Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Якутск — Россия Июль 2018

Я завершаю свой якутский «сериал». Но у меня осталось несколько кусочков информации, которые я так и не смогла оформить в самостоятельные рассказы, но она может показаться интересной и оказаться полезной.

Якутия — край контрастов

Громадна территория Республики Саха (Якутия) — не поленитесь, сами гляньте на карту России:

Встречь Солнцу. Часть 10. Якутия — край контрастов

А если спросить себя: «Что я знаю о Якутии?», скорее всего, познания ограничатся тем, что это край вечной мерзлоты и алмазов. Конечно, эта информация верна — в Якутии насчитывается более 200 кимберлитовых месторождений алмазов, и за шесть десятилетий из ее недр добыто около 300 тонн драгоценных камней. И большая часть территории республики лежит в зоне сплошной вечной мерзлоты. Но есть и другие интересные факты, о наличии которых мы чаще всего просто не задумывались.

1. Площадь территории и население

Республика Саха (Якутия) — самый большой регион России, занимающий пятую часть ее территории. 2,5 тысячи километров с севера на юг, 2 тысячи километров с востока на запад, четыре климатических зоны — таежные леса, тундра, лесотундра и арктическая пустыня.

И при этом Якутия — самый малонаселенный регион: на одного ее жителя приходится 3 кв. километра территории. Есть места, не знающие присутствия человека, благодаря чему на огромных территориях республики сохранилась чистая, нетронутая природа со всем разнообразием флоры и фауны.

1. Пляжи

Якутия обладает самыми пустынными пляжами в мире — 4 тысячи километров морских пляжей, на которых нет отдыхающих, ведь это пляжи Северного Ледовитого океана!)))

1. Климат

В Якутии запредельно лютая зима и по-африкански жаркое лето. Здесь находится материковый полюс холода и самое морозное из обжитых мест на планете — село Томтор, где зафиксирована рекордная температура — минус 71,2 градуса по Цельсию.

Встречь Солнцу. Часть 10. Якутия — край контрастов

По сути, Якутия — это гигантский природный холодильник, безотказно работающий тысячелетия и в котором практически без признаков разложения хранятся туши доисторических животных, прежде всего мамонтов.

Влияние вечной мерзлоты, которая начинается уже на глубине одного метра и уходит на сотни метров вглубь, отражается и на жизни людей: например, дома здесь строят не на фундаменте, а на сваях, забивая их в грунт по периметру будущего здания.

Кстати сказать, вечной мерзлоту зовут в обиходе, ученые же выражаются точнее: мерзлый грунт, имеющий отрицательную температуру, длящуюся непрерывно от нескольких лет до десятков тысячелетий.

Праздник Новый год

Праздник Новый год, который в европейской части отмечают зимой, в Якутии отмечают летом, в конце июня.

Встречь Солнцу. Часть 10. Якутия — край контрастов

Булууская наледь — зима среди знойного лета

На противоположном от Якутска берегу Лены в 100 км от города находится еще одно удивительное место — не тающая даже летом Булуускская наледь.

Встречь Солнцу. Часть 10. Якутия — край контрастов

Она образуется бьющимися из-под земли горячими ключами — выбиваясь на поверхность, они сливаются в ручьи, которые постепенно остывают и в конце своего пути формируют толщу ярко-голубой наледи.

Встречь Солнцу. Часть 10. Якутия — край контрастов

Льда образуется такое количество, что за лето он не успевает растаять! Ручьи пробивают в многометровой наледи гроты, каньоны, в петлях которого интересно бродить. Вот здесь-то мне и пригодились болотники, без дела пролежавшие в бауле две недели во время сплава по Синей и Лене. Можно, конечно, и в босоножках шлепать по ледяной растаявшей воде. Но думаю, в этом мало приятного!

Встречь Солнцу. Часть 10. Якутия — край контрастов

Гуляя по наледи в 30-ти градусную жару, я чувствовала, как от нее веет холодом. Говорят, что здесь зимой в любые морозы слышно, как журчат ручьи.

Царство вечной мерзлоты

У подножия остроконечной сопки Чочур Муран находится еще одно необычное место: в 2008 году заброшенную штольню превратили в одну из интереснейших достопримечательностей Якутии — Царство вечной мерзлоты. Я побывала здесь в 2011 году, когда находилась в Якутске в командировке.

Для сохранения существующего температурного режима в летнее время на разгоряченных посетителей надевают специальные плащи, предохраняющие выделение тепла от человеческого тела в окружающее пространство.

Встречь Солнцу. Часть 10. Якутия — край контрастов

В подземных лабиринтах штольни установлены ледяные скульптуры:

Встречь Солнцу. Часть 10. Якутия — край контрастов

Я бродила по штольне буквально разинув рот. Хорошо, что со мной были сопровождающие — они корректировали мое передвижение, иначе бы я точно заблудилась в лабиринтах и ответвлениях! Ну, а в конце обледенелых коридоров расположен бар — здесь изо льда изготовлены стойка, стол и лавки. Желающие остудить свой пыл могут отведать из ледяной стопки охлажденной водочки и закусить замороженным омулем. Честно говоря, я бы расположила этот бар при входе в Музей, а не при выходе, когда хочется чего-нибудь тепленького!

Уроки жизни

Гуляя как-то по берегу Синей в лучах золотистого вечернего солнца я увидела немногочисленные пучки дико растущего зеленого лука. На тоненьких будылках раскачивались или полностью закрытые семенные коробочки, или уже растрескавшиеся, но еще полностью сохранившие семена. На радостях — витамины ведь! я нарвала целый букет из перьев изумрудного цвета и, гордая, принесла в лагерь.

Гоша увидел, что у меня в руке, и спокойным голосом говорит: " У нас, у якутов не принято убивать беременную женщину. Если ты еще когда-нибудь захочешь нарвать лука, то бери только те перья, где нет семян. А будылку с семенной коробочкой оставь — пусть жизнь продолжится!».

Встречь Солнцу. Часть 10. Якутия — край контрастов

Как я переживала после этого разговора! Ведь это так просто, так очевидно — сохранить жизнь. Так ведь нет, варварство — оно в крови.

Советы по снаряжению

Как выяснилось, я оказалась не совсем готова к водному путешествию — кое-каких вещей мне не хватало, кое-что оказалось лишним, не востребованным, кое-что не выполнило своей миссии. Поэтому, проанализировав свой гардероб и снаряжение опытных водников из нашей группы, для себя (на будущее) я сделала следующие ключевые выводы:

Обувь:

На кате удобнее всего быть в:

• резиновых или иных гуттаперчевых босоножках (если в реке теплая вода, что бывает в июне—июле)

или

• неопреновых ботах (но у них тонкая подошва (они предназначены для надевания в ласты), поэтому их надо было переодевать, когда высаживались на берег и поднимались на скалы)

• неопреновых носках и каких-нибудь легких тапках/кедах, в которых можно ходить по земле и камням и не переобуваться.

В холодное время (напр., в сентябре) альтернативы болотникам нет.

Для лазания по скалам нужно иметь кроссовки с толстой подошвой/треккинговые ботинки.

Лично мне не хватало резиновых ботиков для гуляния по росе на рассвете. Надевать болотники было не целесообразно, поэтому гуляла в резиновых шлепках с постоянно мокрыми ногами.

Штаны:

Неопреновые шорты или брюки/шорты из быстросохнущей ткани (часто приходилось слезать с ката, чтобы перетащить его через отмель)

Рубашка:

Легкая с длинным рукавом (в случае теплой погоды) — спасает от солнечных ожогов.

Можно надеть майку/футболку, но намазаться солнцезащитным кремом.

На голове:

Панамка/кепка/шляпка — тоже защита от солнца.

На случай мокрой/холодной погоды:

Непромокаемые и непродуваемые штаны и куртка (мои штаны и ветровка с мембраной оказались не непромокаемыми).

Уяснила, что мой туристический влагозащитный баул не является непромокаемым. Поскольку его я привязывала к баллону ката и сидела на нем, то на стоянке приходилось выливать полведра воды и сушить вещи. Поэтому в небольшой гермомешок (примерно на 40 литров) я складывала одежду, а уже этот гермомешок клала в баул.

Считаю более удобным использовать гермобаул — и не промокает, и вещи складывать внутрь удобнее, чем в рюкзак, и сидеть на нем можно.

Эпилог

Отправляясь в Якутию в путешествие, я не подозревала, какую бурю эмоций она вызовет у меня не только во время сплава, но и по возвращению домой. На протяжении почти трех месяцев я готовила рассказы для Туристера, мгновенно погружаясь в состояние эйфории и восторга от любой картинки с видом Синских столбов. Муж с трудом и немым укором оттаскивал меня от компьютера уже глубокой ночью. Да, наверное, именно часть путешествия по Сиинэ произвела на меня самое сильное впечатление (не в обиде Лене будь сказано).

Встречь Солнцу. Часть 10. Якутия — край контрастов

Мне кажется, я поняла самое главное — сюда я должна еще вернуться. Якутию невозможно узнать, понять, постичь вот так сразу, с набегу, за короткий срок. Она мудра, осторожна, ответственна, богата… Богата красотой природы и красотой человеческой души.

P/S.Честно говоря, я готовлю еще один рассказ, но он на любителя — об истории заселения Якутии человеком и проникновения в нее русских. Почти околонаучная статья! Не отключайтесь!))

Источники дополнительной информации:

https://www.kp.ru/best/msk/move/yakutia-travel/, http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4938/

Мои якутские рассказы:

Встречь солнцу. Часть 6. Поющие скалы

Встречь Солнцу. Часть 7. Прощание с Синей

Встречь Солнцу. Часть 8. На великой Лене. Глава 1. Ленские столбы

Встречь Солнцу. Часть 9. На великой Лене. Глава 2. Пустыня? На вечной мерзлоте? Да не может того быть!