Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 0:39
Мы будем путешествовать!

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Берн, Лозанна + 1 город — Швейцария, Фрайбург + 1 город — Германия, Руан, Париж + 5 городов — Франция, Милан — Италия Сентябрь 2018

Обычная экскурсия по Берну, ничто не предвещает ничего нового. Но, зайдя в главный протестантский собор страны, мы попали на выставку — готика в Соборах. Собственно, выставка — макеты соборов с датами постройки. Гуляя по ней, я поняла, что побывала почти во всех. Вот и захотелось поделиться. Фото макетов, не всех, но — почти всех Соборов.

Не буду подробно рассказывать о них, только легенды и особенности, вот захотелось поделиться.

Кафедральный Собор Святого Винсента, Берн, Швейцария.

Начать надо с главного. Главного в Берне, главного в Швейцарии и главного из-за выставки.

Макет.

Собор протестантский. Вот так выглядит оригинал:

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Вот в нем и проходила выставка. Строили ооооочень долго — с 1421 по 1893 год, т. е. 472 года! Ну, всего ничего. Хотя, еще в 13 веке на этом месте стояла романская церковь Святого Винсента Сарагосского. Церковь принадлежала рыцарям Тевтонского Ордена. Но, к 15 веку, город разросся настолько, что паства не вмещалась. И, под руководством страсбургского зодчего Маттеуса Энзингера, начинают возводить то, что мы видим сейчас — Собор с высотой шпиля 100 метров! Самый высокий в Швейцарии. Высота свода 20,7 метров. На колокольне расположена смотровая площадка, и колокол весом 10 тонн, установленный в 1611 году.

Потрясающий главный портал, где на архивольтах сюжет про Дев Разумных и Неразумных (средневековая версия «Стрекозы и Муравья»). На тимпане — сцены Страшного Суда. Толпы народа, падающие в Геенну Огненную и попадающие в Ад. Вершит Суд Иисус, а вот в помощницах вполне симпатичные Ангел Правосудия и Фемида. Вокруг — двенадцать Апостолов.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Собор трехнефный, но, в отличии от большинства Соборов, без трансепта. В правом нефе роскошные витражи на тему «Танцев со смертью». Все равны перед ней — дети и взрослые, женщины и мужчины, священники, военные и ремесленники. Интересно оконце, где смерть нашептывает доктору секрет исцеления от чумы, но воспользоваться им он не успеет — Смерть заберет его. Смерть, как правило, изображается в виде скелета.

В левом нефе — Пьета, оплакивальщица. Традиционно, это Мария, оплакивающая своего сына, но на двенадцати табличках выбиты имена швейцарцев, погибших за свободу своей Родины. Счастливая страна, им не много места надо для памяти своих погибших.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Перед входом в Собор, на площади — фонтан Моисея, в руках которого Скрижали Завета. Он указывает на вторую заповедь, которая гласит: «Не сотвори себе кумира», а вовсе не «не укради», как дружно кричат туристы!

Кафедральный Собор Девы Марии, Лозанна, Швейцария.

Макет.

Главный Собор Лозанны, кантона Во. Его построили достаточно быстро — за 110 лет, с 1145 по 1275 год. Но, по сей день реставрируют и перестраивают. Освящал собор сам Папа Римский Григорий Десятый. Главный архитектор Собора — Жан де Котерел, высота свода Собора 21 метр. Орган Собора имеет 7000 труб, это самый большой орган в Швейцарии. Выглядит он в реалиях вот так

До 1536 года Собор украшала Золотая Статуя Богоматери. Паломники тянулись в Собор со всей Европы, привозя, разумеется, пожертвования. За год — до 70000 человек, что и по сегодняшним меркам не мало. Но, ведь «Не сотвори себе кумира», и протестанты переплавили статую на монеты.

Собор построен на самой высокой точке Лозанны, поэтому, самое красивое, что с ним связано — подъем на колокольню. Виды восхитительные — и из лестничных проемов, и со смотровой площадки!

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

На архивольтах Моисей, вполне классический, с рожками. Знаете, почему у Моисея рожки? Смешная история, это банальная ошибка перевода. На иврите «свечение», «лучи» похожи на «рога», вот и наблюдаем по всей Европе рогатого Моисей. Неграмотные переводчики виноваты, жена не при чем.

Внутри сохранилось множество могил и надгробий. Для нас, пожалуй, самое интересное, одно. На нем русская фамилия: «Княгиня Орлова». История любви, трогательная до глубины души. В 1777 году, бывший фаворит Императрицы Екатерины Второй Григорий Орлов, влюбился в свою кузину Екатерину Зиновьеву, 18 — летнюю фрейлину Императрицы. Церковь запрещала столь близкородственные связи, но граф, все же, женился. Сенат расторг брак, но Екатерина проявила участие к экс — любовнику и кассировала решение Сената. Она зачислила девушку в статс — даму. В 1780 году молодые уехали в Швейцарию, так как у княгини начал развиваться туберкулез. Но, здешний климат оказался не самым подходящим для нее, и 16.07.1782 года Екатерина Орлова умерла в Лозанне. Она была похоронена в местном Соборе, а безутешный муж вернулся в Петербург, но лишился рассудка и умер через шесть месяцев после любимой супруги.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

А самая интересная история Собора — про Ночной дозор! Вы знаете города, где он сохранился до сих пор? В Лозанне! В средневековье стражники обходили спящие города, поднимались на башни и колокольни и предупреждали о пожаре. Сейчас, вроде и не актуально, но швейцарцы чтут традиции. Каждый вечер, ровно с 22.00. часов, до 2.00. часов ночи, стражник поднимается на 153 ступени Собора, поворачивается поочередно на четыре стороны и кричит: «Это ночная стража. Пробил час!» Вот такие истории в Лозаннском Соборе.

Кафедральный Собор Святого Николая, город Фрибур, Швейцария.

Макет.

Именно здесь, в городе Фрибур, расположенном между немецкой и французскими частями Швейцарии, находится Кафедральный Собор с самой большой усыпальницей в Швейцарии и самыми старыми колоколами страны (13 колоколов). Строили его с 1283 по 1490 годы, 207 лет.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Орган 19 века помнит, как на нем играл Ференц Лист!

Кафедральный Собор Девы Марии, Фрайбург, Германия.

Макет.

Это мой родной! Я здесь живу. Строили эту красоту с 1230 года по 1536, за 306 лет управились. Рассказывать о нем могу несколько часов, так что, обещаю, проявлю силу воли + характер, и, только одну легенду расскажу. Напротив Собора расположился Рыцарский дворец. Местный епископ рыцарей потеснил, да еще и не заплатил строителям Собора. За это они ему отомстили — очень интересно расположили одну из химер:

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

И, каждый день, епископ, выходя из дома на работу, видел повернутую к нему попу, из которой течет грязная вода!

А сколько про него еще есть легенд

А маленький, пузатенький, зелененький чертик молится, что бы побольше душ досталось ему, в ад. Найдите чертика.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

А дама с розгой сейчас будет бить малыша — за то, что он, в отличии от брата, не хочет учиться. И, эта дама — покровительница факультета педагогики!

Приезжайте — расскажу. Кстати, город на холмах, можно не просто сфотографировать красивые виды со смотровой площадки Собора, можно полюбоваться Мюнстером с одного из холмов или, из ресторанов магазинов, окружающих Собор.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Высота свода 27,4 метра, шпиля 116 метров. Потрясающий ажурный шпиль, реставрация которого закончилась месяц назад, капеллы, расписанные Гансом Гольбейном — младшим, роскошные витражи, 19 старинных колоколов, один из которых, Осанна, был установлен в 13 веке, интереснейший алтарь и многое другое……

(фото моего туриста).

Кафедральный Собор Ульм, Германия.

Макет.

Возводили его с 1337 по 1880 год! 543 года! Бедные жители, как им стало скучно, когда Мюнстер был построен и делать стало нечего. Вообще-то, это даже не Кафедрал. Обычная приходская церковь, епископы здесь не водились. Но, очень уж грандиозная! И, даже не традиционно 3-нефный, а 5 — нефный.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Самый высокий Собор Германии, вопреки тому, что все думают, что это Кельнский. Ульмский на 4 метра выше! 161,5 м метр. Высота свода 42 метра.

Из интересного — венчает «церквушку» воробей! По преданию, именно он помог строителям пронести через узкие ворота бревно. Глядя, как птаха носит веточки для гнезда, они развернули бревна вдоль, а не поперек (а сами не додумались?).

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Эта птичка — главная в городе. Ну, не считая его великого уроженца — ученого всех времен и народов — Альберта Эйнштейна.

Кельнский Собор Святого Петра и Святой Девы Марии.

Сколько всего написано, снято, сфотографировано…. Конечно, потрясающий, хотя далеко не самый мой любимый! Его строили 632 года (с 1248 по 1880), но и по сей день работы продолжаются. Может, потому, что если верить легендам, то в момент окончания строительства Кельнского Собора наступит Конец Света? А легенда гласит, что архитектор Герхард фон Риле долго не мог начать работу над чертежом. Сатана предложил ему готовый чертеж в обмен на бессмертную душу, на что Риле мгновенно согласился. Сделка с обменом должна была состояться в момент, когда прокричит петух. Жена Герхарда подслушала разговор, и прокукарекала, Дьявол отдал чертеж, а когда закукарекал настоящий петух, Риле и не думал отдавать душу — чертеж-то уже был у него. Сатана решил (справедливо), что это не совсем честно и проклял Собор. Так что — пусть строится вечно!

Самая ценная реликвия, хранящаяся в Соборе — ларец с мощами трех волхвов, привезенная из Милана в качестве военной добычи.

Шпиль собора взмывает в небо на 157,18 метров, что делает Кельнский Кафедрал вторым по высоте в Германии.

Дуомо, Милан, Италия.

Макет.

«Все, что есть замечательного в городе — это знаменитый Миланский Собор, громадный, мраморный, готический, весь вырезан ажурно и фантастичен, как сон. Внутренность необычайно хороша». Трудно что-то добавить, это после Достоевского — то! Но, попробую.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Строилось это зефирное чудо с 1386 по 1892 год! И, всего-то — 506 лет! Вот, теперь если вы кому-то что-то строите, и этот кто-то говорит, что долго, можете ответить: «А зато будет красиво!» Высота свода 45 метров. На протяжении всех этих веков строители строго придерживались готических линий, несмотря на то, что архитектурные стили менялись. Но, на фоне темных готических соборов, Дуомо смотрится «Гадким светлым утенком». Крыша собора — это что-то неописуемое! Причем, и сама крыша, и виды с нее:

Еще бы, 135 шпилей, 2300 статуй снаружи и 135 внутри.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Завораживает скульптура Святого Варфоломея, держащего свою кожу. Утверждают, что статую можно использовать в качестве анатомического пособия. Сам автор, Марко д, Аграте сказал: «Это сделал я, не хуже великого Праксителя!». И, не просто сказал, еще и записал.

Из интересного: Дуомо строится уже почти два века, сентябрь 1574 года. На огромной крыше собора вырос целый город, где обжились мастера и художники со всей Европы. Один из мастеров — стеклодувов, бельгиец Валерио ди Фиандра, занимается витражами, изображающими эпизоды жизни святой Елены. Ему помогает лучший ученик, отличающийся потрясающим умением смешивать краски. Секрет юноши заключался в щепотке шафрана, который он добавлял в краску. Его и прозвали Шафраном. Валерио посмеивался, что ученик не добавляет шафран только в ризотто, которое к тому времени было белым. И вот ученик, решил подшутить над учителем, в день свадьбы дочери Валерио действительно добавив шафрана в ризотто! С опаской гости начали пробовать розовое блюдо…. пробуем до сих пор! Справедливости ради, замечу, что легенд о появлении шафрана в рисе несколько, но все они неизменно связаны со строительством Дуомо!

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Отзыв о Соборе здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/milano/temples/2639/responses/1389

Кафедральный Собор Святой Девы Марии, Страсбург, Франция.

Макет.

Мой безусловный фаворит и любимец! Бываю в нем каждую неделю. Строился или 311, или 301 год. Доподлинно известно, что закончено строительство этого красавца было в 1521 году. А вот начало — или в 1210, или в 1220 году. Не могли нормально записать, бюрократов еще не было в нужном количестве.

Собор потрясает всегда — в любое время года и в любое время суток! Высота шпилей 142 метра.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

О его фасадах можно рассказывать вечно! У меня с ним связана личная история. Получаю заказ из Москвы, на четыре дня, первый из которых Страсбург. Текст заказа: «Я увлекаюсь историей, жена увлекается архитектурой, детям надо, что бы было весело, еще мы любим хорошо покушать!» Ну, думаю, с историей справлюсь, костюм клоуна надевать не стала — приготовила деткам пару квестов, а вот с архитектурой пришлось повозиться. У меня были чудные предметы — «История архитектуры» и «Типология архитектурных форм», но кто ж знал, что мне та типология понадобиться через сто лет! Пришлось засесть за учебники. Выучила каждую завитушку. Приезжают туристы. Глава семьи, действительно, знаток истории, хоть и нефтянник. Покушать, действительно, любят, благо, знаю — где. Дети милейшие, два мальчика. Начинаю вещать жене про архитектуру. Она мне говорит, что можно не подробно. Я уточняю, вы же увлекаетесь архитектурой, вроде…. Она: «Я просто люблю красивые дома!» Финиш, занавес. По моему теплому и дружественному взгляду глава семьи понят все, что я о нем думаю. Зато теперь, могу защищать диссертацию по Страсбургскому Собору. Но, не буду мучить, я же обещала.

Еще в средневековье было понятно, что без помощи дьявола построить такое было невозможно! Вот и стоит на площади памятник строителю — каменщику — дьяволу — масону:

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

При всем том, что снаружи Собор восхитителен, он и внутри великолепен! Кружевная кафедра, уникальный орган, множество скульптур, витражи.

Наибольший интерес вызывают уникальные астрономические часы, которые показывают все, что можно, и, даже, больше! Большое представление проходит в 12.30., но каждые 15 минут можно увидеть маленький кусочек действа. Правда, сейчас они на реставрации.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

К сожалению, сейчас нельзя увидеть скульптурную группу «Сцена в Гефсиманском саду» с крестом, и средневековую купель — эта часть Собора закрыта для посетителей уже несколько лет.

Можно час показывать всевозможные мелочи, ну как не погладить эту милую собачку, и не загадать желание?

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

А этот Атлант? Это один из каменщиков изобразил себя! Из серии «Здесь был Вася»!

Вы обратили внимание, что шпиль один? Все банально, вначале не хватало денег, потом буря разрушила пробную башню, а потом готика вышла из моды.

(фото из интернета).

Отчет о Соборе здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/france/city/strasbourg/temples/14318/responses/1359

Кафедральный Собор Святой Девы Марии, Реймс, Франция.

Макет.

Один из главнейших Соборов Франции, место коронации французских королей. Именно в нем крестился Хлодвиг Первый, из династии Меровингов. И, накануне Крещения, Бог ниспослал чудо — с небес спустился голубь, неся в клюве склянку с миро, для помазания Хлодвига. Первый король, короновавшийся в Реймсе — Людовик Благочестивый Калолинг (сые Карла Великого — Шарлемана), последний — Карл Десятый в 1825 году. Именно здесь, 19.05.1051. Генрих Первый венчался с Анной Ярославовной, дочерью Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской.

