Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 24 апреля 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Печоры — Россия Июль 2019

В Печоры мы заезжали дважды, сначала по дороге из Эстонии, а второй раз — перед отъездом домой. В первый день погода была пасмурная, зато во второй повезло — светило солнце. Но некоторые пасмурные фотографии получились лучше солнечных, так что будут и те, и другие:)

Богом зданные Печоры

Печоры — это город в Псковской области, райцентр. Население — всего 9 тысяч человек. Казалось бы, такая провинция. Но именно здесь находится одно из наиболее почитаемых в Православии мест — Псково-Печорский Свято-Успенский мужской монастырь. И ради этого сюда едут многие тысячи паломников.

У входа в монастырь

Богом зданные Печоры

Святые врата (Петровская башня). Главные ворота обители.

С внутренней стороны ворота охраняют казаки:)

Богом зданные Печоры

Храм в честь святителя Николая (1564). Чтобы попасть к центру монастыря, дальше надо пройти через него.

Если же пойти направо, то там будет более современный собор Михаила Архангела (1827), построенный в честь победы над Наполеоном. Считается, что это молитвы монахов остановили французов, и они не дошли ни до Пскова, ни до Петербурга. Ну и еще немного корпус Витгенштейна помог :)

Богом зданные Печоры

Вдали видна круглая Тайловская башня. А вот срезать путь по лестнице не получилось — там служебная территория. Идти надо через Никольскую церковь.

Сразу за церковью вниз идет главная аллея монастыря — т.н. Кровавый путь. Назван он так был, потому что в 1570 году именно здесь Иван Грозный отрубил голову игумену Корнилию, который чем-то прогневил царя. Голова покатилась вниз, оставляя кровавый след.

Подходим к Успенской площади — центральной площади всего монастыря

В глубине площади, у подножия холма, полукругом располагается комплекс из нескольких церквей, самая древняя из которых — Успенская пещерная церковь. Устроил ее в природной пещере священноинок Иона еще в XV веке, а потом стал просить церковное начальство в Пскове узаконить ее. Те поначалу отказывались, мол что это за церковь — в пещере. Но Иона дошел до самого Новгородского архиепископа Феофила, и в 1473 году тот согласился освятить необычный храм. С этой даты и ведет свою историю Псково-Печорский монастырь.

Богом зданные Печоры

Иона вскоре умер и был похоронен в пещере. В дальнейшем здесь стали хоронить не только монахов, но и других почетных граждан, и со временем здесь возник целый пещерный некрополь.

В XVIII веке поверх пещерного храма была построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На фото справа — желтого цвета.

Богом зданные Печоры

Над левой дверью церкви можно увидеть надпись — «Вход в пещеры, Богом зданные». Это те самые пещеры, откуда пошел весь монастырь. Они делятся на ближние и дальние. Ближние пещеры небольшие, их протяженность всего 15 метров, и в них покоятся мощи самых первых местных святых. Дальние пещеры гораздо больше, они состоят из нескольких подземных «улиц», и там вот уже 500 лет хоронят умерших монахов, а раньше хоронили и особо достойных мирян.

В ближние пещеры разрешается заходить всем желающим, для посещения же дальних надо записываться за две недели. В пещерах поддерживается температура около +5 градусов, что позволяет хоронить умерших, не засыпая землей. Довольно зловещий обычай, надо сказать, напоминает захоронения в катакомбах Рима и Парижа. Ну ладно, раз не судьба увидеть, то вставлю сюда фото с Википедии. Угадаете, кто это со свечкой стоит? :)

Богом зданные Печоры

А к церкви примыкает Большая звонница, включающая в себя 17 колоколов, самый большой и самый древний из которых — «Великопостный», отлитый в 1540 году.

Красная башенка — это Ризница, здесь хранятся монастырские ценности — драгоценная церковная утварь, золотые и серебряные кресты, облачения для церковной службы, подарки царей и императоров. В годы войны все эти предметы были вывезены немецкими оккупантами в Германию, но большую их часть потом удалось найти и вернуть.

Богом зданные Печоры

Вообще в плане сохранения церковных ценностей Печорскому монастырю, можно сказать, повезло. В 1918 году пришедшие к власти большевики не успели его разорить, т. к. уже в начале года в Изборск и Печоры пришли немцы. А когда в конце года они ушли, здесь вспыхнули бои уже между красными с одной стороны и белыми и войсками независимой Эстонии — с другой. Белых в итоге большевикам удалось разбить, но вот Печоры и Изборск по Тартускому мирному договору пришлось отдать Эстонии.

Для Печорского монастыря эстонская власть была, конечно, спасением. На церковную жизнь и на православную веру эстонцы не покушались, а всяческая индустриализация местных священников интересовала слабо. Ходят люди в церковь — и хорошо. Когда же Эстония снова оказалась в составе СССР, накал борьбы с религией уже спал, так что монастырь опять избежал закрытия. Да и война скоро началась.

Богом зданные Печоры

Как тут прочитал на одном сайте —

«в годы войны монастырь находился на оккупированной немцами территории, но наместник Павел (Горшков) сумел найти ту тонкую и умную линию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности»

Как выглядела эта «тонкая линия», можно увидеть вот на этой фотографии деятелей «Псковской православной миссии», сделанной в 1943 году во время архиерейского совещания в Печорском монастыре. Ну то есть весь мир сражается с нацистами, миллионы людей гибнут на полях сражений и в концлагерях, но для этих священников главное — что им опять разрешили открыть храмы. Об этой неоднозначной странице истории в 2009 году режиссер Владимир Хотиненко снял фильм «Поп».

Богом зданные Печоры

Честно говоря, ни фильм не смотрел, ни про эту миссию ничего не слышал до нашей прошлогодней поездки в Тихвин, где эти миссионеры тоже успели отметиться в ноябре 1941 года. Когда, кстати, решалась судьба Ленинграда.

Белая церковь слева от ризницы — Сретенская (1870). А красная слева от нее — Благовещенская (1541). Под зеленым куполом — святой источник в честь преподобномученика Корнилия.

Богом зданные Печоры

Но святых источников в монастыре два, еще один — Живоносный — находится напротив Благовещенской церкви, на ним построена шестигранная Надкладезная часовня (1911).

Благовещенская церковь. Белое здание за ним — Братский корпус № 1, там уже живут монахи.

Богом зданные Печоры

Перед церквями на площади разбита клумба с цветами

Ну что ж, а теперь пойдем к выходу, а затем осмотрим монастырь с внешней стороны

Богом зданные Печоры

И тут опять интересно. Большая белая церковь с зеленым куполом — обычная православная церковь Сорока мучеников севастийских. А вот небольшая красная церковь с зеленой крышей перед ней — это православная церковь народности сету. Тех самых сету, что живут по обе стороны границы, и в Эстонии, и в России. Уних есть свой язык, который является смесью эстонского с русским, но все же в большей степени эстонский, чем русский. После того, как Печоры отошли к Эстонии, православный приход в городе разделился, службы на эстонском языке стали проходить в этой церкви, а на русском языке — в соседней церкви Сорока мучеников. Сейчас обе они русскоязычные.

Церковь Сорока мучеников севастийских

Церковь Св. Варвары народности сету

А обход крепостной стены монастыря мы начали с того, что увидели на карте Maps.me некую «смотровую площадку». Что же там за площадка, вроде бы гор вокруг нет? А это оказался просто вид на угловую Тайловскую башню. Ничего себе монастырь — да с этой стороны он выглядит мощнее, чем большинство сохранившихся крепостей!

Богом зданные Печоры

Крепостная стена вокруг Печорского монастыря была построена в начале Ливонской войны. Руководил работами игумен Корнилий, а ему такое указание дал сам царь Иван Грозный. Монастырь находился на самой границе с Ливонией, и с началом войны оттуда ожидались набеги ливонских рыцарей. И если в мирное время дозор на стенах несли сами монахи, то в военное им в помощь отряжали солдат вместе с пушками.

Надо сказать, крепость вокруг монастыря построили не зря. В 1581 году она выдержала двухмесячную осаду войск польского короля Стефана Батория.

Богом зданные Печоры

В центре, глубине оврага — башня Верхних решеток. Свое название она получила из-за того, что стояла над ручьем, втекавшим в крепость, и здесь он был перегорожен толстыми решетками, преграждая путь осаждающим внутрь. Кстати, несмотря на то, что башня стоит в яме, она все равно самая высокая из всех. А башня справа от нее — Тарарыгинская.

Еще одна башня — Изборская. Названа так, потому что к ней приходила дорога от соседней Изборской крепости. Сама башня была проездной.

Богом зданные Печоры

До Москвы — 713 верст, до Новгорода — 238 верст. Почтовый столб поставили в честь 340-летия первого международного почтового тракта Москва-Тверь-Новгород-Псков-Рига (1668 — 2008). Как по мне, надуманная какая-то годовщина:)

Следующая башня — Благовещенская

Богом зданные Печоры

Дальше дорога уходит вниз, в овраг, по которому течет ручей Каменец. Тот самый, что втекает в крепость через башню Верхних решеток. Угдайте, через какую башню он вытекает?

Правильно, через башню Нижних решеток:)

Богом зданные Печоры

В первый приезд мы отправились обходить монастырь вобратном направлении и тогда дошли только до этой башни

Вставлю панораму с Google Maps, снятую кем-то с квадрокоптера как раз над башней Нижних решеток

А на этом наш обход завершается, в этом месте крепостная стена упирается в Никольскую башню и надвратную церковь Николы Ратного. Ту самую, через которую проходят все паломники, чтобы пройти к Успенской площади.

Богом зданные Печоры

А на этом про Печорский монастырь все. Сразу из Печор мы окольными путями направились обратно в Псков, чтобы оттуда через Гдов и Сланцы ехать обратно. Давно хотел проехаться вдоль восточного берега Чудского озера, но об этом в следующий раз.

1. Россия начинается здесь. Псков

2. Изборская крепость, едва не ставшая Эстонией

3. Богом зданные Печоры

4. Гдов. Вдоль российского берега Чудского озера

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия