Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 15:46
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Псков — Россия Июль 2019

В Псков мы поначалу собирались ехать в мае. Однако перед самым отъездом обнаружилось, что все отели и в самом городе, и в окрестностях уже заняты, так что вместо Пскова мы тогда поехали в Вильнюс. К псковскому же проекту вернулись только в середине июля. План был такой. Из Нарвы по территории Эстонии доехать до Печор, вечером посетить монастырь, весь следующий день посвятить Пскову, а в последний день сначала заехать в Изборск, а оттуда по российскому берегу Чудского озера уже ехать обратно.

Но все пошло немного не по плану. На границе в Куничиной горе мы уперлись в огромную очередь, которая едва двигалась. Причина была в том, что откуда-то приехало слишком много россиян, а отдельного окна для иностранцев у них там не было. В итоге все шли вперемешку, а служащие, как и обычно, страшно тупили. Плюс еще новое правило — теперь в багажник заглядывали не только пограничники, но еще и таможенники. Как результат — стояли часов пять! Так что кому не нравится российская граница в Ивангороде, то добро пожаловать в Куничину гору:)

Россия начинается здесь. Псков

А еще у них там есть один прикол — платная дорога от Печор и до пограничного пункта, которая длиной всего метров сто, но которую по дороге к границе или от границы никак не объехать. Приходится платить! Но я все же с издевкой спросил в будке, а как же насчет бесплатной альтернативы? На что мне так же издевательски ответили, что бесплатная альтернатива есть — можно ехать через Шумилкино. 30 км в сторону — чем не альтернатива :)

Так что прогулка по Печорам уже не получилась, под вечер для фотосессий стало откровенно темно. Потому решили вернуться сюда в последний день. А в Пскове остановились в недорогих апартаментах, снятых через Букинг. Квартира оказалась прикольная — там было примерно пять спален, и мы могли выбирать любую. По-видимому, изначально хозяева планировали там хостел, но потом решили просто сдавать как апартаменты. Но главный плюс это то, что жилье было буквально в двух шагах от Кремля.

Россия начинается здесь. Псков

Так что утром начали как раз отсюда

Место впадения реки Псковы в реку Великую — это, наверно, самое фотографируемое место в Пскове. Ну и мы здесь тоже отметились на фоне Плоской башни.

Панорама с Кремлем и Плоской башней

Россия начинается здесь. Псков

Церковь Варлаама Хутынского на Званице. Мы жили прямо напротив нее.

Россия начинается здесь. Псков

Также очень фотогеничное место — набережная Псковы напротив Кремля. Устье реки со стоящими по бокам башнями выглядит очень грозно. В средние века, кстати, между ними еще и решетки были, чтобы никто снаружи не заплывал:)

Вид на стену Кремля и Троицкий собор

Россия начинается здесь. Псков

Колокольня Троицкого собора встроена прямо в крепостную стену. Справа — Средняя башня.

Тут погода у нас, как можно видеть, несколько испортилась, так что следующие несколько фотографий были сняты на следующий день, когда снова вышло солнце ;)

Река Пскова и башни Плоская и Высокая

Крепостная стена, Троицкая башня и колокольня Троицкого собора

Панорама Кремля с Советского моста

Храм Воскресения Христова со Стадища

Россия начинается здесь. Псков

Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья (1458). В советское время была объявлена историческим памятником и взята под охрану государства, однако до 2008 года в здании располагалась переплетная мастерская.

Любимое место отдыха жителей Пскова — парк реки Псковы

На другом берегу видна церковь Петра и Павла с Буя

Мы же идем к церкви Богоявления с Запсковья (1496), знаменитой своей звонницей

Россия начинается здесь. Псков

После своего закрытия в 1936 году церковь пребывала в упадке и была отреставрирована совсем недавно, в 2008 году

Через дорогу от церкви расположился шикарный отель Old Estate Hotel & Spa

Россия начинается здесь. Псков

От отеля вниз идет пешеходная дорожка, переходящая в мостик через Пскову

Сток реки регулирует плотина. Благодаря ей река выше по течению имеет достаточную глубину, чтобы можно было кататься на лодках и водных велосипедах:)

Россия начинается здесь. Псков

Мы на таком тоже прокатились. Наташа сказала — прямо как в детстве. Ага, и я тоже наверно с детства на таком не катался:)

В пункте проката предупреждают — дальше Гремячей башни не заплывать:)

Россия начинается здесь. Псков

Мы и не заплывали. Самые красивые фотографии получаются как раз здесь. Гремячая башня относится уже не к Кремлю, а к Окольному городу — это была внешняя линия городских укреплений.

На холме за башней видна церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы

Катаемся на водном велосипеде. ВИДЕО

А это мы уже идем вдоль стены Окольного города — дальше там Михайловская башня

Особо красивая клумба :)

А в центре города главный памятник Пскова — «Пушкин и Арина Родионовна». Именно в Псковской области находятся Пушкинские Горы, место, где ранее располагалось родовое имение поэта.

Россия начинается здесь. Псков

В Псковский музей мы не пошли. Интересно, есть там что интересное?

Но зато рядом с музеем встретили вот такого рыжего котика. Мурррр…

В этот день отмечался какой-то церковный праздник, и то с одной стороны, то с другой по всему Пскову слышался колокольный звон. И когда зазвонили где-то совсем рядом, мы поспешили на звон. Церковь Успения с Полонища — звонили оттуда.

Россия начинается здесь. Псков

А дальше все дороги в Пскове ведут к самой толстой башне Кремля — Покровской. Кстати, помню, как в прошлый приезд я увидел эту башню не только без купола, но даже и без крыши. Посетовал на этот счет где-то в комментариях, сказав, что могли бы и накрыть ее, как ту же Толстую Маргариту в Таллине. На что местные мне ответили, что тогда их Покровская башня превратится в Толстую Маргариту, а им этого не надо. Но за прошедшие десять лет башня получила красивую деревянную крышу. Стало очевидно лучше:)

Кстати, именно здесь, между Покровской и разрушенной ныне Свинорской башней в 1581 году разыгралось решающее сражение между защитниками Пскова и осаждавшей город армией польского короля Стефана Батория. Полякам тогда удалось взорвать часть стены и, бросившись через пролом, они попытались ворваться в город. Но были отбиты. Героической обороне Пскова посвящена картина Карла Брюллова, которую мы спустя пару месяцев увидим в Третьяковской галерее.

Россия начинается здесь. Псков

А дальше наш путь лежит на другой берег реки Великой. С моста 50-летия Октября открывается самый красивый вид на Покровскую башню.

А на той стороне расположился Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Вид на Братский корпус Мирожского монастыря

Россия начинается здесь. Псков

Рядом с монастырем есть пляж, где можно искупаться в реке Великой

А дальше произошел забавный случай. Видите вон те два гидроцикла?

Россия начинается здесь. Псков

Тут как раз из бара выходят два парня в гидрокостюмах и не спеша идут к ним. В это время на реке появляется катер МЧС и направляется в сторону стоящих гидроциклов.

— Сваливаем! — кричит один парень другому.

Оба прыгают на гидроциклы и, сделав крутой вираж, удирают прямо из-под носа у МЧС. Мужик с катера успевает лишь погрозить им кулаком. Догнать гидроциклы катер не может, но, тем не менее, отправляется за ними следом.

К сожалению, заснять это я не успел, т. к. в самый ответственный момент у телефона закончилась память.

Но зато потом я заснял, как гидроциклы и катер МЧС ехали друг за другом в обратном направлении. Не знаю, поймали их в итоге или нет. Равно как и не знаю, почему нельзя ездить на гидроциклах по реке Великой:)

На том берегу реки Великой построен пешеходный променад, а вот здание справа — недостроенная гостиница «Интурист». Строить ее начали еще в конце 1980-х, но так и не достроили. В 2010-х годах псковские коммерсанты предприняли еще одну попытку завершить стройку, но опять неудачно. Утверждается, что сейчас недостроенное здание передано под студенческий городок Псковского университета.

Россия начинается здесь. Псков

Мы же, сделав круг, по Ольгинскому мосту возвращаемся к Кремлю, где, собственно, еще и не были:)

Лучший вид на Кремль открывается как раз с моста. «Россия начинается здесь» — в 2009 году этих букв здесь еще не было.

Россия начинается здесь. ВИДЕО

Власьевская башня на углу Кремля

Из Довмонтова города входим в Кремль через ворота у Троицкой башни

Дальше начинается захаб. Этим непонятным словом в древности называли каменный мешок, тянущийся от внешних ворот до внутреннего двора крепости. Если врагам удавалось выбить ворота и они врывались внутрь, то здесь они попадали в засаду и защитники могли обстреливать их со всех сторон.

Россия начинается здесь. Псков

И тут опять зазвонили колокола по случаю какого-то неведомого нам церковного праздника. ВИДЕО

Найдете на этой фотографии нас с Наташей? :)

Россия начинается здесь. Псков

Кстати, видите на предыдущем фото тень от креста? На этом месте раньше стоял Благовещенский собор (1836), но в 1933 году его снесли. Не знаю, чем руководствовалось тогдашнее начальство, принимая такое решение, но все же он, на мой взгляд, не очень гармонировал с древним Кремлем. Тот же Троицкий собор (1699) смотрится гораздо более органично, а его большевики не тронули. И что еще интересно — до революции, как можно видеть на старых фотографиях, сам Кремль практически лежал в руинах, реставрация была проведена лишь при советской власти. Фотографии в слайдшоу ниже пересняты с выставки, посвященной реставрации Кремля.

Тем временем солнце уже клонилось к закату, освещая крепостные стены в желто-красные тона

Россия начинается здесь. Псков

Вид с крепостной стены на реку Великую

Мы поднялись на башню Кутекрома и я попытался заснять оттуда заходящее солнце

Россия начинается здесь. Псков

А внизу, на берегу Псковы, тем временем разворачивался фестиваль бумажных фонариков. И звучала классическая музыка.

Фонарики делали из бумаги, ставили внутрь свечку и пускали в плавание.

Россия начинается здесь. Псков

День завершился розовым закатом над устьем Псковы

Да, за день нам удалось обойти весь центр города по кругу, но увидели мы, конечно, далеко не все. Псков это, безусловно, один из самых интересных городов России. В тройку, наверно, точно войдет :)

А дальше будет рассказ про крепость в Изборске и Городищенские ключи. А потом мы поедем в Печорский монастырь. Но об этом в следующий раз.

1. Россия начинается здесь. Псков

2. Изборская крепость, едва не ставшая Эстонией

3. Богом зданные Печоры

4. Гдов. Вдоль российского берега Чудского озера

И еще вставлю ссылку на свой рассказ о поездке в Псков на автобусе в 2009 году. Изменился ли город за прошедшие 10 лет?

Древний Псков глазами эстонского туриста

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия