Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 1:12
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Московская область — Россия Июнь 2019
Река Пахра

Мы продолжаем колесить по Подольскому району Подмосковья. Ведь обидно ехать сюда ради одной Знаменской церкви в Дубровицах, какой бы прекрасной она не была. Как всегда, пожадничали и прихватили ещё три усадьбы. Сегодня я расскажу о двух из них, очень разных и с разной судьбой, — Ивановском и Александрове-Щапове.

Ивановское

Ивановское — одна из известнейших усадеб Подмосковья конца 18 — первой половины 19 века. Она расположена в городе Подольске на высоком правом берегу Пахры. Первое упоминание об Ивановском как вотчинном владении зафиксировано в писцовых книгах 1627 года. В 1678 году село Ивановское принадлежало окольничему при дворе Романовых Ивану Ивановичу Головину. В конце 18 века владельцем имения стал граф Фёдор Андреевич Толстой, тайный советник, сенатор, двоюродный дед писателя Льва Николаевича Толстого. Женившись на Степаниде Алексеевне Дурасовой (сестре Николая Дурасова, владельца усадьбы Люблино, доставшейся ей в наследство от брата, не имевшего детей), внучке золотопромышленника, Толстой получил за женой большое приданое и начал отстраивать усадьбу на свой вкус, в модном тогда стиле классицизма. Но мы видим уже перестроенный усадебный дом: дочь графа Ф. А. Толстого графиня Аграфена Федоровна в 1818 году она была выдана замуж за генерала Арсения Андреевича Закревского, который в 1831–1848 годах занимался переустройством имения. При нём усадебный дом стал трёхэтажным, был украшен шестиколонным портиком с высоким треугольным фронтоном, лоджиями и аркадами главного входа.

Две усадьбы – две судьбы

В доме сейчас расположен музей, который совершенно не имеет отношения к истории усадьбы — Федеральный музей профессионального образования. Знай об этом Закревский, перевернулся бы в гробу. Дело в том, что при Закревских Ивановское славилось балами и театральными представлениями, вся московская аристократия с превеликим удовольствием сюда съезжалась. Гостеприимная хозяйка была одной из красивейших и обаятельнейших женщин своего времени. Пушкин посвятил Закревской несколько стихотворных посланий: «Портрет», «Наперсник», «Когда твои младые лета», «Счастлив, кто избран своенравно…».

С своей пылающей душой, / С своими бурными страстями, / О жены севера, меж вами / Она является порой / И мимо всех условий света / Стремится до утраты сил, / Как беззаконная комета / В кругу расчисленном светил. ("Портрет")

Портрет А.Ф. Закревской и рисунок А.С. Пушкина

Гостями в Ивановском у Закревских бывали поэт-партизан Денис Давыдов, генерал Алексей Петрович Ермолов, поэтесса графиня Евдокия Растопчина, Пётр Вяземский, Фёдор Иванович Толстой («Американец») и многие другие.

Представить себе, что в бывших покоях и залах расположены экспозиции, связанные с профессиональным образованием, сложно. Да и, откровенно говоря, не хотелось идти в этот музей. Но в вестибюль из главного входа всё же заглянули.

Две усадьбы – две судьбы

Зато обойти дом вокруг и спуститься на берег Пахры никто не запрещал. Отсюда дом выглядит интереснее, чем с фасада.

Когда-то здесь был уютный парк с гротом и дорожкой, спускающейся к реке Пахре. Сейчас, увы, всё поросло снытью.

Две усадьбы – две судьбы

Получив отставку в 1859 году, граф Закревский вместе с женой уехал в Италию. После Закревских имение Ивановское перешло к графине С. В. Келлер, которая продала его промышленникам Бахрушиным. К 1894 году единоличным владельцем имения стал Александр Алексеевич Бахрушин, с 1903 года — его сын Владимир. Усадьба стала летней резиденцией, практически дачей Бахрушиных. На зиму главный дом запирался и функционировал только один из флигелей, куда молодёжь приезжала во время Святок и Масленицы.

В Ивановском летом обычно живал художник Виктор Борисов-Мусатов. С натуры парка Ивановского были написаны его картины «Реквием», «Эскиз для фресок». И вот на этой, «Прогулке при закате», изображён дом и парк усадьбы «Ивановское».

Две усадьбы – две судьбы

По завещанию А. А. Бахрушина, в 1916 году его сыновья передали имение Ивановское безвозмездно Московскому городскому самоуправлению с целью устройства лечебно-воспитательного заведения для детей-сирот. На эти цели Бахрушины выделили капитал в 200 тысяч рублей. Это была последняя благотворительная акция Бахрушиных перед революционными событиями 1917 года.

Хозяйственная постройка

С марта по октябрь 1917 года в усадьбе размещался Совет рабочих и солдатских депутатов. С 1919 года здания усадьбы использовались как общежитие для жилья рабочих заводов, прибывших в Подольск из Петрограда и Риги. В годы Великой Отечественной войны усадебный дом был превращен в коммуналку. Под государственной охраной как памятник архитектуры усадьба находится с 1960-го года. Правда, качество охраны оставляет желать лучшего.

