

15
Стамбул. Один в большом городе
11
Стамбул. Один в большом городе

Пять дней, один на один с большим городом. Эти дни были чрезвычайно богаты на впечатления.

6
Стамбул. Один в большом городе
4
Стамбул. Один в большом городе
7
Стамбул. Один в большом городе

Увидел много, немало узнал, казалось бы, насквозь пропитался стамбульским духом, но ничего о тех днях в Стамбуле не написал. Причина проста и банальна: не хватило времени.

В былые докоронавирусные времена удавалось путешествовать чаще, чем делиться впечатлениями с единомышленниками на страницах уважаемого всеми нами сайта. Сейчас ситуация другая, сиди взаперти, да вспоминай и ностальгируй. Впрочем, нет худа без добра, дошла очередь и до Стамбула.

Но писать про Стамбул сложно, много более достойных людей сделали это, причём многократно. Формат путеводителя точно не пойдёт, поэтому решил я на фоне городских достопримечательностей покопаться в этногенезе турецкого этноса, а ещё и в истории Османской империи давней и современной.

Можно перекинуть параллели с другими странами, в которых я побывал и которые с османами имели чаще враждебные, реже дружественные взаимоотношения. Тут на ум приходят Сербия, Венгрия, Греция и даже Мальта, ну и конечно Россия, в том числе и моя Адыгея. Не случайно же я упомянул про адыгов, которые много десятилетий назад перебрались на другой берег Чёрного моря, как раз напротив своей исторической родины.

15
Стамбул. Один в большом городе

Однако, никакого точного сценария я не имею. Начну, а что получится, точно не знаю. Если что, не обессудьте.

Размышления об этногенезе турок в тени Галатской башни

Поток уходит — песок остается (турецкая народная мудрость)

Квартирку я снял рядом с Галатской башней, жильё было так себе, но место зачётное. Сама башня Галата известная стамбульская достопримечательность, принимают её вроде как за символ города, хотя подобных символов в Стамбуле немало, а какой из них самый символичный символ я так и не разобрался, это уж решайте сами.

8
Стамбул. Один в большом городе

В любом случае Галатская башня место популярное у туристов, о чём свидетельствовала перманентная очередь на подъём, причём настолько длинная, что я так и не решился её отстоять, чтобы забраться на самый верх, и уже оттуда обозревать окрестности.

7
Стамбул. Один в большом городе

Жить рядом с башней хорошо, мало того, что она сама по себе высокая, метров 50, не меньше, так ещё и находится на высоком холме в европейской части Стамбула. Идёшь по незнакомому городу, высматривая вдали башню Галата, словно ты морской корабль, что прокладывает свой курс, ориентируясь на маяк.

14
Стамбул. Один в большом городе
7
Стамбул. Один в большом городе
8
Стамбул. Один в большом городе

Оно, конечно, есть и навигатор, но это уже не так романтично.

Кстати, думаю, Галатскую башню и соорудили как маяк, а может как пожарную каланчу или обсерваторию, а скорее всего, как первое, второе и третье и ещё чего-то там одновременно. Находится башня на этом месте много веков, не обязательно в первоначальном виде, но всё же, соответственно, испробовала на себе немало ипостасей.

Что интересно, Галатская башня, стоящая в центре огромного турецкого города, намного старше самих турок, как этноса. Башня была, а турок не было, ибо турки этнос молодой. Настолько молодой, что известен не только его возраст, лет 600 примерно, но и обстоятельства его рождения.

Но прежде чем говорить о рождении турецкого этноса, стоит вспомнить его предков. У каждой семьи есть своё генеалогическое древо, есть оно и у любого этноса. Выстроишь схему родственных связей этноса, разберёшься и с его этногенезом. Попробуем сделать это на примере турок, уверяю, это будет как минимум занимательно, а может даже и интересно.

9
Стамбул. Один в большом городе

Первое, на что следует обратить внимание, это на этнические истоки турок. Принадлежат они к тюркоязычному миру, а именно к тюркской ветви алтайской языковой семьи. В начале нашей эры отдельные тюркоязычные племена начали свою многовековую миграцию с Саяно-алтайского региона в сторону Центральной Азии. Получается, что изначально предки турок жили на просторах южной Сибири, там, где сейчас находятся Хакасия, Тыва, Алтай, Иркутская область и юг Красноярского края. Неожиданно, не правда ли?

6
Стамбул. Один в большом городе

На юг шли они долго, но уже к середине первого тысячелетия нашей эры активно присутствовали в Средней и Центральной Азии, о чём свидетельствуют хроники того времени. Огромный регион, который контролировали пришедшие из Сибири племена стали именовать как Тюркский каганат.

В 7-м веке большая часть Тюркского каганата вошла в состав Арабского халифата, и вот здесь возникает ещё один важный компонент, который существенным образом повлиял на формирование турецкого этноса. Тюркские племена Центральной и Средней Азии одними из первых приняли от арабов новую религию — ислам, и на это важно обратить внимание. Ведь на идее распространения ислама в мире окончательно сформировался турецкий этнос, появилась и территориально закрепилась Османская империя.

9
Стамбул. Один в большом городе
8
Стамбул. Один в большом городе
10
Стамбул. Один в большом городе

Но об этом чуть позже, пока продолжаем копаться в родословной турецкого этноса.

Каким бы ветвистым не было генеалогическое древо турок, но, надо постараться расчистить завалы и добраться до их прародителей, а потом и до самих турок.

Тут я скажу, что я самый преданный поклонник «Пассионарной теории этногенеза» Льва Гумилёва, верю в особую роль выдающейся личности, что ведёт народ за собой, и тем самым предопределяет его историю: рождение этноса, счастливую или несчастную жизнь и возможно смерть.

Сразу приведу примеры ярких пассионариев, чтобы наглядно продемонстрировать эти свои убеждения. Тюркские племена уже мусульманского вероисповедания в 9-м веке восстали против Арабского халифата и образовали свое государство. Возглавил это государство вождь одного из тюркских племен хан Огуз, вследствие чего, то государство вошло в историю как государство огузов. Вот вам и первый пассионарий, будут и ещё.

5
Стамбул. Один в большом городе

В 10-м веке среди огузов выделились сельджуки. Если кратко, то было так. Различные рода огузов враждовали между собой за верховную власть. Глава одного влиятельного рода по имени Сельджук, опасаясь немилости верховного огузского правителя, собрал своих сторонников и ушёл в великий поход на юг. Примерно за сотню лет сельджуки захватили власть в Персии и образовали своё государство, в которое вошли территории таких современных государств, как Иран, Ирак, Азербайджан, Турция и Сирия. Ну чем вам не достойный пример ещё одного великого пассионария.

Тем временем государство огузов ослабевает, другие тюркские племена — кыпчаки (половцы) вытесняют огузов на самый юг Средней Азии, где они оседают и признают власть рода Сельджуков. Со временем южные области Средней Азии стали называть Туркменистаном, иными словами «страной туркмен».

Это огузы смешивались с местными этносами, такими как саки, аланы, согдийцы, хорезмийцы, в результате и получился совершенно новый этнос — туркмены. Ничего себе поворот, разбирались в этногенезе турок, а оказалось, что это был анализ этногенеза туркмен.

Но не стоит удивляться. Ведь представляя биографию той или иной личности, нередко начинают с его родителей. А туркмены и есть родители турок, с определёнными допущениями конечно.

Продолжение размышлений об этногенезе турок, но уже сидя на лавочке в районе Султанахмет, где-то между Айя-София и Голубой мечетью

Аллах даёт науку тому, кто просит, а богатство тому, кто сам захочет (турецкая народная мудрость)

Продолжить размышления об этногенезе турок предлагаю, перебравшись через Галатский мост и присев для отдыха на лавочке с видом на Айя-Софию.

5
Стамбул. Один в большом городе
6
Стамбул. Один в большом городе

Рассуждать о дальнейших событиях на фоне легендарного сооружения успевшего со дня освящения зимой 537 года побывать православным храмом, католической церковью, мечетью, музеем и с недавнего времени снова мечетью будет весьма логичным.

13
Стамбул. Один в большом городе

Более походящей декорации найти будет трудно. Впрочем, об этом культовом месте я сейчас затевать разговор не буду, ибо надо закончить тот, что уже начат.

Окончательное становление турецкого этноса происходило в Малой Азии, где, собственно говоря, и располагается современная Турция. Когда-то эта территория была не просто частью греко-римского мира, но и важным центром христианской цивилизации. В Анатолии, как называли этот регион греки, находились важнейшие центры эллинской цивилизации, но за относительно короткий промежуток времени эта земля была навсегда утеряна для христианского мира и попала под влияние мусульманских правителей.

Начало исламизации Анатолии началось во второй половине 11-го века, когда Сельджукиды приступили к завоеванию этого и близлежащих регионов. В 1065 году под их контроль попала Армения, а в 1071 году произошло событие, которое называют «точкой невозврата». В тот год войска слабеющей Византийской империи потерпели от сельджуков крупное поражение при Манцикерте.

С тех пор сельджуки стали контролировать большую часть Малой Азии. Так, к 13-му веку в Анатолии проживало уже более миллиона потомков древних тюрков вышедших в своё время из южной Сибири. Хотя конечно за века общения и смешения с различными этносами они очень сильно изменились. Иной стала их культура, язык и даже внешний облик.

10
Стамбул. Один в большом городе

Если вернуться конкретно к рождению турецкого этноса, то череда событий протекала примерно так.

В 13-м веке из Туркменистана в Анатолию, спасаясь от монгольской орды, прибыл отряд туркмен в количестве 500 человек под предводительством некоего Эртогрула. Вождь обратился к влиятельному сельджукскому султану с просьбой поселиться на его землях. Султан дал своё разрешение и покровительство, предложив взять немногочисленному отряду туркмен принадлежавший неверным кафирам — грекам большой и укреплённый город Бурса, стоявший на границе Византийской империи.

В этом месте позволю себе напомнить об особой роли исламской веры в формировании турецкого этноса.

4
Стамбул. Один в большом городе
4
Стамбул. Один в большом городе

Дело в том, что Эртогрул приняв призыв сельджукского султана, объявил неверным джихад, священную войну против неверных.

Усилия Эртогрула, после его скорой смерти, продолжил сын Осман. Ещё один яркий пример пассионария, его то и считают основателем империи именуемой не иначе как Османской.

Осман объявил священную войну за мусульманскую веру и бросил клич всем желающим принять в ней участие. Желающих сражаться за ислам, а заодно и разбогатеть, коих именовали гази, нашлось превеликое множество. Они прибывали на собственном коне и с собственным оружием и зачислялись в конное войско. Войско отличалось этническим разнообразием. Это были арабы, курды, черкесы, в большом количестве сельджуки и туркмены, татары и вообще кто угодно. Главное было поклясться в верности исламским заповедям.

6
Стамбул. Один в большом городе
10
Стамбул. Один в большом городе

Кроме воинов появлялись и те, кто не хотел служить. Они не воевали, но платили налоги и попадали под покровительство османских правителей. Тот же, кто воевал, не платил налоги в виде денег, а платил их своей кровью.

Когда военные действия перешли в Европу, на Балканский полуостров, османской армии потребовалась пехота, конных войск было недостаточно. Тогда османы стали требовать у покорённых христианских народов дань мальчиками в возрасте от 7 до 14 лет. Мальчиков обращали в ислам, очень хорошо кормили, обучали законам Аллаха и военному делу. Так и появилась грозная османская пехота известная всему миру под названием «янычары», без сомнения, эта пехота была самая лучшая на тот момент в Европе.

Появление янычар ещё один важный момент в формировании турецкого этноса. Получалось так, что сербы, болгары, греки, албанцы, валахи и прочие представители христианских народов становились янычарами, верными османскому султану и мусульманской вере воинами. Они заводили семьи, в которых рождались дети, и всё они в итоге попадали в понятие турецкий этнос.

3
Стамбул. Один в большом городе

Но это ещё не всё. Пришло время, и интересы османов завязались на Средиземное море, им нужно было создавать свой флот.

5
Стамбул. Один в большом городе

Во флот набирали вообще кого — угодно, это могли быть итальянцы, датчане, берберы.

Авантюристов различных национальностей и вероисповеданий привлекали деньги. Они нанимались на службу, переходили в мусульманскую религию. Это был ещё один людской ручеёк, вливавшийся в реку турецкого этноса.

При этом надо понимать, что когда тюркские племена заселяли Анатолию, там уже жили греки, армяне, курды, ассирийцы и многие другие этносы. Позже, когда Османская империя захватывала земли на Балканском полуострове, на Кавказе, в других регионах Европы, там тоже проживали мужчины и женщины многих народов: южные славяне, венгры, валахи, черкесы…

Все они так или иначе принимали участие в этногенетических процессах, по результатам которых и сформировался турецкий этнос. В основном завершился этот бурный процесс к середине 16-го века.

Вот такая вот этническая куча-мала, сборная солянка из разноэтнических ингредиентов. Объединяющими этническими факторами нового этноса являлись турецкий язык, обязательная принадлежность к исламу, война против христианских народов, мотивированная либо религиозной идеей, либо корыстью.

Основой формирования турецкого этноса были пассионарные мужчины, но во время военных походов они захватывали огромное количество невольниц, делали их своими женами, а их дети от женщин многих этносов в итоге пополняли ряды турок.

В результате, небольшое княжество вокруг бывшего византийского города Бурса, превратилось в огромную средиземноморскую Османскую империю.

6
Стамбул. Один в большом городе

Сами османы называли себя мусульманами, а турками именовали туркменское население внутренней части Малой Азии, которых также покоряли, а подчинив себе, нещадно эксплуатировали.

Но в итоге внутренняя пассионарность потомков османов была растрачена, различия между османами и собственно турками исчезли, и сформировался единый турецкий этнос, составляющий основу современного государства Турция.

Вот такой получился у меня рассказ из Стамбула, в котором практически не было описания городских достопримечательностей, но зато было много этнических расследований. Мне очень хотелось самому в этом вопросе разобраться. Не скажу, что теперь есть ответы, на все мои вопросы, но общее понимание появилось.

Будут ещё рассказы из Стамбула, про что конкретно пока не знаю.

Другие мои рассказы из Турции:

Стамбул. В поисках символа

Стамбул. Наследие Ататюрка

Турецкая Ривьера. Поздняя осень

Путешествие в Перге

Долгая дорога в Аспендос

Сиде. Ещё немного античности

Закат в городке Каш

Комментарии