Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 0:28
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Павловский Посад — Россия Январь 2020

Где Париж, а где Павловский Посад, Люся! Разве такое может быть? Оказалось, может.

Наверно, никогда бы специально не поехала в Павловский Посад, несмотря на то что он находится совсем недалеко, километрах в 50-ти от Москвы, но как-то не по пути, а свободного времени, особенно в последний год, совсем не находится. В новогодние каникулы мечталось отдохнуть самым «овощным» способом, для чего была выбрана турбаза «Боровое» в Ногинском районе Подмосковья. Тишина, спокойствие, встреча Нового года со старыми друзьями, прогулки по лесу и берегам чудесного озера Боровое, праздничные фейерверки вечерами…

Путь к Парижу через Павловский Посад

За пять дней выспалась и нагулялась, и стало скучно сидеть на месте. Начала исследовать карту ближайших окрестностей и обнаружила, что до Павловского Посада всего 17 км, а музеи начали работать 3 января. Прихватив ещё двоих желающих, мы с Андреем поехали в Павловский Посад. Удобный маршрут прогулки я наметила заранее.

Пусть на этом маршруте не удалось посмотреть все достопримечательности этого небольшого (немногим больше 60 тыс. населения) городка, но главное (как потом мы убедились, рассматривая сувенирный павловопосадский платок) увидели.

Путь к Парижу через Павловский Посад

Первую остановку сделали у храма Воскресения Христова (ул. Мира, д. 1). Это символ города. Первый храм (сначала деревянный), по преданию, был возведен на этом месте князем Дмитрием Донским. Деревянный храм обветшал и разрушился, и на его месте в 1710 году построили каменную церковь Воскресения Христова. В 1839 году храм расширили, тогда же построили высокую колокольню в стиле ампир.

Позже, в 1936 году, храм был закрыт, а вскоре и разрушен. Невредимой осталась только колокольня, которая сохранилась до наших дней. В 1967 году здесь был устроен музей, спустя несколько десятков лет здание было возвращено церкви. Богослужения проходят на первом этаже колокольни.

Место, на котором стоял первый деревянный храм, отмечено обелиском (на фотографии — жёлтого цвета). Отсюда хорошо видна часовня в честь победы в Отечественной войне 1812 года: её события, о которых я напишу позже, являются одной из ярких страниц истории города.

Путь к Парижу через Павловский Посад

Наверно, самое время сказать несколько слов об истории Павловского Посада. Первое письменное упоминание о великокняжеской волости Вохна содержится в духовной грамоте Ивана Калиты (1339 г.) До получения статуса города окрестности Павловского Посада назывались Вохонская волость. Название же волости скорее всего образовано от названия реки Вохонки (так и хотелось по привычке назвать её Волхонкой), на берегу которой и был поставлен первый храм (на фотографии выше — мост через Вохонку). Как город Павловский Посад Богородского уезда Московской губернии (ныне Ногинского района Московской области) существует с 13 мая 1845 г. в соответствии с указом Николая I. Посад объединил село Вохна (второе название — Павлово) и четыре соседних деревни (Меленки, Дуброво, Захарово, Усово).

Вид на колокольню Воскресенского собора с площади Революции
Дореволюционная гравюра с изображением торговых   рядов на главной площади города, ныне площади Революции; в перспективе – колокольня Воскресенского собора
Дореволюционная гравюра с изображением торговых рядов на главной площади города, ныне площади Революции; в перспективе – колокольня Воскресенского собора

Осенью 1973 г. в сквере на площади Революции, лицом в сторону колокольни, установили скульптурную композицию, посвященную основателям города. Памятник из двух мужских и трех женских фигур олицетворяет пять сел, которые объединил Павловский Посад, и занятия их жителей: в руках у двух женщин платок и отрез ткани — текстильную промышленность и производство знаменитых павловопосадких платков; третья женщина держит ионическую капитель колонны — символ строительства и архитектуры; мужчины — рыболов с рыбацкой снастью и крестьянин-земледелец.

Путь к Парижу через Павловский Посад

Но прежде чем мы окажемся на площади Революции, посмотрим еще пару мест, тесно связанных с историей города. Тем более что от колокольни к площади мы проезжали мимо них. Так вот, чтобы не возвращаться… Покровско-Васильевский монастырь. Он был основан в середине 70-х годов 19 столетия фабрикантом Яковом Лабзиным и назван в честь местночтимого святого Василия Грязнова, уроженца этих мест, прославившегося трудами по обращению старообрядцев в РПЦ. Центральный храм (освящён в 1874 г.) был заложен на окраине старого кладбища, потому что Лабзин решил поставить его на могилах Грязнова (умер в 1869 г.) и горячо любимой жены фабриканта Акилины Ивановны.

Путь к Парижу через Павловский Посад

В 1885 году при храме Лабзин устроил женскую богадельню с надеждой, что со временем она преобразуется в монастырь, о котором после его смерти будут заботиться его дочери. Так и произошло. В начале 20 века в общине жили до 150 сестёр. После революции, в 1920 году, монастырь был закрыт, его возвратили Церкви только в 1989 году. Теперь здесь мужской монастырь, в котором всего лишь 3 монаха.

Главное украшение Покровского собора — высокая шатровая колокольня (пристроена в 1913 г.), вид на которую открывается от входа на территорию монастыря. Люблю такие краснокирпичные здания конца 19 — начала 20 века, как культовые, так и гражданские, и больше всего — производственные корпуса, которые нам тоже предстоит увидеть.

Путь к Парижу через Павловский Посад

Нам удалось зайти в храм, несмотря на то, что там полным ходом шла уборка перед праздником Рождества. Интерьер меня поразил своей необычностью, гармонией пропорций. Очень красивый алтарь, прекрасные росписи стен и потолка. Две большие ароматные елки были уже наряжены.

Кроме Покровского храма на территории монастыря есть ещё несколько построек уже нашего времени. Церковь Архангела Михаила (2008) находится на территории, которая закрыта для посетителей.

Путь к Парижу через Павловский Посад

Церковь Иоанна Предтечи — новая кирпичная церковь (2008 г.) справа от Святых ворот монастыря. В ней планировали поместить библиотеку, музей и покои настоятеля. Осуществились ли планы, мы не проверили — ещё многое хотелось посмотреть, пока не стало темнеть.

Путь к Парижу через Павловский Посад

Наконец вырулили на улицу Мира, проехали мимо памятника герою-партизану, участнику Отечественной войны 1812 года Герасиму Курину. Он родился в одном из сёл, которые вошли в состав Павловского Посада. Когда наполеоновские войска подошли к Богородску (ныне Ногинск), Курин создал крестьянский отряд из 5300 пеших и 500 конных воинов. В результате семи столкновений с наполеоновскими войсками отряд захватил в плен множество французских солдат и 3 пушки. За храбрость Курин был награждён Георгиевским крестом 4-й степени. От этих мест, через Павловский Посад, точно кое-для кого дорога лежала на Париж.

В местном Историко-художественном музее есть небольшая экспозиция, посвящённая описанным событиям.

Путь к Парижу через Павловский Посад

На площади Революции сохранилось довольно много исторических зданий. Мы-то нацелились на выставочный зал в бывшем особняке купца Широкова (на фотографии крайний справа, выглядывает из-за ёлки), но там был детский праздник, дети водили хоровод вокруг ёлки — так было приятно увидеть картинку из далёкого детства! — и мы отправились гулять вокруг площади. И вовсе не напрасно.

Рядом с особняком нашли вот такой интересный домик.

Путь к Парижу через Павловский Посад

Почти напротив — памятник-танк Т-34. Он установлен в 2004 году. На постаменте табличка с надписью: «Подвигу защитников Отечества посвящается».

Это не пустые слова и не просто символ. В Павловском Посаде все жители были готовы к отпору вражеских атак. Об участии павловопосадцев в Великой Отечественной войне можно прочитать здесь: https://www.moypolk.ru/pavlovskiy-posad/during_war

Экспозиция в Историко-художественном музее повествует о работе госпиталей, которые принимали раненых бойцов в Павловском Посаде

Обход площади по периметру дал нам возможность познакомиться ещё с несколькими страницами истории города. Здание пожарного депо Павловского Посада считается одним из самых старинных сооружений города. Отличительная особенность здания — это трехэтажная восьмиугольная башня со смотровой площадкой наверху. Оно было построено в 1870 году.

Путь к Парижу через Павловский Посад

Однако немного позже, в музее, на картине мы увидели, что пожарное депо было не сразу таким, как сейчас.

И ещё: Музей пожарного дела раньше был в здании депо, сейчас его экспозиция находится в Историко-художественном музее.

Путь к Парижу через Павловский Посад

Водонапорная башня находится напротив пожарной каланчи, но фасадом выходит на параллельную улицу. Это одно из самых высоких зданий старого города постройки 1916 года.

Движемся дальше на юг по Большой Покровской улице. По пути встречаются старые здания с каменными первыми и деревянными вторыми этажами.

Путь к Парижу через Павловский Посад

Некоторые из них украшены деревянной резьбой. Правда, рамы пластиковые — увы и ах!

Наконец мы у цели. Большая Покровская улица упирается в железнодорожную линию. Дальше машины не едут, нужно объезжать. Пешком, судя по карте, ближе. Оставляем авто около «Пятёрочки» и дальше идём в Музей истории русского платка и шали, который расположен в здании Дома культуры «Павлово-Посадский» по адресу ул. Б. Покровская, 38.

Пока мы ехали в Павловский Посад, наша спутница сказала, что когда-то давно приезжала сюда на экскурсию. Смутно помнила, что где-то видела макет Эйфелевой башни. Но убей — не помнила, где она стояла и почему. Как только мы пересекли железнодорожные пути, всё произошло, как в кино: да вот же он, мужик в пиджаке, а вот оно — дерево! она, башня Эйфелева!

Путь к Парижу через Павловский Посад

Как выяснилось, это не просто уличная инсталляция для красоты, как во многих городах. Квартал, в который мы вошли, с начала 20 века и до сих пор называют Парижем. Такая традиция сложилась с тех пор, как здесь обосновалось Русско-французское анонимное акционерное общество. Среди учредителей общества были крупные хлопчатобумажные фабриканты из Эльзаса. Бумагопрядильная и ткацкая фабрики Русско-французского анонимного акционерного общества были открыты в Павловском Посаде в 1898 году, имея 60 тыс. веретен и 2 тыс. ткацких станков, а в 1910 г. на бумагопрядильной фабрике уже работало 112 550 прядильных и 1072 крутильных веретен, число ткацких станков увеличилось до 2400. Фабричные корпуса, построенные в 1880-х годах и принадлежавшие Обществу, вы увидите сразу же у железной дороги.

В начале 20 века вокруг фабрики на правом берегу реки Ходцы возник фабричный поселок с домами для служащих и казармами для семей рабочих — Париж. Квартал быстро разрастался. К концу 1915 года на обеих фабриках Общества трудилось до 8800 человек.

Фабрики пережили все наши исторические катаклизмы, кроме 1991 года. Распад Союза уничтожил ткацкую промышленность в городе. Сейчас в этом огромном квартале расположены торговые центры и мелкие предприятия, не связанные с ткацким производством. Фабрика выглядит, как мираж в виде старинного замка с башенками.

Путь к Парижу через Павловский Посад

Правда, в городе остались два предприятия этого профиля: ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» (производство традиционных павловопосадских платков и шалей из шерсти, шёлковых платков и шарфов, хлопковых скатертей) и ООО «Павлово-Посадский шёлк» (производство декоративной ткани, церковной, портьерной, репс, атлас, готовые шторы), но прежних объёмов, увы, уже не вернуть… Их продукция представлена в числе прочих экспонатов в Музее истории русского платка и шали , о котором я рассказала в отзыве.

Путь к Парижу через Павловский Посад

В том же здании находится ещё один интересный Музей трактирных историй, но оказалось, что на экскурсию нужно записываться заранее.

Однако в Историко-художественный музей (об экспозиции музея рассказано в отзыве) мы успели зайти и с удовольствием прослушали экскурсию, которая помогла собрать воедино отрывочные впечатления и информацию о городе, полученную во время нашего небольшого путешествия.

Путь к Парижу через Павловский Посад

В Павловском Посаде есть ещё что посмотреть. Мы так и не зашли в дом-музей актёра Вячеслава Тихонова. Не посмотрели несколько интересных храмов… Не знаю, удастся ли вернуться. А может быть, судьба ещё раз забросит нас в Боровое? Тогда сам Бог велел.

А сейчас, наскоро перекусив в «Макдональдсе» (обед-то мы прогуляли!), едем назад. Вечером нас ожидает фейерверк и шампанское на берегу зимнего озера. Каникулы продолжаются!

Цикл материалов "Московская область"

1. Возвращённая красота: Новый Иерусалим
  2. Серпуховские святыни
  3. Самый маленький город Подмосковья
  4. На краю земли Русской
  5. Знаменитые «русские лаки»
  6. Остатки былой роскоши
  7. Выходной в подмосковном Марфино
  8. Поздняя осень в Марфино
  9. Историко-художественный музей в Павловском Посаде
  10. Ода русскому платку
  11. Путь к Парижу через Павловский Посад
  12. Памятный знак «Пострадавшим в годы гонений и репрессий»
  13. Сергиевская кухмистерская
  14. Февраль – кривые дорожки
  15. Остафьево
  16. Две усадьбы – две судьбы
  17. Подмосковные Дубровицы
  18. Волоколамск. Когда мало времени
  19. Многоликий Ярополец
  20. Жемчужины, рассыпанные по дорогам
  21. «…и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…»
  22. В подмосковную Швейцарию на выходной
  23. Выходной в Дмитрове
  24. «Обертон — унтертон всего — жуть»
  25. Парадоксы жизни Сергея Дурылина

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия