Турист Наталья Воробьева (natalia1421)
Наталья Воробьева — была 15 апреля 7:59
Бываю на сайте наскоками. Но, все-таки, бываю :)). И это радует!!!

Саранск — Россия Июль 2018

Начало нашей прогулки в первой главе: «Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 1. Вступительно-парадная»

Если Вам Саранск еще не надоел, то пойдемте дальше:) В этой части рассказа я покажу саранские театры и музеи. Не все — но самые популярные

Напомню, что в данном тексте очень неумело, но очень искренне попыталась сделать что-то вроде «как было — как стало». А фото 80-х и 90-х годов прошлого века взяты отсюда, а какие-то просто из яндекс-картинок.

На противоположной стороне Советской улицы от 4-го корпуса МГУ сейчас находится новое здание (2007 года выпуска) Национального драматического театра , здесь играют спектакли на мордовских языках с переводом на русский. Как это выглядит — к сожалению, не знаю. Когда я жила в городе, национальная культура как-то была не в почете что ли, мордовского языка стеснялись даже. Школьных выходов в этот театр не было почему-то, в общем, даже и не знала о таком театре до года открытия нового здания. А сейчас очень даже любопытно посмотреть, надо будет как-нибудь сообразить культурно-массовый поход.

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 2. Музейно-театральная

И на этом же перекрестке, напротив Национального театра, находится чудом сохранившееся здание начала 20-го века, когда-то принадлежавшее местному купцу, потом чего только не располагалось в нем: во время Гражданской войны здесь был мобилизационный отдел 1-й армии (Восточный фронт РККА), затем в нём находились Дом союзов, больница, Верховный суд Мордовской АССР, правление союза писателей Мордовии.

Когда-то перекресток Советской и Рабочей улиц, где находятся Национальный театр, музей мордовской культуры и 4-ый корпус МГУ, выглядел так

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 2. Музейно-театральная

В настоящее время в этом здании разместился музей мордовской народной культуры — это филиал Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. Музей мордовской культуры вполне обычный, тем не менее, очень нужный для сохранения традиций и истории местного населения, такой же как сотни других национальных музеев средней России, разве что костюмами отличаются друг от друга, и посещать или не посещать его — вопрос открытый. А вот музей изобразительных искусств, в простонародье музей Эрьзи , рекомендую.

Основное место в экспозиции музея занимает собрание работ скульптора С. Д. Эрьзи и художников Ф. В. Сычкова и И. К. Макарова — уроженцев Мордовии. Коллекция постоянно пополняется работами современных авторов, периодически проводятся временные выставки. Экспозиция довольно большая, поэтому если замахнуться на осмотр всей, то очень бегло, а лучше для начала выбрать наиболее интересное для себя. Я совершенно не смыслю в скульптурах, натюрмортах и портретах, могу рассуждать на уровне «нравится — не нравится». Мне нравится! В детстве несколько раз была в музее, сначала с классом, потом одна, потом маму привела. Этой зимой еще раз побывала, теперь уже со своими детьми. Ну, шестилетнему сыну было как-то не очень интересно, разве что очень волновал вопрос: почему так много голых тетенек. А вот дочку (7,5 лет) увлекло. Она задавала мне те же самые вопросы, что крутились когда-то и у меня в голове, как, мама, как так можно придумать, как в дереве скульптор увидел такое или другое лицо…

По-соседсву с музеем Эрьзи есть очередное реконструированное здание города — Республиканский дворец культуры — в прошлом Дворец культуры профсоюзов. По сей день — это главная концертная площадка города.

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 2. Музейно-театральная

До реконструкции здание было таким (с другого ракурса)

Если от этого Дворца спуститься вниз по Пролетарской улице,

то выйдем к самолету

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 2. Музейно-театральная

Он был установлен в 1975 г. в память о боевых подвигах авиаторов во время Великой Отечественной войны, уроженцах Мордовии

Здесь же еще одна культурная достопримечательность города — Государственный русский драматический театр, который ведет свою историю с 1932 года, в создании театра участвовали актеры, командированные из Москвы, впоследствии так и оставшиеся в Саранске. В 1935 г. театр переехал вот в это здание

К концу 20-го века здание сильно обветшало. Плюс все те же пресловутые оползневые процессы. Поговаривали о сносе этого строения. Уж не стала выискивать в сети все подробности, но здание отремонтировали, процессы, наверное, остановили. А еще в студенчестве мы ходили сюда, здесь был заросший овраг, на практические занятия изучать оползни

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 2. Музейно-театральная

И именно при посещении этого театра мы получали от своих школьных учителей первые наставление: как одеваться, как подобает вести себя в театре, как правильно проходить к своему месту…А для нас самым главным был буфет:)) и огромная люстра, я всегда боялась, что она упадет:))

фото из интернета

Наверное, при каждом советском театре было кафе "Театральное" ))

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 2. Музейно-театральная

А сейчас здесь МХАТик. Да - вот так )) На самом деле, конечно же, это игра слов, и очень удачная, глаз цепляет.

Так что город меняется не только внешне, но и внутреннее, в данном случае театральное, содержимое кипит и бурлит, не останавливается на классических канонах, появляются альтернативы.

Общее начало с Русским драматическим театром имеет Государственный музыкальный театр им. И. М. Яушева , они когда вместе были Театром оперы и балета, которые пошли самостоятельными дорогами в 1969 г. Тогда и произошло разделение на Мордовский государственный театр драмы и Театр музыкальной комедии, которые впоследствии стали Русским драматическим театром и музыкальным театром. А с 2011 г. музыкальный театр начал новую жизнь в стенах нового здания

фото из интернета

Это здание не совсем новое, как может показаться, на самом деле и это тоже реконструкция строения еще советского периода — Дома политического просвещения.

Вот кто еще не дождался обновления, надеюсь это временное упущение, так это Кукольный театр. Своих фото не оказалось, а ведь была летом в тех краях

Фото из интернета. Современный вид

Фото из интернета. Так было раньше

По-моему, раньше было лучше. В это здание театр переехал в 1979 г., а существует с 1938 г. Нам частенько устраивали культурно-массовые походы от школы в театр - это ж такое счастье! Во-первых: нам нравилось ездить на здоровых Икарусах, чуть меньше на ЛиАЗах, прям гадалки устраивали, какому классу какой автобус достанется:)) — это ж целое СОБЫТИЕ было! А во-вторых: детям действительно всегда нравились и нравятся кукольные спектакли.

В предыдущей части своего повествования я упоминала о краеведческом музее, вернемся к нему

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 2. Музейно-театральная

Последний раз в краеведческом музее была в январе 2018 г. и ужасно разочаровалась. Раньше музей находился в здании бывшей Трехсвятительской церкви. Маленький такой, уютный…

Фото из интернета. Уже бывший краеведческий музей и пока еще бывшая Трехсвятительская церковь

Впервые, конечно, я попала туда с классом, а потом, не поверите, просто так с подружками ходили. Нравилось. Настали времена, когда здание церкви надо вернуть для использования по прямому назначению в РПЦ, а столичному городу срочно нужен соответствующий званию столицы музей. Здание строилось долго, нудно, потом спешно строительство закончилось, быстренько в сентябре 2017 года открылся новый Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей, потом многое переделывалось, ремонтировалось, латалось… На зимних каникулах в январе 2018 г., когда уже надоело ходить по гостям, повела свое семейство в музей моего детства, но в обновленном формате. На тот момент осмотр основной экспозиции пока для всех категорий граждан бесплатный. А за что брать деньги? Признаться, я была расстроена. Ладно я — взрослая тетка, но и дети недоумевали — и это все? Один зал с имитациями деревенских изб, несколько национальных костюмов, и немного утвари и черепков. Мало того, нет ни одной сопроводительной подписи. На мой вопрос служителям «А где остальное?» мне ответили: «Ну, мы же только открылись». Ну-ну… Очень надеюсь, что сейчас довели все до ума. Скоро поеду в Саранск — проверю:)

Вот пишу тут, перечитываю… Сколько же всего, оказывается надо мне успеть посетить за зимние каникулы:))

И это еще не все, продолжение следует

"Саранск - незнакомый старый знакомый. Часть 3. Про церкви".

"Саранск - незнакомый старый знакомый. Часть 4. Житейская".

отзыв о парке им. А.С. Пушкина - "Два в одном :))"

А еще хочу воспользоваться трудами Игоря Бутырского и присоседить его шикарный альбом о Саранске, надеюсь, Игорь сильно ругаться не будет :) Ну, нет у меня таких фото :)

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм