Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 18:00

Махачкала, Дербент — Россия Май 2018

В теплых объятиях Дагестана.

Сулакский каньон изнутри.

Горный Дагестан, Хунзах-столица древнего Аваристана.

Продолжаем знакомтсво с Хунзахским плато.

Салта. Гуниб, парящий в небесах.

Гуниб, пропитанный прошлым.

Мой дом-моя крепость.

Гамсутль-город крепость, город-призрак.

Приложив невероятные усилия, терзаемые массой разноплановых эмоций, мы с сожалением покинули город на скале, город-призрак Гамсутль и, палимые горячими лучами солнца, понеслись на встречу новым впечатлениям, новым приключениям: впереди нас ждала столица Дагестана-Махачкала. За всю дорогу ни разу не остановив машину, мы едва успевали отслеживать стремительную смену ландшафтов, мелькавших за окном,

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

за постепенным уменьшением размеров гор, которые перед побережьем в итоге превратились просто в огромные холмы, покрытые яркой весенней зеленью.

Перед въездом в город, Камиль сделал остановку на смотровой площадке,

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

с которой мы наконец-то увидели вдали Каспийское море и распростертый внизу, на холмистом взгорье Анджи-Арка (спина, горб Арка), город.

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

С моря дул невероятной силы ветер, вырывал из рук камеры, поднимал вверх футболки, спутывал волосы, срывал кепки. С трудом сделав несколько фотографий, мы погрузились в машину и через весь город, в виде обзорной экскурсии, Камиль повез нас к нашему гостевому дому.

Недалеко от Махачкалы находится аул Тарки, который впервые упоминается в 8-м веке, а в 15-м уже как торговый центр, через который проходил караванный Шелковый путь вдоль Каспия на древнейший город Дербент. Если честно, я пыталась найти карту этого пути, потому как на Кавказе куда не приедешь, везде проходил Шелковый путь. Нашла и не один, но Махачкала в маршрут не попадала, хотя допускаю, что различных путей влево-вправо могло быть несколько.

Махачкала была заложена в 1844 году как укрепление Петровское, названная так в память о пребывании в этих краях Петра I в. 1722 году. В 1857 году это уже город Петровск. В 1870 году была построена искусственная гавань и порт, затем железная дорога, соединяющая Ростов-на-Дону и Баку, к сожалению, минуя Краснодар. Забегая вперед, скажу, что она и сейчас в рабочем состоянии и именно по ней мы возвращались домой. В 1921 году в честь дагестанского революционера Махача Дахаева город переименован в Махачкалу.

Проехав почти через весь город и разглядывая его из окна автомобиля ничего не могу сказать о его уникальности, рука ни разу не поднялась сделать фото того или иного объекта, ни разу никто из нас не воскликнул восторженно при виде чего-то привлекшего взгляд: масса всевозможных торговых заведений, жилые дома и прочее.

Немного попетляв по перекресткам, наконец-то нашли наше жилье всего лишь на одну ночь, выгрузились и невероятно уставшие, пыльные, голодные, расставшись с Камилем, предлагавшим и далее нам свою помощь, ввалились в фойе. Здесь в полной мере ощутили на себе внимание и заботу персонала, в тот момент так нужные нам: номер на выбор (выбрали первый этаж-вход в кафе рядом, не выходя из здания! Еда, ее запах! Мммм!).

Укомплектация номера всеми необходимыми бытовыми мелочами происходила еще в течении получаса-фен, тапочки, удлинитель, посуда, чайник и прочее! Услышав суету и беготню из кафе пришла девушка и поинтересовалась, а кушать-то гости будут?

Господи, на часах пятый час, во рту от Гамсутля ни маковой росинки, конечно будем и побольше, огласите весь список. Пока мы принимали душ, обед плавно переходящий в ужин был готов.

Утолив голод, оказалось, что у нас появились силы нанести визит Каспийскому морю. Кстати, многие местные жители спрашивали у нас: «Почему так рано приехали, купальный сезон еще не начался!» Глупыя, да ведь нам на море достаточно лишь посмотреть, послушать шум волн, а ехали мы в горы!

Отель я выбирала поближе к автовокзалу, с которого мы должны были рано утром уехать в Дербент, поэтому он находился в каком-то жутком месте: путь к морю пришлось искать по карте и это было минут 20–25 блуждания по улицам. И опять город не привлек внимания. Уже в приближающихся сумерках оказавшись на берегу, мы остолбенели — вся прибрежная территория была жутко замусорена, а ведь буквально в 10–20 метрах находились жилые частные дома. Стараясь не замечать и переступая через все это безобразие, прогулялись по берегу. Море есть море,

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

оно всегда приносит радостные и положительные эмоции. Медленно опускающееся за горизонт солнце, нежными красками раскрасив все окружающее, дополнительно внесло разнообразие в картинки: вдали виднелся порт,

чайки с разгона усаживались на камни, берег-песок вперемежку с ракушками.

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

В отеле, прежде чем завалиться спать, мы договорились о вызове такси на утро. Оказалось, что эта система в городе отработана четко: утром звонок с рецепшена и через 5 минут такси у входа в отель. Пока ехали до вокзала, естественно поинтересовались у водителя, как лучше добраться до Дербента (126 км), последовало предложение: «А давайте я вас туда и увезу!» Открыл в телефоне какую-то специальную программу, забил данные и показал нам официальную стоимость-1700 рублей с учетом проезда по Махачкале. Вы бы отказались от такого счастья? Вот и мы — нет: а, поехали!

Водитель-это еще одно совершенно потрясающее знакомство с неординарным человеком: азербайджанец лет 45, бывший военный, майор в отставке, лишившийся ноги во время боевых действий в военном конфликте. Первая жена сбежала от калеки, он же, не потерявший силу воли, целеустремленный, не привыкший прятаться за спины, умеющий зарабатывать, (есть квартиры в Турции, Баку), не утратил стремления полноценно жить. Однажды сослуживец (дагестанец) пригласил его в селение Салта (помните, я показывала вам Салтинскую теснину?) на смотрины своей девушки, среди подруг которой наш случайный знакомый встретил и свою суженую. В итоге они теперь живут в Баку, где жене очень нравится. Год назад у них родился сын и вот именно поэтому им пришлось на время приехать в Махачкалу, которую он только терпит и не дождется осени, когда они всей семьей вернутся в Азербайджан. Мы, притихшие, задавали самые разнообразные вопросы и про войны, про соседние регионы, про отношения и конфликты и как человек начитанный, образованный и имеющий к этому непосредственное отношение, он отвечал на все пространно, с деталями, преподнеся нам интереснейший двухчасовой урок истории.

Подъехав к отелю в Дербенте, майор оставил свои явки-пароли в Баку и приглашение в гости, которым мы когда-то возможно и воспользуемся. Отель оказался самым лучшим за всю поездку, новое здание,

шикарный интерьер, огромные номера,

из окна как на ладони видна древняя крепость Нарын-Кала (Солнечная крепость), с 2003 года входящая в список всемирного наследия ЮНЕСКО и отреставрированная в 2015-м году к 2000-летнему юбилею Дербента.

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

В темпе разбираем и занимаем спальные места, завтракаем и вперед, на взятие одного из самых древнейших городов мира и самого южного города России.

Готовя материал, я натолкнулась на разногласия в источниках: согласно проведенным в 1971 году археологическим раскопкам и найденным артефактам, городу не менее 5 тысяч лет, но общепринятая цифра гораздо меньше — 2 тысячи. По мне, так и второй вариант достоин уважения.

Современный город, его новые постройки, конечно же, нас совершенно не интересовали, а что немаловажно, отель я выбрала в Нижнем древнем городе. Спустившись со его ступенек и по улице Интернационала направившись в сторону крепости, миновав уютный парк имени Кирова,

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

мы сразу же ощутили колорит обычного уездного южного города времен Российской Империи. Не скажу, что с первых же шагов город, находящийся в однородной цветовой гамме — различные оттенки коричневого, очаровал, нет, этого не было, но он заинтересовал, как что-то новое и еще неизведанное. Многие дома по обе стороны улицы имеют историческую ценность, но находятся в потрепанном и обветшалом состоянии.

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

Дербент расположился в очень благоприятном месте, на узкой трехкилометровой равнине на многие километры распластавшись по берегу Каспийского моря, с другой стороны надежно охраняемый предгорьями Больших Кавказских гор, образовав, таким образом Каспийский или Дербендский проход. Как топографически, так и стратегически это было невероятно удачное и удобное место, ведь именно через Дербент проходил главный маршрут международной торговли между Азией и Западной Европой-Великий Шелковый путь (на этот раз карта пути это подтверждает!) и миновать город было просто невозможно. Для большей неуязвимости и защиты города от нашествий кочевников и других захватчиков, была выстроена грандиозная оборонительная система, включающая в себя городские стены, цитадель, морские стены и Горную стену Даг-бары.

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

Вот представьте себе, что ваш караван из 30 верблюдов, навьюченных огромными баулами с драгоценным товаром, состоящим из тюков шелка, ведь именно поэтому путь и называется «Шелковым», изделиями из бронзы и нефрита, бумагой и прочими немаловажными и необходимыми на Западе товарами, уже очень давно движется из Китая, устали все-и люди и животные и с нетерепнием ждут остановки и отдыха. Караван уже проследовал через страны Средней Азии, обогнул южное побережье Каспийского моря, миновал Баку и тут, перед заходом в город Дербент дорогу преграждает мощная крепостная стена, с одной стороны примыкающая к цитадели на верху холма, а другой свой оконечностью уходящая в море. Т. е. даже по мелководью не пройти, не миновать гигантский пункт взимания платы за проход через этот небольшой участок суши! Хотите идти далее через Кавказские горы, через Грузию -платите! И таких стен на расстоянии 350–450 метров друг от друга было построено две, а между ними и под их защитой от непрошенных захватчиков и от капризов морской стихии расположился средневековый город и гавань для судов.

Поэтому было очевидно, что роль как самого города так и Дербентского прохода, переводимого с арабского «Врата всех врат» в становлении Шелкового пути была велика и неоценима, а посему Дербент процветал и со временем превратился в крупный административный и религиозный центр. Кстати и христианство, а затем и ислам пришли на Кавказ именно через Дербент. В те времена это был средневековый мегаполис, численность населения которого достигала 60 тысяч человек, сейчас в городе проживает 123 тысячи.

Тем временем мы вышли к большой и просторной площади Свободы,

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

услышали музыку и хоровое пение, а значит немного отвлечемся от исторических моментов.

К площади прилегает парк Боевой славы им. Шамсуллы Алиева (Парк Победы), на котором в тот момент проходило мероприятие в честь празднования дня Победы, хотя на календаре было только 4 мая.

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

Звучала песня «Журавли», было невероятно трогательно, поэтому мы поспешили к монументу Скорбящей матери, открытому в 2015 году. 4-х метровая фигура женщины- это собирательный образ дагестанской женщины, провожающей своих мужчин на войну. А позади фигуры изображены скалы и журавлиный клин, летящий в небо-образ погибших в боях солдатских душ.

Это четвертый памятник Журавлям, увиденный нами в Дагестане. Далее началось возложение венков к монументу.

Внимание привлекла группка девочек в белоснежных воздушных платьях, конечно же они олицетворяли белых лебедей.

А мы идем далее исследовать Нижний город

и следующий пункт — церковь Святого Всеспасителя (Сурб Аменапркич), зажатая между домами армянского квартала так, что сделать фотографию всего храма практически невозможно.

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я
В поисках ракурса, пришлось залезть в траву, а там нежилось это чудо!

Автором проекта церкви, построенной в 1871 году, был армянский писатель Г. М. Сундукян, отбывавший в 1850-е годы в Дербенте ссылку. Церковные службы проводилась не более двадцати лет и прекратилась в связи с начавшейся армяно — тюркской междоусобицей.

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

В годы гражданской войны церковь частично была разрушена, в 1982 году были проведены реставрационные работы, но в настоящее время церковь не действует, а внутри нее расположен музей «Ковра и декоративно-прикладного искусства» Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея — заповедника. С 2003 года здание входит в список объектов всемирного наследия.

Внутрь мы почему-то не зашли, а обошли сооружение по кругу, любуясь этим памятником стилизованной армянской архитектуры, обращая внимание на детали и конечно же на фасаде из обтесанного ракушечника не могли не заметить беспорядочные углубления- это сохранившиеся огнестрельные отметины, свидетельства страшного и кровавого периода в истории города.

Затем мы опять продолжили путь по старинным улочкам, плавно направляющим нас в сторону крепости и уводящих выше и выше.

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

Заинтересовали жилые дома с балкончиками, удерживаемыми колоннами,

переплетение проводов, газовые трубы,

различные ворота и двери,

арки, ведущие во внутренние дворики.

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

Думаю, в этом районе наша троица выглядела экзотично и своим поведение мы привлекали внимание местных жителей: бесконечно переходили дорогу из стороны в сторону, останавливались, фотографировали, заглядывали везде, куда надо и куда не следовало бы!

Но продолжим и полистаем еще странички истории Дербента, важным фактом в истории которого, входившего в состав Кавказской Албании (древнейшего государства в Восточном Закавказье, в состав которого кроме Дагестана входили Азербайджан и Грузия), было принятие христианства в 313 году, когда город стал главным христианским оплотом против зороастризма и других проявлений язычества.

Основание же современного города на берегу Каспия относят к 438 году н. э.

В связи с вторжением в 7-м веке н. э. арабов в развитии Дербента начался новый этап: город превращается в главный опорный пункт халифата на Кавказе, важнейший военный, политический и идеологический центр, а также становится крупнейшим средневековым портовым городом, важнейшим центром международной транзитной торговли Востока и Запада, Севера и Юга.

Но в 13 веке нагрянула орда монголов, прогнала арабов и разграбила то, что они создали и именно с этого периода Дербент постепенно утратил позиции крупного центра. Величественная, но уже начинающая рушиться цитадель еще оставалась, но из двух мощных крепостных стен, охраняющих город, уцелела только одна, к ней мы как раз и подошли.

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

Во время Персидского похода российского императора Петра I в. Персию ему были преподнесены ключи от Дербента, но лишь в 1813-м году город окончательно присоединился к Российской империи.

На улочках ни деревца, а если и есть, то слишком миниатюрные,

Дагестан. Дербент — врата всех врат! Часть-1-я

опаленные беспощадными лучами яркого солнца и слегка уже поджаренные, мы решили купить мороженое и воды, а затем с трудом совмещая поедание слишком быстро таявшей сладкой массы с фотографированием, шагая вдоль стены, потеряли бдительность, свернули не на ту улочку и оказались в тупике!

Сверяя путь по maps.me, не сразу заметили, что из стоящего рядом автомобиля на нас смотрят два бородатых дагестанца и, открыв заднюю дверь, улыбаясь, приглашают нас садиться. Мы так же, улыбаясь, медленно, не отдавая отчета и даже не посовещавшись, как сомнамбулы, протиснулись на заднее сиденье, двери захлопнулись и автомобиль тронулся! Но это уже совсем другая история!))

Дербент-часть 2-я и последняя по Дагестану.