Турист Елена Ковалева (elena_kov)
Елена Ковалева
была 17 октября 2019 16:05

Уреки, Боржоми, Мцхета, Тбилиси — Грузия Июнь 2019

В Грузию мы отправились на машине: мама, папа и 2е детей 6 и 8 лет. Вообще плохо представляю себе какой-то иной способ путешествия, когда хочется посмотреть несколько мест в другой стране с минимальными затратами по бюджету и родительским нервам. Машина Опель зафира.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Дорогу из Москвы сильно не опишу, т. к. выезжали мы туда из Крыма. Но дорога обратно заняла 3е дня (ночами мы спали) на путь Тбилиси-Москва. Чтобы не было сильно тяжело, мы сделали остановку у родственников в Ставропольском крае на день.

К границе Верхний Ларс мы выезжали из Минеральных вод примерно в 4 утра, прибыли на границу часов в 10:30. Вот такие волшебные виды открываются на подъезде к Владикавказу и на выезде из него в сторону Военно-грузинской дороги. Дух захватывает! Предупреждение: ни в коем случае не подходите к горным рекам, берега обманчивы, их сильно подмывает. Если унесет, то вряд ли выберетесь.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Во Владикавказе есть хорошие заправки — Лукойл по пути туда, Роснефть — обратно. Заправляйтесь, бензин в Грузии дороже. А в горах заправок нет.

На границе простояли часа 1,5. Очереди, можно сказать, не было, просто некоторые машины очень долго досматривали. Не повезло. При пересечении российской границы вся семья находится вместе, а вот на грузинской пассажиры проходят контроль в здании отдельно, а водитель с машиной — отдельно.

Здесь же, на границе в банкомате, сняли небольшую партию лари, чтобы хватило поесть и доехать то Тбилиси. Курс на тот момент 21 лари в среднем.

Военно-грузинская дорога. Казбеги (Степанцминда)

Дальше началось самое интересное — Военно-грузинская дорога! Местами мне было откровенно страшно. Ехали аккуратно, чем раздражали некоторые машины. Но обгонять на такой дороге — для нас фантастика. Фото немного не по порядку.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Первая остановка — арка дружбы народов. Высоты нереальные. Кстати, холодно и ветрено, всегда, даже в разгар лета. А уж в прохладный летний день здесь все в зимних костюмах ходят. Люди в погоне за лучшими фотографимями куда только не лезут… Жутко.

Первый населенный пукт — Казбеги. Чуть недоезжая него купили автостраховку — 30 лари. Вообще, конечно, нужно было покупать еще перед границей, но там все за наличку, а у нас, ни копейки не было, все на карте.

Поели в кафе, организованном одним местным жителем в своем дворе — 31 лари. Очень вкусные хинкали и хачапури. А горный чай — мммм… Владелец обслуживал, а его жена готовила. Активно предлагали налить чачу, бесплатно, но мы не пьем совсем. По фото можно примерно понять уровень жизни большинства местных жителей.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Главное долго не выбирать, населенный пункт очень быстро заканчивается, и вот потом кафе таких еще долго не будет.

Язык

Большинство людей, работающих в сфере обслуживания, старше 40 лет и неплохо владеют русским. Дети, к сожалению, вообще не говорят по-русски и очень плохо по-английски.

В основом все вывески на грузинском языке.

Стиль вождения

Не сказать, что как в России, но и до Узбекистана не дотягивает) Несколько кавказский, я бы сказала. Причем обязательное условие — вот такая вот высунутая рука из окна, открытые окна (к черту кондеи), обгон по серпантину второй свободной рукой)

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Подрезают, поворотники особо не включают. Мы после России и кучи камер пуганые были, потом к концу поездки тоже уже начали обгон через сплошную делать. Обогнали так один раз, а перед машиной дпсники. Так они еще высунулись и рукой помахали, чтобы и их обогнали. Вот так-то.

Дороги и животные

О, это может стать проблемой. Особенно на горном серпантине. Коровки и свиньи не сильно боятся транспорта и не спешат освобождать путь. Нужно сигналить.

Парковка

Практически у всех самых туристических мест в городах и на природе парковка платная — 2 лари, деньги собирают местные, но организованно. Иногда можно постараться и найти место где-то рядом, но редко. В городе платных парковок нет, кроме этих.

Гостеприимство

Стоит сказать отдельно. Настолько гостеприимного народа я еще не встречала. В Тбилиси хозяйка угощала нас фруктами, сладостями и кексиками, а перед отъездом бесплатно и от чистого сердца помыли нам машину.

В Боржоми в подарок принесли чуть-чуть (2х литрушку) своего вина.

В Уреки угостили ткемали.

Помогают во всем, причем бескорыстно. Рассказывают, объясняют с удовольствием и с улыбкой.

Когда у нас лопнуло лобовое и муж пошел в магазин за скотчем, вышел хозяин посмотреть что случилось, скотч дал, от денег отказался. Кстати, скотч классный, попробуй такой у нас купи)

Так получилось, что тот самый митинг, вследствие котрого закрыли вылеты, прошел на второй день нашего приезда в Тбилиси. И было видно, что обычные, местные грузины очень переживают, им непонятно и очень жаль. Нас не обижали. Обматерил только один американец, кстати, трусливо тут же убежавший.

Люди настолько простые, что действительно непонятно как они приезжают в Россию и живут там со своим менталитетом.

Тбилиси

Поселились мы в Тбилиси в апартаментах на Авлабаре (лучший район для туриста, по совету местной жительницы — подруги), сдаваемых местными жителями. Все очень чисто и очень небогато. В целом, большинство грузин живет бедненько, без излишеств, у большинства можно встретить советскую мебель. В комнатах, которые нам сдавали, в нелетнее время грузины живут сами. Находились апартаменты внутри вот такого дворика. Фото самого жилья, к сожалению, не сделала.

Деньги

Деньги снимали в банкомате — они тут на каждом углу. Курс на тот момент при снятии с карты — 1 лари = 21 рублю. Было выгоднее, чем в любом обменнике. Вот в этом здании.

Кстати, запомните эту надпись, белую с красным на черном фоне — это круглосуточное кафе-ресторан Мачахела на Авлабаре, как считает большинство, лучшее в Грузии. Это сеть кафе. Были раза 3 в разных местах — всегда очень вкусно и недорого. Советую!

Вот за этой надписью I love Tbilisi находится Мачахела на площади Горгасали — самая посещаемая.

Вообще с поесть не проблема — выбор местных блюд большой. Даже детей, в принципе, есть чем накормить в любом кафе. Средняя сумма в кафе на нас — 35 лари. Причем в любом.

Грузинский тандырный хлеб за 1 лари, хачапури разных видов от 4 лари — вкуснятина!

Мороженое и лимонад — отдельный разговор. Самое-пресамое вкусное оно здесь! Лучшее — в магазине на фото (на фоне испуганной женщины)). Ели его минимум 2 раза в день. Лимонад еще и домой привезли литров 8. Лучший, как по нашему мнению, Натахтари барбарис…ммм

Что касается города и достопримечательностей — в Тбилиси очень аутентично. Куда бы ни шел, в центр города или от него, любуешься на дома, кафешки и лавочки, местных детей. Обратили внимание, что на весь район (надеюсь, что не город) всего 2 детских простеньких площадки. Все ребята гуляют на улицах — гоняют в футбол и на велосипедах. А магазины детских игрушек это, как правило, сетка, набитая футбольными мячами.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Досуг людей постарше выглядит похоже — все выходят вечером и в выходные на улицу и общаются прямо там, на улице, у ворот.

В Тбилиси все достопримечательности можно осмотреть за 2 дня. День — пешая прогулка и день на поездку на канатке и дорогу оттуда. Если времени больше, можно и ботанический сад посетить.

Рекомендую поездку на катере по реке — красота, которую не увидишь с земли. А в скалах — гнезда и птенцы. Правда, договаривайтесь о цене и платите сразу. После поездки денег запросили больше, чем просили до) Цена у всех одна, предложений море, мимо не пройдете) За всех 50 лари.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Если вы едете летом и хотите посетить церкви, позаботьтесь о соответствующей одежде — далеко не везде есть корзины с платками и накидками. Из-за несоответствия внешенго вида не попали в пару мест, обидно.

