Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:00
Филиппины покорены! Куда дальше?

Анталия — Турция Ноябрь 2020

Пандемия. Комендантский час

На девять дней из десяти моего пребывания на турецком Средиземноморье синоптики обещали тёплую и солнечную погоду. На все дни кроме этого. В этот моросил противный осенний дождь, особый дискомфорт добавлял порывистый ветер, было сыро и холодно.

Путешествие в Перге

Можно было бы сбежать от непогоды в какой-нибудь музей, в тот же музей археологии, в который я планировал попасть и попал. Можно было бы зависнуть в уютном ресторанчике, убить время в торговом центре, да мало ли ещё где. Но нет, весь этот дождливый день, с раннего утра и почти до вечера я провёл под дождём, бродя по развалинам античного города.

Это была пятница. Я прилетел в Анталию вчера под вечер, а на завтра, с субботнего дня в Турции обещали ввести комендантский час и какие-то ограничительные, в связи с пандемией, меры. На самом деле всё оказалось не так страшно. Комендантский час действовал только на выходные, с 20–00 вечера до 10–00 утра необходимо было находиться дома, но на иностранных туристов он вообще не распространялся, ходить нам по улицам можно было при желании хоть всю ночь, но, с другой стороны, чего по ним ходить, когда всё закрыто, ведь местные сидят дома.

Путешествие в Перге

Но самое главное, что ограничительные меры не коснулись музеев и музейных комплексов, а все раскопы античных городов имеют именно такой статус. Эти объекты, для удобства туристов, работали и в выходные и во все последующие дни.

С субботы были закрыты только заведения общественного питания, всякие кафешки и ресторанчики, им разрешено было работать только на вынос. Это реально напрягало и создавало неудобства, но питание при отелях было организовано в прежнем режиме. Поэтому завтрак в отельном ресторане я имел великолепный, да и к обедам на траве или на лавочках в парке вскоре приноровился, ведь синоптики не наврали, в последующие дни погода на самом деле была просто великолепной.

Но в тот день о правилах работы музейных комплексов в условиях карантина я не знал, поэтому, несмотря на дождь, отправился смотреть Перге, ближайший к Анталии античный город, чтобы до введения ограничений увидеть хоть один из многих.

На трамвае AntRay в античный город Перге

В предыдущем своём материале из Анталии я уже произносил панегирик скоростному трамваю AntRay, комфортному и удобному. Вот и сейчас, выйдя из своей квартирки в центре старого квартала Калеичи, я минут за 6–7 дошёл до остановки Ismetpasa, намереваясь именно на современном трамвае отправиться в античность.

Путешествие в Перге

Наверное, есть немало вариантов добраться в Перге, но обратите внимание на вариант трамвая AntRay, это реально очень удобно.

Я тут даже для наглядности схему трамвая AntRay вставлю, может, кому и пригодится, заодно и повышу практическую значимость своего материала, ибо этот пунктик у меня, как правило, слабое место.

Путешествие в Перге

Вот смотрите в самом центре схемы остановка Ismetpasa, самая близкая к старому городу Калеичи. Чтобы добраться в Перге нам надо ехать в сторону аэропорта, но, внимание, выбирать надо тот трамвай конечной остановкой которого будет не Havalimani (насколько я понял на турецком это и есть аэропорт), а EXPO. Потому что в данном случае нам нужна остановка Aksu, от которой до Перге пешком 1,5 -2 км.

Ориентироваться на трамвайных остановках очень просто, везде установлены электронные табло, с текстом на турецком и английском языках и указанием времени прибытия в минутах очередного трамвая.

Путешествие в Перге

Ну, и пока перед глазами схема, обратите внимание на остановку Otogar. Это очень важная остановка, там автобусный вокзал, откуда можно добраться, как и до ближайших к Анталии мест, так и до совсем отдалённых, в Каппадокию, например, или в Стамбул, да хоть и в Курдистан. Все остальные мои перемещения в обязательном порядке проходили через этот вокзал.

И чтобы благополучно закончить эту тему, ещё раз напомню, что расплачиваться в трамвае, как в других видах общественного транспорта Анталии надо безналичным способом посредством Antalyakart, о том как её купить и как ей пользоваться читайте в интернете, но в этом ничего сложного нет.

А теперь всё, поехали в Перге.

Древние города Памфилии

Ехать на трамвае придётся минут 20–25, и за это время я сориентирую вас, откуда и куда мы едем.

Сначала надо разобраться с таким географическим термином как Памфилия. Слышали про такую древнюю страну? Я вот лично нет, стыдно, согласен, буду исправляться.

А знать про Памфилию надо обязательно, ибо Перге была её столицей, а Атталия, предшественник современной Анталии, один из городов этой древней области. Но это ещё не всё. Другими городами Памфилии были Аспендос и Сиде, а в этих античных городах я тоже побывал, совершив, таким образом, по Памфилии настоящий марш-бросок.

Вообще вдоль побережья современной Турции располагалось несколько государств. Про одну из которых — Ликию, я обязательно упомяну в одном из своих рассказов по случаю моего пребывания в таких ликийских городах, как Мира, что рядом с современным Демре, и милом городке Каш, через который проходит так называемая Ликийская тропа.

Раз сегодня мой девиз «Наглядность» вставлю карту древних государств, которую я, понятное дело, позаимствовал, но чтобы внести какой-то свой вклад, красными кружочками отметил четыре античных города Памфилии, в которых побывал, и направления моих перемещений.

Путешествие в Перге

Итак, Памфилия, что я узнал. Античные города Перге и Атталия были основаны в 12-м веке до нашей эры ахейцами, которые наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. И произошло это вскоре после того, как ахейцы разгромили Трою, это важный факт, позже объясню почему.

Предположительно некая группа ахейцев, в каком количестве не знаю, да, думаю, этого не знает никто, пришли на побережье Средиземного моря с целью образовать новые города и новую страну.

Путешествие в Перге

Эту группу возглавлял прорицатель Калхас, который знаменит тем, что был прорицателем ахейского войска под Троей. Я вот заметил, что многие античные города этого региона основывали некие прорицатели, не цари, не полководцы, а вот именно они. Это вполне объяснимо, потому, что прорицатели в те времена выполняли очень важные функции. Они наблюдали за явлениями природы, особенно, их интересовали громы и молнии, они пытались предугадать будущее по полету птиц и внутренностям жертвенных животных, видели вещие сны. Их задача была не только истолковать все эти знамения, но и предложить оптимальный образ действия в свете этих знамений. Поэтому на военном совете перед решающим сражением их голос всегда имел большой вес, а так же, как оказалось, и при основании новых городов.

Что касается Калхаса, то он предсказал, что Троя будет взята, если в сражении примет участие легендарный Ахилл. Чем закончилась Троянская война мы знаем, и понимаем насколько влиятельным после этой войны стал прорицатель Калхас.

Очевидно, именно Калхас определил месторасположение Перге, будущей столицы Памфилии. Если вы посмотрите на карту, то увидите, что расположен Перге, вовсе не на берегу Средиземного моря, что было бы логично, а на некотором отдалении, в километрах 20-ти.

Путешествие в Перге

Чем руководствовался Калхас? Даром провидения? Вполне возможно. Но скорее всего на его выбор повлиял накопленный опыт. Уж он хорошо помнил слабое место Трои, ибо город находился на берегу Эгейского моря, и поэтому был особенно уязвим для врага.

Однако, порт ахейцам тоже был нужен, для этого они и основали Атталию. В предыдущем своём рассказе я обращал внимание, что нынешний старый город Калеичи практически полностью территориально совпадает с древней Атталией. Да, античных следов в Калеичи мало: Ворота Адриана, руины крепостных стен, фрагменты раскопов. Все остальные руины античного города скрыты на глубине около двух метров под нынешним культурным слоем, и вряд ли, когда-либо будут предъявлены потомкам.

Но вот небольшая и уютная гавань доступна зрителю, более того, это самый тиражируемый вид старого города.

Путешествие в Перге

Сейчас в бухте причалы для яхт и прогулочных лодок, назначение её исключительно туристическое и декоративное.

Путешествие в Перге

Но в древние времена гавань была вторым по важности портом этого региона. Сюда в разные эпохи прибывали корабли из Древнего Рима, Византии, Османской империи.

От тех времён сохранились весьма внушительные крепостные стены, сторожевые башни с пушками, прочие фортификационные сооружения.

Путешествие в Перге

Я жил рядом со старой гаванью, многократно спускался вниз, обозревал гавань с высоты и с разных сторон.

Если подвести итог, получается, что в целях безопасности Перге основали в стороне от моря, в небольшой долине между двух холмов. А чтобы экономическая жизнь в городе била ключом соединили столицу Памфилии с портом, связь с которым держали по суше, но больше по полноводной в те времена реке, что впадает в море. Ранее эта река именовалась Кестос, ныне это Аксу.

Один в античном городе

Итак, прохладным дождливым утром, совершив от трамвайной остановки полуторакилометровый променад под зонтом, я стоял у касс музейного комплекса «Античный город Перге».

Купив билет и оказавшись внутри, я понял, что нахожусь в античном городе совершенно один, если не брать в расчёт рыжего котяру сопровождавшего меня по территории, что называется, от ворот до ворот.

Путешествие в Перге

Я не знаю, верите ли вы в реинкарнацию, в повторное воплощение? В то, что истинная сущность любого живого существа бессмертна, что после смерти одного физического тела она переходит в другое и получает новую жизнь. Я вот лично до Перге в это не верил, но мрачная погода и окружающая вокруг старина, настроили меня на мистический лад.

А может и правда, что каждая кошка, как воплощение египетской богини Бастет, благодаря своей божественной природе, умирает и воскресает в земном теле 9 раз. И может быть, тот рыжий котик в одной из своих прошлых жизней был жителем античного города Перге.

Путешествие в Перге

Был, быть может, торговцем, каменотёсом, банщиком, актёром. А может и наместником римского императора. Кто знает.

После основания Перге ахейцами, город в последующие эпохи переходил под гегемонию сначала — персов, затем Великого Александра, сменив за годы своего существования немало подданств. Но больше всего меня интересует период, когда Перге стал частью Римской империи, потому как именно в это время город достиг своего наивысшего развития и максимального благополучия. Именно в римский период Перге приобрёл тот свой облик, о котором можно судить по сохранившимся руинам.

Попав на территорию древнего города через Римские ворота, я повернул налево и начал свой обход с античных бань.

Путешествие в Перге

Грандиозные даже в руинном состоянии термы поражают воображение.

Во-первых, интересно их техническое решение. Под полом бань были оборудованы печи, на которых кипятили воду. Пар поднимался наверх, нагревая воду в бассейнах и обеспечивая комфортную температуру в помещениях для отдыха.

Путешествие в Перге

Была продумана канализационная система, насколько я заметил, она была подведена ко всем строениям города, в том числе к городским фонтанам, а вода подавалась из реки или подземных источников.

В банях, как нетрудно догадаться, не только мыли тело. Их общественное назначение было гораздо шире. Там встречались, заводили знакомства, решали всякие вопросы, рабочие и бытовые. Читал, что в банях Древнего Рима размещались не только массажные салоны и спортивные залы, что вроде как логично, но и библиотеки и даже языческие храмы. Не сомневаюсь, что термы использовались и для плотских наслаждений.

Путешествие в Перге

Но что меня особенно удивило, это то, что в бани допускались граждане исключительно всех сословий и совершенно бесплатно. Пишу этот текст и рассматриваю картинки отдыхающих в античных термах: вальяжные расслабленные люди в роскошных интерьерах. Надеюсь, что и я, как тот рыжий кот, когда-то в прошлой жизни жил в Древнем Риме и был завсегдатаем римских бань.

Выйдя из бань, со сладостными мечтами о безмятежной комфортной жизни и, укрываясь от порывов ветра своим зонтом, я подошёл к Агоре, что была как раз напротив.