(фото из интернета).

Именно сюда Жанна д, Арк привела для принятия короны Карла Седьмого. Есть чем похвастаться этому Собору.

Ну, архитектурно — это две 80-метровые башни, и, интереснейшие скульптуры, 2300 штук! Один из самых известных — «Улыбающийся ангел»:

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Кстати, прототип Квазимодо тоже живет здесь — Гюго «срисовал» его с «Атланта с гримасой» (фото у меня нет).

К сожалению, Собор очень пострадал во время бомбежек Первой Мировой Войны (а еще — пожаров, Реформации и других войн), зато, при восстановлении витражей использовали эскизы Марка Шагала.

Кафедральный Собор Святой Девы Марии, Париж, Франция.

Макет.

Знаменитый Нотр Дам! Только заикаешься туристам в каком-нибудь городе: «Нотр Дам» и все дружно кричат: «де Пари»! Вот и начинаешь песнь о том, что церквей Девы Марии — миллион. Вот спасибо, месье Гюго! Выстроили эту знаменитость за 184 года, не очень и затянули. Чай, столица! С 1161 по 1345 годы. Построили в восточной части Сите. Что тут только не стояло! Когда-то, галло — римский храм Юпитера, на его фундаменте первая христианская церковь Парижа — Святого Стефана. Ну, а затем, при Людовике Седьмом, при активном содействии парижского епископа Мориса де Сюлли, началось строительство Собора. Два главных архитектора, которые приняли участие в строительстве этого «роскошества» — Жан де Шелль и Пьер де Монтрейль. Высота башен 69 метров, свода 33 метра. Вместимость Собора невелика — 9000 верующих (или — туристов, коих в год посещает Нотр Дам 15 млн. человек!).

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

В Соборе хранятся величайшие сокровища христианского мира — терновый венец, гвоздь, которым Иисус был прибит к кресту, кусочек самого креста. Из именных колоколов Собора стоит отметить Эммануэль — 13 тонн, и Белль (ага, именно так он называется) — самый старый, установлен в 1631 году. Именно здесь короновался Наполеон! В отличии от других стран, во Франции расстояния считаются не от границ города или от почты, а от Нотр Дама.

Нет смысла рассказывать о конструктивных особенностях храма, или о его строительстве и истории. во-первых. «много тут после войны с гармошкой», уже все на сто раз расказали. Во-вторых, займет много времени и места. Есть смысл — легенду о строительстве. Уже тогда было понятно, что без помощи потусторонних сил такое выстроить невозможно. Вот кузнец Бискорне (вполне реальный) и обратился к Дьяволу. Утром пришел сторож, и увидел роскошные ворота, а рядом кузнец в глубоком обмороке. Ворота установили, кузнеца привели в чувство, но выяснилось, что ворота не открываются. Что только не делали — ничего не получалось. Пришлось прибегнуть к крайним мерам — окропили их святой водой, и, опа-ля, ворота открылись. А кузнец так никому и не сказал — как получилась такая красота.

Еще есть смысл — о горгульях и химерах. Собственно, разница в конструкции — химера прямо на стене, горгулья — на вынесенной балке.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Интереснее история. Горгулья — это змей, живший когда-то в Сене. Или, Змея, что скорее. Любила она развлекаться, извергать воду в лодки, переворачивать их и, даже, затапливать ближайшие дома. К счастью для горожан, появился у них спаситель — архиепископ Руана Святой Роман (святым он стал позже, естественно), он заманил Горгулью «на живца», усмирил с помощью креста, а затем, смирную, отвел в город, где ее и убили горожане. А мастера начали вырезать изображения горгульи на водостоках, которые отводили дождевую воду от стен. А, поскольку, они страшные. то заодно и злыдней всевозможных отпугивали. Все это приключилось в 12 веке.

А Химера — это из греческой мифологии. Милое создание с головой льва, туловищем козы, хвостом змеи. И, про эту Химеру все давно забыли, но в 1831 году выходит в свет нетленный роман Гюго! А через 10 лет начинается рестоврация собора под руководством архитектора Виолле ле Дюка. И понеслось! Он собственноручно создал эскизы, а команда скульпторов под руководством Жоффруа Дешома воплотили в жизнь описания Гюго.

Самая известная — «Ночная птица» — «Стрикс» — полуженщина — полуобезьяна, еще и с крыльями, которая по ночам летает, дико орет и пьет кровь младенцев.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Вот счастье, что у революционеров не получилось выполнить свою задумку — взорвать Собор. Они зашли внутрь и тут случайно выяснилось, что порох закончился. Видимо, сочли за божье революционное знамение, взрывать передумали — устроили склад. Вот и славно.

Собор Сен Шапель, Париж, Франция.

Макет.

Начали возводить в 1241, а может — в 1244 годах, и выстроили буквально за несколько лет — в 1248 уже закончили. Неимоверно быстро! Так пожелал Людовик Девятый, позже ставший Людовиком Святым. Еще бы, Крестовые Походы! Правда, в отличии от многих, он не грабил, а покупал. У императора Константинополя за баснословные 135 тысяч ливров выкупил Терновый венец Спасителя. Для сравнения — строительство обошлось в 40 тысяч.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

На острове Сите, прямо напротив Нотр Дама, и туда непременно надо зайти! Да, Великая Ракия, где хранились реликвии, была разрушена в годы Революции, а то, что осталось — в Нотр Даме. Но, такие витражи, которые можно увидеть в Верхней Капелле Сен Шапеля, трудно увидеть еще где-то. Стен нет — только 600 кв. метров красоты! Это 15 витражей с 1113 библейских сцен!

Кафедральный Собор Святой Девы Марии, Шартр, Франция.

Макет.

Строился он с 1195 по 1360 год, всего 165 лет! Конечно. это очередной Нотр Дам, причем, достаточно простой, но, в нем хранится покров Девы марии, в котором она рожала Иисуса. По легенде, после пожара 1194 года, когда от церкви осталось одно пепелище, святая реликвия была найдена, не тронутой пламенем. Чудо, конечно.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Кафедральный Собор Святого Стефана, Бурже, Франция.

Макет.

Стройка длилась 129 лет, с 1195 по 1324 год. Собственно, это, как минимум, четвертый храм на этом месте. Первый еще ранних христиан — галлов принимал. Строили, как водится, на пожертвования. Сдав деньги «на храм», горожане искупали грех употребление скоромной пищи в пост. Нравится мне это дело — греши, но, главное, не забывай про индульгенцию! Высота свода собора 37 метров. Он довольно необычен — без трансепта, что бывает не часто.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Из интересного: в нижней части храма сохранились рельсы, по которым ездили вагонетка с углем, для отопления Собора. А вы что подумали, что сюда скоростные TGV заезжали?

Самое интересное — астрономические часы. Первое упоминание о них относится к 1422 году! Мастера Кассар и Фюзори создали сей шедевр, а художник Жан Орлеанский расписал. Отбивая время, они исполняют хвалебный гимно Деве Марии «Salve Regina».

Кафедральный Собор Святой Девы Марии, Амьен, Франция.

Макет.

Тоже не быстро возвели — за 182 года, с 1220 по 1402 год. Высоту свода отгрохали аж 43 метра! А шпилей — 112 метров. Он и должен быть высоким — ведь это самый большой собор Франции. Он был четвертым по счету, и его тоже пришлось восстанавливать — пострадал от бомбежек Первой Мировой Войны. немцы повредили его в 1928 году. Но, восстановили. Главная святыня — голова Святого Жана Батиста, в 1206 году привезенная из Четвертого Крестового Похода.

Построили Собор на деньги, полученные от продажи растения вайды, из которого получали синюю краску.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Интересная особенность — он когда-то был цветным. Но, в наше время решили не разукрашивать, а поставили на площади перед Собором 9 осветительных установок, и ежевечерне, в 20.00. статуи подсвечиваются разными цветами.

Кафедральный Собор Вознесения Девы Марии, Руан, Франция.

Макет.

Оооо! Этот строили основательно — с 1200 (а может, с 1203 года) по 16 век!

Высота свода 28 метров, а башен — 151 метр! Он даже был самым высоким культовым сооружением, правда, «Пальму первенства» уступил. Кстати, одна из башен называется «Масляная» — тоже построена на деньги горожан во искупление поедания неправильной пищи в пост. Тоже — потому, что в Бурже такое уже было.

Вот стороили — строили, а ведь несколько раз он был близок к разрушению — мало того, что то буря, то ураган отдельные части разрушали, так еще и во время Второй Мировой был существенно поврежден. Но, все обошлось — отреставрировали.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Из интересного: Клод Моне снял две квартиры напротив Собора и целых два года рисовал его! Нет, две — не от жадности, а что бы работы были с разных ракурсов. Есть утренние, дневные и вечерние виды. Выставк Моне «Руанский Собор» прошла в 1894 году.

Кафедральный Собор Святого Петра, Бове, Франция.

Макет.

Первая из тех, которую я не видела «живем». Придется съездить. Тоже долгострой — 1225 год — 16 век. И вообще — он до сих пор не достроен. Это самый высокий собор Франции — свод 48,5 метров! Про него сказано6 «Парфенон французской готики!».

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

(фото из интернета). Надо ехать обязательно, тем более — всего в 40 км от Парижа!

(фото из интернета).

Кафедральный Собор Святой Девы Марии, Лан, Франция.

Макет.

Вот вторая из немногих, которую я не видела «живьем». Сравнительно быстро построенная, 1151 — 1235 годы, 84 года. В принципе, мог один человек застать начало и окончание постройки, какой-нибудь добропорядочный монах.

Не самый высокий, свод 26 метров, башни около 50 метров. Собор построен не в центре города, а на холме, как крепость.

(фото из интернета).

Из интересного: окно — роза — одно из первых во Франции.

(фото из интернета).

Кафедральный Собор Святого Дионисия, Сен-Дени, Франция.

Наконец-то, не Девы Марии, не Петра, и, даже, не Николая, а Святого Дионисия. Сразу вино в голове… да, конечно, там Дионис (это по-гречески, а по-римски — Бахус), но имя то оттуда пошло! Начали строить толи в 1130, толи в 1135 году, до 1281 года строили. Видимо, пили, все-таки, в промежутках между работой. Достроили свод до 27 метров. И, бенедиктинское аббатство Сен Дени становится главным монастырем средневековой Франции. именно сюда, по легенде, с отрубленной головой в руках, пришел с Монмартра первый епископ Парижа Дионисий. Людовик Святой (уже пару раз мною упомянутый) переносит сюда останки предков (начиная с Дагобера Первого), и делает это аббатство усыпальницей французских королей. Правда, во время Революции, их тела были выброшены в ров, потом кости собрали, и вернули в аббатство. Но, надгробия сохранились. Целых нет, как раз, не целых 25 королей 9трех не хватает), 10 королев и 84 наследников и наследниц!

Собор Святого Штефана, Вена, Австрия.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

137 — метровый красавец, который возводили два века — с 14 по 16. В Соборе две интересные гробницы — Императора Фридриха Третьего и принца Евгения Савойского.

А, самое интересное — второй в мире по величине свобордно раскачивающийся колокол. Первоначально он назывался Пуммерин, и был отлит из 208 турецких пушек, когда Османы были отброшены от Вены в 1683 году). Но, в 45 году, в результате обстрела, он рухнул и разбился. Был отлит новый — 21383 кг, диаметром 3 метра!

Этот собор отчеканен на австрийских 10 центех:

(фото из интернета).

Кафедральный Собор Святой Девы Марии, Бургос, Испания.

Давайте посмотрим испанский вариант готики. А то глаза устали от темных соборов. За три века, начиная с 1221 года, был выстроен Кафедрал в Бургосе.

(фото из интернета).

Все-таки, в отличии от североевропейских, у меня легкое ощущение дворца:

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

В этом Соборе множество интересных деталей, упомяну две: скульптуры, рты которых открываются и закрываются в такт колокольному звону. Эти скульптуры прозвали «Мухоловы».

Еще интресные маскароны с открытыми ртами — очень удобно бросать доносы, особенно — анонимные:

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Производит ощущение света, и, совсем не статичный — динамика!

Именно этот собор отчеканен на испанских евро:

Кафедральный Собор Мария — де — ла — Седе, Севилья, Испания.

(фото из интернета).

Интересен в первую очередь тем, что построен на месте бывшей мечети, соответственно, он прямоугольный, а не крестообразный. Огромных размеров, один из самых больших в Европе. Строили 104 года, с 1402 по 1506 год, от мечети сохранился внутренний 9апельсиновый) дворик.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

( фото Анны Кудрявцевой, спасибо ей!)

Восторг вызывают 75 витражных окон, а возле работ Мурильо, Гойи, Веласкеса, можно застрять надолго!

Кафедральный Собор Святого Витта, Прага, Чехия.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Интересна история названия. Начал строить церковь Вячеслав (Вацлав). Но он погиб от руки брата — Болеслава. похоронили его в соборе, позже он стал Святым Великомучеником. Его именем и назвали собор. В придачу к двум другим — Витта — Вацлава — Войтека. В 12 веке собор был разрушен, а фундамент использовали для строительства сегодняшнего собора. В немецкоязычных документов — никаких Вацлавов, Войтеков, Болеславов и Вячеславов — только Венцль. Да, чуть не забыла — строили 600 лет.

Со смотровой площадки Собора открываются потрясающие виды на Прагу!

В создании витражей участвовал всемирно известный Альфонс Муха:

Кафедральный Собор Рождества Святой Девы Марии, Рио де Жанейро, Бразилия.

Макет.

Ну, наконец-то! Мало того, что современный, так еще и мгновенно выстроенный! Несчастные 12 лет, даже писать неловко — 1958 — 1970 годы. Макет совершенно не напоминает оригинал, ни сам собор, ни отдельно стоящая колокольня, сравните

сами:

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Видимо, создатели макета не видели оригинал, в отличии от меня.

Из похожего на собор — витражи внутри огромного пространства (вместимость 20 тысяч человек). Кстати, когда приезжал Иоанн Павел Второй, этот футуристический собор был заполнен полностью.

Готика, готика, готика.... великолепная готика!

Отзыв о соборе здесь: https://www.tourister.ru/world/america/brazil/city/rio_de_janeiro/temples/9266/responses/2997

Про английские не буду, хотя, можно было бы обсудить Вестминстерское аббатство, Йоркский Собор, Собор в Солсбери, но, думаю, и так редкая птица долетит, в смысле — редкий любитель осилит!

А, мы же начали с того, что макеты всех этих соборов выставлены на выставке в Берне. Ею и закончу. При выходе с выставки — ящичек для пожертвований. Мне понравилось, я получила удовольствие, так что — почему нет?

А я очень постаралась не загружать вас подробностями истории и архитектуры, а просто показать красоту готики и рассказать об «изюминках» особенностях каждого. Всем, сумевшим прочитать и посмотреть — спасибо!

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия