Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Бове, Трувиль-сюр-Мер, Довиль, Онфлер, Гавр — Франция Октябрь 2018

По Нормандии на общественном транспорте

Мне понравилось путешествовать по Нормандии на общественном транспорте. Система междугородних железнодорожных и автобусных линий неплохо продумана, удобно дополняя одна другую. Общую логику перемещения, конечно, надо представлять, но нет никакой необходимости заранее исследовать все возможные способы преодоления расстояния от пункта, А в пункт В и заблаговременно приобретать билеты.

Вокруг Нормандии за один день

Все проблемы решаются на месте легко и очень просто. Мы действовали так. Приходили на железнодорожный вокзал, который всегда находился рядом с автобусным, и обязательно располагался в центральной части города. Подходили к билетному кассиру и говорили, что нам надо добраться, например, из Руана в Бове.

Тут надо сказать, что французские кассиры, ровно, как и греческие продавцы, или испанские таксисты, или венгерские отельные работники, или финские официанты говорят со мной на одном языке. Скажу так, на языке, похожем на английский. Можно применить и другой термин - бытовой английский. Новостные сообщения той же CNN, когда максимум информации выпуливается в единицу времени, я пойму с трудом. Но в повседневной жизни для обслуживания своих бытовых целей моего английского вполне хватает.

Уже во взрослом состоянии я брал несколько курсов обучения, чтобы устранить последствия одной из главных проблем советского образования (в целом великолепного) - слабой лингвистической подготовки.

Наша молодёжь уже, как правило, весьма сносно владеет иностранными языками. А вот люди среднего возраста и уж тем более пожилого, оказавшись за границей, обычно мычать или активно жестикулируют.

Вспомнился случай в одном из отелей в Нячанге, куда я вывез семью на отдых по пакетному туру. Одна возрастная соотечественница пыталась сообщить на рецепции, что завтра рано утром она вылетает домой и как ей быть, в связи с этим, с входящим в стоимость проживания завтраком. Женщина, словно птица, активно махала руками, изображая полёт, подносила ко рту сложенные щепоткой пальцы, будто она обычно питается именно таким образом, приговаривая «ням-ням». Надо было видеть недоумённое выражение лица вьетнамской девушки на рецепции.

Бывают, конечно, разные варианты. Моя мама (она обязательно прочтёт эти строки, так что если что, прошу у неё прощения) любительница куда-нибудь поехать и не знающая ни одного иностранного слова, ну разве что «хау мач», совершенно по этому поводу не парится, и в любой стране со всеми говорит исключительно на русском языке («скажи, девочка, а это пирожное свежее или вчерашнее»). Самое удивительное, что её все понимают. Но это талант, как это ей удаётся неразгаданная тайна.

К чему это моё лирическое отступление? Хотите самостоятельно путешествовать по миру, осваивайте английский язык, хотя бы на уровне Pre-Intermediate. По большому счёту, это не так сложно.

Итак, возвращаемся к билетерше энского (в нашем случае руанского) вокзала. Она на наш запрос обязательно подберёт удобный вариант перемещения. Если не будет прямого сообщения, а это вполне возможно, предложить или смену поездов, или комбинацию железнодорожного и автобусного транспорта.

Если предложенный вариант устроит, тут же продаст билеты, причём все, которые необходимы, и на поезд и на автобус. Удобно и комфортно, а если учесть, что все встреченные нами билетерши были молодыми и приветливыми барышнями, то и чертовски приятно.

Нам удалось побывать в Гавре, Онфлёре, Довиле/Трувиле - это была поездка в один день.

Особняком стоит поездка в Бове. В этот старинный французский городок мы попали, потому что там находится как бы парижский аэропорт, из которого мы улетали в Вильнюс. В Бове мы провели несколько часов и за это время исследовали его вдоль и поперёк.

Гавр

Я не буду умничать, и не буду и пересказывать путеводители о городе, в котором провёл только три часа. Три часа это мало для составления собственного путеводителя, но достаточно для одного яркого впечатления. Какого? Сейчас поделюсь.

Вокруг Нормандии за один день

Из Руана в Гавр есть прямой поезд, время в пути около 50 минут, стоимость проезда в районе 10 евро.

Вокруг Нормандии за один день

Выехали с утра пораньше и уже в районе 9 часов оказались на железнодорожном вокзале Гавра, города расположенного в устье Сены, на берегу пролива Ла-Манш.

Этот город называют морскими воротами Парижа и это действительно крупнейший порт во Франции, а его имя «Havre» в переводе с французского означает «гавань».

Вообще-то нашей основной целью был Онфлёр, но прямиком туда из Руана не добраться, только через Гавр, поэтому мы в этом городе и оказались. В кассе автобусного вокзала, находящегося под одной крышей с железнодорожным, выяснилось, что ближайший автобус до Онфлёра будет только через три часа.

Город мне запомнился своей невероятной упорядоченностью, смотревшейся столь неожиданно на фоне сумбурного исторического центра Руана.

Вокруг Нормандии за один день

Параллельно-перпендикулярные улицы Гавра напоминали шахматную доску, а строения правильной геометрической формы - костяшки домино, зачем-то расставленные на этой доске, причём в строго определённом порядке.

Вокруг Нормандии за один день

Это и было тем ярким впечатлением, привезённым домой из города Гавр.

Во время Второй мировой войны немцы превратили Гавр в мощный узел своего Атлантического вала, а во время высадки союзников ожесточённо сопротивлялись, чтобы не дать противнику захватить порт и организовать снабжение высадившихся на побережье Нормандии войск.

Вокруг Нормандии за один день

Гавр союзниками был взят только 12 сентября 1944 года, через три месяца после высадки. К этому моменту город был не просто разрушен, в результате массированного налёта англо-американской авиации его центральную часть фактически сровняли с землей.

Нет худа без добра. Если города больше нет, то можно построить новый. Город нового типа, с применением самых передовых градостроительных достижений. Творческую мысль архитектора в таком случае ничего не ограничивало, но и накладывало большую ответственность - решать приходилось не только чисто художественные задачи, но и все без исключения функциональные. И никакой надежды на архитектурное наследство, всё заново, всё с нуля.

Архитектором восстановившим, а фактически, заново построившим Гавр стал Огюст Перре. Коллектив авторов, который он возглавлял в 1945–1964 годах, реализовал очень смелый архитектурно-планировочный замысел.

Во-первых, был спроектирован архитектурный образ города, превративший Гавр в главные въездные ворота во Францию со стороны Атлантического океана.

Вокруг Нормандии за один день

В результате система улиц и площадей города, была обустроена таким образом, что как бы раскрывала центр города к побережью Ла-Манша.

Во-вторых, чтобы расселить комфортно всё население города, было принято решение не увеличивать территорию, а повысить общий уровень этажности. С интересом прочитал, что в этом вопросе был осуществлён некий социальный эксперимент.

Жителей города удалось убедить в рентабельности объединения земельных участков. В итоге землевладельцы превратились не только в совладельцев всей территории квартала, но и стали собственниками благоустроенных квартир, гаражей и коммерческой недвижимости на первых этажах.

Вокруг Нормандии за один день

В-третьих, Огюст Перре при проектировании зданий ввёл понятие единого пространственного модуля, унифицировав тем самым железобетонные конструкции. По логике авторов проекта соразмерными модулю сделали и отдельные элементы зданий, и сами здания, а в итоге и весь город.

Вокруг Нормандии за один день

Оказавшись в Гавре, я ничего не знал про архитектурные решения Огюста Перре, но я реально почувствовал себя внутри строго упорядоченной системы, состоящей из параллелей, перпендикуляров и строгих геометрических форм.

Было ощущение, что город собран из стандартного набора деталей, как собирают конструктор «Лего». Да фактически так и было. Три часа пролетели незаметно. Следующим на очереди был Онфлёр.

Онфлёр

До Онфлёра (Honfleur) из Гавра добраться легче лёгкого. Автобус перемахнул через Сену по Pont de Normandie — большому вантовому мосту Нормандия, вот вам и живописный городок, расположенный в самом устье Сены.

Вокруг Нормандии за один день

Ушло на это дело минут 25–30. Чтобы сориентироваться по времени сразу на автостанции купили билеты дальше, до Довиля /Трувиля. В запасе оказалось два с половиной часа, и я думаю этого времени вполне достаточно для беглого знакомства с городом.

Нет, конечно, Онфлёр достоин и более длительного пребывания в нём, ибо климат в тех местах мягкий, пейзажи чудные, а фахверковые дома традиционно сказочные. Провести там недельку, другую, а может и всю жизнь — совсем неплохая перспектива.

Вокруг Нормандии за один день

Но как вы понимаете - «хороша Маша, да не наша».

Отдых в Офлёре и окрестностях элитарный, для людей совсем с другими деньгами. Но жаловаться не буду, говорят, это грех. Скажу спасибо судьбе, что вообще достаточно много путешествую и воочию вижу то, что большинство соотечественников видит только по телевизору, а то и в радужных снах.

Чтобы попробовать Онфлёр на вкус, сразу принимайтесь за самый лакомый его кусочек. Впрочем, в этом своём желании вы будете не одиноки. Весь народ тусуется в старой гавани, на так называемой набережной Святой Екатерины.

Вокруг Нормандии за один день

Самое вкусное, что есть в Онфлёре, без сомнения здесь. Это сказочные старинные домики разбросанные по периметру гавани, одновременно тянущиеся ввысь и плотно прижимающиеся друг к дружке.

Их первые этажи вместе с прилегающей территорией навеки обречены обслуживать чревоугодие многочисленных гостей города.

Вокруг Нормандии за один день

Кроме очаровательных домиков глаз радуют не менее очаровательные яхты, большей частью белоснежные, вальяжно и с достоинством покачивающиеся на воде.

Вокруг Нормандии за один день

Увидев всё это, неожиданно понял, что всё это я уже видел. Нет, не здесь, но видел, причём не так давно.

В памяти всплыл образ копенгагенской Ньюхавн - Новой Гавани, по которой гулял года полтора назад.

Вокруг Нормандии за один день

Не правда ли, похожи? Как две родные сестры по воле обстоятельств вынужденные жить в разных странах.

Уважив набережную Святой Екатерины, мы сделали обязательный круг почёта, отведав на ногах рыбки, в этих местах выловленной и на наших глазах закопчённой.

Вокруг Нормандии за один день

Впрочем, прощаться с Онфлёром было ещё рано. Не увидеть деревянную церковь Святой Екатерины, было бы страшным преступлением перед собственной любознательностью. Ведь это самый крупный деревянный храм Франции, да ещё и старинный, родом из Средневековья.

Первый неф церкви — помещение, предназначенное для непосредственного пребывания верующих, построили во второй половине 15-го века, сразу после окончания Столетней войны. Возведённый без единого гвоздя, продольный по форме, неф напоминал перевёрнутое судно, не двусмысленно символизируя путь истинного христианина к спасению.

Вокруг Нормандии за один день

Храм — это корабль, который проведёт верующего сквозь волны и бури океана жизни. Второй неф, пристроенный уже в 16-м веке и исполненный в готическом стиле, чисто внешнее сходство с кораблём нарушил, но смысловую нагрузку оставил неизменной.

Отдельно от здания церкви высится колокольня, тайного смысла в этом, очевидно, нет. Просто меры противопожарной безопасности, которые, если верить хроникам, как минимум, один раз себя оправдали.

Вокруг Нормандии за один день

В оставшиеся до отправления полчаса мы покружили по живописным улочкам Онфлёра, увлечённо рассматривая ассортимент постоянно попадающихся магазинчиков, рассчитанных исключительно на туриста.

Однако, слишком широким этот ассортимент не назовешь: сыры, конфеты, сладости и, конечно, бутылки с сидром и кальвадосом.

В завершения своего репортажа из Онфлёра подкину ребус на тему этимология названия города. В нескольких источниках встречал, что название это французское - fleur, что, как известно, переводится как «цветок». Возможно и так.

Но мне по душе пришлась более мудреная версия. До 18-го века этот город назывался Honnefleu, где первый звук [h] произносился. Есть мнение, что имя города корнями восходит к норвежскому floth («устье реки»). И это очень логично, если вспомнить, что Нормандия, это земля норманнов -северных людей, викингов, пришедших в эти места со Скандинавского полуострова и Исландии.

Тем более, что в Нормандии оказалось много местечек, имеющих в своём названии всё тот же корень, например, Barfleur или Crémanfleur.

Что касается первой составляющей названия Онфлёра, то специалисты говорят, что может это англо-саксонское имя Hona или норвежское Hunni. Вот такую я нашёл информацию.

Довиль. Трувиль

У этих двух городков один вокзал на двоих, который так и называется - «Довиль-Трувиль».

Вокруг Нормандии за один день

Мы туда прибыли автобусом из Онфлёра часа в четыре пополудни. Сразу по обыкновению в кассу, где и узнаём, что последний поезд на Руан отправляется в 17 с копейками. Таким образом, в нашем распоряжении только час. Всего час на два города.

За час мы успели дойти до великолепных песчаных пляжей, в своё время заинтересовавших состоятельных буржуа из Парижа настолько, что они превратили захолустный рыбацкий посёлок Трувиль в первый курорт на побережье Нормандии.

Вокруг Нормандии за один день

Шли быстро, на ходу пытаясь определить, где всё-таки здесь Трувиль, а где, появившейся позже стараниями именитых аристократов Европы и раскрученный французской богемой роскошный курорт Довиль.

По дороге было много дел. Смотрел, фотографировал, а ещё вспоминал всё, что слышал про Довиль и Трувиль до поездки сюда. Ведь не зря же я готовился к этой встрече.

Однако, от быстроты перемещения на ум приходил, только пересказываемый многотысячными устами, классический анекдот с бородой про добропорядочного мужчину, который отправляет жену на курорт в Довиль, а любовницу в Трувиль и периодически проводит время, то с одной, то с другой, не затрудняя себя изнурительными переездами.

Встреченный по дороге Гюстав Флобер, а если быть точнее, выполненный во весь рост памятник ему, напомнил, что французский классик почти всю свою жизнь прожил в Довиле, а его персонажи из «Мадам Бовари» (романа читанного мною специально перед поездкой в Нормандию) списаны с местных обитателей.

Вокруг Нормандии за один день

Прицепом вспомнился и Александр Дюма младший именно здесь испытавший страстное влечение к прекрасной местной жительнице, внезапная кончина которой дала повод для знаменитого романа «Дама с камелиями».

Впрочем, на дальнейшие воспоминания времени уже не хватило. Сами того не подозревая, мы преодолели самый популярный в этой курортной зоне маршрут, от вокзала до казино, стоящего недалеко от пляжа.

Вокруг Нормандии за один день

Говорят, что многие приезжают сюда именно для того, чтобы покутить в казино, а проигравшись, налегке отправится домой. Было бы неплохо не спеша совершить променад вдоль побережья, хотя бы издали посмотреть на шикарные виллы и именные кабинки звёзд.

Но, увы, может в следующий раз. Только подозреваю, что такого следующего раза уже не будет.

Бове

Когда я готовился к поездке и пытался узнать, как добраться из Руана в Бове, то находил один единственный вариант — только через Париж.

Все знатоки говорили, что, судя по карте, быстрее было бы добраться напрямую, не совершая путь туда (километров 70), а потом практически в туже сторону (километров 80) обратно, но прямого сообщения нет.

Вокруг Нормандии за один день

Прямого сообщения нет, это, правда, и было бы странно, если бы все городки Франции имели бы таковое. Но, как я уже говорил, возможна смена поездов или вообще видов транспорта, и приветливые французские билетерши вам об этом обязательно поведают.

Прямо сейчас держу перед собой случайно сохранившейся билет из Руана в Бове и продублирую указанный там маршрут, возможно, кому-нибудь пригодится.

Ведь первый пункт, город отправления - достаточно популярный во Франции туристический центр, второй не менее популярный столичный аэропорт, обслуживающий авиакомпании лоукостеры.

Итак, 07:17 ROUEN — 08:01 ABANCOURT -этот участок пути был преодолён на поезде, 08:30 ABANCOURT -09:30 BEAUVAIS -этот уже на автобусе.

Напомню, что железнодорожные и автобусные вокзалы во Франции, во всяком случае, те из них, которые мы встречали, всегда находятся рядом. Поэтому смена видов транспорта проходит максимально комфортно.

В Бове мы оказались в половине десятого утра, до нашего рейса было целых шесть часов, а от вокзала до аэропорта тоже было шесть, но уже километров.

Было принято решение, идти в аэропорт пешком и это был первый случай в моей жизни, когда я шёл в аэропорт на своих двоих. Путь проходил через центр города, небольшого и уютного, имеющего достопримечательность высшего порядка.

Вокруг Нормандии за один день

Речь идёт о кафедральном соборе Сен-Пьер (Святого Петра) уникального тем, что его хоры (это такой балкончик внутри церкви, но котором располагаются музыканты, певчие или орган) самые высокие среди готических храмов и это несмотря на то, что строительство собора так и не было закончено.

Вокруг Нормандии за один день

Про Бове я впервые услышал, как ни странно, в романе «Жанна д`Арк» Марка Твена. Тот самый мерзкий Пьер Кошон, организатор и председатель руанского инквизиционного процесса над Жанной д`Арк, имя которого прокляли его потомки, был как раз епископом Бове в 1420–1432 годах. И, конечно, его служба проходила в кафедральном соборе Сен-Пьер.

Хотя трудно сказать, в каком он был состоянии в годы епископства Кошона. Известно, что работы по возведению собора начались в 1225 году и в 1272 году были в целом завершены. Но уде в 1284 году, часть свода рухнула, следствии резонансных колебаний из-за сильного ветра.

Впрочем, крупномасштабная стройка вскоре была продолжена, но длилась несколько столетий, прерываясь из-за войн, политических интриг и финансовых затруднений.

Собственно говоря, строительные работы продолжаются и до сих пор. В наши дни принимаются меры, чтобы предотвратить обрушение, в частности установлена дополнительная опора колоннам, которые поддерживают высочайшие своды в мире.

Вокруг Нормандии за один день

И ещё интересная информация из Бове. Оказывается, у этого города есть своя легендарная личность по имени Жанна. У этой Жанны есть прозвище - Ашетт, что значит «топор» или «секира». Она прославилась примерно в те же годы, что и Жанна д`Арк, и тоже в военных действиях против бургундцев, союзников англичан.

Однажды, при обороне города Бове, 16-ти летняя Жанна Ашетт бросилась с топором в руках на бургудского солдата со штандартом в руках, зарубила его, переломив тем самым ход сражения и подняв боевой дух защитников Бове.

В память о тех событиях в 1851 в центре Бове установили бронзовый памятник Жанне Ашетт, который стоит на этом месте до сих пор.

Вокруг Нормандии за один день

На этом я завершаю, свои репортажи из Нормандии. Но, конечно, не прощаюсь.

Ведь после Нормандии было ещё две страны, а до конца этого года будут ещё две. Получается, что путешествовать удаётся быстрее, чем делиться воспоминаниями. Но такой темп жизни мне нравится.

Цикл материалов "Французский дневник"