Александрово-Щапово

Щапово — это уже Новая Москва, то есть тот огромный кусок земли к югу от нормальной Москвы, который по площади больше неё самой. Так что усадьба Александрово-Щапово теперь не в Троицком районе, а в Троицком административном округе Москвы. Она и отличается от всех усадеб, которые я успела показать, довольно сильно.

Да, селом Александрово с начала 17 века владели такие знаменитые рода, как Морозовы, Грушецкие, Арсеньевы, но следы их пребывания найти сложно. В 1889 году Александрово купил московский фабрикант Илья Васильевич Щапов, в честь которого сейчас усадьба и именуется Щапово.

Усадебный дом довольно скромен. Его украшает только деревянная резьба вдоль карнизов и на крыльце. Предполагают, что это проект Шехтеля. Я, конечно, не специалист, но ничего от фирменного стиля Шехтеля я здесь не обнаружила.

Две усадьбы – две судьбы

Усадьба интересна другим. Прежде всего, личностью её владельца. Щапов был незаурядной фигурой среди своих современников — землевладельцев Московской губернии. Прежде всего, он построил в своем имении двухлетнюю церковно-приходскую школу, открытую в 1892 году. Затем, заботясь о том, чтобы крестьянские дочери также получали начальное образование и профессиональную подготовку, он построил школу грамотности с обучением кружевному делу для девочек, открытую в 1893 году губернским земством и обеспечил её необходимыми средствами. За год до смерти он принял решение об организации третьей, профессиональной сельскохозяйственной школы, но из-за преждевременной кончины (ему было 50 лет) сам не смог осуществить этот проект.

Щаповская сельскохозяйственная школа, открытая в 1903 году, после революции продолжала существовать как Щаповский техникум, а затем превратилась в учебное хозяйство (Щаповский учхоз) при Тимирязевской сельскохозяйственной академии и в Подольскую школу животноводов. В 1962 году в Щапове было создано опытное хозяйство. Здесь действовала самая современная в СССР молочная ферма и молокозавод. Ферма, оборудованная по самым современным технологиям, работает и сейчас.

Две усадьбы – две судьбы

В здании сельскохозяйственной школы открыт Музей усадьбы, библиотека и органный зал. Орган был изготовлен в 1988 году фирмой «Rieger-Kloss». В 1989 году инструмент приобретён для агрофирмы «Щапово».

Органный зал сначала был открыт в отреставрированном для этой цели здании храма Успения Пресвятой Богородицы (построен в 1779 году, когда владельцем усадьбы был Василий Владимирович Грушецкий, генерал-поручик, сенатор, действительный тайный советник, кавалер орденов, участник присоединения Крыма к России в Русско-турецкой войне, деятель екатерининского времени). Первый органный концерт здесь прошёл в 1989 году, а в 1990-м храм передали верующим.

Две усадьбы – две судьбы

При Грушецком усадьба была распланирована приблизительно так, как она выглядит сейчас.

В краеведческий музей мы не пошли, но попали на небольшой концерт органной музыки и прогулялись по парку, в котором встречались очень старые липы и красивые мостики через сухой ручей.

Две усадьбы – две судьбы

Сельскохозяйственная школа, построенная Щаповым, существовала до 1959 года. В посёлке в 1996 году отмечалось 150-летие со дня рождения и 100-летие со дня кончины Ильи Васильевича Щапова. Ему был открыт памятник. Директором Музея истории Щапово стал член-корреспондент РАН, историк Ярослав Николаевич Щапов, один из потомков рода Щаповых (родных детей у Ильи Васильевича не было).

У нас осталась ещё одна усадьба, которую тоже хочется выделить, как и Дубровицы, несмотря на то, что все они объединены одной поездкой, — Остафьево.

Цикл материалов "Московская область"

1. Возвращённая красота: Новый Иерусалим
  2. Серпуховские святыни
  3. Самый маленький город Подмосковья
  4. На краю земли Русской
  5. Знаменитые «русские лаки»
  6. Остатки былой роскоши
  7. Выходной в подмосковном Марфино
  8. Поздняя осень в Марфино
  9. Историко-художественный музей в Павловском Посаде
  10. Ода русскому платку
  11. Путь к Парижу через Павловский Посад
  12. Памятный знак «Пострадавшим в годы гонений и репрессий»
  13. Сергиевская кухмистерская
  14. Февраль – кривые дорожки
  15. Остафьево
  16. Две усадьбы – две судьбы
  17. Подмосковные Дубровицы
  18. Волоколамск. Когда мало времени
  19. Многоликий Ярополец
  20. Жемчужины, рассыпанные по дорогам
  21. «…и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…»
  22. В подмосковную Швейцарию на выходной
  23. Выходной в Дмитрове
  24. «Обертон — унтертон всего — жуть»
  25. Парадоксы жизни Сергея Дурылина

Теги: Автопутешествия, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм