Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — сейчас на сайте
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Карье — Греция Август 2011

2011 год

Путь от Святого Пантелеймона до Дафнии на пароме занимает 10 минут. Открывает откидной трап, паломники устремляется к автобусам, которые уже ждут возле причала.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Водитель собирает по 4 евро и выруливает на дорогу. Петляем по серпантину, упрямо ползущему вверх. Кусты сменяются деревьями, море где-то внизу и его голубой простор к себе не манит.

Безжизненный остров. Нет ни птичьих базаров на его отвесных скалах, ни чаек, выхватывающих из моря добычу. Густая трава и тернистый кустарник не дадут возможность путнику уйти с дороги. Только вперёд, манёвр налево исключён.

В одном месте останавливаемся. Отец взваливает на плечи больного ребёнка, который мычит и стонет. У мужчины в глазах надежда. Он несёт чадо в скит — это его родной сын, и он отцу дороже всего на свете. Наверно, они прошли большое количество врачей в миру. Наверно, дома осталась мать, которая пролила ночами множество слёз. За что и почему Господь наказал их? Остаётся верить, надеяться и молиться.

Автобус движется дальше. Отец и сын исчезают за поворотом.

В моей инструкции было написано:

«Приехав в Карею, зарезервировать место в маршрутке, которая отправится через 30 минут в монастырь Ватопед, и пойти погулять по городу».

Городок Карея совсем малыш. Он основан первыми афонскими монахами, которые перевели сюда административный центр. Название Карея более позднее, по всей видимости, оно появилось из-за большого количества ореховых деревьев (каридья), растущих в этих местах.

Городок в 8 км. от Дафнии, в центре полуострова, на высоте 370 метров.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Здесь находится государственный администратор (губернатор) Афона, отвечающий за порядок и безопасность. Губернатор имеет в своём распоряжении полицию и других служащих — представителей Греческого государства на Афоне.

Согласно Хартии 1926 г., законодательная власть принадлежит Священному Собранию, состоящему из 20 настоятелей всех монастырей. Собирается собрание 2 раза в год.

В центре городка Протатский храм (10 век), в котором хранится икона Божьей Матери «Достойно есть». Это главная афонская святыня, она датируется 10 веком и является покровительницей всего Афона.

Увидеть святыню не удалось. Водитель албанец ватопедского микроавтобуса завёл какой-то спор, что нам нужно звонить в монастырь по телефону, иначе он не повезёт. Вдобавок произошло то, чего я никак не ожидал здесь увидеть.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Маршрутка заполнилась, осталось свободным место рядом с водителем. Вдруг, как чёрный чёрт из табакерки, на него запрыгнул пьяный монах. Бес, резвясь, перескакивал со своего места на водительское, делая вид, что именно он повезёт нас.

Позже, когда я беседовал с отцом Филаретом в монастыре Святого Павла и поделился подобным казусом, тот ответил.

— Ну, это, наверняка, румын был.

Невольно вспоминается диалог из фильма Брат 2.

— Так он же болгарин?

— Ну, а какая разница?

В Карее множество магазинов и кафе, где можно покушать и даже выпить. Имеются мастерские, где монахи пишут иконы. Ничего из этого мы не увидели из-за неразберихи с пьяным монахом и водителем. Боялись, что маршрутка уйдёт без нас.

Через 30 минут сидения в машине водитель изгоняет беса со своего места. Трогаемся в путь. Через 10 минут достигаем будки со шлагбаумом. Далее идут земли монастыря Ватопед, и пассажиров на КПП проверяют по списку.

Попутчики, пользуясь тем, что бес вылетел из машины воровать помидоры в огороде, извиняются перед нами за конфуз, объясняя, что подобного сами никогда не видели…

Монастырь Ватопед считается основным монастырём, именно он дал нам приглашение. В дальнейшем мы убедились, если теоретически можно прийти в любую обитель и попроситься на постой, на практике такое происходит не везде. Если нет мест, паломника не пустят.

Согласно преданию, первый монастырь основал Константин Великий в благодарность Богородице за спасение сына от гибели в бурлящем потоке. При помощи Богородицы, мальчика течением прибило к дереву. В честь этого и название «вато» — дерево, «педи» — ребёнок.

Именно из Ватопеда прибыл на Русь переводить книги Максим Грек. Увидев несправедливость, мой тёзка стал изобличать бояр, за что и поплатился. Неугодного отправили в ссылку.

Бесконечно синее небо накрывает куполом зелёные горы и серпантин дороги. Изредка попадаются встречные машины. С Божьей помощью маршрутка спускается с гор в благодатную долину, раскинувшуюся между двух холмов, образующих бухту.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Предполагается, что на этом месте стоял античный город.

Возможно, именно здесь располагалось святилище Зевса и богини Деметры со знаменитым колодцем.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

С помощью зеркала, подвешенного на тонкой нити, больным предсказывали жизнь или смерть.

Во времена правления императора Феодосия на этом месте построили христианский храм, под страхом смерти запретив идолопоклоннические ритуалы.

Комплекс зданий обтянутых строительными лесами, застывший свечой подъёмный кран, рабочие у главного входа — таким предстал Ватопед.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Даже знаменитая икона над монастырскими воротами «Тироволитисис» (Расстрелянная) и то закрыта металлическими каркасами.

В 1822 году на подавление греческого восстания в Ватопед прибыл турецкий гарнизон. Один из солдат (племянник командира) выстрелил из ружья в икону над входом, попав Богородице в руку. На следующий день турок, потеряв рассудок, повесился. Командир отряда не стал мстить за племянника монахам, увидев в этом промысел Божий.

Пройдя под «Расстрелянной» входим в монастырь. Монахи привратники спрашивают у нас диамонтрион. Привратники обычно отвечают за приём гостей, они так и живут возле входа в специальной келье. Но что-то греки к нам не очень приветливы. Разница с монастырём Святого Пантелеймона чувствуется сразу. Мне говорили, что русские здесь есть, но их мало.

Поднимаемся в один из корпусов на второй этаж в архонтарик (гостевые покои). Теперь становится ясна ситуация с пьяным монахом. Он приехал в Ватопед, но сам он не местный, хотя бывает здесь часто.

В качестве приветствия, гостям выносят стакан холодной воды, лукум и стопочку раки. Ах, как приятно выпить 50 капель после утомительной дороги.

В Ватопеде к нам присоединились два молодых парня, которых я видел в турагентстве в Москве, и всю нашу русскую группу из четырёх человек заселяют в келью, разделённую на две комнаты. Кровати чистые, бельё свежее, но туалет и душ общий, в отдельной комнате в коридоре.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Падаю спать, но отдохнуть удаётся чуть-чуть. Спасть мешают злые и приставучие мухи. Окна выходят в пустой монастырский двор. В дневное время братия отдыхает.

Отправляемся на осмотр спящей обители. Монастырские здания представляют многоугольник и с внешней стороны образуют крепость. Внутренний двор состоит из двух частей. Южная, повторяя рельеф горы, поднимается вверх.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Северная часть, на которой построен собор Благовещения Богородицы, трапезная и колокольня, плоская и вытянута на 200 метров.

Наступая на каменные плиты двора, можно представить, как по ним ходил сам Максим Грек.

В 60-х годах прошлого века здесь служило с десяток монахов. В фильме «Я иду, шагаю по Москве», который снят примерно в то же время, в одном из эпизодов на службе в московском храме показано не более 5 прихожан.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Человек взлетел в космос, «высадился на Луне», и интерес к религии, не только в СССР, но и во всём мире, оказался утерян. Людям представлялось, они вот-вот разгадают секрет бытия. Служить Господу в те годы никто не шёл. С 70-х годов количество монахов в Ватопеде, да и на самом Афоне, стало потихоньку увеличиваться.

В наши дни в обители 300 монахов — Ватопед самый большой монастырь.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Ровно в 16.30 на пустом дворе появляется чернобородый человек в чёрной одежде. Он подходит к колокольне, и, раскачивая верёвку, начинает звонить в колокол, пробуждая братию к вечерне.

Через какое-то время у дверей собора начинают собираться одетые во всё чёрное бородатые мужчины разного возраста.

Удивительно устроен мир! Ещё вчера в это время мы колесили по Греции и проживали совершенно другую жизнь, которая протекает совсем рядом. Задетое самолюбие Виктора шипело, словно чайник, бурлило едкими фразами от того, что блондинка в автобусе подсела не к нему, а ко мне… Сколько лет назад это было? День кажется бесконечным, и он не планирует заканчиваться.

Крестимся на входе и вместе с братией заходим в собор, возведённый в византийском стиле. Время постройки 10 век, а первая церковь на этом месте стояла уже в 4-ом веке. Внутри собор Благовещения Богородицы украшен старинной мозаикой и фресками 14-ого века.

Шествуя чётким строем, монахи прикладываются к иконам у алтаря, затем дозволяется приложиться и паломникам.

Огромный иконостас, потрясающая покрытая золотом люстра, находящаяся в свою очередь внутри золотого паникадило, которое обрамляют двуглавые орлы, держащие всю корону паникадило на уходящих под потолок цепях. Увы, фотографировать это великолепие запрещено.

В основном зале и в притворе собора установлены деревянные кресла с откидными сиденьями. Можно стоять, упершись руками о подлокотники, дозволяется и сидеть. Многие монахи уже не молоды, и выстоять всю службу им тяжело.

Начинается вечерня. Чтец читает молитву. Братья, стоящие сзади, начинают подпевать, с противоположной стороны храма им вторит другой монах. Слов не понимаю, но с удовольствием слушаю певучие звуки. Вдыхаю аромат ладана. В нужный момент, повторяя за всеми, начинаю креститься.

Ощущение такое, словно мы попали в древнюю Византию. Где-то за стенами враги, и мы молимся Пресвятой Богородице о спасении. Единственное, не хватает тонких женских голосов…

У монахов горят глаза, они все в себе, в молитве. Глаза священника другие, батюшки, наоборот, смотрят в мир, на свою паству.

В 13-м веке монахи Ватопеда не пожелали принять унию и подчиниться папе римскому, за что приняли страшную смерть. Игумен Евфимий был утоплен, а 20 схимников католики повесили. Я уверен, в наши дни ситуация наверняка бы повторилась.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Час пролетает как минута. Служба заканчивается. Монахи и паломники выходят из собора. Сейчас должны отвориться ворота трапезной, которая всегда напротив собора. Улавливаю в смешанной толпе обрывки русской речи, стараюсь подойти поближе. Приехавший вместе с нами мальчик Саша отводит в сторону молодого монаха. Успеваю различить.

— …а мама твоя…

— Передай, всё нормально.

Мимо меня чёрной тенью скользит отец Нектарий, с которым я успел познакомиться до начала вечерни, но разговор не пошёл. В Москве мне представлялось, что в монастыре можно приблизившись к слуге Господа и бесконечно говорить с ним за жизнь, получая наставления. На самом деле это не так, они всегда заняты, у каждого свои обязанности.

Порой бывает, что один монах выполняет несколько работ, и монастыри вынуждены принимать на работу мирян. И тем не менее грешное любопытство толкает меня на общение. Понимаю, что вопрос к отцу Нектарию не должен быть из серии, поменяет ли дядя Вася свою трёшку в Отрадном на две однушки. Сам не знаю как, но с языка срывается:

— Батюшка, скажите, что ждёт Россию?

Мне показалось, что Нектарий ждал именно этого вопроса.

— Враги веры подмывают её устои. Молиться народу нужно и покаяние! — чеканя слова, отвечает схимник.

Разговор окончен. Умные горящие глаза, ни один мускул не дрожит на его лице, словно оно из камня. Наверно, такими и были первые апостолы.

Про себя думаю, что в России некоторые люди, наблюдая отвратительные сценки в и возле церкви, порой отходят от веры. Жаль, они просто не видели афонских монахов. Постоянный труд и молитва делают святогорца одним из тех камней, на которых стоит церковь Христова.

Тут отворяются двери трапезной. Перемешанная чёрными монахами и разношёрстными мирянами толпа начинает заползать внутрь. Я оказываюсь возле мальчика Саши и его друга молодого монаха. Достаю из сумки брелок-матрёшку, завалявшуюся после Африки, и протягиваю молодому монаху.

— Батюшка, возьмите на память.

Он внимательно смотрит на матрёшку и шутливо говорит.

— Женщинам на Афон вход воспрещён.

Затем что-то в нём меняется. Дрогнули губы, пришедшие мысли заколыхали глаза — два голубых озера. Каким-то другим голосом парень, а он в этот момент просто парень, добавляет.

— Ладно, давайте. Я её в мир передам.

В мир это значит кому? Конечно маме. Мужчина, ставший монахом в 50 это одно, а в 23 — совсем другое. Монахи дают обет безбрачия и нестяжательства (личных вещей они не имеют).

Ко мне ураганом приходят мысли, выбивая слезу. Что может с Афона передать сын-монах маме, иконку? Наверняка женщина на них смотреть не может — Богородица забрала у неё сына. Русская матрёшка в качестве подарка вернётся на родину, и её расписное лицо будет бледным.

Мать возьмёт в руки подарок и станет ещё и ещё раз листать детские фотографии. Вот сын в школе, вот они вместе на море, вот на даче у дяди… Теперь всё в прошлом. Герда не смогла поцеловать Кая.

Трапезная внутри имеет форму креста и вся разукрашена фресками. Для братии — длинные столы, для нас круглые мраморные на 7 персон у входа. Стоим. Чтец читает молитву. Затем плюхаюсь задом на скамейку и с жадностью, словно Стросс-Кан на горничную, набрасываюсь на еду.

Последняя представляет собой кулинарный шедевр. Фаршированные баклажаны, каша из чечевицы, сеньор помидор, два огурца, болгарский перчик, лук, оливки, хлеб, масло, холодная вода, вино и арбуз — вот чем порадовал нас в Ватопеде Господь.

Паломник Саша оказывается со мной за одним столом и рассказывает про своего друга, отца Прохора, навестить которого он специально приехал в Ватопед.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

История Прохора проста: бурная мальчишеская молодость, плохая компания, монастырь и обретение другого смысла жизни. Сперва монашек служил на Валааме, теперь на Афоне. Как я и предполагал, матери это всё не нравится, правда, в последний год она смирилась и уже не пытается бороться.

Каждый православный христианин, достигший 18 лет, может стать монахом. Для этого нужно предстать перед игуменом или монастырским старостой с заявлением о том, что он по своей воле хочет принять решение.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Прозорливый игумен может и отказать, что кстати бывает довольно часто. Но если христианина принимают в обитель, то берут послушником, на испытательный срок. Этот период самый сложный, он длится год.

Новички полностью загружены работой и молитвой. Если послушник выдерживает, он получает благословение священника (рясофора) без каких-либо обещаний и подвергается первому пострижению в монахи.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Монахи-рясофоры могут свободно возвратиться в мирскую жизнь.

Кто желает, может принять малую схиму, для чего проходит через испытания, отвечая на определённые вопросы, которые выявляют искренность желания продолжить монашескую жизнь.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Именно при втором пострижении даётся обет безбрачия, послушания и отказа от земной собственности. Высшим званием считается звание — мегалосхимы. Оно предназначается для очень немногих, требует строжайшего аскетизма и присваивается обычно в преклонном возрасте.

Стук ложками о тарелки закончен. Однако чтец читает молитву — вставать нельзя. Через какое-то время слышится голос настоятеля. Все поднимаются. После этого принимать пищу не благословляется, как и кусочничать. Паломники и монахи вместе творят короткую молитву.

Наступает тишина, затем приближается цокающий звук. Чётко, по военному чеканя шаг и ударяя посохом о пол, идёт к выходу настоятель, выводя за собой бородатое войско Христово. Глядя на игумена, мне вспомнился мой командир роты, строгий, но по-отечески справедливый.

После ужина в соборе для поклонения выставили святыни: пояс, который носила Богородица, голову Григория Богослова, частичку животворящего Древа Креста Господня, часть тростника, на котором Христу поднесли губку с уксусом во время Распятия, и много, много других святынь и святых мощей.

Один из монахов провёл для нас короткую экскурсию по монастырю, показав чудотворные иконы. Они все посвящены Богородице. Одна из икон — «Ответчица» — названа так потому что, согласно преданию Пладиниада, дочь Феодосия Великого, хотела войти в неф храма. Икона её остановила, приказав удалиться. Именно с этого момента вход на Афон для женщин закрыт.

Лик Богородицы везде разный, где-то добрый, где-то милый, а где-то очень строгий. Каждая имеет свою историю, каждая помогает при различных бедах.

Трепет и ужас испытываешь пред ликом под названием «Заколотая». Монах подводит в темноте собора к «Заколотой», освещая её тусклым фонариком. С правой стороны лица Богородицы зияет страшная рана, обтянутая спёкшейся кровью.

В этот момент мне стало немного не по себе. Кажется, что это живая женщина, и ты видишь её жуткую рану.

История «Заколотой» такова. Один из братьев пришёл на обед, и ему не хватило еды. Потеряв от обиды разум, он схватил нож, побежал в собор и воткнул клинок в образ Богородицы. Из иконы брызнула кровь. Монах упал, забившись в конвульсиях, и через некоторое время умер.

Напуганная братия стала молиться за себя и за своего товарища. Через три года настоятелю во сне явилась Богородица, поведав, что безумец прощён, он истлел, но рука его наказана. Монахи вскрыли могилу безумца и увидели, что тело грешника истлело, кости белые, только кисть правой руки осталась чёрной.

В 8 вечера открывается монастырский магазин. Выбор икон скуднее, чем в монастыре Святого Пантелеймона, и не сравним с мирским Уранополисом. В отдельной комнате можно купить некоторую еду, плюс удивительно богатый выбор местного вина. Рядом с магазином ворота, которые привратник закрывает ровно в 21 час. Паломники и монахи расходятся по кельям.

Мы с Виктором поднимаемся на монастырскую стену.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Темнеет. Выплывает полная луна, серебря море, долину и горы. Иногда бывает такое дома. Проснёшься ночью, а большая луна светит из окна в лицо. В этот момент испытываешь некий дискомфорт, уснуть тяжело.

В монастыре полная луна не страшна — мы под надёжной защитой.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Молитва в Ватопеде не прекращается ни на минуту и слышится теперь где-то из пристроенной к корпусу часовни. Святогорцы особенно почитают единственную владычицу Святой Горы — Богоматерь, к ней направленно и большинство молитв.

Сутки на Святой Горе определяются по византийским часам, которые меняются от времени года, так что 0 часов всегда приходится на закат солнца. Полные сутки разделяются в монастырях на три восьмичасья, каждое из которых отводится молитве, работе, отдыху.

Решаем уехать рано утром из Ватопеда в Дафнии, наняв для этого монастырский микроавтобус и пожертвовав завтраком, который называется обедом. Цена поездки — 85 евро. Договариваемся с одним из братьев, отвечающим за транспорт. Он обещает, что ровно в 7 часов такси будет подано.

В наступившей ночи упускаю из вида свою кепку с козырьком. Ну, значит так и нужно. Возможно, здешним рабочим она нужнее.

Падаем спать и засыпаем. В 4 часа ночи слышатся удары колокола. Монастырь, словно улей, оживает. Удивительно, но сон уходит, усталости нет. Ещё темно, можно лежать, отдыхать, но мы спешим на службу. Присоединяются к нам и соседи по келье. Служба уже идёт. Собор едва освещён, в полумраке горит пара свечей, и слегка покачивается лампа для чтеца.

