Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 19:16
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Карье — Греция Август 2011

Путь до Дафнии занял 40 минут. Успеваем позавтракать в кафе на пристани. Кстати, все уезжающие с Афона паломники, проходят в Дафнии через таможню.

В вещах никто не копается. Но, если человек вывозит большую икону, его обязательно проверят и попросят предъявить разрешающие бумаги. В 8.20 приходит большой паром. Загружаемся, и любуемся с его борта просыпающейся Святой Горой.

Путь наш лежит в монастырь Святого Павла, но мы опять хотим выйти раньше и прогуляться вдоль моря пешком, если там есть тропа, или дождаться Аги Анну.

Закутанный в камень афонский берег в сторону Эгейского моря становится всё выше и круче. Монахи на осликах встречают паром на пристани Симонопётр. Их монастырь забрался почти на самую кручу.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Следующая гавань Григориат. Паром даже не причалил. Матрос бросил какой-то свёрток на берег и капитан дал задний ход.

Подходим к Дионисиату. Монастырь прилеплен, словно гнездо птицы, на крутой скале, в 80 метрах над морем и потому необыкновенно красив!

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Интересно, что в старинных документах Дионисиев монастырь упоминается под названием «Новая скала».

Сходим на берег и начинаем подниматься в гору.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Снаружи Дионисий имеет форму крепости.

Века и годы, монашеским трудом и положенными на это жизнями благоустраивался берег.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Строились огородики терассы на каменных склонах, отбивались атаки пиратов, восстанавливался после пожаров и возносился к небу Дионисиев монастырь.

В монастыре красивый балкончик с видом на море. Комплекс зданий закручен вокруг башни, которая когда-то использовалась как наблюдательный пункт.

Собор возвышается почти в самом центре узкого двора. Он посвящён Рождеству Иоанна Предтечи, и его тяжело сфотографировать. Пятикупольный, покрытый свинцовой кровлей, внутри очень тёмный, поскольку вокруг стоит много зданий.

Монахи и паломники сидят в храме в старых скрипучих креслах и слушают молитву чтеца. На службе мы сегодня уже были и решили просто погулять по закоулкам Дионисия, где из каждого окна открывается потрясающий вид.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

В одном месте, возле собора, пол выложен волной из чёрно-белых камней. Близ трапезной возвышается трёхэтажная звонница, на которой красуются старинные часы.

Из-за малого пространства монастырский двор тянется вокруг собора. Снаружи трапезной, в продоме, который представляет собой обычный портик, стены разукрашены потрясающими фресками.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

У входа в трапезную сохранилась старинная резная дверь с изображениями сказочных животных и некий трон для настоятеля. Гуляя по коридорам, оказываемся на открытом балкончике. Тут стоит пожилой монах. Вступаем в разговор.

Отец Якуб — грек, служит в монастыре 56 лет, ему самому 83, а всего в Дионисии 60 монахов. Тут появляется послушник и говорит, что мы зашли на территорию братии, но раз зашли, значит можно. Монахи благословляют сфотографировать.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Здешний магазин очень скуден. Зато рядом в часовне Восхваления чудотворная икона Богоматери «Восхваляющая», от которой щедро исходит миро. Перед этой иконой Патриарх Сергиос, создатель Гимна в честь Богоматери, пел его после своей победы над скифами. Из-за древности иконы изображение святого лика почти стёрлось.

Осмотрев Дионисия, встаём на тропу, вьющуюся над морем, и движемся дальше в монастырь Святой Павел. На небе ни малейшего облачка, и солнце начинает своё жаркое дело.

Мой лишний вес даёт о себе знать. Виктор убегает вперёд, а я нахожу уважительную причину для остановок, фотографируя божественную красоту Святой Горы.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Впереди на камне, словно привратник тропы, встречается скорпион, и нас он пропускает, точнее, мы его перешагиваем.

О чём-то споря между собой, шелестят травы и кусты. Монастырские рыбаки внизу на море упрямо сидят в лодках. Лишь редкие катера нарушают тишину, оставляя за кормой долгий след в умиротворённой воде.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Ухоженная тропинка иногда проходит по самому краю пропасти, но, что удивительно, страха нет. Афон удел Богородицы, всё в её власти. Богоматерь добрая и нас защитит.

Тропа спускается к морю на галечный пляж.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Тут нам встречается группа русских парней с рюкзаками. Путешествуя пешком, они поднимались на вершину Афона. Жаль времени мало, мы бы с Виктором тоже хотели бы подняться.

Монастырь Святой Павел стоит на одном из горных склонов. Подъём к нему от пристани занимает 20 минут. Недалеко от моря божьим чудом держится некое строение.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Турки, высаживаясь на берег в 1821 году выстрелили в наблюдательную башню из пушки несколько раз. Позже, гуляя возле стен Святого Павла, мы разглядели аккуратную часовенку. Открытая дверь приглашала зайти.

По краям квадратной комнаты были сделаны стеллажи, с которых на посетителя со всех сторон устремляют всевидящий взор пустыми глазницами черепа. Каждый подписан или пронумерован. Многие имеют дырки от пули или сабельную пробоину. Наверно, в 1821 году здесь было не сражение, а самая настоящая резня.

Когда монах умирает, его закапывают в землю. Затем через три года достают истлевшее тело.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Кости братии складывают в одно общее место, а череп теснит собратьев в часовне на полке. Снимать в часовне я не решился.

Наконе достигаем долгожданных монастырских ворот.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Пот с меня бежит градом. Пью и не могу напиться монастырской водицы. Русский монах выносит нам в гостевой комнате поднос с традиционным угощением: стопка раки, лукум, бокал воды. Очень приятно пропустить стопочку, хорошо пошла.

