Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 14:52
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Карье, Уранополис — Греция Август 2011

2011 год

Про монашескую республику Афон, про её строгую жизнь, про её монастыри я знал давно. В 2000 году ушёл из жизни прекрасный человек священник отец Вячеслав. Он мне часто рассказывал о Святой Горе. Отцу Вячеславу посчастливилось посетить Афон дважды. С тех пор я теоретически тоже хотел попасть на Святую Гору, отодвигая событие на неопределённый срок.

Отец Вячеслав говорил, что мирянам тяжело получить разрешение на посещение Святой Горы. За паломника должны просить из храма или из монастыря. И вдруг я увидел в журнале рекламу фирмы, предлагавшей туры на Афон. Позвонил, поговорил, взял адрес и забыл.

Через пару месяцев встал вопрос об отправке жены и сына на море. Супруга рвалась в Грецию. Я заказал на работе справку о доходах для посольства, но обстоятельства изменились. Моё семейство выбрало безвизовый Тунис, а мне передали из бухгалтерии уже не нужную справку.

Я покрутил её в руках и вдруг, библейским голубем пришла мысль об Афоне. Позвонил в фирму, мне подтвердили, что могут отправить. Я предложил своему другу Виктору разделить со тяготы и благость паломничества. Виктор согласился.

Таким образом, жена готовилась к вылету в Монастир, а я собирался в монастырь.

Для посещения Святой Горы нужно получить специальное разрешение — диамонитирион. Из Москвы посылают анкету паломника в один из афонских монастырей, который отправляет прошение на получение диамонитирион в приграничный с Афоном городок Уранополис, где находится государственный офис.

Святая Гора представляет собой независимую часть греческого государства со столицей Кариес (Карея), где находится резиденция Управляющего Горы, который подчиняется Министерству Иностранных дел.

Ситуация с диамонитирионом была не ясна до самого последнего момента. Сотрудники агентства заверяли, что всё нормально, приглашение в Уранополисе мы получим, но письменных гарантий не давали.

А вдруг нет? Мы с Виктором решили, если подобное случится, будем 4 дня лежать на пляже. Именно столько времени запланировали на поездку.

Всем друзьям и знакомым я сообщил своё намерение отправиться на Афон. Грешники стали просить поставить за них свечку и помолиться. Некоторые рассказывали о грехах, в надежде, что я увижу афонских старцев, и прозорливые отцы через меня посоветуют, как решить ту или иную проблему.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Войдя в раж, сообщил своей знакомой Маше об Афоне, дабы грешница поведала прошлое, на предмет — мужчины, романы…

С Машей интересно общаться. Сейчас она на пенсии, а до этого 25 лет отработала следователем прокуратуры (имя изменено, есть среди авторов сайта). Увы, прокачать тему не удалось. Бывшая следователь решила не открываться «этому святому человеку со всеми удобствами».

Впрочем, когда моя душа находящаяся в бренном теле, нагруженная грехами, летела в Грецию, лайнер очень тяжело взлетел, после нас жутко трясло. А что могло бы быть, если бы я взял с собой грехи Маши? Даже представлять не хочется.

Покупка билетов всегда лотерея. Кто будет соседом, пассажир не знает. В Салоники летом едут отдыхать на море, паломников мало, но они есть. В салоне лайнера можно было наблюдать сценку в чеховском стиле. Одетый во всё чёрное слуга Господа сидел рядом с девицей, шикарная грудь которой буквально вываливалась, привлекая к себе мужское внимание.

При походах в хвост самолёта я невольно разглядывал колоритную пару. Хотелось перехватить страстный взгляд священника на свою соседку. Нет — батюшка в греховных помыслах замечен не был.

Счастье Божье путешествовать без багажа, паспортный контроль, и ты сразу выходишь в город.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

У нас трансферт до Уранополиса. Занимаю в автобусе хорошее место, ставлю рюкзак. Виктор расположился чуть сзади. Наконец-то, вроде как еду на Афон. Обдумываю, получится или нет.