По достопримечательностям информации и путеводителей много, отдельно описывать все здесь смысла нет.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

По городу ходит вот такой красный автобус — можно воспользоваться им. Насколько знаю, цена за весь день, на остановках можно выходить и возвращаться, или не выходить, а просо прослушать экскурсию на любом из множества языков.

На канатке можно проехать быстро (не стоя в очереди практически) и дешевле, если заранее в метро купить карточку. Проезд осуществляется по ней же. За всех 10 лари. Поднявшись на канатке (закрытая и очень-очень быстрая), осмотрели все наверху, дошли до монумента Мать-Грузия и пошли по лестнице вниз в район Сололаки. Не нашли половину того, что обещал путеводитель, но было интересно.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Если у вас неспокойные, непослушные дети и слабые нервы, не советую Грузию в принципе, так как здесь везде сумасшедшие высоты, часто идешь на грани жизни и одного неудачного шага. Если ребенок не готов идти за руку и не понимает опасности, будет тот еще стресс. Я ходила бледная почти все дни экскурсий…

Очень советую посетить бесплатный театр марионеток — детей впечатлило. Необычно.

Мцхета

На Мцхету хватит часа 3–4. Не советую ехать сюда в обед и в жару… Очень тяжело. Но очень красиво, атмосферно. Хотя временами казалось, что без множества сувенирных лавочек было бы куда лучше.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Джвари — подняться сюда обязательно. Такого великолепия больше нигде не встретишь! На фото место слияния 2х рек — Куры и Арагвы.

Мы везде ездили на своем авто. Для тех, кто пешком, в Тбилиси местные предлагают очень много экскурсий и выездов, предложений на все здесь было больше, чем спроса, даже в то время, когда вылеты из России были открыты.

Фрукты, чурчхела, сладости — самые дешевые именно в Тбилиси. Мы были только на местном мини-рынке на районе, цены на нем радуют. Огурцы 0,5–1 лари. Персики 1 лари. Самые дорогие фрукты 2–3 лари. Чурчхела по 2 лари. Молочка очень вкусная. Сыр сулугуни брали у местной бабушки — объедение!

Спустя 3 дня можно отправляться в Боржоми. Ехали часа 4. Дорога в основном вот такая — трасса, прямая и скучная) Ближе к Боржоми становится очень красиво и интересно, зелени много. Дорога здесь ремонтировалась, но сказать, что она прямо плохая, нельзя.

Боржоми

Апартаменты в Боржоми мы выбирали по карте, по расстоянию, совершенно не подумав, что это город в горах!!! И место, которое мы выбрали, оказалось очень высоко в горах. Правда, это стало своеобразным плюсом — расскажу почему. Вниз все равно ездили на машине. Жилье здесь было самое бюджетное — сутки за 4ых — 500 рублей.

Нам досталась комната на 2ом этаже дома, в котором жила местная семья, кухонный уголок был отдельный, а туалет и ванная общие, но кроме нас и пары детей хозяев их никто не посещал.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Повезло нам потому, что буквально в 10 шагах от дома начиналась тропа на древний памятник архитектуры — GOGIA FORTRESS, с которого можно было в уединении любоваться на весь Боржоми, по вечерам слушать музыку, звучащую в ресторане где-то в городе, а утром встречать рассвет.

Вечером было очень приятно сидеть на балконе апартаментов, смотреть на горы, заходящее солнце и на местных ребятишек.

В самом городе обязательно посетить парк Боржоми — вход платный, но совсем недорогой — 4 лари за всех. В нем есть источник, из котрого дают пить в одноразовом стаканчике — в тару нельзя! Вода в нем теплая.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

А источник, из которого набирают воду в тару, находится не доходя до парка, т. е. платить за вход не обязательно. Набирать можно сколько угодно, вода прохладная и немного газированная. Хранится в холодильнике до 5ти дней.

В парке делать особо нечего — площадки бесплатные старые или совсем простые, много детских аттракционов платных. Мы просто прогулялись вдоль реки по парку туда и обратно. Нашли место обитания ящериц. Если идти до конца, то километра (если не ошибаюсь) через 3 будут серные источники. Если вы с коляской или физически не подготовлены лазить вверх и вниз метров 800 по крутогору, то вам сюда. Мы же не ищем легких путей)

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Кататься на канатке особого смысла нет и вот почему.

Не повторяйте! Подойдя к парку мы сразу увидели очередь на канатку и решили уехать наверх, а вниз уже пешком спуститься и погулять. Вот только вниз дороги, как таковой, нет. Поднялись (за всех 10 лари) — виды красивые. Стоит указатель на серные ванны и куча открытых машинок типа электрокаров, предлагающих провезти и все показать-рассказать. Ну мы же русские, экономные, мы пошли пешком. Километра через 3 пешего хода по трассе, которая идет через лес, не видя ни попутных ни встречных людей, увидев надвигающуюся грозу, мы поняли, что-то пошло не так. Мы дошли до церкви и посетили ее, но туда все приезжали на машинах. Пройдя километра 4, вымотавшись и расстроившись, пошли обратно и каким-то чудом поймали такси. Нас по серпантину спустили и подняли к дому. Но мы же не могли бросить все вот так. Мы сели в свою машину, и несмотря на дождь, поехали искать эти ванны. Нужно сказать, что пешком с детьми мы бы до них не дошли. Хорошо, что приехали. Оставляем машину и ползем по указателям вниз по склону, по тропе. Конечно, над пропастью, конечно, я опять на нервах и вся седая. А, да, еще и тропа мокрая. Тот еще экстрим.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

До источников мы-таки дошли!!! Оплачиваем вход за всех 10 лари, купаемся. Вода теплая, даже в дождь кайф сумасшедший!

Оглядываясь по сторонам и видя, что рядом есть торговые лавки, начинаем подозревать, что путь до них есть и другой. Конечно! Прямо из парка Боржоми, но он сильно длиннее.

Обратно приходится ползти наверх тем же путем. Машина же там.

Как нужно было сделать: отдельно прогуляться в парке, отдельно приехать наверх, останавливаясь во всех точках на своем авто, полюбоваться красотами, посетить церковь и сделать остановку на серных ваннах.

На весь Боржоми 2 дня — предостаточно.

Вардзия

Очень известная достопримечательность — пещерный город. Ехать туда ближе всего из Боржоми, что мы и сделали. В одну сторону часа 2 примерно. Ближе к Вардзии серпантин.

Парковка бесплатная, далее касса, в которой предлагают сразу оплатить подъем наверх на маршрутке. Советую заплатить, т. к. смысла силы тратить на эту дорогу нет, вы их все оставите в пещерном городе! За все 14 лари.

Город очень понравился, даже без экскурсии очень интересно побродить. Говорят, что сохранилось всего 20% от того, что было. Но этого хватает. Впечатлил тоннель (не советую людям с клаустрофобией). Ну и как обычно было очень страшно за детей, котрые лезли везде. А дорожки везде над пропастью… А тоннели такие, что головой задеваешь потолок. Виды сумасшедшей красоты. Полюбовались на ласточек, их птенцов и многочисленные гнезда.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Кстати, здесь до сих пор живет монах, на фото часть пещер отгорожена, стоят цветы.

По пути из Вардзии заехали в крепость Хертвиси, за вход рублей 12 лари, только взрослые ходили. Прикоснулись к древности. Говорят, возле ее стен сражался сам Александ Македонский.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

И заехали в крепость Рабат. Цена за вход уже 14 лари, все красиво, но не впечатлило. На территории крепости находится гостиница и кафе, это уже не то.

Уреки

После Боржоми мы решили отправиться к морю. Жить остановиться в Уреки, а в Батуми и Кобулетти просто съездить. Но план наш не удался, т. к. после 2х дней на море пришел шторм, несколько дней подряд шел сильный дождь и дул холодный ветер. В эти города мы не поехали.

Уреки — уникальный поселок с магнитным, лечебным черным песком. В конце июня вода в море была очень теплая.

Жили мы на 3ей линии, но по меркам поселка это очень близко от моря, буквально 3–4 минуты пешком. Жили вот в таком домике, 2 кухни на 3–4 семьи. Туалет и душ свои. Расположение дома было удачное — в тихом не проходном месте. Соседи рассказывали, что до него переселялись по причине ночного шума в кафе. Пожалуй, столько русских, чколько было там, мы в Грузии еще нигде не видели. Практически все, весь пляж) Как будто и не уезжали никуда. Огорчило полное отсутствие кабинок для переодевания на пляже и один не очень чистый платный туалет на значительную территорию.

Большинство туристов сюда приезжает на машинах.

Гулять в поселке негде, одна трасса вдоль побережья и дорожка через пляж. Для детей есть аттракционы, мини-парк. Цены приемлемые. Фрукты-овощи по ценам почти как в Москве, правда, вкуснее. Рынок расстроил. Мороженое фрезерное было очень сильно разбавлено. Продукты в супермаркетах ценами не радовали. Курортный город отличается, конечно. На трассе тоже было очень дорого. Покупали в соседних городах, когда мимо проезжали.

Дети нашли себе отличную компанию. Веселились, собирали ежевику возле дома и гоняли лягушек (за домом болото).

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Что касается кафе, то тут мы поняли, что русских ждут не в каждом. Выбрали одно, в котором звучала русская музыка и кушали в нем. Все было вкусно и обслуживание отличное. Кафе напротив не советую. Жаль, адрес не записала. Но эта улица ведет ровно к морю, в середине где-то.

Каньоны

Все путешественники и путеводители советуют посетить Мартвильский каньон, на что мы и решили выделить день. Поехали, дорога часа 2.

Приехали, отдали 2 лари за парковку — бесплатно просто негде. Только вышли из машины, нас атаковали зазывалы с предложениями показать каньон ничуть не хуже, только с возможностью искупаться и сделать шикарные фотографии. Мы отказались, но посетив Мартвильский (который очень и очень недешев, особенно для семьи из 4х человек — 85 лари) решили, что этого недостаточно. Уж слишком мало, слишком быстро. Все подходят по очереди, фотографируются и сразу следующий. На лодказ минут 5–7 плываешь, плотным гуськом. Времени полюбоваться мало — нужно грести. Честно говоря, даже полюбоваться не успеваешь толком на окружающую красоту. Очень впечатлили самшитовые леса. Фотоаппарат не передает, конечно.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

И тут вдруг зайдя уже не обратном пути в инфоцентр увидели на стене баннер с различными каньонами и природными заповедниками Грузии. На фото был каньон Балда всего в нескольких километрах от нас. Но вот беда — точного адреса не было, более того, навигатор не знал совершенно дороги к этому объекту.
Но мы, примерно поняв где относительно нас находится каньон, решили доехать туда самостоятельно. Добраться было довольно просто, езды минут 10, наверное. Заехав в деревню Балда едем до указателя на церковь, поворачиваем по нему направо и едем по главной дороге, будет разилка, на которой нужно держаться левее (едем вверх). Баннер-указатель на каньон не пропустить.

Приехали, припарковались и пошли по указателю к каньону. И что мы увидели? Дороги к нему нет! Там, где она есть стоят частные дома, огороженные заборами. Пока блуждали в поисках прохода, к нам из кафе (ну это правда громко сказано, у них кафе в своем дворе) вышел мужчина и предложил пройти через их двор к каньону. Причем приглашение было таким, что выглядело от чистого сердца, но подвох-таки чувствовался. И только мы ступили на землю его двора, как вдруг он изменил тон и буквально заорал: «Сколько вас? Надо платить по 2 лари с человека!». А было нас 2 взрослых и 2 детей. Сказали, что другой дороги нет. Платить мы не стали, вышли, походили еще. В это время туда подъезжали один за другим машины с зазывалами, гидами, просто такси. Всех людей подвозили к этому двору и проходили через него. Конечно, мы не поверить, что к памятнику природы государственного значения нет другой дороги, кроме частного дома!!!
Но делать нечего, пошли через этот дом, попытались проскочить вместе с группой какого-то зазывалы, но нас буквально догоняли и кричали, что надо платить. Туда мы прошли не заплатив. Но нужно еще было идти обратно.
Отложим пока эту самую неприятную часть и перейдем к каньону. Он действительно шикарный!!! Виды просто сказочные. Все можно потрогать, можно искупаться, но вода, естественно, холодная. Мы просто не могли насмотреться на такую красоту! Народу туда приходит не очень много. Тех, кто нашел и пришел самостоятельно, как мы, не было.

