Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 13:06

Орск, Челябинская область — Россия Апрель 2018

Начну с заголовка. Только подъехав к дому и «сойдя на берег», осознал, что поездка по «диким» степям в одну машину в апреле — это чистейшая авантюра. Что бы не писали на автомобильных и туристических форумах. Конечно, если у вас не «экспедиционник» Лэнд Круизер или Лэнд Ровер. Но обо всем по порядку…

Идея этого путешествия зрела давно. Неспеша просматривались отчеты, но как-то не будоражили они разум. И вот в прошлогодней поездке где-то на севере Пермского края прозвучало… «А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» В том плане, что не пора ли реализовать трип в сравнительно близкие места, где плотность населения местами до сих пор не превышает пару человек на кв км. И началось… Проработка маршрута с учетом апрельского отпуска. Ситуация осложнялась тем, что в это время на Мангышлаке еще могут не просохнуть дороги и солончаки, и даже для Дакаровских КАМАЗов степь может оказаться непреодолимой. Февраль обрадовал радостным лучиком света — анонсировалась экспедиция Туристера в те же края, практически по заппланированному нами маршруту. Немного не совпадали даты, но я уже был готов подредактировать, чтобы часть пути преодолеть вместе с единомышленниками. Увы, не срослось… Экспедиция была перенесена на осень. Почти за месяц до отъезда начался мониторинг погоды на полуострове. Ситуация обнадеживала — никаких осадков, ветрено и круглосуточные плюсы. Степь должна подсохнуть!

И вот час «Ч» настал! В путь!

Еще при подготовке маршрута вдруг понял, что юг Челябинской области мне практически не знаком. А там оказалось столько интересного! Первая остановка случилась в селе Верхняя Санарка. В начале 2000-х годов в этом бывшем полностью казацком поселении была построена деревянная церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Окружающие храм березы все еще стоят голые, и 15 куполов видны далеко с дороги.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Где-то впервые прочитал об этой церкви, что построена она по старорусской технологии, без единого гвоздя, и т. п.… Каково же было мое разочарование, когда вблизи разглядел и полуоторванные кусочки «Ондулина» на кровле луковок, и торчащие там-сям гвозди…

Да и кругляк сруба был изготовлен на современных станках, а не ручным ошкуриванием бревен…
Ну, да ладно, списал свое недовольство на «старческое» брюзжание. Церковь двухярусная, но открыт был только первый этаж.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Внутри довольно скромно, без излишней пафосности. Но удача нам улыбнулась в другом. Заканчивалась Пасхальная неделя, и находящаяся здесь староста прихода провела нас в звонницу.

Ведь сегодня был последний день, когда звонить в колокола дозволяется любому желающему. Впервые в жизни попробовал исполнить перезвон!

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Конечно, получилась какая-то какофония, но общий принцип стал понятен.

Долго в церкви не задержались. Километрах в 20, около села Степное, нас ждала парочка интересностей.

В 1967 году местный житель Григорий Тележкин к юбилею Октябрьской революции выбил на скале барельеф Ленина. Увы, точных координат в интернете я не нашел. Пробивались по чуть раскисшей лесной дороге «на авось». Спугнули в лесу небольшое стадо косуль, да парочку куропаток.

Но скалы с Лениным так и не нашли… Упираться не стали и поехали к другой работе этого же мастера, благо координаты были. А фото барельефа стащил в интернете.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Чепез 30 лет после изготовления этого барельефа, после перенесенной тяжелой болезни, Тележкину пришла мысль вырезать на скале икону. В нескольких км от старого места он нашел другую скалу.

Не спеша, втайне от всех, мастер творил свою новую работу.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

По окончанию приглашенный местный батюшка был поражен красотой иконы и освятил ее.

Сейчас сюда приезжают паломники, молодожены после регистрации брака. Горят свечи, кто-то повязывает ленточки на соседних деревцах.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Около скалы разговорился с трактористом. Он сказал, что барельефов Ленина в окрестностях два. Что ж, есть повод вернуться в эти края.

Во время Отечественной войны 1812 года особо отличились казаки — нагайбаки, выходцы из этих мест. По окончании войны они вернулись в родные края, где в то время проходила граница с казахским ханством. Вдоль нее были построены маленькие крепости — укрепления, которым присвоили номера с 1 по 32. Вскоре по указу Николая I в. честь побед русского оружия они были переименованы. Так на Южном Урале появились Париж, Лейпциг, Берлин, Чесма, Варна, Фершампенуаз, Бреды, Бородиновка, Тарутино… Первой на нашем пути была Чесма. Небольшое село, где из достопримечательностей — копия знаменитой колонны «Освободителям Чесмы»,

памятник «Основателям Чесмы»,

да бюст Василию Ивановичу Чапаеву.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

А потом возникла проблема… На перекрестке стела.

И куда далбше? Париж? Варна? Или Порт Артур? Варна была ближе всего. Вот только достопримечательность там одна, да и та не связана с русскими победами.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Мавзолей Кесене. Или башня Тамерлана.

Древняя усыпальница постройки, ориентировочно, XIV века. 17-метровый шатер сложен из глиняных кирпичей. И хотя снаружи кирпич после реставрации современный, в глубине ниши четко просматривается старинная кладка.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

В самом конце XIX века в склепе производились раскопки и были найдены женские останки в шелках и золотых украшениях. В окрестностях мавзолея нашли много других захоронений. Видимо, здесь было кладбище кочевников. Хотя легенда красивей. По ней здесь похоронена дочь Тамерлана. Девочка полюбила простого воина и сбежала с ним. Отец рассвирепел и полал погоню. Настигнутые влюбленные покончили с собой, а Тамерлан распорядился построить над могилой роскошный мавзолей.

Так прошел первый день путешествия. Переночевав в Варне в гостинице, наутро мы поехали в направлении современной российско — казахской границы, в село Николаевка. Там сохранилась одна из тех, XVIII века, крепостей — укреплений.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Построена по типовому проекту того времени. Квадратная, 66,5×66,5 м, с башенками по углам и церковью в центре.

В Николаевской крепости это храм Николая Чудотворца.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Стояло солнечное утро, и золоченые кресты давали такой отблеск, что на куполах отражались такие же золотые кресты.

Внутри храм просто сиял светом и чистотой!

Очень душевным оказалось это намоленное веками место.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Весна на Южном Урале вступала в свои права, и около одной из рощиц я не смог не остановиться. Вспомнился Саврасов и его «Грачи прилетели».

Где будем пить утренний кофе? Конечно, в Париже!

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

И только под Эйфелевой башней!

Казаки — нагайбаки в числе первых вошли в Париж и свою деревню, по возвращению на Родину, кроме как названием французской столицы, они никак назвать не могли. А совсем недавно здесь была установлена вышка сотовой связи в форме Эйфелевой башни.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Говорят, специалисты Ростелекома ездили в Париж, чтобы изучить все пропорции детища Эйфеля.

Париж — Парижем, но дорога у нас все-таки в Казахстан. По пути в селе Бреды (от нидерландского Бреда) посмотрели на памятник покорителям целины. Трактор — труженик гордостоит на постаменте, напоминая о трудовых победах 50-69-х годов.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Километрах в 20 отсюда другая из двух сохранившихся крепостей — Наследницкая.

Близнец Николаевской, только храм в честь Александра Невского.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Правда, ворота закрыты и чувствуется наследие находившейся здесь долгое время машинно — тракторной станции.

Желающие посмотреть — имейте в виду, что на съезде с трассы в сторону деревни стоит аншлаг с грозным предупреждением о близкой границе. У нас встречи с пограничниками не случилось.

К вечеру мы приехали в Орск — центр южноуральского казачества прошлых веков. С утра отправились на прогулку по городу. Меня, в-принципе, интересовал только один объект, но получить общее представление об Орске тоже было неплохо. Почти рядом с отелем стоит памятник Т. Г. Шевченко, который проходил здесь службу.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Неожиданно для себя обнаружил, что маршрут путешествия несколько раз пересекался с местами службы кобзаря. Этот памятник входит в пятерку лучщих памятников Т. Г. Шевченко в мире.

В получасе ходьбы стоит храм Георгия Победоносца.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Новая церковь, описания даже не нашел. Белоснежный кирпич,

орнаменты на колоннах,

барельефы на стенах.

Строители постарались, сделано все с любовью. А напротив церкви разбивается новый скверик.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Приживаются высаженные осенью деревца. укладывается плитка. А в центре стоит хачкар. В память о геноциде армян.

Извиняюсь за качество, но точка для съемки была одна…

Потихоньку добрались до моей основной цели в городе. В конце 50-х годов в Орск было переведено Кировобадское военное училище летчиков. В числе курсантов был и мой отец… Здесь он получил путевку в небо, освоив бомбардировщик Ил-28. Позже училище было присоединено к Оренбургскому летному училищу. А в память о боевых Илах, взлетавших с аэродрома «Сокол», в начале 2000-х на площади Гагарина был установлен монумент. Постамент в форме пятиконечной звезды и взмывающий в небо с одного из лучей Ил-28.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

И надпись — Авиаторам всех поколений. Ради памяти о недавно ушедшем из жизни отце, я не мог не посетить это место…

На вершине Преображенской горы с основания Орской крепости стояла Спасо — Преображенская церковь. Как и большинство храмов в стране, в 30-х годах она была полностью разобрана. Лишь в самом конце прошлого века начались восстановительные работы.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Вот только осмотреть ее мне не довелось. Местные прихожанки, увидев фотоаппарат, зашипели. Пришлось удалиться, запечатлев только внешний вид.

Из-за нехватки времени и мечеть была сфотографирована только с одного ракурса.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

Вернувшись в отель, сели в машину. По пути остановились у Драмтеатра.

Заинтересовал памятник А. С. Пушкину.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

А рядом обнаружили еще две композиции. Дедок, ностальгирующий у граммофона

и лотошница, торгующая пирожками.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

У ближайшего магазинчика бойко шла торговля теми самыми пирожками. Интересно было сравнить «натурщицу» и композицию. А вот сфотографировать — увы…

На этом российская часть путешествия закончилась. В нескольких километрах от Орска переход границы. В общей сложности потратили не более часа.

Мангышлакская авантюра. Часть 1. В Казахстан через Париж

На казахской стороне приобрели страховку на автомобиль(1200 рублей на двоих водителей на две недели). Заранее не позаботившись приобретением тенге, загрустили, не обнаружив обменного пункта… До Актобе 130 км. Поехали! Разберемся!