Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Каш — Турция Ноябрь 2020

Когда туристические тропинки всё-таки пересекаются

Из Анталии до небольшого городка Каш немногим менее двухсот километров. За один день никак не обернуться, поэтому я уехал туда на два дня, с ночевкой. В ту ночь в моём распоряжении было два оплаченных жилья в Турции, а что, красиво жить не запретишь.

Формальным поводом моего вояжа в Каш стала встреча с Марком Хвыловским, профессиональным путешественником и очень хорошим гидом, реализующим свои авторские туристические маршруты. Под его началом в 15-м году я имел две великолепные поездки в Монголию и Иран, которые самостоятельно или даже с компаньонами реализовать было бы слишком проблематично.

Марк увидел мою активность в соцсетях, в которой я постил своим первые дни в Анталии. Написал, что с друзьями он сейчас находится рядом, в Каше, и, что, мол, если есть время и желание, приезжай.

Закат в городке Каш

Надо сказать, что в этом году наши с Марком туристические тропинки периодически проходили где-то рядом, но совсем за малым не пересекались. Весной это случилось в Аргентине, где Марк сопровождал свои группы, а я путешествовал с друзьями. Мы были в Байресе с разницей в неделю, я раньше, он позже. Эта неделя позволила нам улететь с континента чуть ли не последним самолётом, а Марк застрял в столице Аргентины на полтора месяца, пока его и таких же бедолаг не вывезли специальным бортом, знаменитой «электричкой» Южная Америка — Домодедово.

Летом Марк, не бывавший на своей родине уже долгие годы, вынужденно осваивал просторы нашей страны. Он подготовил маршрут по горам Адыгеи, провёл по нему в качестве гида несколько групп. Адыгея это моя малая родина и я практически всё лето, с небольшими выездами на море, провёл дома. Звал Марка в гости, мы долго по этому поводу переписывались, но что-то у него не получилось.

В конце лета для россиян открыли Турцию и все профессиональные участники туристического рынка, имея ограниченный выбор зарубежного приложения своих сил, стали усиленно осваивать эту ближайшую к нам страну. Благо в Турции есть немало заслуживающих внимания мест. Марк стал водить группы по «ликийской тропе», а я оказался в том регионе в последние дни осени с желанием исследовать античные города. Так наши с Марком тропинки наконец-то пересеклись.

Каш — не массовый туризм турецкого Средиземноморья

Если встреча с Марком и стала поводом для моей поездки в Каш, то точно она не была её основной целью. Марк яркий человек, интеллектуал и интересный собеседник, но не такие уж мы с ним друзья, чтобы ради него сломя голову нестись за двести километров в одну сторону.

Дело в том, что я не планировал все десять дней сидеть в Анталии, желая как можно активнее перемещаться, посмотреть побольше близлежащих античных раскопов и совершить одну более-менее дальнюю поездку.

Каш идеально вклинивался в мои планы, как минимум по трём причинам. Первая причина это живописная дорога вдоль средиземноморского побережья пролегающая, в том числе, через Финике и Демре.

Закат в городке Каш

В Демре, кстати, я заехал на несколько часов на следующий день, на обратном пути в Анталию, чтобы посмотреть знаменитую церковь Святого Николая и не менее знаменитые ликийские гробницы. Заезд в Демре пусть будет второй, весьма достойной причиной вояжа в Каш.

Ну, а третья причина, это сам городок Каш, такой изумительный и при этом, такой малоизвестный.

Закат в городке Каш

Средиземноморские турецкие курорты — Анталия, Кемер, Белек, Алания, Сиде — про них знают, наверное, все, и многие там бывали. А вот Каш. Вы слышали про такое местечко? Я вот лично нет.

Это и понятно. Здесь нет сетевых отелей, которые поглощают основную массу пакетных туристов, завозимых в сезон в страну сотнями авиарейсов. Да и от аэропортов достаточно далеко. Городок Каш оказался примерно посередине между аэропортами Даламана и Анталии, от первого 150 км, от второго 190 км.

Закат в городке Каш

Вот и получилось, что курортный городок Каш не обременён массовым туризмом, но, при этом, вниманием тоже не обделён. Отдых в Каше подчёркнуто эксклюзивный, рассчитанный на более тонкий и взыскательный вкус.

Закат в городке Каш

Это как если сравнивать два костюма, один из которых, куплен в магазине готового платья, а второй пошит в авторском ателье. И не факт, что качество второго костюма заведомо лучше, бывает, что и наоборот. Важно, что в ателье костюм пошит специально для вас, и ни у кого другого такого больше нет.

Читал, что в городке Каш практически не встречается русскоязычных туристов, что отдыхают там исключительно европейцы, и, в особенной степени, британцы. Мой опыт говорит, что это не совсем так.

Европейцы есть, это правда, но и русскоязычных наших сограждан встречал много раз. Были это молодые мамочки с детьми, которые явно поселились здесь надолго, чтобы переждать в тёплом краю нашу не очень уютную зиму. Попадались парочки, семьи, компании, да, собственно говоря, кто угодно, кто не боится путешествовать без опёки отельного гида.

Закат в городке Каш

А ещё слышал, что цены в Каше, как это характерно для элитарных товаров, слишком высоки, что, мол, рассчитаны они под большие деньги британских туристов.

Я, конечно, был в Каше слишком мало, и оказался там не в сезон, но ничего экстраординарного в стоимости товаров и услуг не заметил. Пообедал в ресторанчике на центральной площади за 35 лир, примерно 350 рублей или около 5 долларов. Явно не Норвегия и даже не Москва.

Вот этот ресторан. Работал только на вынос, пандемия. Но напротив был парк с лавочками и столиками с видом на море. Класс!

Проживание в чудной комнате с балконом с видом на море и завтраком, что-то около 200 лир, 2000 рублей, примерно 27 долларов.

Вот моя комната с балконом
А это вид с балкона. Чудесно, неправда ли?

Как вы понимаете никакого ценового беспредела, хотя не знаю, что там в этом плане летом.

А ещё городок Каш своим обликом не очень похож на классический турецкий курорт, а больше на итальянский или греческий, и это не обман зрения, так и есть на самом деле.

Антифеллос или немного античности

От городка Каш до ближайшей греческой территории всего 7 км. Речь идёт об острове Кастелоризо, на который в обычные нековидные времена ходит паром. Утром вывозят в соседнюю страну, вечером забирают обратно, если конечно у вас есть открытая шенгенская виза.

Закат в городке Каш

Да и сам Каш всего каких-либо 100 лет назад был греческой территорией и именовался Антифеллос. Название древнее, ещё с античных времён, что, как не трудно догадаться, означает напротив Феллоса (чур, не путать с фаллосом).

Феллос это тоже античный город, который располагался где-то высоко в горах, где добывали пробковый дуб. Это такое вечнозелёное теплолюбивое дерево, древесина которого для деловых целей не используется, плохого качества, а вот толстый слой специфической пробковой коры и в давние времена и в наши дни представляет коммерческий интерес. Так вот, в Феллосе пробковую кору добывали и спускали вниз в Антифеллос, где был морской порт.

Закат в городке Каш

Бизнес как бизнес, но, как оказалось, не такой уж и прибыльный, ибо сначала Феллос, а потом и Антифеллос ещё во времена Древней Греции прекратили своё существование, превратившись со временем в груду развалин.

Но название Антифеллос, как не странно, сохранилось вплоть до 1923 года. Что случилось в том году, расскажу, это интересно, но чуть позже.

Сразу по приезду в Каш, ещё до встречи с Марком, я отправился на поиски античных следов. Немного порыскал по холму, что возвышается над городком, где предположительно, если верить карте, должны были быть таковые.

Закат в городке Каш

Увидел какие-то невразумительные руины, которые на фоне иных, виденных до этого в Перге, Аспендосе и Сиде, совершенно не впечатлили.

Закат в городке Каш

Как я понимаю, особой ценности развалины Антифеллоса не представляют, хотя бы потому, что рядом с ними были частные дворы местных жителей, бродили курицы и я вместе с ними.

Закат в городке Каш

Современный Каш поглотил античный Антифеллос.

Главной целью моих изысканий был небольшой древнегреческий театр без сцены, до которого я почти добрался, был где-то рядом, но вынужден был прекратить его поиски. Назначенное время встречи с Марком приближалось, а я всегда стараюсь быть пунктуальным, хоть и не немец.

Так что единственным античным артефактом, запечатлённым в городке Каш, стал ликийский саркофаг вроде как 4-го века до нашей эры, именуемым Львиным, в честь львиных морд, что торчат с каждой из его сторон.

Закат в городке Каш

Но не увидеть его невозможно, он установлен в самом центре и вообще считается символом этого местечка.

Резюмируя, скажу. Если вам нужна исключительно античность, то не стоит заезжать в Каш, сюда приезжают ради другого.

Греческий исход

По случаю визита в городок Каш, захотелось мне поднять один занимательный вопрос: куда делись греки после того, как турки завоевали их земли? Думаю, для тех мест этот вопрос весьма актуален.

В одном из своих рассказов из Турции, пытаясь разобраться в этногенезе турецкого народа, я пришёл к заключению, что современные турки, это невероятная смесь разных этносов, объединённых лет 600 назад и позднее идеей территориального распространения ислама.

Закат в городке Каш

Но этнической основой этого народа стали тюркские кочевники из Средней и Центральной Азии, захватившие в своё время территорию Малой Азии, на которой ныне располагается Турецкая Республика, а до периода Османской Империи эти земли принадлежали Византии, а ещё раньше Римской Империи и Древней Греции.

Но сейчас меня интересуют 20-е годы 20-го века, когда по результатам Первой Мировой войны великая до этого Османская империя прекратила своё существование. Напомню, что согласно условиям Севрского мирного договора 1920 года Османская империя была фактически поделена между государствами победителями: Константинополь и проливы объявлялись демилитаризованной зоной и переходили под международный контроль; новому государству Армении должна была отойти большая часть Восточной Анатолии с городами Трапезунд и Эрзурум; Великобритания, Италия и Франция получали свои зоны влияния; Греции отходил город Смирна, а также область Фракия с Адрианополем.

Те события были слишком серьёзные, а этот котяра просто для украшения текста. Модель!

У греков тогда был очень популярен проект «Великая Греция», согласно которому греки должны были обладать всем эгейским и черноморским побережьем Малой Азии, на том основании, что на этих землях большинство населения составляли православные греки. Проект активно реализовывался в жизнь, так, греки около двух лет владели Смирной (ныне это город Измир, третий по величине город Турции), вели активные боевые действия в направлении на город Анкару, что был столицей турецких националистов, желая захватить и его. При этом, как свидетельствовали очевидцы, на контролируемой территории греки зверствовали по отношению к туркам, ровно также, как турки по отношению к армянам. Последнее обстоятельство подчёркивает катастрофический характер взаимоотношений между турками и греками, что находит отражение и в настоящее время.

Гранат, растёт на городских улицах Каша. Благодатный край!

Года полтора греческое победоносное наступление шло нарастающим итогом, однако было в итоге подавлено сопротивлением турецких националистов во главе с Мустафой Кемалем будущим Ататюрком. А когда на помощь турецким войскам пришла Советская Россия, исход противостояния был предрешён.

Я уже как то поднимал вопрос о том, как Ататюрк обманул Ленина, после того, как воспользовался его помощью. А вообще-то, турки, как мне кажется, должны боготворить нашего Ильича и ставить ему монументы рядом с своим Ататюрком, ибо если не он, возможно и не было бы современного государства Турции, тем более в таких границах.

Закат в городке Каш

В результате, турки взяли Смирну, произошли другие события, которые в турецких исторических материалах именуют как «великое наступление», а в греческих «малоазийская катастрофа». Последствием этих событий стало массовое бегство греков и армян, а тех, кто не сумел спастись бегством и выжил при разорении их мест проживания, ждала участь заключённых концлагерей.

Через четыре месяца после падения Смирны, в 1923 году, между Грецией и Турцией было подписано соглашение об обмене населением. Из Турции подлежало выселению 1,5 млн. греков, фактически было выслано 150 тысяч, остальные бежали до этого или погибли.

Из Греции бежали или были высланы примерно 500 тысяч человек. Большей частью это были греки, принявшие ислам. Сейчас этот этнос полностью отуречен, язык ими утерян и о какой-либо этнической идентификации нет и речи.

Компенсацию потери имущества переселенцев соглашение не предусматривало.

Старая мудрая собака, но жизнь её пришлась на благополучные времена

События 1923 года в полной мере коснулись и городка Антифеллос. Преобладавшее там греческое население вынужденно покинуло свои родные места, на которых проживали многие поколения их предков.

Антифеллос был переименован турками в Каш, что переводится как «бровь». Вроде бы бухта своими очертаниями напоминает бровь, а соответственно, остров Кастелоризо глаз.

Закат в городке Каш

Вот такая вот анатомическая аномалия, когда одна часть лица находится в одной стране, а другая в другой.

Но закончить материал надо на хорошей ноте, и эта нота такова. Присмотритесь к городку Каш, если планируете побывать в том регионе.