Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 19:54

Вознесенск — Украина Август 2020

Вот уже подходит середина августа и чувствуется, что из-за Пандемии Ковид-19, наши перспективы отправиться на любимое Средиземноморье, близки к нулю. Италия с Францией закрыты, Хорватия с Черногорией открыты и даже Венгрия дает суточное разрешение на проезд машиной через неё к этим странам. Но как-то не рискнули — вдруг что случится — придется зимовать с машиной там…

И, чтобы все-таки окунуться в тёплое летнее море, решили поехать на наши морские воды — Азовского и Черного морей. Раньше любили отдыхать в крымском Ласпи, но после российской аннексии полуострова туда нет никакого желания ехать и выбрали малоизвестные места на Азовском море — Арабатскую Стрелку и на Черном море — полуостров, на котором находится Кинбурнская коса и курортные городки Скадовск и Лазурное.

К Арабатской Стрелке ведет маршрут Киев — Николаев — Херсон — пос. Стрелковое (788 км). В принципе, если поднапрячься, можно проехать эту дистанцию за один ходовой день — дороги, за исключением парочки восстанавливаемых участков, были хорошие. Но мы решили не спешить и два первых дня посвятить достопримечательностям небольших городов — в Первомайске и Вознесенске, которые будут на нашем пути до Николаева. В окрестностях этих мест встретятся как исторические, так и природные раритеты.

Карта достопримечательностей в районе города Первомайск

Свернув на 250-м км с хорошего автобана Киев-Одесса в сторону Николаева и Херсона, через 43 км подъехали к уникальному музею Ракетных Войск Стратегического Назначения — единственному в своём роде на бывшем постсоветском пространстве. Правда, говорят, что есть ещё подобный музей и в Литве.

1-й День. Музей РВСН, Первомайск

Купив входной билет на экскурсию (120 грн), входим на собственно территорию бывшей военной базы межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Она обнесена бетонными столбами с колючей проволокой, которая когда-то была под напряжением электрического тока.

Я был в этом музее пять лет назад и давал подробное его описание, которое вызвало ожидаемые реакции у ряда читателей. Так что, сейчас — только короткий экскурс. Музей стоит на территории бывшей и реально работавшей до развала Союза ракетной базы стратегического назначения. На территории УССР таких ракетных баз, нацеленных на главных «врагов» — Европу и США, было семь, а их управляющий центр (43-я Ракетная Армия) находился в г. Винница. Еще три ракетных базы, подчинявшихся штабу этой же Армии, находились поблизости в Белорусской ССР.

База МБР «Первомайск» имела 9 пусковых установок с арсеналом межконтинентальных баллистических ракет РС-18 — 40 шт и РС-22 — 46 шт. В музее — все свое, оставшееся еще с тех времен, оригинальное оборудование: и образцы ракетных двигателей, и ракета Р-12, сыгравшая ключевую роль в Карибском кризисе, и самая мощная по сей день ракета РС-20В (SS-18 «Satan»).

Межконтинентальная ракета Сатана. Ее размеры поражают воображение. Человек, находящийся рядом с ней, кажется букашкой.
Межконтинентальная ракета "Сатана". Ее размеры поражают воображение. Человек, находящийся рядом с ней, кажется букашкой.

И, хотя эту «Сатану» относят к «третьему поколению», она занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая мощная ракета в мире. Ее стартовый вес — 211 тонн! А если еще добавить к этому разброс ее 10 ядерных боеголовок?! Для уничтожения, например, такой страны как Украина, площадью около 600 тыс. кв. км, хватило бы двух таких ракет! Все они в количестве 56 штук были вывезены, находятся сейчас на боевом дежурстве за Уралом и нацелены на извечных российских врагов, желающих полакомиться аппетитными землями на морозных сибирских просторах…

На нашей первомайской базе сохранена одна шахтно-пусковая установка. Сейчас она на треть забетонирована и мы видим только верхнюю ее часть с оригинальной многотонной крышкой, под которой и скрывалась космическая Смерть. Смерть для миллионов землян. Крышка этой пусковой шахты уникальна — она весит несколько десятков тонн и открывается полностью за 8 секунд!

Долгая дорога к Арабатской Стрелке

Осмотрев наземные объекты и оборудование, спустились в УКП — унифицированный подземный командный пункт, представляющий собой 33-х метровую «капсулу» диаметром 3,3 метра. В ней, не выходя на поверхность, по 45 суток дежурили офицерские группы по управлению запуском этих смертоносных ракет. По 45 дней, Карл! В теснющих помещениях на 30-ти метровой глубине…

Пульт управления пуском ракет

Здесь также выставлены на обозрение не только специальная вспомогательная техника для транспортировки, перегрузки и заправки ракет, но и с целый комплекс наземных и подземных сооружений ракетного полка, оснащенный системой оборудования боевого управления и связи, системами электроснабжения и жизнеобеспечения.

Машина для перевозки ракет

Как известно, в соответствии с «Будапештский меморандумом» — межгосударственным документом о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия, подписанным 5 декабря 1994 года лидерами Украины, России, Великобритании и США, эти страны ГАРАНТИРОВАЛИ уважение независимости, суверенитета и существующие границы Украины. Увы! Не прошло и двадцати лет, как Россия нарушила условия этого Договора, развязав войну на Донбассе и аннексировав полуостров Крым…

В то же время, выполняя условия Договора о нераспространении ядерного оружия, украинская сторона в период с 1994 по 2001 г.г., в соответствии с Комплексной программой поэтапного уменьшения и ликвидации Боевых Ракетных Комплексов МБР, провела работы по ликвидации всех шахтных пусковых установок, командных пунктов и всей другой инфраструктуры МБР. Только часть боевого оборудования, которое мы видели во время нашей экскурсии, была сохранена в качестве музейных реликвий.

Карьерные озера и Мигейсие пороги

Выехав с территории Музея МБР, направились в сторону следующего города, который будет у нас на пути к морю — Вознесенска. До него 75 километров и по дороге к нему мы встретились с природными красотами — как естественными, так и искусственными, но ставшие со временем тоже естественными.

Голубое озеро

Вот такой первой точкой для нас было Голубое озеро. Когда-то в советские годы этот регион был очень востребованным и здесь были разработки гранита и многочисленные каменоломни. Груженные гранитом машины вереницей беспрерывно везли добытый каменный груз к местам назначения. Тогда повсюду строилось много военных объектов стратегического военного назначения. Глубина карьера достигала метров сорока.

Долгая дорога к Арабатской Стрелке

В один прекрасный момент на его дне забил фонтан, который и образовал это чудо природы. В озере чистая вода, совсем недалеко от него проходит русло реки Южный Буг — наверно какие-то подземные источники от неё и сыграли здесь свою роковую роль в образовании этого феномена. Но, проехав по многим местам Николаевской области, мы убедились, что такая судьба была или будет почти у всех горнодобывающих карьеров.

Мигейские пороги

Выехав с озера, вырулили по дороге к видневшемуся справа Южному Бугу. В условиях нынешнего жаркого лета, река обмелела, течение ее ослабло и никакого знаменитого рафтинга на Мигейских порогах не было видно и в помине. А так — и наблюдать, и самому участвовать в этих сплавах, как это было несколько лет тому назад, сейчас было невозможно. Полюбовавшись тихими и спокойными разливами реки, вырулили к следующему карьерному озеру — Радоновому.

Радоновое озеро

Люди и в этом месте добывали гранит, трудились и радовались. Но в одну «прекрасную» ночь дно кратера разверзлось, оттуда хлынула вода и затопило карьер вместе со всей техникой. Так образовалось это Черное озеро. Его второе название — Радоновое.

Оно, также как и предыдущее — Голубое и Мигейские пороги, входит в состав территорий регионального ландшафтного парка «Гранитно-степное Побужье». Озеро имеет в большей своей части отвесные берега и питается подземными радоновыми источниками. Водав нем очень чистая, имеет необычно яркий голубой цвет. По легенде, на дне можно увидеть затопленный экскаватор. Над озером оборудована удобная смотровая площадка, с которой открывается шикарный вид на всю его площадь.

Долгая дорога к Арабатской Стрелке

Говорят, что его глубина 40 метров. Думаю, что не меньше — если нарисовать треугольник и дороги, по которым спускались на дно грузовики за гранитом, то глубина воды в какой-то самой нижней плоскости и составит эту цифру…

Также говорят, что эта вода насыщена радоном, поэтому долго в ней плавать нежелательно. Но большинство туристов об анализах воды ничего не думает, да и предупреждений об этом тоже нигде не видно. Поэтому все купаются и ныряют со скал кто как может. Вода в озере бодрящая…

Говорят, в его глубинах водятся и гигантские сомы. Стоит ли купаться в нем по ночам — пусть каждый решает для себя. Никаких дачек вокруг озера нет…

2-й День. Город Вознесенск

Прибыв к вечеру в Вознесенск, заселились на две ночи в отель Центральный, который, судя по его месторасположению прямо напротив горадминистрации (бывшего райкома компартии) и был, действительно Центральным. На второй день у нас была договоренность с местным гидом Людмилой — учителем истории из села Трикраты, что она покажет нам местные природные достопримечательности — Арбузовский и Актовский каньоны, а также культурное наследие мецената Скаржинского - см. Карту.

Карта достопримечательностей в районе города Вознесенск

В первый вечер оставалось только время на ужин, а во второй посетили местные городские достопримечательности — Ротонду и памятник великому одесскому шухеру Мишке Япончику.

Царская ротонда была построена в городском парке на честь приезда императора Николая І в 1837 году. Она имеет вид альтанки в 8 колоннами, которые поддерживают сферический купол. Ротонда установлена в хорошем ухоженном парке на высоком искусственном холме и окружена тремя кольцами террас.

Долгая дорога к Арабатской Стрелке

А в парке «Марьина роща» установлен, не представляющий художественной ценности, памятник легендарному одесскому налетчику, «королю» биндюжников Мишке Япончику (М. Винницкому), расстрелянному большевиками в Вознесенске в 1919 г. По легенде, во время Гражданской войны состоявший на службе у большевиков отряд Япончика взбунтовался и попытался дезертировать и прорваться на поезде в Одессу. Чекисты организовали засаду на подъезде к железнодорожной станции Вознесенска. Во время задержания Мишку Япончика застрелил при попытке к бегству командир кавалеристов Н. Урсулов. На гранитном камне размещена скромная табличка с надписью: «На этом месте 29 июля 1919 года был застрелен и похоронен Мойша-Яков Вольфович Винницкий. Он был „королем“ одесских биндюжников, но вошел в историю как Мишка Япончик. О нем ходило много легенд в то неспокойное время».

Арбузинский Каньон

Этот природный объект расположен недалеко от сел Трикраты и Актово. Каньон включен в состав Национального природного парка «Бугский Гард». Учитывая непосредственную близость к Актовскому каньону, ему дали еще одно имя — Малый Актовский каньон. По свидетельству специалистов, зарождение скальной породы произошло около 4 миллиарда лет тому назад. Несмотря на то, что скалы имеют достаточно солидный возраст, они смогли сохранить свой первозданный и величественный вид. В течении долгого времени под воздействием ручьев, реки Южный Буг, в породах постепенно вымывались ходы, образовывались ущелья. Все это привело к созданию Арбузинского каньона в том виде, в котором он сохранился до наших дней.

Долгая дорога к Арабатской Стрелке

В длину каньон составляет около 1500 метров. Его склоны можно сравнить со скальными стенами, имеющими многочисленные срезы и обрывы. Нижняя часть представлена огромным количеством крупных валунов. Они, в результате постоянного воздействия воды, получили округлые формы. В некоторых местах скалистый профиль фактически создал природный лабиринт, в котором можно и поблуждать…

Актовский Каньон

После осмотра Арбузинского каньона перезжаем к Актовскому, на дне которого течет река Мертвовод. Считается, что в VI веке до н. э. здесь жили племена скифов, которые оставили после себя много погребальных курганов. Ученые предполагают, что это захоронения аристократии тех времён и называют их «царскими курганами». Название реки Мертвовод тоже связывают со скифами.

Долгая дорога к Арабатской Стрелке

Полюбовавшись сверху видами каньона, по крутой тропе спускаемся вниз к воде. К сожалению, ввиду очень жаркого лета, ее было мало. А в весенние паводки мы бы не увидели этих валунов.

На одной из полян, примыкающих к реке, встретили необычные для нашей местности шатры, похожие на индейские вигвамы. Так оно и оказалось — несколько предприимчивых ребят организовали на полянке эдакое индейское стойбище с развлечениями для туристов — переодеваниями в одежду индейцев, стрельбу из лука и всякие другие активные развлечения.

Долгая дорога к Арабатской Стрелке

Последней приятной «каплей» в нашей экскурсии по естественным природным чудесам николаевщины, было посещение белых и, как будто, травертиновых склонов, чем-то отдаленно напомнивших мне турецкий Памуккале. Но фактически, это бывший карьер, в котором еще четверть века тому назад ещё добывали щебенку, а сейчас это место облюбовали любители крутых инстаграмних фото. Как правило, этой глиной белили в украинских селах стены домов.

Дом Скаржинских

Под конец нашей экскурсии, Людмила познакомила нас с наследием прекрасного человека, который оставил о себе очень хорошую память. Это Виктор Петрович Скаржинский — новороссийский помещик и лесовод, херсонский губернский предводитель дворянства, камергер. Он жил в период 1787–1861 годов.

Самым значительным вкладом Скаржинского как ученого — это разработка основ степного полезащитного лесоразведения. Он явился одним из зачинателей агролесомелиорации. В первое время были неудачи и он нёс большие материальные потери. Однако это не останавливало ученого на пути к решению задачи борьбы с засухой. К 1853 году лесопосадки Скаржинского составили площадь свыше четырехсот гектаров. Из его питомников были взяты саженцы многих деревьев для Одесского ботанического сада. Знаменитая акациевая аллея в Пятигорске, сосновые, еловые, лиственничные аллеи парков Мисхора и Алупки тоже получили начало от саженцев из Трикрат.

Дом Виктора Скаржинского в Трикратах

Познакомившись с домом Скаржинского, который стоит в селе Трикраты, прогулялись по т.н. Трикратскому лесу, созданном Виктором Петровичем в середине 19 века. На голом степном и засушливом месте! Фактически, это настоящий оазис посреди полупустыни! Он заложил этот лес в 1819 году. Поначалу его задумывали как парк, но со временем насаждения увеличивались и развивались, и появился полноценный лес со своей интересной историей и живописными пейзажами. И даже своим животным миром.

Пары часов, которые были выделены у нас на знакомство с этим местом, конечно, было мало! Чего только стоит урочище «Лабиринт» с его узкими тропами, каналами и мостиками через водоемы. Здесь собраны редкие деревья, есть романтическая березовая роща, также растет более трехсот могучих дубов, многие из них насчитывают уже сейчас более 150 лет. Считается, что объятие такого дуба придает человеку Силу…

Долгая дорога к Арабатской Стрелке

Для накопления и рационального использования естественных осадков, Скаржинский создает пруды, устраивая в оврагах и балках плотины. В своем имении Виктор Петрович соорудил более сорока прудов и орошал их водой не только поля, но и луга.

Совершив прогулку по Трикратскому лесу, вернулись в Вознесенск и наутро выехали в сторону Арабатской стрелки — громадной косы, соединяющей Крым и материк в районе города Геническ.

3-й День. Арабатская Стрелка

Преодолев неспеша оставшиеся 400 километров, во второй половине дня приехали на забронированную заранее базу отдыха Визит (600 грн/комната). Она, действительно, как и было в описании, оказалась очень зеленой, чистой и, со своими фонтанчиками и ручейками, уютным местом.

Долгая дорога к Арабатской Стрелке

Устроившись, прошли к морю. Народу на пляже не так уж и много, вода теплая, но море как-то нехорошо волнуется.

Все! Дня три-четыре можно никуда не двигаться! Но усидим ли на месте? Здесь, на Арабатской Стрелке, на другой стороне косы — всего в какой-то паре километров — озеро Сиваш! Слыхал, что купание в нем более приятнее, чем в Азовском море…