Мужчина я яркий, интересный, и, наверно, в тот момент на моём лбу было написано, что в кармане 870 евро.

— У вас тут свободно? Можно сесть с вами? — улыбается совершенство Божье, ухоженная блондинка.

Автобус покатил по греческим дорогам. Я намеревался тихо спокойно посидеть, вспоминая прожитую жизнь, но пришлось слушать женское щебетание. Блондинки подобны чайкам. Любоваться на чайку это одно, но если сия птица посчитала тебя своей добычей — берегись.

Понять что-либо об экономике Греции не удалось. Где-то что-то засеяно, где-то растут прекрасные оливковые рощи, а в иных местах царствует бурьян.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Греческие дороги очень узкие и извилистые. Почти на каждом повороте стоит маленький храм размером 40/40 см. Такие церквушки обозначают место аварии и их продают вдоль дорог.

Халкидики называют трезубцем Посейдона. Если посмотреть на полуостров на карте, то его продолжением на юго-восток являются ещё три похожих друг на друга полуострова Кассандра, Ситония и Афон. Нам выходить последними.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Вначале высаживают туристов на полуострове Кассандра. Здесь весело, много баров и ресторанов, качаются на волнах яхты и катера, расхаживают оголённые женщины.

Следующий полуостров Ситония кардинально отличается. Дорога взбирается вверх, посёлков мало, шуршат листвою девственные леса на высоких горных склонах. Ситония для тех, кто любит спокойный отдых.

За 2,5 часа я узнал о своей соседке почти всё. Девушка работает бухгалтером в Москве в маленькой фирме, взяла отпуск и прилетела в Грецию, так как «турки уже достали». Свободная женщина развелась с мужем 2 года назад и в одном из последних отелей ей выходить.

Бес искуситель кусает и соблазняет: «Диамонитириона у тебя нет! Не попадёшь на Афон! Семья в Тунисе, ты холост, выходи с Галей!»

Я оказался твёрд! Галя очень удивилась, узнав, что мы едем в монастырь. Девушка потратила за 2, 5 часа некий азартный запал, а ей попался дефективный. Пресвятая Троица, помоги пристроиться в личной жизни сей грешной женщине.

Уранополис — конечная остановка. Выходим, в зарезервированном отеле бросаем рюкзаки и отправляемся гулять.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Здесь нас берёт в оборот бес, отвечающий за чревоугодие. Он отводит в ресторан, заказывает кальмары, осьминогов и вино.

Бес уверяет, что в монастырях такое не подадут. Впрочем, искуситель оказывается слабым и, словно «настоящий полковник» из песни, убегает при появлении официанта со счётом в 40 евро.

Уранополис стоит на южной части полуострова Афон, почти там где Афон соприкасается с Халкидики.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Первыми жителями полуострова были фракийцы и пелазги с острова Лимос, а позднее — переселенцы из Халкидики. По приказу царя Персии Ксеркса в 481 году до н. э. в этих местах персы прорыли канал, дабы избежать участи полководца Мардония, который в 493 г. до н. э., во время первого похода персов на Грецию, погиб вместе со своим флотом, огибая полуостров.

Отметим, многие историки утверждают, что это миф, и персы волоком перетащили суда. В любом случае действие происходило где-то возле Уранополиса.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

На месте Уранополиса некогда располагался богатый город Сани. Во время Пелопоннесской войны он встал на сторону Афинян и был захвачен стратегом Врасидой. После Никийского мира город остался союзником и плательщиком подати Афинянам, вплоть до захвата и разрушения его Филиппом Македонским.

Несколько лет спустя на его месте Александр Македонский основал город Уранополи, который достиг большого расцвета, о чём свидетельствуют монеты с надписью «урано поли». Дата разрушения города не известна.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

В наше время, когда народы вновь активно переселяются с бедного Юга на богатый Север, в Уранополисе множество людей говорит по-русски. Висят на русском объявления о продаже недвижимости, шустрят в барах и в магазинах русскоязычные девушки.

