sany4
Валерий Исаев Пользователь — был сегодня 8:44

Мангышлакская авантюра. Дополнение. Поговорим о дорогах

22 августа 2018 г. 21:59 Мангистауская область — Казахстан Апрель 2018
26 37

Уже и не думал, что вернусь к рассказам о своей поездке на Мангышлак в апреле 2018 г. Но на ветке форума, посвященной Экспедиции — 2019, прочитал некоторые опасения участников по состоянию дорог. Сразу успокою — при грамотной и тщательной проработке маршрута (в чем нисколько не сомневаюсь) все проезжаемо! И если водитель имеет хоть какой-то опыт поездок по грибы-ягоды по российским проселкам — на Мангистау не страшней.

Покопался в архивах. Конечно, фотографировать трассы, дорожки, направления постоянно забывал. Но кое-что есть. Попробую разложить «по полочкам», т. е. по маршруту будущей экспедиции. Правда, некоторые кадры сняты где-то в других точках, но разница небольшая.

Атырау — Кульсары.

1

Асфальт, периодически попадаются небольшие выбоины. Дорога активно ремонтируется и, возможно, к маю 2019 года будет идеальная трасса. Трафик довольно активный — основной путь из России в Среднюю Азию.

Кульсары — Актобе до поворота на Аккергешен.

1
2

Да, это федеральная трасса! Асфальт когда-то существовал. Сейчас — яма на яме, в некоторых местах необъезжаемые. Скорость — 0 — 20 км/ч. С обеих сторон этой «автомагистрали» по степи набиты грунтовки. Лучше сразу съехать в поле и двигаться по ним. Параллельно идет по несколько грунтовок. Большой минус — пыль из-под колес, и колонна растянется. Иначе все, кроме лидера, захлебнутся в этих клубах пылевой взвеси, которая проникает в любую щелочку…

1

Аккергешен — Актолагай.

2

Хорошо накатанная грунтовка. Из минусов — дорога используется большегрузами, отчего местами глубокая колейность. А при съезде и движении между колей под защиту набивается сухотравье, что чревато возгоранием.

1

Не ленитесь, периодически проверяйте днище!

Объезжая солончак в поисках приемлемой дороги, немного плутанули. Дорога потерялась под слоем песка, нанесенного сильными ветрами.

1

Ничего страшного, даже не понадобилось стравливать давление в шинах.

1

Возле Актолагая большие солончаки.

2

Держитесь ближе к краю, избегая темных пятен. Множество колей, местами глубоких — лихие джиперы проверяли свои машины на проходимость. Вам, я думаю, это не надо. А ехать по сухому солончаку — удовольствие!

Кульсары — Бейнеу — Шетпе.

1

Идеальная трасса, на 5 с огромным плюсом! До Бейнеу трафик активный, потом поток машин резко снижается. На стоянках для отдыха, через каждые 20 — 60 км, установлены эстакады. Можно провести мало—мальский профилактический осмотр своего автомобиля.

1

На всех этих 500 км только пару километров асфальт не уложен — на перевале Маната в районе Сор Тузбаир.

2

Важное дополнение. В Бейнеу заправьтесь до полных баков! Следующая заправка будет только в Шетпе через 300 км. А если учесть, что у вас на этом участке будет «прогулка» по Сор Тузбаир, то бензина может хватить только — только. В поселке Сай — Отес заправок нет! Проверено. Заехали туда и у первого встречного спросили про АИ-92. Тот заговорщицки подмигнул и привел в какие-то «пампасы». У хозяина этого сарая «маленький бизнес». Непонятно что в канистрах по цене 250 тенге за литр. Это при стоимости 92-го на заправках в 153 — 160 тенге. «Нет, такой хоккей нам не нужен!»

Вообще-то, с бензином на полуострове проблем нет, хотя большинство автомобилей на газе. У нас в запасе, правда, всегда была полная канистра. Но она понадобилась только один раз и именно на этом участке дороги. Просто поленился заехать в Бейнеу на заправку из-за каких-то 15 литров…

На Сор Тузбаире с чинка не спускались. Внизу огромнейшее солевое озеро, и едва накатанная дорожка жмется к скалам. И сплошные темные пятна непросохшего грунта…

6

Долина Айракты и гора Шеркала.

После Шетпе хороший асфальт. По самой же долине целая паутина вполне пригодных грунтовок.

6

Вот только съезжать с них не советую — все вокруг в холмиках норок сусликов и тушканов. А какие под холмиками пустоты — кто знает? Можно и капитально завязнуть.

К горе Шеркала есть возможность подъехать вплотную по грунтовкам мимо шаровых конкреций.

3

А если не заморачиваться, то остановиться на пригорке неподалеку. Тоже проезжаемо.

3

Шеркала — Долина шаров — Абаста.

Доехав от горы — льва до поселка Шайыр по ремонтирующейся щебеночной дороге, я свернул в степь и дальше по краю солончаков.

3

Было напряжно! Местами эта тропка пропадала, ехать приходилось «по азимуту», кое-где по непросохшему такыру. И в долине шаровых конкреций каменистая дорога шла между камней.

4

Абаста — подземная мечеть Шакпак-ата.

Городок — декорация Абаста в паре сотен метров от трассы со свежеуложенным асфальтом. С асфальта сворачиваем, а дальше — «гребенка» до самого побережья.

3

Всю душу вытрясла…

От мечети до ущелья Капан — опять обычная степная дорога.

4

А так проезд по ущелью выглядит сверху.

5

Жыгылган — Упавшая земля.

Вот где «засада»! Вниз, к морю, идет одна — единственная дорога.

1

Но состояние — ужасное. Только для подготовленных «проходимцев»! Большой градус уклона, каменные ступени высотой до 30 см… Машину жалко! Для желающих оценить масштабы провала снизу — есть тропа со смотровой площадки, местами по каменному плато.

5

Жыгылган — Шевченко — Актау — Жанаозен.

От Жыгылгана несколько степных дорог, ведущих до асфальта. По накатанности примерно одинаковые, выбирали кратчайшую по навигатору.

В Шевченко и до Актау асфальт на 5+!

4

При свороте с этой трассы в район пляжей Голубой бухты столкнулись с таким же состоянием дороги, как Кульсары — Актобе. Может, чуть больше остатков когда-то уложенного асфальта.

Про дорожное покрытие в Актау ничего писать не буду. Во всех городах и крупных поселках дороги отличные! И до самого Жанаозен через Курык такая трасса.

1

Сенек — г. Бокты — Босжира.

От Сенека до долины горы Бокты ставшая обычной степная дорога.

2

В меру песка,

4

немного такыра и солончаков,

2

в меру камней. Сама же долина — высохший солончак. Ровный, быстрый.

2
3

А вот до Босжира дорожка становится похуже. Частые подъемы — спуски,

6
3

да и камней становится больше.

3

Про состояние дорог в долине Босжира сказать ничего не могу. Доехали только до спуска в нее.

4

Надвигающиеся свинцовые тучи посеяли небольшую панику, и мы, побоявшись оказаться в одиночестве посреди раскисшей после дождя степи, решили ограничиться осмотром со смотровых площадок на вершине чинка. По верху везде проезжаемо.

1

Самое сложное — небольшой перевал.

3
2

Босжира — Бекет — ата — Бейнеу.

От Босжира поехали до трассы Бейнеу — Шетпе через степь. Экономили 170 км. Дорога хорошо накатана паломниками в святое место на УАЗиках.

2

Самое большое зло, которое здесь встретилось (в других местах, конечно, тоже не без этого) — т.н. «поперечины». Это когда из ниоткуда, перпендикулярно основной дороге, возникает проторенная когда-то кем-то колея.

Если не успел оттормозиться — все… Жесткий удар, головы в потолок, вещи разлетаются по всему салону. А каково подвеске автомобиля? Так что, надо быть внимательным.

А потом был асфальт до самого дома…

Вот такими я увидел и прочувствовал собственной «пятой точкой» дороги на полуострове Мангышлак. Буду очень рад, если эта моя заметка поможет участникам экспедиции и оградит их от хоть каких-то неприятностей!

Комментарии

Borracho
+2
23 августа 2018 г. 10:22
Это архиполезная информация!
Кульсары — Актобе до поворота на Аккергешен
- это как, Актобе же сильно на востоке? Ну и в любом случае мы из оставили как факультативные на конец маршрута если будем идти с опережением графика, они на карте красным: https://yandex.ru/...
sany4
23 августа 2018 г. 10:32
Спасибо, Коля! Хоть это и проговаривали при встрече, наглядно оно понятней будет.
Я же заезжал со стороны Актобе, и Аккергешен был первой точкой. А выезжал через Атырау - Уральск. Повторения этой убитой дороги не вынесли бы.
Borracho
+1
23 августа 2018 г. 10:37
Ну мы получается минуем ее как раз, с другой стороны заедем и сразу на Бейнеу.
sany4
23 августа 2018 г. 10:50
Если на Аккергешен все же заедете - не миновать! Только получится не как у меня 300 с лишним км, а всего около 30.
Borracho
+1
23 августа 2018 г. 10:56
Да, понимаю, но это если успеем, потому их в описание маршрута и не включил.
sany4
23 августа 2018 г. 11:08
Если честно, то много не потеряете, если не заедете. Актолагай хорош на затравку, для первых восторгов и ахов. Дальше все гораздо круче!
Borracho
23 августа 2018 г. 11:25
Понимаю. Вот поэтому он и отложен.
NataliaC
+1
23 августа 2018 г. 10:31
Для водителей-очень полезная информация, а для зрителей-еще одна возможность посмотреть на чудесные пейзажи.
sany4
+1
23 августа 2018 г. 10:34
Да здесь, Наташа, пейзажей уже мало. Весь акцкнт на дороги.
natchen
+1
23 августа 2018 г. 12:29
Ох какая полезная информация! Валера, спасибо огромнейшее! Предупрежден - уже полдела.))
sany4
+1
23 августа 2018 г. 12:49
Главное - чтобы у вас все сложилось наилучшим образом!
natchen
+1
23 августа 2018 г. 13:01
Это точно!
acvazul-v2010
23 августа 2018 г. 18:35
sany4
23 августа 2018 г. 18:49
albygan
+1
23 августа 2018 г. 20:58
Ну, я только добавлю свою большую порцию уважения за подобную информацию
Вот настоящий автомобилист! Уважаю
sany4
+2
24 августа 2018 г. 7:10
Да ну, Альберт, это нормально. По собственному опыту знаю, что ехать в незнакомое место, имея какое-то представление о тамошних дорогах - гораздо спокойнее. Я за взаимовыручку на дорогах!
Maksim_Starostin
24 августа 2018 г. 13:13
Да уж, все проезжаемо, но надо по каким-то стремным песчаным дорожкам ехать, под машину лезть с монтировкой и избегать пожаров :)
sany4
24 августа 2018 г. 13:30
Каждому - свое.
KonstantinPavlov
+1
24 августа 2018 г. 17:24
Почти как в Монголии
sany4
+1
24 августа 2018 г. 17:30
Похоже! Вот только на Мангышлаке яков нет...
Maximus67
+1
24 февраля 16:04
Валерий, так это получается про Мангышлак Вы писали?... Я просто ещё не очень хорошо здесь ориентируюсь. В любом случае, я в своё время всю эту эпопею прочёл с интересом. Моя первая жена родом из Гурьева (Атырау называть город язык не поворачивается), те места я хорошо знаю.
В прежние годы Мангышлак изобиловал чёрной икрой, впрочем, как и Гурьев. Осетров истребили на корню.

В 92-ом году я ехал в поезде в Москву в одном купе с командиром Гурьевского ОМОНА. Он рассказывал, что в прибрежной зоне браконьерами создана самая настоящая зона беззакония. Осетров вспарывают и бросают, забирая только икру.

Что касается мангышлакцев, гурьевские казахи называли их адайцами. Гурьевчане своих соседей недолюбливали, считая их дикими...)))

Валерий, не в тему конечно мой коммент, просто вспомнилось.
sany4
+1
24 февраля 16:19
90674229 писал 24 февраля 16:04
просто вспомнилось.
У меня, Максим, тоже при чтении про места из прошлого накатывают свои воспоминания... Да это у всех, наверное.
И давай на "ты"?
Maximus67
+1
24 февраля 16:57
Конечно. Рад знакомству!
vibas
+1
18 апреля 12:04
А что, более-менее норм дороги!
Спасибо за ликбез!
Через пару недель мы должны будем все проверить)))
sany4
+1
18 апреля 12:12
Витя, ведь вы все (экспедиционеры) немного авантюристы! И, наверняка, не упустите возможности проверить Дастеры на проходимость. Всегда помните главное - под высохшей коркой солончаков - непролазная грязь... Отпускает попавших в неё с большой неохотой! Бойтесь тёмных пятен на белом солончаке!
vibas
+1
19 апреля 8:52
Спасибо, Валерий!!!
sany4 писал 18 апреля 12:12
под высохшей коркой солончаков - непролазная грязь...
Это я уже себе записал!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.