Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 17:57
Чайхана-2023 - рассказ о нашей новой экспедиции сразу по 4 странам :)

Ираклион — Греция Сентябрь 2019

Сразу после приезда на Крит никуда ехать не хотелось. Тем более, что у нас был отель с умопомрачительным видом на море и городок Айя-Пелагия, раскинувшийся внизу. Выходишь на балкон — и сразу такая красота:)

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

А еще здесь же был шикарный глубокий бассейн тоже с видами на море и горы

Купаясь в таком бассейне, понимаешь, что отпуск начался:)

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Вот только почему нельзя приносить в бассейн свои напитки и закуски? И что самое главное — каким образом это может быть связано с налоговым законодательством? :)

Однако весь день лежать у бассейна все же не станешь, а потому на первый раз мы решили совершить короткую вылазку в столицу Крита — город Ираклион. Начали осваивать главную автодорогу, идущую по северной части острова. Ехать там от нас — километров 20.

В самом Ираклионе нашли платную парковку недалеко от набережной и пошли гулять. Тут же наткнулись на древние развалины. Вот только этот черный бак тут совсем не в тему, а ведь он даже на Google Maps виден:)

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Знакомство с Ираклионом в любом случае начинается с набережной. Откуда, если пройти по длинному молу, можно попасть в венецианскую крепость Кулес (греч. Κουλές). Хотя это вроде бы не греческое, а турецкое название? Венецианцы же, говорившие по-итальянски, называли крепость по-своему — Рокка-аль-Маре («морская крепость»). Ну прямо как музей под открытым небом в Таллине:)

Ираклион город древний, за свою историю принадлежал и грекам, и арабам, и туркам, но наибольший след в его истории оставили венецианцы, которым весь Крит перешел после разгрома Византии крестоносцами в 1204 году. Мощные укрепления, опоясывающие город, были построены именно в период их владычества.

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

В венецианский период город назывался Кандия. После падения Константинополя в 1453 году многие греки переехали на Крит, который оставался христианским еще на протяжении 200 лет. Но в 1645 году турки добрались и сюда. Большую часть острова они захватили быстро, но вот осада Кандии продолжалась 24 года. И лишь в 1669 году весь Крит на долгие годы стал турецким.

Средиземное море и крепость Рокка-аль-Маре в Ираклионе. ВИДЕО

Крепость на вид небольшая, но зайти обязательно надо. Пока шли, наблюдали, как народ фотографируется с волнами, бьющими в берег:)

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Здесь же у мола припаркованы многочисленные катера и яхты местных жителей

Внутри крепости небольшой исторический музей. В нескольких его залах выставлены артефакты, найденные в окрестностях при раскопках.

Например, старинные пушки и целая гора ядер к ним. Пушечные ядра в средние века были многоразовыми. Сначала одна сторона стреляла ими по неприятелю, а потом другая подбирала их и заряжала уже в свои пушки. Так что у осаждаемых коллекция ядер обычно получалась больше:)

Ну и главный исторический артефакт Средиземноморья это, конечно же, амфоры

А это мы уже на крыше крепости. После проведенной реставрации здесь появилось много стеклянных потолочных окон. Не слишком исторично, но они, видимо, освещают помещения музея внизу:)

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Главное, для чего стоит идти в крепость, это виды с крыши на Ираклион и его порт. Впрочем, в полдень солнце светит как раз со стороны города, так что заснять удалось лишь порт. Катер на переднем плане принадлежит береговой охране.

Зубчатая стена крепости и паром компании Anek Lines. Тут оказалось, что крепость находится прямо по курсу самолетов, взлетающих из аэропорта Ираклион.

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Они пролетали здесь буквально каждые несколько минут. И на выходе мне удалось поймать самолет в один кадр с крепостью:)

Крепость Рокка-аль-Маре и лодки местных жителей

Вид с мола через бухту

Ну что ж, крепость осмотрели, теперь пойдем в город

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

От набережной вглубь города идет главная пешеходно-сувенирная улица — 25 августа. Улица названа в память резни, устроенной турками 25 августа 1898 года на Крите в отместку за участие жителей острова в восстании против османского владычества. Лишь после этого европейские державы наконец надавили на Османскую империю, чтобы та ушла с Крита.

Что поделать, такова была политика в XIX веке. Россия хотела освободить от турецкого владычества православных сербов, греков и болгар, чтобы потом сделать их своими союзниками. Британия же, не желавшая усиления России, всячески туркам помогала, закрывая глаза на любые их зверства. И в итоге борьба греков за освобождение от турок и за объединение страны растянулась на десятки лет. Ну вот смотрите —

1830 — Греция получает независимость от Турции

1841, 1858, 1866–1869, 1878 — Критские восстания против турок

1854 — Британия воюет на стороне Турции с Россией, чтобы не давать независимость Румынии и Болгарии

1877 — Россия воюет с Турцией за Болгарию, а Британия в том же году получает от Турции Кипр в оплату за помощь туркам

1898 — Крит после нового восстания наконец получает независимость, но присоединиться к Греции ему не разрешают!

1912 — Балканская война, после которой Крит наконец присоединяется к Греции

Неслабо так европейцы над греками поиздевались, не находите?

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Но идем по улице дальше. Это православная церковь Св. Тита. Изначально была построена на этом месте православными византийцами в 961 году. Когда Крит захватили венецианцы, они переделали церковь в католический собор. Турки, в свою очередь, переделали собор в мечеть. В 1858 собор/мечеть разрушило землетрясением. Вот дальше я не понял. Везде написано, что в 1872 году (еще при турках) церковь отстроили заново, но православной она стала лишь в 1923 году, когда с Крита выслали всех мусульман. Но что же в этом случае было построено? Католическая церковь? Или мечеть?

А сразу за церковью находится самое знаменитое историческое здание во всем городе — венецианская лоджия. Она была построена в конце венецианской эпохи, в начале XVII века, и тогда в ней располагалась биржа.

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Правда за годы турецкого правления лоджия сильно обветшала, и к XX веку от нее мало что осталось. Так что недаром у меня были сомнения насчет ее венецианского прошлого:)

А это еще один шедевр венецианской эпохи — Фонтан Морозини. Построенный в 1628 году, на самом деле это был не просто фонтан, а целая система для снабжения города питьевой водой. Вода при этом подавалась по 15-километровому акведуку с окрестных гор. Но вот что касается названия — якобы в честь Франческо Морозини, правителя Венеции, при котором фонтан был возведен — то тут есть некоторые сомнения, ведь в 1628 году ему было всего лишь 9 лет:)

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Прославился Франческо Морозини уже значительно позднее, когда командовал венецианским флотом в войне с турками в 1640-х годах. Он же возглавлял оборону Кандии в 1645–1669, а когда положение стало совсем безнадежным, именно он подписал окончательную капитуляцию перед турками. Что, тем не менее, не помешало ему в 1688 году стать венецианским дожем.

Магазин Пападакиса. Если что-то написано по-гречески большими буквами, то это несложно прочитать. Вот только никак не могу привыкнуть читать греческую «Н» как русскую «И» :)

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Отель «Эль Греко». Знаменитый испанский живописец, выходец из Греции, родился как раз в окрестностях Ираклиона.

Тут мы вышли на площадь, где возвышается наверно самая значительная из православных церквей — собор Св. Мины

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Рядом стоит еще одна церковь, поменьше

Прикол, когда я загрузил эту фотографию на Google Maps, она стала у меня самой успешной, неожиданно набрав 160 тысяч просмотров:)

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

С главного фасада собор выглядит уже не столь впечатляюще

Мы зашли внутрь, там очень красиво расписан потолок

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Еще когда мы ехали на машине в центр Ираклиона, я отметил, какие мощные у него были крепостные стены. Однако путешественники, пишуще про город, про них почему-то забывают. К примеру, у Сергея Архипкина среди всех его альбомов я не увидел ни одной фотографии ираклионских фортификаций:)

Ворота Вседержителя (Пантократор) — при венецианцах это был один из основных проходов в крепость. В наши дни через них проложен проспект 62-х Мучеников, названный так в честь погибших героев греческого сопротивления. Вообще оборона Крита во время Второй Мировой войны заслуживает отдельного рассказа, но это как-нибудь в другой раз. Пока же замечу, что греки достойны уважения уже за то, что были одними из немногих, кто реально воевал с фашистами. В отличие от большинства остальных стран, чью войну с немцами позже назовут «странной».

Чтобы выйти на набережную, дальше нам пришлось обойти бастионы вокруг

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Бастион Пантократор и парк у его подножия

Бастион Пантократор и улица Efodou

Бастион Св. Андрея

Сделав круг по городу, мы снова вернулись на набережную

Наше селфи на закате солнца:)

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

А теперь о греческой кухне. Устав гулять по городу, мы осели в одном из ресторанов, решив отведать местной еды. Наташа заказала мусаку. Это такой пирог, где слоями уложены баклажаны с мясом.

Я же предпочел еще одно греческое блюдо — баранину клефтико. Это название переводится с греческого как «ворованное», потому что изначально мясо готовилось греческими партизанами из баранов, украденных у турецких оккупантов. Его закапывали в землю, сверху разводили костер и уходили на несколько часов, чтобы караул не засек. Однако то, что принесли мне, даже ворованным было назвать стыдно. Сплошные кости, мясо на которых найти — это надо было постараться. Еще и этот пакетик. Такое чувство, что положили то, что не доели предыдущие туристы. Нет, клефтико больше не берем:(

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Но зато в конце на десерт нам принесли два маленьких пирожных, хоть мы их и не заказывали. Интересно, зачем это? И сколько за них возьмут денег?

Изучив счет, я обнаружил строчку, в которой было пробито — KERASMA, 0.00.

Что ясности не добавило, пришлось гуглить. Тут-то и выяснилось, что этим словом в Греции обозначают подарок от заведения, которым здесь сопровождают буквально каждый обед. Могут принести или фрукты, или сладкое, а иногда даже налить стопку местной водки:)

Остров Крит. Венецианские фортификации и ворованное мясо в Ираклионе

Ну и туалет в этом заведении был прикольный, в морском стиле:)

Здесь же встретили и первый полноценный закат. Самый первый был днем ранее, с трапа самолета:)