Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 21:31
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Афон — Греция Август 2017

Горы отодвинулись в сторону. Дорога вышла на плато, которое является продолжением опускающейся в море горы Афон. Именно в таком месте расположилась Великая Лавра. В византийскую эпоху сия местность называлась Мелана. В столь благодатном краю люди жили издавна.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Возле монастыря растут хвойные деревья, что для здешнего жаркого климата немного необычно. Отец Михаил высаживает нас возле ворот, а сам уезжает. Накидываем на плечи рюкзаки и движемся в Лавру.

Монастырь также называют: «Лавра Пресвятой Богородицы», «Лавра кира Афанасия», «Царская Великая Лавра», «Лавра Чернооблачённых», «Большая Лавра» и просто «Лавра». Великая Лавра в святогорских рейтингах первый и крупнейший монастырь Святой Горы.

Главный вход обрамляет портик с четырьмя колоннами. Взглянув на крепкие монастырские двери, мне невольно вспомнилось, что немцы, во время Второй мировой войны, ввели одно из своих подразделений на Афона. Заходя в Лавру, нацисты оставляли винтовки прямо у входа.

Внутри ворот икона, в которой по легенде застряла пуля. Это уже турецкий след. В авг.-сент. 1736 г. по ложному доносу, представленному султану Махмуду I, тур. солдаты вторглись в Великую Лавру и потребовали от монахов 16 тыс. кентариев. При этом один из солдат, заходя в обитель, выстрелил в икону. Пуля отскочила, убив его самого.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Лавра поразила сразу, буквально с первого взгляда.

Глядя на монастырские строения, мне невольно подумалось, что всё это является декорацией какого-то фильма.

Либо мы действительно перенеслись в прошлое, и вот сейчас на улочках этого удивительного города появятся средневековые жители,

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

либо древние греки в белоснежных хитонах.

Удовлетворив первое любопытство, мы отметились в архандарике, угостились стопочкой ракии, лукумом и водой. Принимающий монах препроводил нас в комнату.

Паломников прибыло много, и потому все 9 кроватей нашли своих ночевальщиков.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Забегая вперёд, скажу, что спать при таком количестве мало знакомых храпящих мужиков несколько не комфортно. Впрочем, ничего не поделаешь — таковы условия паломничества. Разложив вещи на кроватях, мы решили прогуляться, чтобы всё как можно лучше изучить и запомнить.

Любопытство привело нас на территорию монахов.

Однако отмечу, что ходили мы тихо и покой братии не нарушали.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Восторгу моему не было предела! Великая Лавра это не только монастырь, но ещё и музей под открытым небом.

Обитель основана в 963 году св. Афанасием Афонским, выходцем из Каппадокии. Подвижник привнёс в пещерное и отшельническое монашество систему общежития (киновии), которая впоследствии стала преимущественным монашеским образом жизни как на Афоне, так и в иных монастырях на востоке.

Основной ансамбль построек сооружен на пожертвования императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия. Лавра за свою историю многократно перестраивалась, в том числе на деньги последнего русского императора Николая II.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Велика Лавра была первым примером организованного монашества на Афоне и первоначально встретила сильное сопротивление.

Преподобный Афанасий был обвинен в том, что строит роскошные строения и искажает старинные законы и обычаи Святой Горы. Несмотря на это, видение преподобного Афанасия смогло восторжествовать и иметь продолжение на века. Дохристианское прошлое Лавры покрыто тайной.

Страбон об Афонском полуострове сообщает следующее:

Афон имеет пять городов: Дидн, Клеоньц Фисс, Олдфикс, Акрдфой. Последний лежит у вершины Афона.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Заселили же полуостров сей некоторые из пеласгов с острова Лимно, разделившиеся на пять городков — Клеоны, Олофикс, Акрофой, Дион и Фисс.

Геродот названия повторяет, но научного подтверждения этому нет. Города в исторических справочниках фигурируют, однако где они располагались, доподлинно неизвестно. Мы же отметим, что Акрофон можно перевести как Вышгород — город стоящий на высоте.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Глядя на колонны, подпирающие крышу трапезной, можно сразу заметить, что они разные.

Их более десятка, при этом колонны делятся на пять видов. Афанасий возводил трапезную, используя античные материалы.

По легенде на её месте было святилище. Молодые и стройные жрицы не пускали сюда мужчин.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Если это правда, то вполне логично, что далее мужчины перестали пускать женщин — блондинок, брюнеток и шатенок, как молодых, так и пожилых, сперва в трапезную, после в Лавру и далее вообще на Афон. Последние миряне (народность влахи) были насильственно выселены с полуострова вместе со своими семьями около 1104 г.

Будем говорить прямо — афонские власти вовсе не стремятся раскрывать своё дохристианское прошлое. Археологам сюда путь заказан. В любом случае, древнегреческие артефакты из Лавры не выброшены, а аккуратно сложены в одном месте.

Основатель монастыря Афанасий Афонский большую часть жизни посвятил строительству.

Преподобный погиб при ремонте под рухнувшим куполом церкви 5 июля 1000 г. После смерти Афанасий Афонский причислен к лику святых.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Его детище достигло своего процветания к XI веку. На тот момент в монастыре насчитывалось более 700 иноков.

С XIV века начался упадок обители, в основном из-за пиратских набегов, а позже ввиду тяжкой турецкой системы налогообложения. Эти условия вынудили монастырь на какое-то время стать идиоритмическим. Период упадка продолжался до середины XVII века, когда обитель посетил патриарх Константинопольский Дионисий III Вардалис, который поддерживал ее финансово и осуществил здесь многочисленные работы, способствуя тем самым возрождению монастыря.

В конце XVIII века патриарх Константинопольский Паисий II подтвердил старинные привилегии Лавры, обеспечив таким образом дальнейшее ее нормальное функционирование. Деревянных конструкций много, но монастырь никогда не страдал от пожаров. Это связано с особым обещанием, данным Божией Матерью преподобному Афанасию Афонскому. На месте Её явления Афанасию установлена сень с иконой Богородицы.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Лавра имеет 17 храмов на территории и 19 — вне ее. К Лавре относится примерно 400 монахов, тогда как в самой обители служит 50.

С одной из монастырских часовен связана интересная легенда. Ночью демоны разрушали все возведённые за день постройки. Преподобный Афанасий, по божественному внушению, построил часовню в течении одного дня и сразу совершил в ней литургию. Бесовская брань сразу прекратилась.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Кафоликон (главный соборный храм) Великой Лавры посвящен успению преподобного Афанасия (празднуется 5 июля), хотя первоначально он сам посвятил его Благовещению Пресвятой Богородицы. Является образцом, согласно которому построены и все остальные афонские кафоликоны.

Храм расписан в 1535 г. выдающимся критским мастером Феофаном. Эти фрески считаются лучшими работами уже зрелого художника и относятся к числу наиболее ценных на Афоне. Увы, внутри храма фотографировать строго запрещено. Мне удалось поснимать только в притворе.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Изучая фрески, у меня и у моих спутников возникло ощущение чего-то знакомого и в то же время абсолютно неизвестного.

Вроде как вера у нас с греками одна и та же, но школы иконописи разнятся.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Отмечу, что притвор расписан в 1854 году на средства архимадрита Вениамина.

Мастера работали в стиле Феофана. Снаружи, у главного входа собора, находится построенный в 1060 году фиал водосвятия, являющийся самым большим и древним на Святой Горе.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

В первое воскресение каждого месяца здесь совершается освящение воды. Справа от фиала возвышается тысячелетний кипарис, посаженый по преданию самим преподобным Афанасием Афонским.

Рядом ещё одно дерево, которое посадил его ученик преподобный Евфимий, основатель Иверского монастыря.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

На них турецкий военачальник в 1821 году повесил трёх монахов, за то, что они воспрепятствовали изъятию фиала, который тот хотел преподнести в дар султану.

На Святой Горе библиотека Лавры самая большая — здесь хранится 2050 рукописей и более 30 тысяч печатных книг. Направляясь в Лавру, я буквально мечтал посмотреть библиотеку. Не получилось. Если бы с нами в монастыре остался Отец Михаил, возможно он попросил бы кого-то из монахов. Я же сам, не видя ни одного русского монаха, попасть туда не имел ни малейшего шанса.

Зато нам удалось подняться на крепостную стену и мы смогли оценить Лавру как крепость.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Глядя на засаженное монастырское поле, невольно понимаешь, что оно кормит монахов более 1000 лет. Можно представить, как монахи, услышав набат, бросали работу и прятались за монастырской стеной от пиратов.

Помимо основных ворот в монастыре имеются ещё одни, и расположены они как раз в противоположной стороне от ворот главных.

Мы вышли через них.

Побродили вдоль монастырских башен и стен. Крепость построена по четырёхсторонней схеме. По всей видимости, она стояла ещё в античные времена.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Во всяком случае виден различный стиль кладки.

От Лавры до моря вроде как недалеко, но, если спускаться, это займёт минут 20. Где-то в этих местах в 493 г до Р.Х. буря разметала флот Мардония, зятя персидского царя Дария I, когда тот шел с несметным войском покорять Грецию.

Не обошло стороной Лавру и Греческое восстание 1821 г. Часть монахов присоединилась к повстанческому отряду Эммануила Папаса. В 1821 г. фессалоникийский паша Абдул Абут во главе армии из 3 тыс. курдов оккупировал Афон, наложил на монастыри огромную контрибуцию, потребовал сдачи оружия и предоставления ему в заложники святогорских игуменов. Паша оставил в каждой обители по гарнизону и отплыл вместе с заложниками в Константинополь.

Мусульмане оставались на Афоне до 1830 г. Они пытали и убивали монахов, грабили монастыри и храмы. Во время оккупации сгорела типография Великой Лавры, при этом многие уникальные рукописи были пущены на растопку. Вот так, незаметным образом мы прогулялись вдоль стен обители, после чего вновь зашли внутрь.

К этому моменту в главном храме начиналась служба, на которой нам хотелось обязательно побывать. Среди многих святынь в обители хранятся части Животворящего Креста Господня в драгоценных оправах (дар императора Никифора Фоки), честная глава св. Иоанна Златоуста, частицы мощей свв. апп. Луки, Андрея, Варнавы, Тита, Прохора, первомч. архидиак. Стефана, равноап. Константина и Елены и другие святыни.

После службы монахов и паломников пригласили в трапезную, роспись которой не уступает самому храму. Ужин был постный, но при этом необыкновенно вкусный. Один из братьев предупредил, что ворота монастыря закроются с наступлением темноты (в половине девятого).

У нас оставалось полтора часа. Мы решили прогуляться за периметром Лавры.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

С западной стороны монастыря возвышается грозная башня Иоанна Цимисхия. Её высота 24 метра, и построена она в X веке. Внутри башни на 4-ом этаже часовня святого Стефана Первомученика. Паломников туда не пускают. Ну, а саму башню лучше всего оценить с внешней стороны.

Недалеко от монастыря расположена церковь в честь св. бессребреников Космы и Дамиана, основанная прп. Афанасием по указанию Самой Матери Божией для избавления от козней диавола, силившегося воспрепятствовать святому строить монастырь. Рядом с церквушкой благоухает оливковый сад, за которым ухаживают монахи-келейники.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Мы отошли от обители на 500 метров, после чего совершенно неожиданным образом оказались в лесу.

Сойдя с дороги на тропинку, мы шли сами не зная куда и зачем. Точнее говоря, Отец Михаил сказал мне, что возле Лавры в лесу остались языческие капища. Вот их то мы как раз и хотели посмотреть. Удивительно, но тропа действительно вывела к пещере. Я внутрь не полез, тогда как более молодой Алексей в пещеру заглянул. После я нашёл ещё одну. Таковая оказалась в размерах чуть поменьше.

Если всё это и являлось когда-то капищем, то позже, во времена христианства, здесь определённо жили монахи. Об этом красноречиво говорили крест и иконка. Как известно, все реки текут. Возможно в далёком будущем афонские власти дадут добро на работу археологов….. К этому моменту начало резко темнеть. Ночевать на улице не хотелось. Мы поспешили в обитель.

Великая Лавра — главный и самый первый монастырь Святой горы Афон

Монах, как и обещал, затворил ворота ровно в половине девятого. Удивительное ощущение спать внутри закрывшейся на засов крепости! Проснувшись до рассвета, мы имели возможность полюбоваться звёздным небом. Месяц турецкой саблей завис над Лаврой, но так и не ударил, растворившись на светлеющем небосводе вместе со звёздами. Нам нужно было отправляться дальше.

Вот такой мне запомнилась Великая Лавра.

Следующая часть - От Лавры к Павлу. От Павла в мир

Теги: Культурно-познавательный туризм, Паломнические туры, Самостоятельные путешествия