Во многих лавках продаются иконы, где взгляды святых не столь строгие как в русской иконописи. Некоторые похожи на картины. Есть образа святой Матроны. Впрочем, это и не удивительно, покупатели — русские туристы.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Греческий кризис где-то там, непонятно где, наверно, где нет моря, а оно в Греции везде. Солнце прячется за горизонт. Залив Сигитикос, отделяющий Афон от Ситонии, обдувает сушу морским ветерком, а это так приятно после жаркого дня.

На набережной, в центре Уранополиса, возвышается смотровая башня, и ветерок в наступившей ночи, назло германским налогоплательщикам, колышет полосатый бело-голубой греческий флаг.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Гуляя по городу, находим место, где выдают диамонитирион. Офис открывается в 7.30. Решаем для себя, что придём в 7.00 и займём очередь.

Если сложится, то нужно будет брать билеты не на паром, который отходит в 10.45, а на скоростной катер на 8.00.

Возвращаемся в отель. Городок уснул, ночь наполняется треском цикад, через залив проступают очертания Ситонии. Вдруг проскакивает вспышка, затем вторая, третья…

Прикидывая расстояние, мы с Виктором понимаем, что по Кассандре бьют молнии, затем удар берёт на себя Ситония. Грозовой фронт идёт на Афон. Часто бывает, что из-за непогоды отменяются рейсы катеров и парома. Ну почему Илья пророк решил бить бесов именно в наш приезд?

Ночь яростно барабанит по крыше каплями дождя, подсвечивая вспышками молний и ругаясь грозовыми раскатами.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Виктор легко засыпает под тарарам. Я после выпитого чая уснуть не могу, на душе суета. Попадём ли мы на Афон? Пресвятая Богородица, мы рабы твои, нам по слову твоему!

Под утро дождь закончился. Я вышел на балкон. Бесов Илья пророк разогнал основательно. Воздух чист и свеж, нет ни мух, ни комаров. В божественной тишине приближается рассвет. Нет ни лая собак, ни переклички петухов. Японский кондиционер дышит благодатью морской залив.

Смотрю на Сигитикос и понимаю — наша поездка на Афон состоится.

Как говорится в предании, Апостолы распределяли жребий, куда каждый пойдёт проповедовать Евангелие. Богоматерь попросила позволить ей тоже принять участие. По жребию выпала земля Иберия. Когда Богоматерь готовилась к отправке, появился Архангел Гавриил со словами:

«Иесус Христос, родившийся от тебя, велит тебе не оставлять Иудейскую землю и Иерусалим. Место же тебе предназначается не Иберия, а полуостров Македонии — Афон…"

Как только Богоматерь прибыла на корабле на Афон, по всему полуострову начался гул от всех местных идолов. Этот звук, как крик взывал:

«Мужи, потомки Аполлона, идите в бухту Климента, встречайте Мать Великого Бога — Марию!»

Все побежали к бухте и с большим почтением приняли Богородицу, Иоанна Евангелиста и их свиту. Богородица, не зная греческого языка, обратилась к мужам, и все поняли Слово Божье:

«Сын мой, Бог мой, благослови место сие и жребий мой и излей милость на него, и храни невредимым его, до скончания века сего».

Потом благословив народ, сказала:

«Благодать Божия да пребудет на месте сём и на пребывающих здесь, с верой и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни и на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и о нём ходатаица перед Богом».

Это событие описано в книгах библиотеки Великой Лавры. С тех пор Святая Гора называется Обитель Богородицы.

Афон (Святая Гора) — самый восточный из трёх полуостровов Халкидики, лежащий в лазурных водах Эгейского моря, между Фермейским и Стримонским заливами. Протяжённость его около 60 км, ширина от 8 до 25 км.

В 676 г. император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам. Однако расцвет монашества начался здесь через 200 лет.

