Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 19:28

Беллапаис, Фамагуста — Кипр Май 2015

Недавно я задумалась, как сильно поменялась моя жизнь с приходом в нее Туристер.ру. В тот вполне обычный день, 6 марта 2015 года, никто и не помышлял о блогерской карьере, конкурсах, репортажах, наградах, бонусах и медалях, и судьбоносных знакомств не предвидел. Нам с Настей хотелось найти качественный сайт о путешествиях, читать, вдохновляться, готовиться к поездкам. Кто владеет информацией, сами знаете, тот мы с вами! Но чуть позже, парой месяцев спустя, в нашей жизни случился Кипр…

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Эмоциями от той поездки можно было заряжать батарейки. Да что батарейки, целые городские станции могли на сгенерированной нами энергии продержаться прилично!

И как, скажите, таким богатством не поделиться?! Тем более, я к тому времени, как преданная фанатка, изучила творчество Леночки Итенберг и Вити Башкира. Восхищение — штука мощная, и я, вдохновленная, села сочинять свой первый в жизни Рассказ. Все фейерверки впечатлений, эмоций и чувств можно оценить там и сейчас, после нескольких жестких редакций, которые предприняла автор, чтоб не казаться такой уж восторженной дурочкой!)

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Огромнейшее спасибо Туристеру и всем блогерам, приняли его очень тепло. Даже медаль модераторы, помнится, дали! Я тогда совсем не разбиралась, насколько это почетно, радовалась, что не зарубили мою инициативу на корню. А то мало ли как бы все пошло, тут все впечатлительные, или я одна такая?

В общем, с той самой кипрской пробы пера пошло-поехало. За три года многое изменилось в моей жизни, и частенько, в веселые дни и не особо, я поздравляю себя с тем, что у нас есть Туристер. Весь целиком и каждым человеком, отчетом, впечатлением в отдельности. Многих я нежно люблю и восхищаюсь, с кем-то знакома лично, с кем-то — так близко по переписке, что уже нет сомнений, что лично. Еще раз — Туристер, спасибо что ты есть!

Я пишу всё это так долго не просто так. Этот рассказ — он у меня юбилейный, сотый! По-моему, за 3 года неплохой темп, как считаете? Приходится ведь еще отвлекаться на реальную жизнь, ха-ха) Так что, знаковый рассказ под таким крутым порядковым номером я решила посвятить той же стране, что и вдохновила меня на подвиги на писательской ниве. Ну что, поехали?

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Кипр, Северная часть острова. Я вам о той поездке чуть-чуть рассказывала, Кирения, замок святого Иллариона, горы, руины и корабли. Северный Кипр — он неисчерпаем на красоты, и поводы его посетить, сейчас сами убедитесь. Знакомьтесь, прекрасная, застывшая в веках Фамагуста.

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Фамагуста не просто исторический город, кажется, она сама уже История… Так тихо на этих улочках, спокойно, несуетно, совсем не по-турецки. Особенно, конечно, на дорожках Старого города.

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Его очень легко опознать по средневековой крепостной стене. Это впечатляющее сооружение стали проектировать еще при Лузиньянах, в 12 веке. Но династия предприимчивых французов тут, конечно, далеко не первая… Фамагуста возникла на руинах античного Арсиноя, почти 2500 тысячи лет назад. Тот город основал египетский царь из династии Птолемеев, и назвал в честь сестры, в которую был влюблен. «Игра престолов» по-древнеегипетски!

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

А позже, в 11 веке, у берегов Кипра разбились корабли Ричарда Львиное Сердце. Один из них вез особо ценный груз, невесту короля, принцессу Беренгарию. Тогдашний правитель острова, Исаак Комнин, встретил прибывших сильно не гостеприимно, а принцессу со свитой захватил в плен. За что и был наказан — не замедливший прийти на помощь любимой Ричард спас принцессу, а заодно завоевал Никосию и Фамагусту, взял Комнина в плен, и объявил себя королем Кипрским. Что ни делается — к лучшему!)

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Вскоре Ричард, который искал всемирной славы, а не владения островком в Средиземноморье, продал остров Ги де Лузиньяну. С их прихода на Кипр и начинается расцвет Фамагусты. Они дали новое имя городу, что, расположившись в стратегически очень выгодном месте — аккурат между Святой землей, и хлынувшими с нее рыцарями-крестоносцами, и континентальной Европой, богател и процветал. «Город 365 церквей» − так когда-то говорили о Фамагусте…

От тех великолепных храмов сейчас остались лишь руины, к сожалению.

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Правда, самый красивый храм Кипра, бывший Собор святого Николая, сохранился прилично. И по карандашику минарета сбоку вы уже догадались, что сейчас он открыт как мечеть.

Став мусульманским молитвенным домом, собор стал называться мечетью Лала Мастафа-паши. В честь военачальника, завоевавшего Фамагусту, случилось это в 1571 году. А возведен храм Лузиньянами в конце 13-го века, в невероятно изящном стиле «пламенеющая готика». Ох, название под стать его красоте!

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Архитектурный облик в лучших королевских традициях, по образу Реймского собора. И подобно ему, использовался только в торжественных случаях, для коронации и венчания монарших особ. Так, Лузиньяны, как правители Кипра принимали помазание на царство в соборе святой Софии в Никосии, а как короли Иерусалимские — в Фамагусте, храме святого Николая.

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Настоящее каменное кружево, окна-розы, изящные завитки — красота, как она есть.

С этим собором связано много легенд и важных исторических вех. Известно, к примеру, что в начале 14 века на Кипре бушевала чума, и именно из собора святого Николая отправился крестный ход, просить Господа об избавлении от напасти. Помогли молитвы, или так совпало, но зараза в самом деле отступила, что, конечно, добавило храму народной любви…

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

И кстати, цветущее пышным цветом фиговое дерево за моей спиной посажено в 1298 году — год закладки фундамента храма, и оно до сих пор радует глаз!

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Также, как и симпатичные ворота — всё, что осталось от дворца венецианских губернаторов, Палаццо дель Проведиторе. В тринадцатом веке здесь был дворец Лузиньянов, от которого, увы и ах, ничего не сохранилось, а в 15-ом венецианцы построили на этом месте свой дворец.

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Угадайте, кстати, кто стал самым знаменитым венецианским наместником на Кипре? Таким известным, что его имя стало нарицательным. Христофор Моро, что с легкой руки Шекспира превратился в Отелло. Сейчас одна из башен крепости названа его именем, по легенде, именно в ней ревнивец задушил несчастную, ни в чем неповинную жену.

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

И виды с этой башни — крутые!

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Фамагуста оставила очень-очень приятное впечатление. Тут есть где погулять, перекусить, и на пляже искупаться. Тут совсем рядом город-призрак Вароша — райский уголок, павший жертвой политических распрей греко-киприотов и турков. И еще близко — обалденный античный Саламис, один из главных полисов Древнего Мира. Туда мы не доехали, а вот волшебное готическое аббатство Беллапаис, посетили.

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Беллапаис — это небольшая симпатичная деревушка, каких сотни на Кипре, недалеко от Кирении, у подножия Киренийских гор. Добраться до нее очень просто. Всего пятнадцать минут от центра Кирении — и вы, в окружении головокружительных горных пейзажей, с легкостью преодолеваете оставшиеся метры до храма-дворца.

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Беллапаис — это узкие улицы, старые домики, дорога, выстланная брусчаткой. С одной стороны высится гора Бешпармак, с другой — крутой обрыв и величественные руины. Дух захватывает, уж поверьте!

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Главное ее сокровище — средневековое аббатство, одно из красивейших на острове из той эпохи. В вольном переводе с французского — аббатство мира, и более печальной истории на всем Кипре не сыскать…

Монахи ордена августинцев, прибывшие на Кипр из Святой земли, поселились в предгорье Киренийского хребта на территории современной деревни Беллапаис в конце двенадцатого века. Очень им приглянулись эти земли, и взгляните сами — их можно понять!

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

В 1198 году здесь началось строительство августинской обители, и примерно тогда была возведена дошедшая до наших дней монастырская церковь, датируемая первой половиной тринадцатого века.

Храм действующий и по наши дни, сохранился отлично, за исключением иконостаса, он был утерян за века разграблений.

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

У этого изящного строения грустная история, как я уж говорила. Официальное освящение монастыря состоялось в 1205 году, ему покровительствовали сам Папа Григорий Девятый, и король Кипра Гуго Первый. Аббатству были пожалованы обширные земельные владения. И красивые!

Но не одними лишь угодьями славился монастырь. Известная строгостью устава, обитель веры пользовалась огромным авторитетом, король Кипра Гуго Первый даже позволил аббату-настоятелю носить меч и золотые рыцарские шпоры, в знак высшей милости! Особо процветал монастырь в 13-ом веке, когда заполучил в свои реликвии частичку Животворящего Креста. Паломники потянулись сюда со всех земель, оставляя щедрые пожертвования. Благословенные денечки длились до конца 14-го века, когда на Кипр вторглись генуэзцы.

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Осадив Кирению, они по дороге разграбили и монастырь, увезя сотни драгоценных артефактов. Прекрасное аббатство ветшало, да еще, как на грех, монахи под его крышей собрались чересчур вольных нравов. Забыв всякий стыд и приличия, проживали в кельях с любовницами, а по монастырскому двору вовсю бегали детишки священников. Само собой, монастырь потерял былой авторитет!

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Так продолжалось до 1570 года, когда турки высадились на Кипре. Монастырь они разграбили, а монахов, в числе около полусотни, разогнали. Изначально храм был католическим, но турки передали его Греческой православной церкви, к которой относились лояльнее, чем к последователям Папы… В те печальные дни монастырь прекратил своё существование и был заброшен, а вот главный храм с того времени использовалась в качестве деревенской церкви вплоть до 1974 года.

В наши дни хорошо сохранился передний фасад аббатства.

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Готические арочные коридорчики, что будто впиваются в небо…

И просторная трапезная — вот она снаружи, внутри фотографировать совершенно нечего.

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Остальная часть монастыря представляет, хоть и живописные, но руины. Хотя, когда это все оживляется солнышком, пышной зеленью и чистым синими небом, свечками кипарисов и апельсиновыми деревьями, и сумасшедшей панорамой моря, смотрится очень даже величественно!

Кипр. Фамагуста и Беллапаис, святые и грешники…

Если резюмировать впечатления, Фамагуста и Беллапаис — места, к посещению обязательные. Как и весь Северный Кипр, в великом разнообразии его красот, панорам и ландшафтов. А я засим откланяюсь, кстати, если планируете слетать на вечно солнечный остров, у меня есть что почитать для вдохновения.

Вот тут про наш кипрский дом, шумную Айя-Напу.

Про Ларнаку и древний, пропитанный историей Курион.

И не менее интересную морскую красавицу Кирению…

О самых легендарных бухтах Кипра и месте, где родилась Афродита, рассказывала тоже.

И про Лефкару, необычную и ооочень колоритную!

P. S. Спасибо, что дочитали. А я пойду сочинять 101-й рассказ!)