Турист Наталья Воробьева (natalia1421)
Наталья Воробьева — была 21 марта 21:37
Бываю на сайте наскоками. Но, все-таки, бываю :)). И это радует!!!

Саранск — Россия Июль 2018

Продолжу свой рассказ об изменениях в городе Саранске, произошедшие в последние лет двадцать. В первой части мы прошлись по Центру столицы Мордовии, во второй части мы узнали, что в Саранске есть не только стадион, построенный к Чемпионату Мира по футболу. А в этой части, как и подобает истинному туристу, мы пробежимся по самым известным и значимым храмам и церквям города. Хочу отметить, что данный обзор не о религии, а о зданиях, так уж исторически сложилось, что православное христианство преобладает, хотя в Саранске бок о бок в мире и согласии живут люди самых разных вероисповеданий.

Когда я еще только задумывала свою подборку о Саранске, казалось, что и показать-то нечего, кроме стеклянных фасадов современных зданий. Ан нет, сохранилось-таки немного истории, есть свои древности в городе, соизмеримые с возрастом самого города — год основания Саранска — 1641. Думать о том, что в городе осталось мало исторических зданий - это результат вандальных действий советского руководства - не совсем верно. На самом деле Саранск всегда был преимущественно деревянным городом, каменные строения - церкви и храмы, некоторые из которых и сохранились до наших дней. А в XIX веке в городе произошло сразу несколько страшных пожаров, которые и уничтожили историческую застройку. Некоторые кирпичные здания, построенные уже в конце XIX - начале XX веков, до сих пор служат городу. Яркий пример тому - здание администрации города на Советской площади.

До Великой Октябрьской революции 1917 г. в Саранске, как и в любом другом городе и городке Российской Империи, было огромное количество церквей и монастырей. В дебрях интернета нашла такое фото, вид со стороны Пушкинского парка (год неизвестен, автор Егунов)

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 3. Про церкви

В первой части повествования мы прогулялись по тем местам, попробуем сориентироваться:

• 1. Петропавловский монастырь XVIII век, колокольня 52 м., на его месте частично новый Ушаковский собор.
  • 2. Христорождественская церковь, начало XIX в., на ее месте Дом республики.
  • 3. Спасский собор, на его месте — памятник Ленину.
  • 4. Фонтанный спуск

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 3. Про церкви

В советский период, как мы все знаем, абсолютное большинство религиозных сооружений было разрушено, в лучшем случае перепрофилировано под склад. Хорошо или плохо, но именно благодаря тому, что здания церквей и храмов хоть как-то использовались, мы теперь можем их созерцать. В 90-х годах прошлого века началось активное возрождение, становление и развитие Российской Православной Церкви (РПЦ), и в Саранске стали восстанавливать сохранившиеся здания церквей, и начали строить новые.

Кафедральный собор Федора Ушакова — визитная карточка современного Саранска

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 3. Про церкви

Адмирал Федор Ушаков был канонизирован в 2001 году, а в 2002 он был избран небесным покровителем Мордовии. В его честь в этом же году был заложен храм. Строительство завершилось в 2006 г.

Своим блеском и великолепием Ушаковский храм затмил, как бы выразится правильно… своего предшественника что ли, старшего товарища — церковь Иоанна Богослова, которая до 2006 г. была кафедральным собором Саранска.

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 3. Про церкви

Церковь эта находится буквально в нескольких шагах на соседней Демократической улице. Здание церкви Иоанна Богослова является самым старым сохранившимся строением города — год строительства 1693. Кроме того, он оставался единственным действующим храмом в городе в советский период истории.

Вот фото начала 2000-х годов. В центре - церковь Иоанна Богослова, справа белое здание - типография, слева - легендарный для города фотосалон "Улыбка"

А в январе 2019 эти места уже выглядят так. Здание типографии перепрофилировали под торговый центр "РИО", а вместо "Улыбки" банк

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 3. Про церкви

Вообще, данный райончик негласно имеет название "У Христа за пазухой" еще с советских времен. В округе жили (да и сейчас живут) партийные деятели того времени, функционеры нашего периода, ну и так, всякие выдающиеся личности - самый центр, близко до рабочих мест, местечко тихое.... Ну и Боженька рядышком, если что...

На окраине Пушкинского парка

находится церковь Успения Пресвятой Богородицы, построена в 1734 г.

фото из интернета

На самом деле здесь был комплекс из двух храмов Успенского и Никольского с общей колокольней. В 30-х годах прошлого века Успенская церковь была снесена, а Никольская использовалась как вытрезвитель, пикет милиции, музей редкой книги и подсобное помещение ПКиО им. А. С. Пушкина. В 90-х здание было возвращено РПЦ, отреставрировано и освещено во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Относительно недалеко от этой церкви у Батевградского моста находится еще один восстановленный храм — церковь Рождества Иоанна Предтечи (1800 г.), здание использовалось под хлебозавод, сейчас здесь Саранское духовное училище.

фото из интернета

Так же недалеко от ПКиО им. А. С. Пушкина, только уже с другой стороны, на Московской улице, находится здание Трехсвятительской церкви (1765 г.), упомянутое мной во второй музейно-театральной части рассказа. Участь этого строения, если так можно выразиться, была более удачной — в 1935 г. здесь обосновался краеведческий музей и существовал до 2017 г. Хотя решение о возврате здания Церкви принято уж несколько лет как, пока крестов на главках нет.

Среди жилых домов на пересечении улиц Володарского и Хмельницкого спрятался храм Троицы Живоночальной. Да, именно, как будто оградился от суеты центральных улиц города.

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 3. Про церкви

Первые постройки этого храмового комплекса датированы 1700 г. Именно при этом храме в 1887 г. открылась первая в Саранске церковно-приходская школа. В советское время здание использовалось под столярную мастерскую, во время Великой отечественной войны организовали протезно-ортопедическую мастерскую, которая и проработала здесь до 90-х годов прошлого века.

Когда едешь из Центра Саранска в спальный район Химмаш, сразу обращаешь внимание на очень красивую церковь, явно не современной постройки, окруженную современными жилыми домами

Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 3. Про церкви

Церковь Николая Чудотворца (1906 г.), в этом здании были склады с мастерскими, позже отдел культуры.

В Саранске появилось много новых церквей и часовен, наверное, у каждого крупного заведения есть своя — собственная: у МВД часовня Георгия Победоносца,

есть даже студенческая, при больницах… Всех их перечислять и описывать не стоит. А вот парочку из «новых» покажу. В настоящий момент эти храмы являются не просто местом проведения церковных мероприятий, но стали настоящим украшением самых обыкновенных городских районов.

Храм Кирилла и Мефодия (2015 г.) в Юго-западном районе города

Храм Казанской Божьей Матери (2011 г.) на Светотехстрое

Церкви эти были построены уже после формирования общего архитектурного облика районов. На мой дилетантский взгляд, очень удачно все спроектировано и вписано. Вот, например, так выглядел Светотехстрой без храма на рубеже 20-го и 21-го веков

фото из интернета

А здесь уже современные виды

На этом сделаем еще один перерыв. Если еще интерес не пропал, то чуть позже отправимся по нетуристическим местам.

Предыдущие рассказы:

«Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 1. Вступительно-парадная».

«Саранск — незнакомый старый знакомый. Часть 2. Музейно-театральная».

"Саранск - незнакомый старый знакомый. Часть 4. Житейская".

отзыв о парке им. А.С. Пушкина - "Два в одном :))"

А еще хочу воспользоваться трудами Игоря Бутырского и присоседить его шикарный альбом о Саранске, надеюсь, Игорь сильно ругаться не будет :) Ну нет у меня таких фото :)