Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 12:35

Казахстан Апрель 2018

Часть 1.

Часть 2.

Вместо прогулки вокруг Шеркалы мы пошли знакомиться с каменными шарами, «разбросанными» недалеко от горы.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Это так называемые шаровые конкреции, отложения породы за миллионы лет, центр которых ядро из раковины или окаменелого моллюска. Нам же в середину шара хочется заглянуть, чтобы проверить это! Увы, камни были расколоты как угодно, только не посередине…

Дорога звала дальше. Совсем недалеко от Шеркалы небольшой, уже в зелени, оазис Акмыш.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Небольшая рощица на берегу речки — ручья, наверное, хорошо освежает путников в летнюю жару.

После нескольких десятков километров по ремонтируемому проселку, подъехали к поселку Шайыр.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

От него известная мне по отчетам дорога уходила вдоль солончака в степь. Смущало одно — наяву я видел и эту малонаезженную дорогу, и довольно приличный грейдер, уходящий в гору. Про него упоминания не встречал… Чтож, пойдем проторенной дорожкой. Если б я знал, куда приведет отвергнутый грейдер и во что он превратится… А-а, все равно поехал бы так, как выбрал!

Сразу за поселком начался огромный солончак, по краю которого мы и ехали.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Четкий пунктир на карте наяву был то хорошо накатанным, то практически терялся в маленьких солончаках и такырах.

Но главную опасность при увеличении скорости на хороших участках представляют «поперечины» — колеи, пробитые перпендикулярно основной дороге.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря
На фотографии поперечина видна хорошо, а попадались такие, что и за метр не увидеть. Только и успевай оттормаживайся, чтобы не убить подвеску.

Тут появились еще «нежданчики». Степные черепахи «спешили» по своим делам, и тоже по дороге. Начался такой цикл — едем — тормозим(внимание! черепаха!)

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

— выходим — «переводим» через дорогу.

В таком ритме и доехали до очередной точки. Склон. Длиной с полкилометра и шириной метров 40. И ВЕСЬ усыпан каменными шарами. Не то, что яблоку упасть негде — тушканчик не прошмыгнет!

Конкреции от 10 см до 2-х метров в диаметре. Как малые дети, мы ринулись в эти каменные залежи. Фотографировались сами, камни целиком, камни в разрезе. И ведь нашли доказательство теории происхождения конкреций!

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Вот она, раковина, вокруг которой сотню миллионов лет назад начала образовываться эта «жемчужинка» А этот камешек диаметром 8 см

с отпечатком раковины теперь в коллекции камней у внучки рядом с аммонитами Аккергешена. Игры — играми, но надо ехать дальше. А дорожку-то электронный помощник рисует прямо по долине камней. Поначалу ехалось нормально. А потом начался просто какой-то этап ралли джипов по горам… Буквально по несколько сантиметров, тихонько, аккуратненько… И мы с машинкой сделали это! Ни разу не зацепив ни защитой, ни кузовом. Едва перевел дух, последовал такой диалог:

— Фото есть?

— Неа…

— …………….

— А кто впереди шел и жестами наставлял на путь истинный? Разворачивайся, обратно езжай, сделаю фото…

Вариант с повторным прохождением «трассы» был мною отвергнут. Вот так всегда — вроде фотографий много, а самая ценная отсутствует… Пройдя этот «коридорчик», выбрались на вершину, где козлино — овечье стадо с удивлением смотрело на нас. — Откуда вы нарисовались?

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

А дальше я впал в ступор — перед нами был практически идеальный асфальт… Можно было от Шайыра по тому грейдеру проехать, встать на асфальт и доехать до вершины, где шары. Ну уж нет! Не было бы той порции счастья от маленькой победы!

Зато сами тошо не подозревая, мы вышли точно к следующей точке. Так называемый городок Абаста. Несколько лет назад на студии «Казахфильм» (или как она там сейчас называется?) снимали фильм о портовом городке. Море ушло, остались в образовавшейся пустыне баркасы и люди… Фильм сняли, киношники уехали, а декорации остались.

Ощущения жутковатые. Моря нет, баркасы догнивают, людей нет… Полное ощущение присутствия где-то на бывшем берегу Аральского моря…

Правда, километров через 30, мы наяву увидели берег моря. Каспийского.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Только к морю было рановато. В одной из скал неподалеку нас ждала подземная мечеть. Вырубленная в меловой скале

где-то в Х веке, пещера служила укрытием для суфия Шакпак-ата и его учеников. По бокам от входа вырублены квадратные ниши — захоронения.

Над входом ракушечник изрезан петроглифами с арабской вязью, изображениями лошадей и раскрытой ладони.

Ладонь или рука Фатимы защищает от сглаза, дарит благоденствие и терпение. Сама мечеть внутри имеет форму креста.
Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Стилизованные колонны по углам тоже изрезаны петроглифами.

Весь пол пещеры устлан коврами.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Считается, что суфий прожил в этом месте последние годы своей жизни затворником и не покидал его. Рядом со святыней современная мечеть.

Приближались выходные, ожидался наплыв паломников и работники неподалеку разделывали баранов…

Мы же решили по-быстренькому заскочить в ущелье Капан, которое, судя по карте, было совсем рядом. Вот уж не думал, что это «по-быстренькому» окажется таким интересным. Въезд в ущелье поначалу не отличался от общего ландшафта.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Внезапно стены расступились и выросли. На них четко вырисовывались слои отложений дна древнего океана.

У упавшего камешка пришлось остановиться и «почесать репу», сравнивая его размеры и автомобиля.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

А за камнем мы надолго зависли в одной точке. Нисколько нас не боясь, вдоль дороги резвились каменные куропатки.

Но не кеклики были нашей целью. Вот этот грот в скале с «окном» на крыше.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Вода, стекая сверху, создала здесь идеальные условия для растительности. Образовался оазис в каменной пустыне.

Высота грота впечатляет.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Хотели здесь расположиться лагерем, но было как-то жутковато смотреть на трещины в «потолке». Сразу вспоминался камешек на дороге неподалеку.

Прочь, прочь из этого места! Сверху ущелье совсем безобидное. А кольцевая развязка на дороге в центре фото и есть подъезд к этому гроту.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Мимо пролетел минивэн с журналистом из Алматы, встреченный нами в Шакпак-ата. Он спешил до захода солнца посетить еще одну святыню — мечеть Султан-эпе. Мы же были на распутье. Султан-эпе? Тогда не успеем подготовить ночлег. Чтож, едем на Жыгылган.

Мыс Жыгылган или Упавшая земля. Предстакляет из себя выемку в скале на берегу Каспия.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Словно весь этот огромный участок поверхности просто взял и провалился…

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Спуск к морю только один, но глядя на каменные уступы, испещренные различными деталями подвесок автомобилей, я пожалел свой. А место для лагеря нашлось и наверху. Заброшенная, полуразрушенная кошара. Внутри трава и нет ветра!

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Ночью, заметив огонек нашего фонаря, заезжали пастухи на УАЗе. Пропала лошадь, думали тут ее разделывают. Когда утром снялись с лагеря и поехали дальше, обнаружил скелет.

Нет, это не пропавшая — слишком выбелены кости. После Жыгылгана решили заехать в Форт Шевченко заправиться и пополнить запас питьевой воды.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

Был выходной день и городок показался унылым… Православная церковь закрыта.

Все (!!!) магазины закрыты. Нашли один работающий. Этакий деревенский «супермаркет» из воспоминаний, где галоши лежат на коврах рядом с лапшой, а консервы граничат с игрушками. Питьевой воды не было…

От Форта Шевченко до Актау ведет отличное шоссе с ответвлениями в сторону моря. По одному мы и ушли, чтобы посмотреть на уникальное озеро. Ущелье Саура

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

славится тем, что в его глубине спряталось пресноводное озеро, в котором обитают болотные черепахи. Подъехав к ущелью, просто обалдели — тут и там стояли автобусы, Газели, УАЗы. И везде сновали дети. По случаю выходного местных «пионэров"вывезли окультуриваться. И правильно! Еще одно наблюдение. Может, только мне такие попадались, но при вопросе о какой-нибудь природной достопримечательности местные пожимали плечами. Они знали только религиозные святыни. Теперь вот эти детишки будут знать про озеро в ущелье Саура! Проезда в ущелье нет — осупающаяся порода оставила узкую тропку для прохода. Идти было лень, и мы поехали вдоль ущелья по верху. М не прогадали! Прямо над озером был высокий уступ. Видимо, стекающая по весне с этого уступа вода и образовала этот водоемчик.

Черепах не было видно. Попрятались в глубине от юннатов…

А нам захотелось к морю. Где-то неподалеку должна находиться Голубая бухта. Нашли.

Увы, ни одного пригодного местечка для лагеря. И ужасный ветер с моря. Нашли на карте еще один съезд на берег. Тоже пляж — Майын курган. Переехали туда — все устраивало.

Огромные каменные плиты уступами сползали в море. Между ними были небольшие песчаные бухточки. Ветер к вечеру стих и можно было полюбоваться закатом.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

С ночи на берег начали съезжаться автомобили. Как только рассвело, рыбаки заняли свои клевые места.

Мангышлакская авантюра. Часть 3. Вдоль побережья Каспийского моря

А мы поспешили в Актау. Как-то выкроился лишний денек. Займемся ничегонеделаньем, организм требовал разрядки.