Сажусь в одно из кресел, слушаю молитвы. Читают чтецы, подпевает и молится братия. В узкие окна крадётся светлеющее небо. Впечатление такое, словно монахи молитвами приближают рассвет.

Каждый день не повторим, каждый прожитый час уникален. Возможно, Господь прощает нам грехи, ведь на Афоне в монастырях, скитах и кельях ежеминутно молятся за этот грешный, грешный мир…

Два с половиной часа пролетают как минута. После окончания службы прощаемся с ребятами, загружаемся в машину и вновь петляем по лесистым горам.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Жаль, что мало времени, и не удалось попасть в Ильинский скит, принадлежащий Ватопеду. Там, в одном из храмов, находится трон Николая II. После ожидаемой победы в Первой мировой войне должен был состояться визит государя на Афон. Для этого поспешили изготовить трон, в который Николай так и не сел.

Вступаю в диалог с водителем албанцем, он из Тираны. Удивительно, но он не помнит, как звали албанского Сталина, он забыл имя Энвера Ходжи. Как такое из своей родной истории можно забыть? Видимо жизнь на Афоне это нечто другое. Здесь пропитываешься неким афонским добрым духом.

Грешный, суетный мир, куда ты всё время спешишь? Зачем ты играешь на биржах, на скачках, поднимаешь и опускаешь курсы валют? Обитель порока женщины, зачем вам наряды, косметика, зачем вы носите мини, соблазняя мужчин?

Заблудшие мужчины, зачем вы впускаете в свою жизнь дочь греха и сестру разврата? Адам, приняв от Евы яблоко, потерял жизнь вечную, променяв её на секс. А бы ли у него стакан воды под старость?

2017 год

Через шесть лет мои впечатления от Ватопеда оказались прозаичней.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Стоит отметить, что мы в этот раз заехали сюда на часок.

Я спрашивал про былых знакомых. Отца Нектария и отца Прохора в Ватопеде не оказалось. Их перевели служить в другие монастыри.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

За прошедшие шесть лет в архитектурном плане ничего не изменилось. Изменился я, но мы об этом говорить не будем.

В рейтингах Святой Горы Ватопед занимает второе место! В монастыре хранится большое количество христианских святынь. 63 монаха, в разное время служивших в Ватопеде, — причислены к лику святых!

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Это один из самых богатых монастырей Афона.

По преданию в его нынешнем виде обитель образована около 972–985 годов тремя знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием. Они приняли монашество и стали учениками преподобного Афанасия Афонского, который отправил их жить на то место, где сейчас Ватопед.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

По одной из версий, до появления монастыря здесь находился античный город.

Справедливости ради, отметим, археологи на этом месте никогда не работали.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Прошлое Ватопеда покрыто тысячелетней тайной.

Главный собор монастыря (X век) освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Соответственно, престольный праздник монастыря 25 марта по юлианскому календарю (7 апреля по новому стилю).

Кроме соборного храма в обители ещё шестнадцать параклисов (небольших церквей). В 1743–1759 годах здесь существовала знаменитая Афонская академия.

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Как и прежде главный собор монастыря украшают фрески.

С башни купола за монахами и за паломниками внимательнейшим образом наблюдает Всевидящее Око — так называемый «двойной символ».

Святая Гора Афон. Ч- 2. Ватопед

Впрочем, нет, изменения есть. В 2011 году здесь можно было видеть мулов и осликов. Теперь по всему Афону вьючных животных заменила техника.

Р. S. После признания Вселенским патриархом ПЦУ, русские святогорцы греческие монастыри покинули. В настоящее время в Ватопеде русских нет. В дела небесные вмешалась политика.

Продолжение — Святая Гора Афон. Ч — 3. Скит Святой Анны

Теги: Культурно-познавательный туризм, Паломнические туры, Самостоятельные путешествия