Во время своего царствования 867 г. Василий Македонянин подтвердил исключительное право монахов на обитание на Афоне. В 971 — 972 г. был составлен Первый Устав Святой Горы, который действует вплоть до наших дней. Одним из главных правил является запрет для женщин на посещение Афона и животных женского рода.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

В 10 веке Святая Гора начинает заселяться иноками, послушниками, и обрастать монастырями. В 11 веке, когда утвердился общежительный образ жизни, количество монастырей достигало 180. Однако в конце того же века, прослышав об Афоне, сюда начинают наведываться пираты.

В 12 веке основание новых монастырей стало ограниченно, однако на полуостров стали активно прибывать не только греки, но и монахи из других стран: грузины, русские и сербы, которых объединила друг с другом общая православная вера. Далее Афон подвергался давлению латинян и уже не ослабевающему нашествию пиратов.

Количество монастырей уменьшилось до 25, из которых к настоящему времени сохранились 20.

В 15 веке, после многочисленных бедствий и разрушений Афон, переживает один из лучших периодов своей истории. Святогорцы продолжали бороться против церковной унии, отстаивая православие после падения Фессалоники (1430 г.) и Константинополя (1453 г.).

Затем, как и вся Греция, Афон попал под власть Османской империи. Монастыри выказали покорность султану Мураду Второму, тот дал им возможность спокойно жить. Прекратились и набеги корсаров.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Была сохранена независимость Афона, который в султанских фирманах назван «страна, где денно и нощно благословляют имя Божие» и «убежище бедных и чужестранцев». В те годы, на Святую гору устремился большой поток сербов, греков и болгар, не желающих жить под властью турок.

Покровителями и благодетелями Святой Горы, находящейся под властью иноверцев, становятся правители придунайских стран Венгрии и Молдовлахии, русские цари, а также многие патриархи и просто благочестивые христиане.

Афонские монахи получают разрешение посещать время упомянутые страны, собирая деньги.

В наши дни тяжело разобраться в противоречивых данных о жизни Греции в составе Османской империи, но можно смело сказать, независимый Афон стал духовным центром Греческого народа, сосредоточением деятелей науки и искусства.

Упомянем такой факт. В монастыре Великой Лавры была открыта типография, благодаря чему на Афоне и в Греции получили хождение книги. Типография была уничтожена незадолго до начала национально-освободительной войны 1821 года.

Одиноко бредём по утреннему городу. Закрыты лавки, ещё не проснулись кафешки. В 7 часов мы единственные у офиса, где выдают разрешение на посещение Афона. Внутри уже кто-то есть. Сотрудники офиса на 15 минут раньше открывают двери, приглашают на собеседование и выдают заветный диамонитирион.

Радостные и счастливые завтракаем в кафе на набережной. Покупаем билеты на скоростной катер.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Направляемся на пристань, занимаем места.

Ревёт мотор, лодка уверенно режет синюю гладь залива, оставляя позади белый пенистый след.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Сразу за Уранополисом потянулся безжизненный афонский пейзаж. Берег становится более крут, холмы перерастают в горы. Поражает полное отсутствие человека и следов его деятельности.

Вскоре показалось некое подобие жизни, маленькая пристань с домиками. Это первая остановка — Фиваида, в этом неизвестном безлюдном месте выходят три русских паломника.

Сотрудник отправлявшей турфирмы советовал сесть в Уранополисе на паром Аги Анна, который отходит в 10.45 и выйти на пристани Дафнии, и далее ехать на автобусе в городок Корея. Но мы с Виктором, опережая график, желаем посмотреть ещё что-то, а уже потом сесть на Аги Анну и двигаться по маршруту.

Начинаем спорить, где выйти. Каждый монастырь имеет свою историю и свою пристань. Впереди Дохиар, Ксенофонтос, монастырь Святого Пантелеймона, затем Дафнии.

Святой Пантелеймон почитается в христианском мире как главный исцелитель. Ему молятся, и Он помогает в самых безвыходных ситуациях. Я помню, в Москву 10 лет назад привозили мощи святого Пантелеймона. Весь центр представлял живую очередь верующих, желающих приложиться к мощам целителя.

После некоторых споров соглашаюсь с другом на остановку у Святого Пантелеймона, тем более что монастырь считается русским.

До 13 века о Пантелеймоновом монастыре и его истории нет никаких сведений. Возможно, причиной тому пожар, во время которого обитель сгорела. Одно можно сказать точно, он всегда назывался «монастырь русских» или просто «Руссик».

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

По легенде первыми здесь поселились ратники из дружины Ольги, принявшие христианство во время её визита в Константинополь. Однако, основное количество соотечественников начало прибывать сюда после освобождения России от татаро-монгольского ига.

Монастырь, как и весь Афон, пережил взлёты и падения, но лишь в 1875 г. русские монахи впервые смогли избрать настоятеля из своей среды.

Здесь бывали известные русские писатели, в том числе Валентин Распутин.

Ещё один интересный и малоизвестный факт. Именно здесь стала развиваться опасная ересь — Имябожничество. Это еретическое учение, одним из основателей которого стал иеросхимонах Анатолий, в миру — А. К. Булатович.

По прошествии 100 лет тяжело разобраться в этом учении, но смысл его примерно в следующем. Если знать имя Бога, то можно получит прямой контакт общения.

Святейший Синод в мае 1913 г. назвал учение ересью, призвав правительство России навести порядок на Святой Горе. И уже 4 июня военный корабль «Донец» доставил архиепископа Вологодского Никона на Афон с целью «усмирения монашеского бунта».

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

11 июня к ним на помощь пришёл пароход «Царь» с 5 офицерами и 118 солдатами. Перепись, проведённая Никоном, показала, что среди 1700 российских монахов 661 назвались имяборцами, 517 — имяславцами, остальные отклонились от переписи, либо остались нейтральными.

В течении июня архиепископ «вёл переговоры» с имяславцами, пытаясь заставить их поменять убеждения, но потерпел неудачу. 3 июня подоспел пароход «Херсонес», направленный с целью выдворения еретиков с Афона.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Российский консул в Константинополе Шебунин отдал приказ взять мятежников приступом.

Монахи оказали солдатам «активное сопротивление», молясь в храме перед иконой Божьей Матери. Непокорных вначале поливали холодной водой, затем били прикладами и кололи штыками. Монастырь превратился в поле брани. 4 человека погибли, но опасная ересь с Афона была удалена.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Бывший исследователь Эфиопии А. К. Булатович, попросил направить его священником в действующую армию, где он прослужил до 1919 г. В том же году, вернувшись в родовое имение на Украину, в декабре месяце был убит грабителями.

Правда или нет, не знаю, но иногда рассказывают ещё одну историю:

К началу 70-х прошлого века русских монахов в монастыре оставалось совсем мало и все преклонного возраста. Греки русских на Афон в то время не пускали. Если бы старцы скончались, монастырь перешёл бы к грекам. Примеры подобного есть. Иверон основан грузинами, однако в 1830 году был захвачен греками. Ещё через 36 лет все надписи были заменены греческими.

В КГБ разработали спецоперация по внедрению молодых русских иноков. Они попали на Афон под видом чешских журналистов и остались служить в Пантелеймоновом монастыре. Когда греки их обнаружили, оставалось только развести руками.

Одним словом, Пантелеймонов монастырь место уникальное. Очень хорошо, что я послушал Виктора, и мы вышли на его пристани.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Судно швартуется на причалах не более 20 секунд. Кто-то выскакивает, кто-то поднимается на борт, и ревущий катер спешит удалиться от тихого берега.

Приближается Святой Пантелеймон. Выходим на пристани, сразу почувствовав основательность монастырских строений. Мимо проезжает трактор, за рулём бородатый монах. Пьём воду из источника.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Поднимаемся вверх по каменной дороге.

У монастырских ворот соединяемся с группой русских паломников.

— Заходите, все заходите ко мне в лавку, — улыбается бородатый старец. Лицо его светится радостью, будто добрый дедушка наконец-то дождался внуков. Люди, увидев старца, спешат за ним.

— Ко мне неделю назад наведался один паломник, он год назад приезжал на Афон. Так вот, он сказал: «Отец Исидор, я после Афона полгода на людей ругаться не мог». Во что такое Святая Гора, — с увлечением рассказывает старец.

Я смотрю и любуюсь на это чистое, прекрасное лицо. Отцу Исидору 70 лет. Он весь сияет счастьем и светится улыбкой. Хочется просто постоять рядом, послушать его разговор, подзарядиться настроением.

Тут мне невольно вспомнился телеведущий Н. Н. Дроздов, который улыбается не натянутым ртом, как это делают на ТВ, а именно глазами, с упоением рассказывая о жучках и паучках. Глядя на таких людей, понимаешь, что это есть настоящий человек.

Церковная лавка наполняется паломниками. Всем хочется поговорить с Исидором. Грешный суетный мир начинает разрывать старца вопросами, стараясь перетянуть его внимание, словно одеяло на себя.

— Дайте мне батюшка благословление!

— Батюшка, а у нас в Самаре матушка болящая! Я прошлый год только её молитвами поправился…

— Подскажите, отец Исидор, как мне поступить…

Монах вступает в диалог, что-то объясняет, что-то подсказывает, затем открывает наугад книгу преподобного Игуана Афонского и читает в качестве главного совета строку. Затем дарит книгу паломнику, помечая фразу.

Позже, когда он мне подарил книгу, я её часто открывал наугад, но такой точности слов не было.

Мы с Виктором, осматривая монастырский товар, отходим в сторону. Икон здесь много, и цены ниже чем в греческих магазинах. Я беру две иконки святого Пантелеймона и возвращаюсь к прилавку.

— Вы чайку, чайку пока в трапезной попейте, там за углом, — отправляет старец получивших желанный совет и благословление.

Очередь доходит до меня, и тут определённо происходит маленькое чудо.

— Батюшка, скажите, а все иконки, которые у вас, они здесь производятся? — спрашиваю я.

— Нет, что вы. На Афоне пишут иконы, но мало. Мы сами в миру закупаем, потом освящаем. А вы что берёте? Две иконки?

Послушник перед этим назвал цену в 25 евро за иконку, хотя в Уранополисе она стоила 30. Отец Исидор взглянул на меня внимательно и сказал.

— Для вас ещё цену сбавить нужно, берите по 20, — сказав, стал что-то вычитывать в журнале.

В Москве перед поездкой я купил подарки для святогорцев: увеличительное стекло, бинокль и конфеты, решив для себя, если мне кто-то понравится, сделаю подарок. Видя, как пожилой человек щурится, я решил, что мне именно ему нужно отдать увеличительное стекло.

— Спасибо, спасибо, — благодарит отец Исидор. Тут к разговору подключился его послушник.

— Хороший подарок! Вот бы и мне Господь бинокль послал, на пристань ходить, гостей встречать.

— Пожалуйста, получите, — отвечаю я, доставая из рюкзака бинокль.

— Ну что вы, мне неудобно, он же вам нужен. Это я грешным делом просто подумал вслух, — застеснялся послушник.

— Вы думали об этом давно. Богородица поведала мне ваши мысли. Я его специально привёз сюда, дабы вам подарить.

В этот момент отец Исидор закончил со своими записями, открыл книгу и зачитал для меня фразу. (Здесь есть нечто личное, я писать не хочу).

— Вам всё понятно? Запомните эту фразу!

Старец подарил мне книгу, подписав на титульном листе: «Благословение р. Б. Максиму».

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Выходим из лавки и идём в монастырь. Фотографировать здесь строго запрещено. В 11.20 должен прийти паром Аги Анна, а в 11 часов монахи обещали открыть часовенку, дав возможность приложиться к мощам святых, хранящихся в монастыре. Времени совсем мало, и потом нужно бежать на пристань. Однако нам опять сопутствует удача, попадается русский монах.

Отец Олимпий из Москвы, ему примерно 60 лет, монахом стал 12 лет назад. Более того, он жил в Измайлово, поблизости от меня.

Становится жутко интересно. Я рассказываю, что на 9-й парковой возле леса, в бывшем детском саду, сделали церковь. Он удивляется. Спрашивает, действительно ли бывают пробки на лесной дороге между Южным и Северным Измайлово. Наверно кто-то ему уже рассказывал.

— Ладно, пойдёмте. Я вам пораньше отворю.

Олимпий ведёт за собой по уходящей вверх лестнице и открывает красивую часовню. Когда в Москве привозят мощи святых, всегда выстраиваются огромные очереди. Мы с Виктором просто не могли поверить в происходящее. По краям часовни установлены раки с мощами Серафима Саровского, Кирилла и Мифодия, святителя Пантелеймона, святого Исакия (в честь него построен собор в Петербурге), стопа Андрея Первозванного, частичка животворящего Древа Креста Господня, и много, много других реликвий, к которым можно спокойно приложиться и о чём-то попросить.

Впечатление сильное! Мне показалось, что я встретил старого знакомого, которого давно не видел, и что-то ему рассказываю, о чём-то его прошу…

Подтягиваются другие паломники, давая им дорогу, выхожу на улицу.

Поблагодарив отца Олимпия, спускаемся к набережной и видим приближающийся паром.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Загружаемся и ещё раз любуемся на монастырь Святого Пантелеймона.

В жизни, если машина не сбавит скорость на повороте, она перевернётся — закон физики. В духовном мире свои законы, неподвластные для человека.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Я же могу сказать одно — посещение Афона помогает человеку стать лучше.

2017 год

Святой Пантелеймон выделяется среди других монастырей большим количеством строений и корпусов.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Шесть лет назад некоторых зданий ещё не было. Зато на пристани по-прежнему многолюдно.

Довелось видеть паломников, которые со своей иконой ездили по монастырям, везде и всюду выставляя её на службу.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Итак, паром нас высадил и отчалил от пристани. Первым делом направляемся в архондарик (приёмная для гостей).

Если вы прибыли на Афон — Пантелеймонов монастырь, хоть он и занимает в табелях о рангах Афона 19-ое место, обойти стороной никак нельзя.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Во первых, в монастыре хранится великое множество святынь. Во вторых, ночлег и приют здесь дают всем и всегда. Единственное, нужно иметь диамонитирион.

Вначале у нас с заселением возникли трудности. Мы спланировали посещение Святого Пантелеймона на вторую ночь. После планы поменялись, и мы решили заночевать здесь. Принимающий монах пожурил нас, за несоблюдение графика, но койки в общем зале таки выделил.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Монастыри стараются избавиться от посредников. Если вы напишите в обитель, монахи ещё и помогут диамонитирион получить.

Возле монастыря для гостей построено три корпуса.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Территория ухожена и облагорожена.

Внутри монастыря фотографировать запрещается, при этом до ворот запрет не действует.

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу.

Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

В XVIII в. монастырь перешел к грекам. Возвращение русских иноков началось в 30-е гг. XIX в. Расцвет обители приходится на конец XIX ― начало XX вв. В 1912 г. братия монастыря насчитывала до 1800 человек.

После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х гг. в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов.

На настоящий момент вместе с послушниками ― более 100 человек.

Сюда любят приезжать российские чиновники самого высокого ранга. Проще говоря, спонсоры у монастыря есть.

Как несомненный плюс отметим — гостей в трапезной потчуют на высшем уровне. Для паломника, не имеющего возможности беспрепятственно покупать еду, подобное крайне важно!

Святая Гора Афон. Ч - 1. Пантелеймонов монастырь

P. S. Если оценивать историческую перспективу, можно сказать одно — у России во все времена с Афоном не складывалось. Причин подобного великое множество.

Насколько я знаю, существуют планы создания своего Афона на Валааме. Греческий Вселенский патриарх признал ПЦР, после чего российская власть задумалась, стоит ли дальше вкладывать деньги в обитель на чужой земле.

Продолжение — Святая Гора Афон. Ч — 2. Ватопед

Теги: Самостоятельные путешествия, Паломнические туры, Культурно-познавательный туризм