Рядом крутятся пришедшие раньше греки. Лукум они съели, воду выпили, а к спиртному не притронулись. Раскатываю губы на их угощенье, мысленно прикидывая, как согреют желудок новые 50 капель, но вновь появляется монах и чистит стол. Вселяемся в келью с пятью кроватями.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Соседей двое — русские паломники, Алексей и Николай. Николай приехал с сыном, а сын взял с собой друзей. Именно его компанию мы видели на берегу моря. Оба пришли в обитель вчера, и на Святой Горе они уже не в первый раз. Позавчера, когда Илья пророк бил бесов молниями, Алексей ночевал в прилепленной к скале келье, и вся гора ходила ходуном.

Время 13 часов, служба в Святом Павле начнётся через 4 часа. Советуемся с пилигримами и решаем добежать до местечка Карули. Это в двух часах ходьбы от нашего монастыря. Там есть русские монахи, живущие отшельниками, именно у них ночевал во время грозы Алексей. По пути планируем зайти в скит Святой Анны. Теперь вспоминаю эти наполеоновские планы с улыбкой…

Резво стартуем. Я хватаю кулёк с конфетами для монахов. Виктор бежит впереди, задавая темп. Он бывалый альпинист, а я начинаю отставать.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Разваливаются кроссовки, появляется усталость, хочется сесть. Ноги сильно устали, и словно протезы коленные чашечки. Но тут, словно кто-то подталкивает, словно невидимый ветер поддувает в спину — я ни разу не споткнулся.

Тропа упрямо карабкается вверх, через кустарниковый лес и по каменным склонам. Иногда, на перекрёстках тропинок, встречаем таблички с указателями, а ослиные лепёшки подтверждают правильность пути.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Проходим часовенки и калитки.

Так разграничиваются владения соседних монастырей.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Каждый из них отвечает за свой участок дороги.

То сверху, то снизу за поворотами возникают разрозненные домики.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Проходим мимо каких-то строений обрамлённых храмом.

Достигаем широкой вертолётной площадки, по которой ходит грустный ослик.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Трудами братии проведён водопровод, вокруг оливковые и лимонные деревья. Всё — мы в скиту Святой Анны. Путь занял ровно час.

Отсюда открывается потрясающий вид на залив Сигитикос.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Скит Святой Анны — последнее место, куда приплывает паром из Уранополиса.

Далее афонский палец окунается в коварное Эгейское море, погубившее корабли персов в первом походе.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

При слове скит представляется себе, заброшенное безлюдное место с часовней в сибирской тайге, огороженное забором. Афонские скиты подобный стереотип опровергаю.

На Святой Горе запрещено строить новые монастыри. Остальные поселения называются скитами, и формально относятся к какому-либо монастырю.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Скит Святой Анны самый большой и подчиняется Великой Лавре.

Подъём от пристани довольно крут, здешние строения приделаны к скалам на высоте 340 м. До 17 века скит назывался «Вулевтир».

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Название Святой Анны получил от одноимённого собора, построенного для хранения левой ступни матери Богородицы. Святые мощи были привезены на Афон монахами из Азии в 1686 году.

Заходим в калитку, и устало падаем на гостевые лавки в открытой беседке. Где-то внизу к пристани причалил паром Аги Анна, выпуская паломников. Сюда пилигримов прибывает мало, основные группы высаживаются в Дафни и едут в Карею.

Сил больше нет, ноги гудят. Я отдыхаю, а неутомимый Виктор отправляется изучать местную жизнь и находит чуть ниже смотровой площадки пещерку, куда и меня тянет.

Здесь из века в век кто-то жил и молился. Возможно, с этого места и начался скит. Пещерка одноместная, внутри иконки и деревянное кресло. Зайдя внутрь, невольно чувствуешь себя один на один с Богом. Без пафоса могу сказать, ощущается потрясающая намоленность.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Решив, дальше в Карули не идти, возвращаемся в беседку. Только мы это обсудили, Господь прислал нам официанта в виде монаха с подносом. Традиционное приветственное угощенье: лукум, стопочка, холодная вода + чашечка кофе.

Монах спрашивает, желаем ли мы остаться на ночь. Отвечаем, что нет, но если возможно, хотим приложиться к стопе святой Анны. Чёрный бородатый официант молча удаляется. Затем появляется вимотарь и приглашает следовать за ним.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Открывается храм, заходим внутрь. Вимотарь зажигает свечку и исчезает в алтаре, далее, под пение молитвы, выносит раку со святыней.

В храме мы одни. Можно постоять, помолиться, приложиться к святыне. Впечатление потрясающее! Возле алтаря чудотворная икона святой Анны, увешанная золотыми кольцами, крестами и даже медалями. Рядом с ликом множество детских фотографий, где забавные карапузы весело улыбаются.

Анна родила Марию уже в зрелом возрасте, и, конечно, в этом было Божье предназначенье. Бездетные мужчины приезжают в скит, дабы помолиться перед образом матери Богородицы о продолжении рода.

Когда в их жизни происходит чудо Божье, они возвращаются в скит, считая своим долгом сделать чудотворной иконе подарок.

Двое детей у меня уже есть. Осторожно прикладываюсь к иконе и выхожу вслед за Виктором. Отдаём монаху московские конфеты, благодарим скит денежкой и трогаемся в обратный путь.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

Уже потом мы узнали, что многим паломникам, заходившим в скит Святой Анны, не удалось приложиться к святым мощам — мы зашли и нам посчастливилось.

В монастырь Святого Павла попадаем в 16.30.

Святая Гора Афон. Ч - 3. Скит Святой Анны

В это время бьёт колокол, пробуждая братию для молитвы.

Заключительная часть — Святая Гора Афон. Ч — 4. Монастырь Святой Павел

Теги: Культурно-познавательный туризм, Паломнические туры, Самостоятельные путешествия