Турист Алла Горбунова (alla_gorbunova)
Алла Горбунова — была 4 мая 15:02
Мы в (🚗) путешествии, пишу о нём записки…

Рим, Помпеи, Сорренто, Неаполь — Италия Май 2019

Неаполь, Наполи. Красивое имя у города. Происхождением от древнегреческого Νεάπολις, новый город, получился Новгород. Можно ещё ассоциативно вспомнить о полиции и страховом полисе, хорошо, что до этого у нас в Неаполе дело не дошло.

Мы приехали в Неаполь после нескольких дней в Салерно. Рассказ о первой неделе «Вернись в Салерно».

В Неаполе мы очень-очень-очень привередливо выбирали себе жилье на привычном нам Airbnb, и, к счастью, не промахнулись. Рекомендую — Вомеро (Vomero), V-й округ Неаполя. Этот район я настоятельно советую тем, кто не очень готов к узким улочкам и шуму колоритных кварталов. Возможно, что национальный характер погуще там, но и чистенький Вомеро не безликая новостройка, а вполне средне-европейский, спокойный и безопасный округ.

Перед приездом в Неаполь я со светлой ностальгией вспоминала прохладный север Италии. Мне совсем не хотелось видеть на улице скоморошную южную шумность, по мне — народный фольклор и настоящесть не будет представлена на туристическом бульваре, они живут где-то вдали от крупных городов. К радости моей, в майском Неаполе мы и не видели этого совсем, никаких ряженых неаполитанских танцоров тарантеллы и певцов с мандолинами, и вообще, прохлада в Италии нас стандартно сопровождает, май 2019-го был свеж, местные жители одеты были по-большинству, в теплых довольно, курточках.

3 мая. Мы катим чемоданы по широкому бульвару от метро Vanvitelli. Квартира оказалась уютной, в приятном старом доме с лифтом, на любимом моем верхнем, мансардном, этаже, с запасом еды в холодильнике (завтрак прилагался) и огромной террасой — нам повезло целую неделю иметь такие владения.

О городе новом замолвлю я слово

Планы на Napoli были не наполеоновские (не могла не скаламбурить!), но деятельные.

Первые 2,5 дня — осваиваемся и осматриваемся в городе.

Ожидание нападок неаполитанских хулиганов сподвигло оставить дома фотоаппарат, и по этой, теперь кажущейся, глупой, причине, от прогулок первых дней остались фотографии только телефонные, да и его я держала чуть не зубами вцепившись. Первым же вечером мы отправились на недалекую для нас прогулку на холм к крепости Сант-Эльмо. Отсюда мы первый раз взглянули на панораму Неаполя и Везувий сквозь морось и влажность. Ну не сказать так, чтобы мы сильно что-то увидели.

О городе новом замолвлю я слово

4-мая посетили музей Каподимонте, Национальный музей в одноименном парке на холме северной окраины Неаполя. По дороге к Каподимонте, городской автобус петлял мимо весьма неприглядного района. Погуглила после — район этот с хозяйственным названием Sanita — настоящая местная клоака, из окна автобуса выглядел он так, как по моему представлению, выглядят фавелы. Впечатление от этого квартала депрессивно-удручающее, ходить сюда не нужно.

А мы едем дальше.

Музей находится в здании бывшей Королевской летней резиденции, роскошная коллекция в подобающем ей, антураже. Практически все знаковые итальянские живописцы здесь представлены.

О городе новом замолвлю я слово

Билет стоит 12 евро, посетителей немного.

5 мая.

Следующий день был первым воскресеньем месяца и перпектива сэкономить 30 евро на двоих замотивировала совершить поездку в Помпеи. Сэкономить, забегая вперед, не вышло — бесплатный день посещений сдвинули на 8 мая — День победы, узнали это уже у кассы в очереди, следом за огорченными пенсионерами-французами.

Добраться в Помпеи можно на довольно забавном детище электрички и метро. Circumvesuviana выходит прилично за пределы Неаполя, по виду — обычный поезд, но только потом мы рассмотрели, что рельсы расположены более узко, чем у обычной электрички. Возможно, тут есть зоны с разными ценами билета, но мы покупали билеты в кассе ж/д вокзала Napoli Centrale и просто назвали нужную нам остановку «Помпеи», цена в одну сторону 2,8 евро. Мест определенных нет, как в метро, интервал электричек около получаса, поезда есть более и менее скоростные. Дорога к Помпеям красивая, вдоль линии моря. Когда мы увидели местность, где были Помпеи — стало понятно, что у древних проектировщиков с выбором красивой локации было все в порядке.

Остановка поезда называется Villa dei Misteri. Мне нравится версия о происхождении названия города Помпеи от греческого pompe — триумфальное шествие. Территория Помпей огромна! Вид высокорослых колонн и мощнотелых скульптур наводит на стандартные раздумья о знаниях и умениях, которым тысячи лет — и не так далеко-то мы, выходит, продвинулись?

Смотрите — помпейская балка перекрытия — конструкция ее мало отличается от такой же, современной.

О городе новом замолвлю я слово

Мозаики и фонтаны богатых жилищ — с этим понятно, красоты и комфорта хочется всем и всегда.

Таверны, вид и назначение помещений легко угадывается.

Лупанарии — естественно, вечные ценности.

Амфоры и древные улицы — все очень живописно и очень много и второго, и первого.

Замерла же я перед маленькой мумифицированной фигурой — человечек, согнулся, зажался, за минуту до. Крохотный, согбенный ужасом — просто невыносимо жаль эту маленькую жизнь.

О городе новом замолвлю я слово

Поскольку музей под открытим небом — это самое открытое небо начало нас забрызгивать мелким и колючим дождиком, в очередной раз удививший откровенной прохладе майской итальянской погоды.

О городе новом замолвлю я слово

7 и 8 мая мы планировали поездку в Рим, где забронировали на одни сутки небольшой номер. Планировалось восьмого вернуться и начать уже отмечать родной наш День Победы.

Обычно мы не остаемся ночевать и возвращаемся домой, хоть и поздно, но в этот раз сделали исключение — Рим же. Мы были в Риме в начале 15-го года, но освежить краски пришла пора, а еще у нас с той поездки осталось белое пятно — Ватикан.

Еще накануне поездки на горизонте замаячила тучка — у свекрови возникли проблемы со здоровьем. Мы стартовали поутру, весьма озабоченные. Уже в автобусе мы поняли, что все серьезно, совсем как-то серьезно. Ту трехчасовую дорогу я не помню совершенно, мысли нервно скакали, толкались и сумбурно бились о черепную коробку. Консилиум родственников и друзей разошелся во мнениях — возвращаться нам или оставаться? В любом случае, помощь ей требовалась почти круглосуточная и немедленно. Мы прокручивали разные варианты и по дороге приняли решение — в Рим мы, по-любому, едем и, если потребуется, то муж вылетит из Рима в Воронеж, я же вернусь в Неаполь и как-то с вещами вернусь одна, и хорошо ещё, что оригиналы паспортов взяли с собой в последний момент.

Рим встретил нежно-солнечной и теплой погодой, первым делом мы отправились в Ватикан, бронь была сделана заранее. Я была настроена, что будет всего много — людей, шедевров и эмоций. Так и вышло, но организация потока хорошая и даже человеческая река, перетекающая из зала в зал по направлению к Сикстинской капелле, не напрягает — ты можешь ответвиться, остановиться или диспиплинированно двигаться в потоке.

О городе новом замолвлю я слово

Обязательной программы, кроме Ватикана, не было и мы наслаждались возможностью без определенных планов, брести, куда глаза глядят.

Вечером мы снова вели переговоры с родственниками и друзьями — забрезжила надежда, что все состояние свекрови не так плохо, как показалось в начале.

Утром второго дня мы порадовали себя возвращением в тот район, где мы квартировались в Риме. Отчего так тянет в знакомые места? Может, ты возвращаешься к себе, более молодому?

Мы приехали на станцию «San Giovanni», когда мы здесь были, она еще не была открыта, зашли в одноименный собор и еще раз поразились мощи его и невероятной красоте.

О городе новом замолвлю я слово

И пешком, по памяти, мы шли по знакомым улочкам, поднялись в парк напротив Колизея, на Оппийский холм и зависли там на некоторое время, греясь теплом майского солнца и Колизейским видом. Новизны для нас не было, радость повторения — да, случилась, за тем и ехали.

Прошли тем днем очень без торопливости, но прилично — за два дня вышло 28 километров, что для нас неплохо. Уже ближе к автостанции присели в сквере, нежась и мягким солнцем, и теплым закатом и радостным малышом, который охотился за бабочкой. Оранжевая бабочка все время норовила приземлиться на оранжевую же рубашку мужа. Мама малыша говорила с ним такими же простыми фразами, которыми, наверное, говорят все мамы и везде с малышами годовалого возраста и farfallina кружилась и забавляла нас всех. Мы распрощались, сказали arrivederci нашим мимолетным знакомым, фарфаллине и вечному городу.

О городе новом замолвлю я слово

Возвращались в Неаполь из Рима уже в сумерках, уже на обратной дороге друг мужа, который нашел накануне сиделку, доложил нам — хорошая женщина, с задачей справляется, свекровь успокоилась и, кажется, все налаживается. Мы очень устали, нервозный фон имел место, мы ехали в Неаполь — домой, домой, в наш милый дом, и напряжение нас постепенно отпускало. И именно в тот вечер я приняла полностью и полюбила этот немного неоднозначный, неприлизанный, неровный и прекрасный город.

О городе новом замолвлю я слово

Да, дом наш, он чудной оказался. Ещё в первый вечер мы заметили, что наша крепкая пятиэтажка, этакого сталинского по-нашему, типа, дрожит периодически, как будто происходит землетрясение. С последним, кстати, мы столкнулись, когда были в Турции, с небольшим, но настоящим, землетрясением. В Неаполе подозрение сначала пало на Везувий, но потом, когда прислушались, услышали во время тряски и звуки — небольшое периодическое громыхание. Ответ нам явился, когда совместили карту с транспортом и нашей локацией — вот она.

Зачем метро делает такую петлю, непонятно, но аккурат под нашим подъездам оно прошло. Вообще, подземная жизнь в Неаполе очень активна, кроме метро, можно рассмотреть и подземную железнодорожную ветку. И еще — видите два луча на первом фото? Это фуникулеры и они, что досадно, подземные. А я так хотела покататься на funiculi, funicula! Ну помните, конечно, знаменитую неаполитанскую песенку? Сочиненная в 1880 году, она, вообще-то была частью рекламной кампании (можно было бы скаламбурить еще раз на тему Кампании, но ладно), и должна была призывать более активно пользоваться новым видом туристического развлечения — подъемом на Везувий посредством железнодорожного фуникулера. Везувий был не в самом благодушном настроении и он подразнес конструкции в 1905–06 годах, окончательно же всё добило землетрясение 1944 года. Моя идея прокатиться на фуникулере опоздала лет так на 80.

Нынешние фуникулеры это часть городской транспортной системы с теми же билетами, мы катались на них, когда нужно и когда не нужно.

О городе новом замолвлю я слово

Станции иногда малозаметные и вход в фуникулер можно принять за жилой подъезд.

Взаимопонимание с Неаполем было полностью достигнуто и он перестал скрываться за дымкой мороси, город выглядел очень празднично и мы стали явно друг другу были симпатичны. Теперь уже мы совершенно спокойно ходили с фотоаппаратом, в том числе и по не самому глянцевому Испанскому кварталу.

О городе новом замолвлю я слово

Испанский квартал я бы не поставила рядом с кварталом Санита — тоску он не нагоняет, да, шумноват, да, узкие и темные улочки, да, скутеристы носятся как угорелые, но не страшный он совершенно.

Послеримский наш Неаполь — это сплошное удовольствие. Каждый день мы покупали однодневный проездной — Giornaliero за 3,5 евро (Corsa singola на одну поездку стоит 1,1 евро) и катали его очень активно, да и ноги тоже были при деле.

С нашего холма Вомеро мы долго-долго спускались к набережной через район Chiaia (Кьяйа, напишем так), тоже очень милому и приличному, со множеством видовых площадок.

О городе новом замолвлю я слово

И, конечно, набережная — светлая, нарядная, очень праздничная с видом на вулкан, который является этаким символом и перчинкой Неаполя — тоже не сильно приторного города — но так же вкуснее, правда?

О городе новом замолвлю я слово

И не менее нарядная и мне дико симпатичная Piazza del Plebiscito.

О городе новом замолвлю я слово

Площадь эта и самая большая, и Везувий с угла ее немного высматривается, и сердце города, и королевский дворец хорош.

Достраивал этот дворец аккурат Ванвителли, именем которая и названа наша станция метро. Круг замкнулся.

И на амальфитанское побережье мы вернулись — посмотреть Сорренто.

Сюда мы прибыли знакомой уже Везувианой. Хотелось понять, что же это за такой город, именем коего далекие от Италии корейцы аж назвали свой автомобиль? Понятно, почему Seat свои модели именует городами и регионами — там чистой воды патриотизм, но где KIA (погуглила расшифровку, оказалось — аббревиатура выражения «Пришедший из Азии»), так вот, где Южная Корея, а где Сорренто?

О городе новом замолвлю я слово

Мы обрадовались, что нам не стали переплачивать за жилье в Сорренто — место избыточно-туристическое. Городок гнездится на скале, подходы к воде в основном, закрыты, вообще Сорренто явно ориентирован под отдых человека с неплохим доходом, город показался скучноватым и немного снобом.

И уже совсем накануне вылета, нашли замечательное место Неаполя — Orto Botanico di Napoli. Очаровательнейший ботанический сад, с видом милой ухоженной заброшенности.

О городе новом замолвлю я слово

Еще одно путешествие случилось, и мы, переполненные и обновленные, летим домой. Возвращение на этот раз было для нас рекордно коротким — из Неаполя в Воронеж мы добрались за часов 7, приземлившись в очень летнюю и очаровательно душную ночь. Путешествие закончилось — и да здравствует новое путешествие!