Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 14:14

Вознесенск — Украина Август 2020

По дороге на недельный отдых к знаменитой Арабатской стрелке — уникальной песчаной косе длиной около 100 километров, отделяющей залив Сиваш (Гнилое море) от Азовского моря и тянущуюся от северо-восточной части Крымского полуострова до материка, мы посетили по пути уникальные природные места Николаевщины, расположенные в Национальном Парке «Бузькiй Гард» («Бужское урочище»).

Этот Парк расположен в долинах реки Южный Буг (на участке между Первомайском и Александровкой) и ряде её притоков — речек Арбузинка, Корабельная и Мертвовод. Из более чем десятка интересных мест этого парка, за день мы успели посетить только три из них — Арбузинский и Актовский каньоны, а также уникальное творение рук человека — заповедное урочище «Лабиринт», созданное в первой половине 199 века умом и на средства местного помещика-мецената Виктора Скаржинского.

Осмотрев Арбузинский каньон, выруливаем к следующему — большему по размерам и более интересному — Актовскому каньону. Он находится на окраине села Актово и образован речкой Мертвовод, являющейся притоком реки Южный Буг. Оставив наши машины на стоянке и заплатив за посещение каньона чисто символическую цену 25 гривен (ок. $1), стали искать глазами каньон — где же он?

Актовский Каньон у Южного Буга

Ничего похожего на крутые берега не было видно. Это напомнило мне нашу экскурсию в Голубые горы (Blue Mountains) в Австралии. Приехав тогда из Сиднея к окраине небольшого городка, вышли из автобуса и обомлели — а где же горы? Кругом была одна равнина! Но нас провели к окраине поселка Лосон (Lawson) и там, спустившись по тропе в большой овраг, мы увидели, якобы, горы…

Скалы Три сестры в Голубых горах Австралии
Скалы "Три сестры" в Голубых горах Австралии

Так и здесь — прошли около полукилометра по выжженной степи и, взобравшись на появившиеся впереди громадные валуны, увидели под собою на все три стороны — направо, налево и вперед, большое горное ущелье. Или — каньон…

Актовский Каньон у Южного Буга

Конечно, такой грандиозности, как в тех Голубых горах, мы здесь не увидели. В обе стороны от нашей центральной точки, на которой мы стояли, уходили края каньона. В отличие от верхней степной части, его нижняя часть была очень зеленой и сверкала голубыми глазами озер. Глубина Актовского каньона доходит до 40–50 метров и он занимает площадь более 250 гектаров.

Актовский Каньон у Южного Буга

Мы сейчас стоим на самой высокой точке и видим весь размах силы Природы, разрезавшей эту часть Земли.

В глазах ученых он предстает эдаким комплексом лесной и водной экосистем с ансамблем скал и гранитных валунов. У этого каньона, между высокими скалами которого извивается почти невидимая сейчас река Мертвовод, есть еще негласное название — «Долина Дьявола». Согласно легендам, древние скифы отправляли по ее течению в последний путь своих царей. Отсюда и такое мрачное название у реки. Сам Геродот называл эту реку Эксампей, что в дословном переводе тоже означает «мертвая вода». Ну и химсостав ее отличается от других рек — в ее водах много сероводорода…

Актовский Каньон у Южного Буга

Есть и другая легенда — во время одного из татарских набегов местные жители сварили ядовитый отвар и вылили его в реку выше по течению от лагеря татар. Враги выпили водицы и поумирали. Ещё по одной версии, река получила название после страшной битвы запорожских казаков с турками, после которой из-за тел убитых не было видно речной воды.

Специалисты считают, что по своим геолого-ландшафтным показателям с большой точностью во времени образования, Актовский каньон напоминает знаменитые каньоны Северной Америки — эдакий себе американский Гранд-Каньон в миниатюре. Ну, как говорят в Одессе — «Почему бы и Нет?»

Актовский Каньон у Южного Буга

Скалы вокруг, как я уже отмечал выше, возвышаются метров на 50. Как и почему среди ровной степи возникло такое место — совершенно непонятно. Жаль, что мы приехали сюда в полдень — говорят здесь красивые пейзажи на рассвете, когда с первыми лучами солнца скалы становятся прямо розовыми.

Исторически, считают специалисты, это один из старейших участков суши в Евразии, сформированный из вулканических пород. Море здесь высохло еще 60 миллионов лет назад. Длина всего каньона около пяти километров. В некоторых его местах видны отвесные каменные стены, а по берегам лежат огромные валуны.

Актовский Каньон у Южного Буга

Видно, что рельеф местности и небольшое количество воды не даёт возможности сплава по реке, но все равно она привлекает поклонников экстрима, скалолазов и альпинистов. На его скалах часто устраиваются всякого рода соревнования по горным видам спорта.

Актовский Каньон у Южного Буга

Если присмотреться, на стенах каньона, среди каменных образований можно найти фигуры различных животных. Вот на этой стене отчетлива виден носорог.

А на этой — вроде, как тюлень. Фантазиям Природы нет границ…

Актовский Каньон у Южного Буга

Нагулявшись по верху каньона, начинаем спуск по тропе вниз.

Актовский Каньон у Южного Буга

Не верится, но еще сто лет назад река была даже судоходной. Советская власть, решив обустроить здесь колхозы, перегородила во многих местах русло реки дамбами, а берега превратили в сельхозные поля. Течение реки замедлилось, дно заилилось, а русло заросло камышами. Говорят, слой ила и грязи местами достигает пяти метров. Кое-где река превратилась в болото, которое можно перейти вброд. Но в некоторых местах еще сохранились небольшие журчащие каскады и даже водопадики.

Актовский Каньон у Южного Буга

Сейчас конец августа необычно жаркого лета и воды в реке не так уж и много. Интересно попасть в эти края весной…

Актовский Каньон у Южного Буга

Прогулявшись вдоль русла реки, выходим на большую поляну. Там видны прямо настоящие индейские вигвамы!

Так оно и оказалось! Пара предприимчивых николаевцев организовала эдакий спортивный лагерь с уклоном в северо-американскую культуру индейских племен. У них собрана большая коллекция индейской одежды с головными уборами и других всяких-разных атрибутов их культуры. В том числе и оружия — луков со стрелами и острых ножей.

Желающие могут провести ночь-другую в этих вигвамах и отведать блюда настоящей? индейской кухни. Ну, и конечно, научиться пользоваться оружием индейцев.

Актовский Каньон у Южного Буга

Эта индейская стоянка живо напомнила мне снова Голубые горы в Австралии, главной достопримечательностью которых были скалы «Три Сестры».

По выходу тогда из каньона в городок Катумба, нас встретили скульптуры этих сестер-аборигенок, выполненные местными мастерами. По этому поводу существует легенда: один вождь аборигенов племени Katoomba, имевший трех дочерей, не захотел отдавать их замуж за представителей другого племени и последние пошли на него войной. В критический момент битвы, видя, что дело идет к их пленению, он обратил дочерей в три скалы, надеясь совершить обратное действие после победы над врагом. Но, увы! — он погиб, а сестры Михни, Вимла и Ганнеду так и остались в виде скальных изваяний. Да-а! Что ни говори — красивая легенда! Да и сами эти три скалы довольно необычны по форме и здорово оживляют пейзаж Голубых гор.

Скульптура сестер в пос. Катомба (Австралия)
Скульптура одной из сестер в пос. Катомба (Австралия)

Ну, хоть в наших каньонных скалах и нет такой красивой легенды и таких памятников прекрасным девушкам-аборигенкам, все равно, посещение этого места у всех оставило теплые и приятные впечатления.

Мы прощаемся с Природным комплексом Актовского каньона и переезжаем к еще одному Чуду Природы, но уже созданному руками человека — заповедному урочищу «Лабиринт» или иначе называемому — Трикратский Лес, возникшему в первой половине 19 века умом и на средства местного помещика-мецената Виктора Скаржинского.