Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 10:50
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Мангистауская область — Казахстан Апрель 2018
29 41

Уже и не думал, что вернусь к рассказам о своей поездке на Мангышлак в апреле 2018 г. Но на ветке форума, посвященной Экспедиции — 2019, прочитал некоторые опасения участников по состоянию дорог. Сразу успокою — при грамотной и тщательной проработке маршрута (в чем нисколько не сомневаюсь) все проезжаемо! И если водитель имеет хоть какой-то опыт поездок по грибы-ягоды по российским проселкам — на Мангистау не страшней.

Покопался в архивах. Конечно, фотографировать трассы, дорожки, направления постоянно забывал. Но кое-что есть. Попробую разложить «по полочкам», т. е. по маршруту будущей экспедиции. Правда, некоторые кадры сняты где-то в других точках, но разница небольшая.

Атырау — Кульсары.

1
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Асфальт, периодически попадаются небольшие выбоины. Дорога активно ремонтируется и, возможно, к маю 2019 года будет идеальная трасса. Трафик довольно активный — основной путь из России в Среднюю Азию.

Кульсары — Актобе до поворота на Аккергешен.

1
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах
2
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Да, это федеральная трасса! Асфальт когда-то существовал. Сейчас — яма на яме, в некоторых местах необъезжаемые. Скорость — 0 — 20 км/ч. С обеих сторон этой «автомагистрали» по степи набиты грунтовки. Лучше сразу съехать в поле и двигаться по ним. Параллельно идет по несколько грунтовок. Большой минус — пыль из-под колес, и колонна растянется. Иначе все, кроме лидера, захлебнутся в этих клубах пылевой взвеси, которая проникает в любую щелочку…

1
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Аккергешен — Актолагай.

2
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Хорошо накатанная грунтовка. Из минусов — дорога используется большегрузами, отчего местами глубокая колейность. А при съезде и движении между колей под защиту набивается сухотравье, что чревато возгоранием.

1
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Не ленитесь, периодически проверяйте днище!

Объезжая солончак в поисках приемлемой дороги, немного плутанули. Дорога потерялась под слоем песка, нанесенного сильными ветрами.

2
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Ничего страшного, даже не понадобилось стравливать давление в шинах.

1
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Возле Актолагая большие солончаки.

2
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Держитесь ближе к краю, избегая темных пятен. Множество колей, местами глубоких — лихие джиперы проверяли свои машины на проходимость. Вам, я думаю, это не надо. А ехать по сухому солончаку — удовольствие!

Кульсары — Бейнеу — Шетпе.

2
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Идеальная трасса, на 5 с огромным плюсом! До Бейнеу трафик активный, потом поток машин резко снижается. На стоянках для отдыха, через каждые 20 — 60 км, установлены эстакады. Можно провести мало—мальский профилактический осмотр своего автомобиля.

1
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

На всех этих 500 км только пару километров асфальт не уложен — на перевале Маната в районе Сор Тузбаир.

2
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Важное дополнение. В Бейнеу заправьтесь до полных баков! Следующая заправка будет только в Шетпе через 300 км. А если учесть, что у вас на этом участке будет «прогулка» по Сор Тузбаир, то бензина может хватить только — только. В поселке Сай — Отес заправок нет! Проверено. Заехали туда и у первого встречного спросили про АИ-92. Тот заговорщицки подмигнул и привел в какие-то «пампасы». У хозяина этого сарая «маленький бизнес». Непонятно что в канистрах по цене 250 тенге за литр. Это при стоимости 92-го на заправках в 153 — 160 тенге. «Нет, такой хоккей нам не нужен!»

Вообще-то, с бензином на полуострове проблем нет, хотя большинство автомобилей на газе. У нас в запасе, правда, всегда была полная канистра. Но она понадобилась только один раз и именно на этом участке дороги. Просто поленился заехать в Бейнеу на заправку из-за каких-то 15 литров…

На Сор Тузбаире с чинка не спускались. Внизу огромнейшее солевое озеро, и едва накатанная дорожка жмется к скалам. И сплошные темные пятна непросохшего грунта…

7
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Долина Айракты и гора Шеркала.

После Шетпе хороший асфальт. По самой же долине целая паутина вполне пригодных грунтовок.

7
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Вот только съезжать с них не советую — все вокруг в холмиках норок сусликов и тушканов. А какие под холмиками пустоты — кто знает? Можно и капитально завязнуть.

К горе Шеркала есть возможность подъехать вплотную по грунтовкам мимо шаровых конкреций.

4
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

А если не заморачиваться, то остановиться на пригорке неподалеку. Тоже проезжаемо.

3
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Шеркала — Долина шаров — Абаста.

Доехав от горы — льва до поселка Шайыр по ремонтирующейся щебеночной дороге, я свернул в степь и дальше по краю солончаков.

3
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Было напряжно! Местами эта тропка пропадала, ехать приходилось «по азимуту», кое-где по непросохшему такыру. И в долине шаровых конкреций каменистая дорога шла между камней.

5
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Абаста — подземная мечеть Шакпак-ата.

Городок — декорация Абаста в паре сотен метров от трассы со свежеуложенным асфальтом. С асфальта сворачиваем, а дальше — «гребенка» до самого побережья.

3
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Всю душу вытрясла…

От мечети до ущелья Капан — опять обычная степная дорога.

4
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

А так проезд по ущелью выглядит сверху.

6
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Жыгылган — Упавшая земля.

Вот где «засада»! Вниз, к морю, идет одна — единственная дорога.

1
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Но состояние — ужасное. Только для подготовленных «проходимцев»! Большой градус уклона, каменные ступени высотой до 30 см… Машину жалко! Для желающих оценить масштабы провала снизу — есть тропа со смотровой площадки, местами по каменному плато.

6
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Жыгылган — Шевченко — Актау — Жанаозен.

От Жыгылгана несколько степных дорог, ведущих до асфальта. По накатанности примерно одинаковые, выбирали кратчайшую по навигатору.

В Шевченко и до Актау асфальт на 5+!

5
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

При свороте с этой трассы в район пляжей Голубой бухты столкнулись с таким же состоянием дороги, как Кульсары — Актобе. Может, чуть больше остатков когда-то уложенного асфальта.

Про дорожное покрытие в Актау ничего писать не буду. Во всех городах и крупных поселках дороги отличные! И до самого Жанаозен через Курык такая трасса.

1
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Сенек — г. Бокты — Босжира.

От Сенека до долины горы Бокты ставшая обычной степная дорога.

2
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

В меру песка,

5
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

немного такыра и солончаков,

3
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

в меру камней. Сама же долина — высохший солончак. Ровный, быстрый.

2
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах
3
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

А вот до Босжира дорожка становится похуже. Частые подъемы — спуски,

7
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах
3
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

да и камней становится больше.

3
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Про состояние дорог в долине Босжира сказать ничего не могу. Доехали только до спуска в нее.

4
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Надвигающиеся свинцовые тучи посеяли небольшую панику, и мы, побоявшись оказаться в одиночестве посреди раскисшей после дождя степи, решили ограничиться осмотром со смотровых площадок на вершине чинка. По верху везде проезжаемо.

1
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Самое сложное — небольшой перевал.

4
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах
2
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Босжира — Бекет — ата — Бейнеу.

От Босжира поехали до трассы Бейнеу — Шетпе через степь. Экономили 170 км. Дорога хорошо накатана паломниками в святое место на УАЗиках.

2
Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

Самое большое зло, которое здесь встретилось (в других местах, конечно, тоже не без этого) — т.н. «поперечины». Это когда из ниоткуда, перпендикулярно основной дороге, возникает проторенная когда-то кем-то колея.

Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах
Если не успел оттормозиться — все… Жесткий удар, головы в потолок, вещи разлетаются по всему салону. А каково подвеске автомобиля? Так что, надо быть внимательным.

А потом был асфальт до самого дома…

Вот такими я увидел и прочувствовал собственной «пятой точкой» дороги на полуострове Мангышлак. Буду очень рад, если эта моя заметка поможет участникам экспедиции и оградит их от хоть каких-то неприятностей!

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Это архиполезная информация!
Кульсары — Актобе до поворота на Аккергешен
- это как, Актобе же сильно на востоке? Ну и в любом случае мы из оставили как факультативные на конец маршрута если будем идти с опережением графика, они на карте красным: https://yandex.ru/...
Турист Валерий Исаев (sany4)
Спасибо, Коля! Хоть это и проговаривали при встрече, наглядно оно понятней будет.
Я же заезжал со стороны Актобе, и Аккергешен был первой точкой. А выезжал через Атырау - Уральск. Повторения этой убитой дороги не вынесли бы.
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Ну мы получается минуем ее как раз, с другой стороны заедем и сразу на Бейнеу.
Турист Валерий Исаев (sany4)
Если на Аккергешен все же заедете - не миновать! Только получится не как у меня 300 с лишним км, а всего около 30.
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Да, понимаю, но это если успеем, потому их в описание маршрута и не включил.
Турист Валерий Исаев (sany4)
Если честно, то много не потеряете, если не заедете. Актолагай хорош на затравку, для первых восторгов и ахов. Дальше все гораздо круче!
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Понимаю. Вот поэтому он и отложен.
Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Для водителей-очень полезная информация, а для зрителей-еще одна возможность посмотреть на чудесные пейзажи.
Турист Валерий Исаев (sany4)
Да здесь, Наташа, пейзажей уже мало. Весь акцкнт на дороги.
Турист Наталия (natchen)
Ох какая полезная информация! Валера, спасибо огромнейшее! Предупрежден - уже полдела.))
Турист Валерий Исаев (sany4)
Главное - чтобы у вас все сложилось наилучшим образом!
Турист Альберт (albygan)
Ну, я только добавлю свою большую порцию уважения за подобную информацию
Вот настоящий автомобилист! Уважаю
Турист Валерий Исаев (sany4)
Да ну, Альберт, это нормально. По собственному опыту знаю, что ехать в незнакомое место, имея какое-то представление о тамошних дорогах - гораздо спокойнее. Я за взаимовыручку на дорогах!
Турист Maksim Starostin (Maksim_Starostin)
Да уж, все проезжаемо, но надо по каким-то стремным песчаным дорожкам ехать, под машину лезть с монтировкой и избегать пожаров :)
Турист Валерий Исаев (sany4)
Похоже! Вот только на Мангышлаке яков нет...
Турист Максим Ершов (Maximus67)
Валерий, так это получается про Мангышлак Вы писали?... Я просто ещё не очень хорошо здесь ориентируюсь. В любом случае, я в своё время всю эту эпопею прочёл с интересом. Моя первая жена родом из Гурьева (Атырау называть город язык не поворачивается), те места я хорошо знаю.
В прежние годы Мангышлак изобиловал чёрной икрой, впрочем, как и Гурьев. Осетров истребили на корню.

В 92-ом году я ехал в поезде в Москву в одном купе с командиром Гурьевского ОМОНА. Он рассказывал, что в прибрежной зоне браконьерами создана самая настоящая зона беззакония. Осетров вспарывают и бросают, забирая только икру.

Что касается мангышлакцев, гурьевские казахи называли их адайцами. Гурьевчане своих соседей недолюбливали, считая их дикими...)))

Валерий, не в тему конечно мой коммент, просто вспомнилось.
Турист Валерий Исаев (sany4)
90674229 писал 24 февраля 2019 г. 16:04
просто вспомнилось.
У меня, Максим, тоже при чтении про места из прошлого накатывают свои воспоминания... Да это у всех, наверное.
И давай на "ты"?
Турист Виктор Башкир (vibas)
А что, более-менее норм дороги!
Спасибо за ликбез!
Через пару недель мы должны будем все проверить)))
Турист Валерий Исаев (sany4)
Витя, ведь вы все (экспедиционеры) немного авантюристы! И, наверняка, не упустите возможности проверить Дастеры на проходимость. Всегда помните главное - под высохшей коркой солончаков - непролазная грязь... Отпускает попавших в неё с большой неохотой! Бойтесь тёмных пятен на белом солончаке!
Турист Виктор Башкир (vibas)
Спасибо, Валерий!!!
sany4 писал 18 апреля 2019 г. 12:12
под высохшей коркой солончаков - непролазная грязь...
Это я уже себе записал!
Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Вот! Вижу коммент Коли Лебедева! значит, не напрасны твои изыскания, Валера!
Турист Валерий Исаев (sany4)
Мы же здесь и собрались, чтобы другие учитывали наши ошибки!
Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
это точно! ))) спасибище тебе еще раз за такие приятные напоминания1 )))