Ты навсегда останешься в наших сердцах, красивая, вкусная, гостеприимная Грузия

Провели на каньоне примерно 2 часа. Но назад иди-то надо! А идти к этому хозяину совсем не хотелось, т. к. мы прекрасно понимали, что тут есть обман. На обратном пути заметили, что есть вторая тропа, и пройдя по ней поняли, что проход к каньону есть, просто его перегородили калиткой! (На фото та самая калитка). Возможно, он идет тоже по чьей-то территории, но там, по крайней мере, никто не сидит и не стрясает за это деньги. Так что каньон мы в итоге посетили бесплатно.
В кафе, кстати, учитывая вот это вот все, я бы не рекомендовала кушать. Думаю, там тоже разведут.
А каньон всем советую, и с детьми тоже!

Цицинателла

Парк развлечений, который начинает свою работу вечером. Советовали все. Поехали мы большой компанией с детьми, после 18 часов. Из минусов: аттракционы запускают, когда наберется минимальное количество человек, обычно 5. Есть возрастные и ростовые ограничения, смотрят строго по ним. Может получиться, что вашему ребенку кататься будет особо не на чем, поэтому прежде чем закидывать деньги на карту, лучше обойти все и изучить. От некоторых аттракционов приходилось отказаться из-за нехватки человек.
Будьте осторожны с комнатой смеха — ребенку старшему 8 лет там было страшно, там пугали. И некоторые аттракционы, например, «солнышко» с ограничем от 8 лет, я бы поставила все 18ть, очень экстремально. Детям такое ни к чему.

В целом весело провели время, с одним НО. Стемнело и часов в 9 вечера началась гроза. Мы переместились с закрытую зону автоматов и тут произошло отключение электроэнергии… Честно говоря, всегда недеялась, что самые экстремальные аттракционы продолжат свою работу от генератора. Зря. Ужас охватил нас всех, когда мы увидели, что люди так и остались висеть на огромной высоте вверх ногами секунд на 30, если не больше. Генератор включили немного спустя и отработали самые экстримальные аттракционы. В общем, с этих пор я не очень хочу залезать ни во что опасное.

Оставили на всех 63 лари.

Дорога обратно

Если считать от Уреки, то выходит все 4 дня езды до Москвы. Поэтому мы решили сделать остановку в Тбилиси, а оттуда выезжать к границе.

Что привезти

Конечно же, вино и чачу. Купить можно в супермаркете или винном магазине. Но как мы его вывозили — целая история. Вывоз алкоголя ограничен 3 мя литрами на каждого совершеннолетнего пассажира. Вино здесь вкуснейшее, поэтому 3, конечно, совсем мало. Столько себе не хватит, а еще и в подарок все просят привезти. Поэтому прятали. Превышали литра на 3. Прятали в бардачок, в дамскую сумку, под сиденье: все в разные места. Таможню прошли успешно, нас сильно не смотрели и нашли только одну канистру. Не расслабляйтесь после таможни: в Осетии будет пункт контроля, там очень тщательно досматривают, в сети информации много. Мы чудом проскочили мимо все остальные пункты досмотра, говорят это почти никому не удается.

Сыр вывозить нельзя.
Фрукты и овощи ограниченно, мы везли только чурчхеллу.

Боржоми, упаковку.

Ну и лимонад. Кажется, все.

Сколько потратили

На 2 недели ровно на семью из 4х человек ушло:

На территории Грузии, в лари: 1725,11 (это в рублях 36227 руб.) + дорога туда и обратно (бензин и кафе-продукты, транспондер, ночевали мы в палатке, т. е. бесплатно) 14811 = 51038 руб.