Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 20:36

Вознесенск, Николаев — Украина Август 2020

Направляясь на недельку на знаменитую Арабатскую стрелку — уникальную песчаную косу длиной около 100 километров, отделяющую залив Сиваш (Гнилое море) от Азовского моря и тянущуюся до материка от северо-восточной части Крымского полуострова, мы посетили по пути уникальные природные чудеса Николаевщины — Национальный природный парк «Бузькiй Гард» («Бужское урочище»).

«Бузькiй Гард» расположен в долинах реки Южный Буг (участок между Первомайском и Александровкой) и ряда её притоков — речек Арбузинка, Корабельная и Мертвовод. Из более чем десятка интересных мест этого парка, за день мы успели посетить только три из них — Арбузинский и Актовский каньоны, а также уникальное творение рук человека — заповедное урочище «Лабиринт», созданное умом и средствами местного помещика-мецената Виктора Скаржинского.

С нашим гидом Людмилой — преподавателем истории местной школы в селе Трикраты, мы, приехав из Вознесенска (15 км), в котором провели ночь в отеле, встретились в селе Трикраты на берегу небольшого озера, образованного плотиной на реке Арбузинка. Озеро большое, с чистой водой и на нем спокойно плавали дикие лебеди.

Красоты Арбузинского каньона у Южного Буга

Наша встреча состоялась около памятного знака местному герою-меценату, помещику Виктору Скаржинскому, имевшему корни еще с литовской Речи Посполитой. В годы Отечественной войны 1812 года он на свои средства из своих крестьян образовал эскадрон численностью более ста человек, с которым вместе дошел аж до Парижа.

Виктор Скаржинский - командир своего собственного эскадрона.

Эскадрон Скаржинского влился в действующую армию адмирала П. В. Чичагова и на протяжении всей войны сражался на территории России и за границей. Как известно, боевые заслуги Скаржинского отмечали Барклай де Толли и М. И. Кутузов. Все казаки его эскадрона были награждены медалью «В память 1812 года». Двенадцать из них получили Георгиевский крест. Вернувшись с войны, Виктор Петрович увлекся другим благородным делом — озеленением степных просторов Побужья и результаты его работы мы увидим в конце нашей экскурсии.

Красоты Арбузинского каньона у Южного Буга

А пока направимся к естественным раритетам этого парка — Арбузинскому и Актовскому каньонам. Первым на нашем пути будет Арбузинский, образованый речкой Арбузинка, а второй каньон — речкой Мертвовод. Оба этих природных комплекса, как я уже писал выше, входят в состав созданного в 2009 г. Национального природного парка «Бужское урочище» («Бузькiй Гард).

Дорога от села Трикрат, бывшего когда-то большой промышленной зоной по добыче гранита, привела нас на площадку, пройдя по которой, мы очутились на обрыве, внизу которого текла невидимая за густыми зарослями речка Арбузинка.

Красоты Арбузинского каньона у Южного Буга

Она берёт исток неподалёку от посёлка с таким же названием и, пройдя свой водно-жизненный путь длиной около 40 километров, впадает в реку Мертвовод напротив села Актово. По берегам Арбузинки — многочисленные выходы гранитов и в этих местах очень активно вели его добычу. Сейчас многие предприятия закрыты, а на месте некоторых карьеров образовались озера.

Налюбовавшись видами с верхней части каньона и начав задыхаться от наступившей жары +35, потихоньку начинаем спускаться по тропе вниз к спасительным тени и воде.

У этого каньона, учитывая его непосредственную близость к другому — более грандиозному по размерам — Актовскому, есть еще одно имя — Малый Актовский каньон. Ученые считают, что зарождение данной скальной породы произошло около 4 миллиардов лет тому назад. Ну, а регулярная вулканическая активность способствовала разрастанию каменных образований. Несмотря на то, что скалы имеют достаточно солидный возраст, они, на мой взгляд, смогли сохранить свой первозданный и величественный вид.

Красоты Арбузинского каньона у Южного Буга

Спустившись вниз, к своему сожалению, мы не обнаружили бурного течения реки, которое бывает в конце весны-начале лета. Практически бесснежная зима 19/20 и наступившие вслед за этим необычно жаркие летние месяцы, не оставили никаких шансов на любование красивыми водопадиками и купание в их холодных струях.

Спускаясь вниз, Людмила показала нам два интересных места. На первом из них мы видим обрезанный валун. Ну, казалось бы — что в нем интересного? А оказывается, именно от него был отрезан кусок гранита, который в целости был поднят! наверх и перевезен на волах! в Одессу. И уже там из него сделали постамент для бронзового памятника стоящего над Потемкинской лестницей первому градоначальнику Одессы графу Дюку де Ришелье.

Красоты Арбузинского каньона у Южного Буга

В результате работ с этим камнем, над которым потрудились выдающиеся архитекторы того времени А. И. Мельников, Ф. К. Боффо и мастер П. Дженари, в 1828 году получился вот такой красавчик-постамент, на который и поставили бронзового Дюка. С виду, вроде, все просто. Сплошная классика. Квадратный в плане пьедестал, с карнизом из розового полированного гранита, на гранях которого в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. Этот камень был подарком все того же местного мецената — помещика Петра Скажинского.

Второе интересное природное образование, которое показала нам наш гид, названия не имеет, но у видавших виды людей, этот валун сразу вызывает знакомые ассоциации и шуточки…

Красоты Арбузинского каньона у Южного Буга

Спустившись на дно каньона, прогулялись по его тропе вдоль полувысохшего русла и затосковали — жара здесь была не меньше, а даже больше чем на его верхней части. Здесь же не было ни малейшего дуновения ветерка!

Пройдясь метров сто по дну каньона, Людмила повела нас через интересные скальные лабиринты. Не зная дороги, в них можно и хорошо поплутать!

Красоты Арбузинского каньона у Южного Буга

Выбравшись из лабиринта, начали подъем на верх каньона. Пока занимался фотографированием камней и поиском хоть какой-то живности типа пташек-букашек, наша группа вместе с гидом уже поднялась наверх.

Тоскливо взглянув на отсутствие хоть каких-то признаков животного мира (жара!), тоже начал потихоньку взбираться наверх. Каньон, продолжительностью всего около полутора километров, уходил вдаль и терялся за поворотом почти исчезнувшей и ставшей безводной, реки…

Красоты Арбузинского каньона у Южного Буга

Поднявшись наверх, подошли к интересной группе валунов, с которых открылись дали Николаевщины. Вот с этой точки хорошо были видны трубы Южноукраинской Атомной электростанции — до нее всего каких-то 15–16 километров. А в поселке Александровка, до которого было около пяти километров, находится знаменитая и самая первая в этих краях Александровская ГЭС, построенная еще в 1927 году.

Чуть правее видны красивые белые склоны меловых отложений. Туда мы попадем к концу дня. Это тоже был какой-то карьер по добыче и переботке гранитного щебня.

Красоты Арбузинского каньона у Южного Буга

Здесь, наверху, дул небольшой ветерок и он хоть как-то скрадывал 35-ти градусную августовскую жару. Чистые дали манили и звали в дорогу, но посидеть и насладиться этими открывшимися сверху картинами было очень приятно. И никуда не хотелось отсюда уходить и уезжать. Но — жесткий график звал нас на следующие интересный природный объект — Актовский каньон. Он гораздо более грандиозен, чем этот — Арбузинский. И, говорят, на нем есть даже действующие водопады. Поехали туда!