Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 16:31

Дагестан — Россия Май 2018

В теплых объятиях Дагестана.

Как я уже писала, что при составлении маршрута по Дагестану, моя фантазия разыгралась не на шутку, я даже мечтала прокатиться на лодочке в святая-святых-по реке Сулак, снизу восхищаясь каньоном, нависающим над нами.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Общаясь с моим виртуальным помощником, от реализации речной прогулки пришлось отказаться-не только у меня были велики запросы. Решила-разберемся на месте! Оказавшись же на этом самом месте, ошарашенная масштабами и нереальной красотой,

сидя в колючках

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

с поцарапанными пальцами, полными заноз и разглядывая вьющуюся где-то далеко внизу тоненькую змейку реки невероятного цвета,

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

поняла, что мечте скорее всего не суждено будет сбыться: где я сижу и где течет река!

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Прямо перед нами на противоположной стороне каньона на склоне горы словно нарисованные толстым фломастером петляли дороги и расположился небольшой поселочек, скорее всего дачный.

Когда-то здесь было горное селение Зубутль, но то ли после землетрясения, то ли после селя оно исчезло с лица земли. Что впоследствии не раз поражало в горах Дагестана-местные жители строят селения там, где может быть очень опасно! Склон и сползающие к реке домики, горный серпантин, пляж, мостик

-все это я рассматривала как детали огромной картины и нет слов, какими можно выразить восторг и восхищение. Призову себе в помощь известного французского писателя.

Многие из вас знают что в 1858–59 годах по России путешествовал Александр Дюма. Целых три месяца он провел на Кавказе и в 1858 году ему посчастливилось побывать и на Сулакском каньоне. Вот как он описывал свои впечатления: «Я спешился — чтобы не было головокружения, лучше стоять на ногах и чувствовать землю под собой. Но этого оказалось недостаточно — я лег на землю и закрыл руками глаза. Надо испытать это неизъяснимое ощущение головокружения, чтобы иметь понятие о страданиях, причиняемых им. Охватившая меня нервная дрожь будто сливалась с сердцебиением земли — земля словно была жива, двигалась, билась подо мною: на самом деле это так билось мое сердце…».

В апреле 1859 года в Париже вышли три тома его впечатлений от поездки на Кавказ. В 1861 году в сокращенном виде «Кавказ» был издан на русском языке.

А мы, посидев еще, немного отдышавшись и придя в себя от потрясения, продолжили знакомство с этим чудом природы, направляясь влево по руслу каньона, где совсем недавно соорудили смотровую площадку.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Но просто идти было невозможно, мы останавливались и бесконечно фотографировали каждый новый ракурс.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Сделать фото каньона, захватывая в кадр как изгибы реки, ее повороты было очень сложно.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Я пыталась делать панорамы, но вести ровно руку, когда горы изгибаются, а потом еще и поворачиваются очень сложно. Вот что удалось сделать.

Панорама каньона в день приезда, снятая после обеда 29 апреля.
Панорама каньона снятая утром, 30 апреля.

Надеясь со смотровой увидеть более выгодный ракурс, мы потерпели фиаско- ничего особенного и нового, только рассмотрели крошечный катерок, оставляя за собой смешной белый хвост, на всех парусах несшийся к плотине.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

И мы шли в сторону ГЭС, стараясь по ходу движения подходить поближе к краю каньона, заглядывая вниз. О, там было столько интересного!

Старый кош, домик для пастуха. Рядом,справа, вдоль тропы очень заинтересовали какие-то следы.

Разбрелись, отстали друг от друга,

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

а когда собрались, опять уселись уставшие- ведь еще сегодня была почти бессонная ночь в автобусе! И вдруг я вспомнила, что таскаю в рюкзаке три яблока: «Кто будет!» «Я»-раздались три голоса одновременно и пока мы их ели,

Оля поведала, что успела познакомиться и пообщаться с туристами, которые рассказали ей, что где-то недалеко есть спуск к реке. Услышав эту радостную весть, мы отправились далее, внимательно присматриваясь в поисках тропы.

Впереди уже маячили высоковольтные столбы Чиркейской ГЭС, вызывавшая у меня повышенный интерес, это был объект № 2, который я непременно хотела посетить, ведь эта ГЭС, самая мощная на Северном Кавказе и выше нее в России только плотина Саяно- Шушенской гидростанции.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Уже очень четко был виден перепад высот реки Сулак, ставшей очень тоненькой и едва протискивающейся между скалами каньона и Чиркейского водохранилища, казалось бы удивительная и огромная плотина вот она- рукой подать.