Кто бывал в античных городах или просто знаком с их планировкой, знает, что Агора или по-иному рыночная площадь всегда находилась в центре античного города.

Путешествие в Перге

Окружённая торговыми рядами Агора являлась центром притяжения горожан. Там торговали, устраивали представления, праздники, всякие собрания.

Я обошёл Агору по кругу, также стараясь представить, что тут могло происходить тысячелетия назад. На ум приходили картинки с ярмарок выходного дня в моём родном городе. Думаю, примерно так всё и было. Но ходить по торговым рядам я особо не люблю, мне бы лучше обратно в баню.

Рядом с Агорой были обнаружены развалины базилики.

Путешествие в Перге

Кстати, вы в курсе, что базилика в Древнем Риме это не то, о чём вы, возможно подумали. Это Дом Базилевса или Царский дом, здание, предназначенное для судопроизводства и политических собраний. Там размещался судейский люд, адвокаты, различные государственные чиновники.

Особая архитектура этих учреждений была взята за основу при проектировании первых христианских храмов, они позаимствовали и базиликальную планировку, а также сам термин «базилика».

Посмотрев, что за базиликой не наблюдается ничего особо примечательного, я вывернул на прямую, как взлетная полоса аэропорта колоннадную улицу, ведущую к доминирующему над городом холму.

Путешествие в Перге

Как известно, колоннадная улица непременный атрибут античного города, ровно такой же, как центральная площадь Агора, языческий храм, амфитеатр или так полюбившиеся мне бани.

Обычно это главная улица, берущая своё начало от центральной площади и соединяющая все значимые здания города.

Как правило, таких главных колоннадных улиц две, разбитых строго перпендикулярно друг к другу. Так и в Перге, местом пересечения которых, является Нимфеум, небольшой храм, посвящённый водным нимфам.

Путешествие в Перге

Первая колоннадная улица заканчивается лестницей наверх, по которой обязательно надо подняться, ибо с высоты открывается чудесный вид и видна вся перспектива древнего города.

Путешествие в Перге

Устроившись на холме в беседке с навесом, я, несмотря на не очень располагающую к посиделкам на улице погоду, завис там минут на двадцать.

Путешествие в Перге

Чем занимался? Смотрел с высоты, пытаясь представить, как выглядел Перге в период своего расцвета. Вторая колоннадная улица, проходя через языческий храм, упиралась в закрытый Некрополь.

На следующий день, уже яркий и солнечный, я на несколько часов зашёл в Археологический музей Анталии, в одном из залов которого как раз и выставлены саркофаги из некрополя Перге.

Путешествие в Перге

Кстати, настоятельно рекомендую совместить посещение Перге и Археологического музея в Анталии. Коллекция последнего в значительной степени сформирована артефактами, найденными при раскопках этого античного города.

Так, в одном из залов музея имеется великолепная коллекция скульптур, украшавшая в своё время амфитеатр Перге.

Путешествие в Перге

Амфитеатр в Перге доступен для посещения, он находится на некотором отдалении от основного музейного комплекса, но вход по единому билету.

Амфитеатр этого города достаточно большой. Он значительно меньше, чем в Аспендосе, но всё же, вмещал в своё время 12 тысяч зрителей.

Путешествие в Перге

Именно этот амфитеатр был обильно украшен статуями богов и императоров, часть из которых дожила и до наших дней, и теперь выставлена в музее на всеобщее обозрение.

Кстати, прочитал у историка Гиббона, что в городах Древнего Рима были службы смотрителей статуй, отвечавших за покой и благополучие этих безмолвных горожан, зачастую числом превосходивших реальных жителей города.

Упомяну в заключении стадион, он тоже имеется в структуре античного города.

Путешествие в Перге

Несмотря на предупреждающие надписи на разных языках, в том числе и на русском — «Не входить, опасно для жизни», я всё же заглянул туда на несколько минут, запечатлел на память объект спортивных и гладиаторских сражений.

Вот таким мне запомнился Перге, героем следующего материала будет Аспендос.