Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Якутск — Россия Июль 2018

Предчувствие, что путешествие по Синей подходит к завершению, не покидало меня, можно и не смотреть в описание маршрута. Хоть река и продолжала петлять, но скал уже не было, рельеф берегов сгладился, течение стало заметно ровнее и спокойнее. У меня защемило в груди — все дни, которые мы провели на Синей, были сплошным нескончаемым праздником красоты. Ложусь спать — прощальный взгляд на скалы, просыпаюсь — первый взгляд туда же. И целыми днями нас окружали скалы, скалы, скалы…

Встречь Солнцу. Часть  7. Прощание с Синей

Я так втянулась в это радостное состояние, что красота всегда рядом, что оно стало потребностью. Мне не хотелось ничего менять. Пусть бы все так и продолжалось! Подсознание мне подсказывало, что на Лене будет не продолжение — нас ожидает что-то иное. Уверена, что красоты и там хоть отбавляй, но мир уже не будет прежним…

Встречь Солнцу. Часть  7. Прощание с Синей

И вот, наконец, заключительный поворот реки. Ее берега расступились, она распалась на несколько рукавов. Далеко впереди видна темная полоса — это лес, а до него сплошное открытое светлое пространство. Сразу стало понятно — мы добрались до Лены.

Мы не стали торопиться встретиться с ней, а причалили к правому берегу Синей. Здесь на небольшом взгорочке расположен поселок Синск — первый и единственный населенный пункт на ее берегу, который повстречался нам почти за неделю сплава по реке.

Остановка в Синске нужна нам для пополнения запасов еды — то, что взяли «на прошлой неделе, мы давно уже съели и ждем — не дождемся…», как говорится. Ну что же, пойдем гулять по поселку в поисках магазина. И вот она — встреча с цивилизацией. Я вижу шныряющий по улицам мотоцикл с коляской, в которой нет сиденья, а мальчуган сидит просто на полу, застеленному картонкой. Несколько раз повстречался словно бы мечущийся по поселку «Патриот» без запасного колеса на задней двери. Коровы разгуливают по пыльным улицам. Повсюду стоят деревянные деревенские домики. Все обычно, привычно — глубинка. 30 км от Москвы — и увидишь то же самое.

Магазин нашелся без проблем — на центральной улице. Помню, раньше такие магазинчики назывались сельпо — в них можно купить почти все от спичек и мыла до велосипедов и мопедов. Но теперь название магазина звучит гордо — «Маркет». Я смотрю на ассортимент — из Москвы будто и не уезжала. Но ценники… Арбуз — 100 рублей за килограмм. Не хочу! Никита изучает цены на Фанту, Колу, Пепси и говорит с досадой: «Да уж, цены явно не иркутские». Но вот мороженое оказалось вполне доступным, и от него никто не отказался!

На обратном пути из магазина я дошла до окраины Синска. Отсюда, с высокого берега, видна «стрелка» — место слияния Синей и Лены. Нынче из-за стоящей жары и отсутствия дождей Синяя обмелела, ее рукава пересохли. И только правый рукав выглядит вполне судоходным, скорее всего, по нему мы и пойдем:

Встречь Солнцу. Часть  7. Прощание с Синей

Но как могуча Лена! Во всех направлениях по ней движутся суда — сухогрузы, пассажирские, снуют туда-сюда многочисленные катера и моторки. Такое оживление никак не коррелирует с моим внутренним состоянием — я привыкла к покою и тишине. Во время сплава по Синей они нарушались лишь рокотом мотора или всплесками воды от весел, да выкриками «Лопата, пол-лопаты». Да уж, надо адаптироваться к ставшим новыми (почти забытыми старыми!) условиям.

На Лене уже нет опасности сдернуть камнем с катамарана мотор — это проблемы мелководья. Поэтому можно врубить движок на полную мощность и идти по реке на скорости. Но для этого нам надо подкачать баллоны ката. А вот эта задача превратилась в отдельный квест. И дело вот в чем.

В устье Синей ее песчаное дно представляет собой, практически, плывун. Стоит только слезть ката, и ты понимаешь, что дна-то под ногами нет — ноги тут же погружаются во что-то мягкое и почти не осязаемое. Приходится топтаться на месте, выдергивая одну ногу и тут же проваливаясь другой, иначе засосет по пояс или даже поболе. Как в таких условиях использовать насос, который при малейшем нажатии уходит под воду?

Фото Елены Савицкой

Но вы же знаете — нет нерешаемых задач, есть недостаток упорства. Но это не про нас! С Божьей помощью и благодаря собственной настойчивости и находчивости мы справились с поставленной задачей и вот уже на полной скорости идем по Лене. Нам надо на противоположный берег — там запланирована стоянка. Хоть и есть на реке небольшое волнение, хоть и заливает водой с головы до ног Аню и Наташу, сидящих на кате впереди, но Гоша говорит: «Лена к нам благосклонна. Сколько групп водил, но здесь, при переходе от Синска на другой берег, на Лене всегда был шторм. А нынче просто благодать!».

Прежде чем я перейду к рассказам о следующем этапе сплава — приключениях на Лене, несколько слов скажу о нашей жизни на Синей реке.

Как мы питались?

О, это было очень просто — рис, гречка, макароны и много-много-много тушенки. Мы ее так и не доели, как ни старались, оставили запасы следующей группе.)) Картошка, морковка, лук и капуста использовались исключительно при приготовлении супа. Суп, и чаще всего это была уха, варился каждый день — рыбаки, а их у нас было трое, регулярно поставляли нам свежую продукцию:

Фото Елены Алексеевой

Фото Галины Михоношиной

Встречь Солнцу. Часть  7. Прощание с Синей

Повара в походе не было, поэтому еду мы готовили сами — дежурили по очереди:

Встречь Солнцу. Часть  7. Прощание с Синей

Не похудеешь тут никак, как ни старайся. А я даже и не пыталась.))

Не без проблем…

Конечно же, нас не обошли проблемы. На второй день сплава жестко заболел Петя — один из наших гидов. Увы, МЧС отказало в его эвакуации. Несколько дней Петя терпел боль и болезнь, пока, наконец, к нам смог пробиться Гоша — он был гидом в группе, идущей впереди нас и уже заканчивающей свой маршрут. Гоша на моторе выгреб против течения Синей и прибыл в наш лагерь у Поющих скал глубокой светлой ночью. Петю поменяли на Гошу — первого отправили в больницу, второй со своим верным другом собакой Бельтой остался гидом теперь уже в нашей группе:

Фото Елены Алексеевой

На дневке у Поющих скал стояла такая жара, что даже приспущенный баллон катамарана возмутился… и лопнул в знак протеста. В этот момент я пыталась охладиться — лежала в реке, уцепившись за какой-то здоровенный камень, чтобы меня не унесло течением. Звук, похожий на выстрел, был слышен за версту. Я вздрогнула от неожиданности, забеспокоилась, но поглядела на берег и увидела — все на месте, живы-здоровы, занимаются своими делами, никакой паники, все нормально. И успокоилась. Но когда вылезла из реки, все же спросила у Сергея, что это было. «Да вот что», — говорит Сергей и показывает мне многочисленные дыры на баллоне ката.

Гоша и Сергей сразу поняли происхождение звука и тут же полностью вытащили кат из воды. Обследовав его, обнаружили не только здоровенную дыру, фактически не поддающуюся ремонту в походных условиях, но и другие многочисленные травмы ката, полученные им на перекатах. Ремонтом того, что можно было полечить, мы и занялись на досуге:

Встречь Солнцу. Часть  7. Прощание с Синей

Кроме того, выяснилось, что запасной баллон оказался бракованным. Как нам теперь быть? У нас есть два катамарана и три баллона вместо четырех необходимых. Недолго посовещавшись, Сергей и Гоша решили из двух катов сделать один большой — с жесткой сцепкой и на трех баллонах. Вот так большой толпой мы и передвигались весь оставшийся путь:

Цветы…

Ну разве можно не показать их красоту? Их было много разных и повсюду.

Цветы земляники потрясли меня своими габаритами — мне показалось, что у клубники, растущей у меня на даче, цветы ничуть не больше. Интересно, а какого тогда размера ягоды местной земляники? Увы, этого я не узнала — здесь она созревает позже.

Лилии — в Якутии они называются саранки. Оранжевые огоньки крупных цветов «горят» в зеленой траве. Каждый цветок — как праздник:

Встречь Солнцу. Часть  7. Прощание с Синей

Ирисы — где бы мы ни находись, ирисы были повсюду! Светлой сиреневой полоски они тянутся по берегам Синей на многие сотни метров. Наверное, я не поняла бы, что это именно ирисы, если бы Гоша не обратил на это мое внимание.

Встречь Солнцу. Часть  7. Прощание с Синей

Кипрей (он же Иван-Чай) — его высокие розовые свечки радовали повсюду. Я вспомнила, как много лет назад именно Иван-чай и пижма, цветы которой были не плоскими, как в Подмосковье, а похожими на шапки хризантем, благоденствовали и в лесах на Енисее:

А вот это новый для меня цветок. Знакомьтесь — грушанка мясо-красная. Я видела его всего несколько раз — он растет в лесных зарослях, в тенечке и, фактически, уже отцветал. Оказалось, что это лекарственное растение с широким спектром целебных свойств — надземная часть растения в виде отваров и настоев применяется при желудочно-кишечных заболеваниях (вот бы знать про это, когда Пете было плохо!), радикулите, простуде, грыже, при различных кровотечениях, отравлениях, как противоядие при укусах животных и насекомых:

Встречь Солнцу. Часть  7. Прощание с Синей

Гвоздички, анемоны, незабудки и прочие многочисленные полевые цветы сопровождали нас повсюду — милые, нежные, добрые. Красивые…))

Как ни грустно, но с Синей рекой мы прощаемся. Позади 140 километров почти непрекращающейся красоты — вода такая прозрачная, что все камешки на дне можно пересчитать, скалы, отвесно обрывающиеся в реку, стоящие поодиночке, группами, формирующие неприступные стены… Растекшееся по склонам золото солнечного света… Зеркально отраженная в непорочной глади реки красота. Я испытала незабываемые эмоции!