Не найдя тропу вниз, хотя понимали, что сил на спуск у нас может быть и хватило бы, а вот на подъем уже вряд ли, мы шли дальше пока не уперлись в забор с огромным замком. Ну как вам сказать- забор, это громко сказано.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Но некоторые товарисчи из нашей команды немедленно пожелали перелезть через него и следовать намеченным курсом, на что другие, более трезвые умом и рассудительные сказали: «Стоп, не дома!»

Скривив губы, пошли вдоль забора до автотрассы, намереваясь по дороге преодолеть расстояние до ГЭС! А за забором видимо были дачи, цветы, пчелиные улики, цветущие фруктовые деревья, домики-красота! Время перевалило за 15 часов, солнышко радостно припекало, силы не то чтобы заканчивались, но потихоньку исчезали… Я умом понимала, что надо уже себе сказать «стоп» и идти назад, в поселок, впереди целый завтрашний день, да и ряды команды обессиленные как-то грустно и безысходно плелись позади. Борьба внутри меня затянулась, но скрепя сердцем я все же развернулась и мы пошли, поползли, потащились, потому как дорога серпантином шла вверх, все время только верх! Справа нас сопровождали вот эти разноцветные горы.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

От поселка до ГЭС 7 км, думаю нам надо было подняться км четыре или около! Это была жесть, мука, издевательство над надломленными тремя грациями, категорически отказывающимися на предложения подвести всем останавливающимся около нас авто! Тогда мы еще не знали, что это было исключительно желание протянуть руку помощи, ведь с общественным транспортом в Дагестане огромная проблема!

На следующее утро мы вновь отправились к каньону. На этот раз прошли мимо хозяйственных построек за поселок,

затем по тропинке по склону каньона к выступающей скале

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

и устроили прямо на ней фотосессию и себе

и каньону, представшему перед нами в мягком утреннем свете. Это было незабываемо: свежий ветер, вырывающий из рук камеру, адреналин от боязни сорваться вниз с узкого уступа, парящие, словно в невесомости, огромные белоголовые сипы

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

и никого вокруг — только мы одни и каньон!

Слева был виден еще один уступ, типа естественная смотровая площадка- наигравшись и нашалившись, отправились туда.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

И вот тут впервые увидели разбросанный мусор, да не просто случайный, занесенный ветром, а конкретный, иногда даже строительный, выброшенный местными жителями. Вот вам и чистенькие аккуратненький поселок Дубки-стало грустно и обидно за природу, ведь вряд ли кто-то все это будет убирать!

С большой и ровной площадки никуда более уходить не хотелось, а зачем? Мы расселись и зависли в блаженстве перед картиной, называемой «Шедевр природы!»,

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

как вдруг на верху услышали голоса, увидели подъехавшее авто и несколько парней, спешащих вниз, т. е. к нам! Расстроенные, что так быстро нам сломали кайф, собрали свои пожитки, напялили рюкзачки и обходя бородатых горцев, полезли на верх.

30 апреля, воскресенье, чудесный солнечный денек вступал в свои права и толпы местных и не очень жителей, так же как и мы решили проявить интерес к Сулакскому каньону.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Машины подруливали одна за другой, выталкивая из себя многоголосую публику. Кто-то обозрев окрестности и сделав обязательные фото-селфи, садился в авто и оно, поднимая столб пыли, увозило их куда-то еще, а другие, оставив машину около небольшого лесочка чуть поодаль от обрыва, доставали из багажников все необходимое для пикника. И если в приезжавших машинах зачастую были одни мужчины, то в этих компаниях присутствовала самая разнообразная публика: женщины, дети, мужчины. Звучала музыка, слышался смех, мальчишки играли в футбол и все жарили шашлыки: в общем народ Дагестана отдыхал и веселился!

Около оборудованной смотровой стоит недостроенное кафе и надпись двумя строчками: «Пицца чуду» нас очень повеселила: «Не чуду, а чудо!» А через пару дней нам объяснили, что чудУ— это национально блюдо, лепешки с разными начинками (сыр, картошка, мясо, сыр+зелень, творог+картошка) , очень вкусные и которые мы потом несколько раз ели. Вот смеху-то было!

А мы опять растянулись и идем вдоль каньона, любуемся, впитываем красоту.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Оля спешит, ушла далеко вперед

и вдруг машет руками, что это может означать? Только одно-она нашла тропу вниз! Подойдя ближе видим эту тропу- настоящая широкая дорога, вот как вчера мы ее не увидели?

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Не совещаясь, не уточняя желания друг друга, начинаем спуск. Серпантинная тропа, к которой приложил руку человек, вполне нормальная, осторожно ступая по сыпучим камням, мы потихоньку спускались все ниже и ниже.

После каждого поворота тропы останавливались и любовались открывающимися панорамами.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Погода была чудесная, весело чирикали птички, то тут то там на камнях росли цветы,

настроение было прекрасное. Где-то на середине пути, спрятавшись в тени огромных глыб, Марина осталась нас ждать: дала о себе знать старая болячка-колено.

Вскоре серпантин закончился, пройдя немного по тропе и практически по ровной поверхности, я чувствовала, как расслабились ноги и за этот непродолжительный отдых были мне несказанно благодарны!

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Посматривая по сторонам и вниз, мы с Олей не могли понять- как же далее спускаться к реке и мостику?

Встреченные вчера ребята говорили, что где-то есть домик и там родник…Ничего так и не увидев, мы интуитивно по едва заметной тропе пошли вправо по склону и вскоре и правда подошли к домику.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

А далее опять непонятно куда и как идти. Вниз уходила слишком крутая тропа- сыпуха, да еще и родник тек прямо по ней. За домиком чуть выше тоненькой ленточкой тропа, повела нас далее, а куда- кто бы подсказал?

Сколько мы ни всматривались, так и не увидели ее продолжение у реки. Уселись отдохнуть, переживали за Марину и трезво рассудили, что идти по склону еще далеко, потом возможно там и есть поворот вниз, но где он? А мы уже устали, и ведь еще предстояло подниматься вверх- об этом не хотелось даже думать. В общем, трезво оценив ситуацию, взвесив все «за» и «против» решили возвращаться. Примирившись с этим, успокоились, перекусили, пофотографировались и отправились в обратный путь.

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Подъем был ужасный, ноги гудели и отказывались сгибаться, дыхания не хватало. Дойдя до места, где нас ждала Марина, устроили привал, затем еще последний и самый сложный рывок. Разглядывая возвышающиеся над нами скалы, никак не могли определить- где же начало маршрута, может горы шутят с нами как вчера и опять спрятали тропу?

Забравшись наверх, побросали рюкзаки и обессиленные рухнули на землю: «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Отдышавшись, еле передвигая ноги, поплелись в поселок, завидуя буренкам, пролежавшим здесь с утра, мы с ними уже встречались!

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Отдохнули и что дальше, может еще раз попытаться прорваться к объекту № 2? Не имея определенного плана, вышли на площадь, походили бесцельно туда-сюда, такси нет и вдруг на магазинчике увидели объявление о предоставлении услуг такси: звоним, поясняем свои желания и минут через 30 приезжает мужчина, предпенсионного возраста, весь такой чистенький, при параде, порфюм! Едем к ГЭС, но как вы понимаете нас там совершенно никто не ждет! На самом деле этот сверхинтересный объект — еще и режимный, о том, чтобы пробраться на его территорию без разрешения, не может быть и речи. Экскурсии на ГЭС проводятся лишь по вторникам и четвергам, а мы заявились в воскресенье да еще и вечером. Да и то, чтобы попасть на территорию, нужно заранее написать запрос в офис дагестанского филиала РусГидро и получить добро. Я конечно до поездки что-то об этом читала, но мысль, как говорят, умерла от одиночества!)) Таксист попытался что-то исправить, подошел к охране, якобы у него там работает его знакомый и если его смена то может быть… Но… И тогда чтобы хоть что-то нам показать и отработать свой заработок, он повез нас на берег Чиркейского водохранилища. Сейчас в нем очень мало воды и пирс по цвету сливается с песком, но когда водоем многоводен, здесь можно поплавать на кораблике.

По центру фото едва заметен пирс.

А еще мужчина рассказал нам, что когда-то работал на Ирганайской ГЭС и всех работников из Дубков возили туда на смену (половина месяца) по каньону на катере. Сейчас, разглядывая карту, я вижу этот проход в каньон, он очень широк, в сравнении с тем, который мы видели в Дубках.

А на этом фото, по центру, едва заметен пролив (вправо).

А фото Чиркейского водохранилища показанные ниже, сняты на следующее утро и с другой стороны.

Справа на фото видна ГЭС и я  рассмотрела это только дома!!((( Ну почему не там?? Могла бы сфотографировать чуть ближе!
Справа на фото видна ГЭС и я рассмотрела это только дома!!((( Ну почему не там?? Могла бы сфотографировать чуть ближе!

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

ГЭС удалось снять только в таком ракурсе, обидно до слез, быть рядом и… Нет слов!

Дагестан: Сулакский каньон изнутри

Согласно показаниям моего шагомера в этот день мы прошли 15,8 км, не так уж и много для ровной местности, но мы же в горах. И это было самый длинный километраж, намотанный нами в этой поездке.

Дорога в Хунзах, столицу древнего Аваристана.

Продолжаем знакомство с Хунзахским плато.

Салта. Гуниб, парящий в небесах.

Гуниб пропитанный прошлым.

Нагорный Дагестан. Мой дом-моя крепость.