Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 12:24

Рисан, Пераст, Герцег-Нови — Черногория Сентябрь 2017

Встреча в Монтенегро-начало.

Бар, Петровац и окрестности.

Прощай Петровац, привет Будва.

Наконец-то «Каньоны»!

Окрестности Скадарского озера.

Прощай Будва, привет Котор.

«Макси-Монтенегро».

С неохотой пакуя вещи и с грустью покидая исторический Котор, мы пешком дошли до вокзала, сели на автобус, минут 20 поглазели в окошко на залив, на ровненькие грядки мидий на его водной поверхности,

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

на мелькающие аккуратненькие домики и уже пора было выходить. Опять новое место, мы настороженно озираемся- ни вокзала, ни даже автостанции, обычная остановка на автостраде и все. Apartments Ognjenović нашли быстренько, они расположены недалеко от дороги

и как было приятно, что при входе во двор, нам навстречу улыбаясь, уже шел хозяин. Но я лучше напишу отдельный отзыв об этом чудесном доме!

Чтобы удостовериться, что миниатюрный Рисан, расположившийся в долине у подножия горы Орен в самом дальнем углу (если так можно выразиться) уютной бухточки Боко-Которского залива

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

еще и курортный городок, мы немедленно отправились на близлежащий пляж с инспекцией. Пять минут и мы несмело с долей скептицизма заходим в прозрачную воду и о боже- парное молоко в котором захотелось залечь на весь оставшийся день.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Идеально ровная поверхность водной глади, ни дуновения ветерка и невероятно приятная истома окутала, околдовала и я плыла-плыла медленно разводя руками водную преграду, не имея ни сил ни желания повернуться назад, ведь пловец с меня еще тот, гораздо больше люблю просто любоваться водной стихией. Но в тот момент я готова была петь диферамбы этой воде, понравившейся мне даже больше, чем Адриатическое море! При выходе из воды и ступая на берег, заметила, что ступать больно, берег-то каменистый, а для входа в воду сделаны проходы, типа тропинок.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Теперь можно оглядеться и с удовлетворением отметить, что те несколько отдыхающих, расположившихся вдалеке, не помеха, пляж удобный и вполне подходит для семейного отдыха с детьми, только советую приобрести резиновые тапочки для купания. Сквозь прозрачную воду залива видны плантации мидий, все камни облеплены ракушками, целые семьи, колонии, такого я еще не видела нигде!

Теперь понятно, почему сделаны дорожки-заходы в воду, чтобы и ноги не поранить и не нарушить жизнь моллюсков. Позади нас прямо на берегу возвышается огромное белое, но все равно ужасное здание, отель «Теута», по имени царицы, правившей в этих местах в IV веке до н. э. во времена Иллирийского государства. Нашлось только одно общее фото городкка Рисана и вот, белое трехэтажное здание слева на фото-это и есть «шедевр»!

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Хоть и слышны с его двора какие-то звуки, создается впечатление заброшенности. Это ж надо было додуматься, впихнуть это уродство в такой красивый пейзаж и которое теперь служит ориентиром для Рисана. Да еще и пешеходный страшный синий мост в отель через речушку соорудили впритык с обычным!

Чтобы нам пройти на пляж, надо обходить все это безвкусное нагромождение. Говорят, что это здание переходит из рук в руки и никак не приживется ни у одного хозяина.

Полдня мы купались, плавали, загорали, а Кирюся даже решила постирать свой купальник, были съедены все фрукты, а потом мы отправились по местному Бродвею-трассе в центр, наблюдая за безмятежным городком с неторопливым ритмом жизни и за добродушными местными жителями. Рядом с остановкой по запаху обнаружили небольшой магазинчик-пекарню с изделиями восхитительной местной кухни и с первого мгновения на оставшиеся дни стали его постоянными посетителями. Купили горячие пироги с мясом, выпечку с фруктами, зашли в супермаркет, находящийся рядом, скупились и там: сыры, йогурты, помидоры, креветки, пиво и быстрее домой, пока пироги не остыли!

Проходя мимо кафе, наблюдали такую картину: официант с подносом в руках переходил улицу-автостраду и путь держал к столикам на пирсе! Мои руки были заняты-не успела сфотографировать, но вот в подтверждение фото, но уже без экстримального работника общепита! Это ж сколько раз за смену бедным служащим приходится переходить дорогу туда и назад? (Баня, а через дорогу раздевалка!)

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Дома на веранде накрыли поляну и кайфанули, ммммм, чтоб я так жила и подольше!

А ближе к вечеру мы отправились на прогулку проинспектировать, что же за город волею судьбы достался нам в трехдневное пользование. Едва отошли подальше от набережной в глубь городка, пройдя через центральную площадь и делая первые шаги по мощеной, каменной мостовой старинной улочки Габела я обомлела и тут же смахнула с себя курортную пыль, во мне мгновенно проснулась заинтересованная и любящая древние руины натура. Боже, так это самое древнейшее поселение на территории Черногории, город, история которого насчитывает более двух тысяч лет, а мы стоим посередине средневековья!

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

На улице сохранились здания XVII–XIX веков, конечно, каменные дома многократно перестраивались, но какие они, гордые и не сломленные стоят, глаз не отвести. Некоторые брошенные и руинированные, а всего архитектурный комплекс Габела насчитывает 31 здание. Впервые на всех этих домах я увидела одинаковую отличительную деталь, позднее, я увидела ее и в другом городке, куда мы собирались идти завтра-это отсутствие крыши и торец крыши с окошком, не знаю как правильно.

Рисан упоминается еще в 3 веке до н. э. Созданный императрицей Теуте, восхищенной красотами этой местности, он был центром торговли, культуры, мореплавания Иллирийского государства. И назвали город в честь иллирийского племени ризонти. Но что удивительно — местные жители Рисана никогда не были моряками.
Даже сложно представить, что во времена правления городом римлянами, численность населения превышала 10 тысяч жителей, сейчас же их в городе обитает чуть более 2 тысяч.

А мы идем дальше по выложенной галькой красивой мостовой по узкой улочке в полном одиночестве, разглядывая дома и всевозможные детали.

Название улыцы «Габела» происходит от итальянского gabella — акцизный сбор на соль, а оно от арабского «кабала» — пошлина, налог. В старые времена в этих местах торговали солью, и это было очень выгодным делом для местного населения.

Пройдя еще немного справа по ходу в проем открытой калитки мы увидели полуразрушенные палаты Ивелич,

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

родовое гнездо старинного аристократического рода графов Ивелич, известного с 14 века, даже в таком состоянии, заросшие деревьями и травой производящие впечатление. Оглядываясь, с интересом разглядывая особняк, построенный в XVIII веке в характерном для этих мест стиле средиземноморского барокко, несмело зашли во двор, вдруг это закрытая территория?

Когда-то палаты состояли из приземного этажа для хозяйственных нужд, второго этажа с барочным балконом, на него из салона выходила двойная дверь, третий этаж был жилым, над ним две мансарды. В XIX веке были пристроены еще два крыла.

Рисанская ветвь графов берет свое начало от главы рода Константина Ивелича, два сына которого во времена правления Екатерины Великой приняли русское подданство, поступили на воинскую службу в Российскую Империю и добились потрясающих результатов в послужных списках, принимали участие в русско-турецкой войне. Старший Марк от звания поручика под началом графа Алексея Орлова дослужился до чина генерал-лейтенанта, а затем стал сенатором в сенате Российской Империи, был женат на русской дворянке Турчаниновой и умер в возрасте 75 лет в Перасте (5 км от Рисана), а был погребен на воинском погосте на кладбище в Смоленске. Младший Иван дослужился до звания генера-майора, был назначен комендантом Владикавказа (что меня особо заинтересовало!) Всего же в русской армии было шесть генералов и адмиралов по фамилии Ивелич, последний из них, капитан Владо, умер в 1940 году и с тех пор родовое гнездо рода Ивелич постепенно разрушается.

С улицы Габела мы свернули на узкую тропинку в сторону православного храма святых апостолов Петра и Павла, строительство которого велось долгих 195 лет: с 1601 по 1796.

Уже при завершении строительства с итальянским архитектором Антонио Коста случилась трагедия: обрушилась часть свода и он погиб прямо в храме. Красивый иконостас для храма был изготовлен в России в городе Козлове.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Храм построен рядом с городским парком, выходящим на набережную.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Здесь же рядом находится едва ли не главная достопримечательность Рисана-римские мозаики первого века и руины римской виллы. Нет, мы их не посетили. Я знала о них, но предполагала, что находятся они под открытым небом, а не внутри здания,

которое увидела уже в предпоследний день, когда мы с Кируш пошли в супермаркет, находящийся рядом. Дела у нас были наиважнейшие, купить раскраску и карандаши, потом кучу вкусненького и того, что не велит покупать мама, а затем надо было еще поиграть на детской площадке, покататься на качелях, ну какие тут могут быть мозаики да еще первого века!

На следующее утро был запланирован пятикилометровый марш-бросок. Я ни в коем случае не хотела напрягать девочек, ведь мне хотелось проделать этот путь пешком. Знала ли я про отсутствие пешеходных тропинок вдоль залива?

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Само собой, поэтому и боялась идти с ребенком рядом с проносившимся мимо транспортом. Но Юля, увидев симпатичный Пераст, расположившийся на склоне горы и находящиеся рядом острова, категорически заявила-мы идем с тобой!

Ни страшилки в виде раннего подъема и быстрого завтрака не действовали, да и погода с утра не внушала доверия-небо заволокло тучами, похолодало и какой может быть им пляж?

И мы отправились в поход, на всем пути постоянно останавливаясь на фотопаузы. Какая же это красота: идешь, идешь, где вздумалось, там и тормозишь, за что захотел, за то и зацепился взглядом. Тут и старинные заброшенные усадьбы, заросшие травой,

ухоженные симпатичные особнячки. Вот около этого мы особенно долго крутились

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

и Кирусеныш была главной моделью!

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Город остался позади и впереди замаячило сначала старое брошенные здание с черными дырами-окнами, а потом и женский монастырь Баня. Такое необычное название прижилось к монастырю из-за нахождения в прошлом на этом месте римских терм (бань). Первые насельники в этом месте появились в 12–13 веках, а первые упоминания о самом монастыре относится к 1602 году.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Затем наше внимание привлекли поля для выращивания мидий, ровненькие грядки огромных пластиковых поплавкови вскоре мы подошли к самой ферме. Интересно было наблюдать за работником, высыпающим из мешка в пластиковый коробок отличный улов.

Устрицы выращивают в специальных корзинах из металлической сетки, которые помещают в плавающие контейнеры с разноцветными буйками.

35 лет назад в виде эксперимента в Боко-Которском заливе попробовали разводить маллюсков, а сейчас это очень прибыльный бизнес.

Процесс выращивания, когда крошечный маллюск становится съедобным и пригодным для продажи, длится около года. Нигде более маллюски не продают прямо с моря, прежде они должны пройти специальную систему проверки, а в Черногории для этого есть все условия и мы решили, что на обратном пути обязательно затаримся этим деликатесом.

Чем ближе подходили к Перасту,тем темнее становилось небо, черные угрожающие тучи цеплялись за верхушки гор и зловеще хмурились, но мы все равно постоянно останавливались-уж очень красиво смотрятся острова, как два инородных тела, украшающих водную гладь в окружении гор.

Старинный городок Пераст получил свое название от имени иллирийского племени пирустов и расположен он на мысе, разделяющем Рисанский и Которский заливы. У него богатая история, которую при желании можно найти и почитать.

Я торопила девочек, хотелось до дождя успеть погулять по городу, но мы только и успели, как с толпой иностранцев запрыгнуть в катерок

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

и отправиться на рукотворный островок, в 1452 году насыпанный поверх рифа Госпа од Шкрпела (Мадонна на рифе) .

На острове построена церковь Божьей Матери-покровительнице моряков, есть маяк.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Мы обошли его весь, но внутрь церкви была большая очередь, стоять не захотели. Напротив острова на расстоянии 115 метров и ближе к берегу еще один островок святого Гергия, но он закрыт для посещения и на нем находится бенедиктинское аббатство, основанное в 9 веке.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Мы на всех парах проносимся мимо, а капли дождя в это время уже вовсю и очень деловито барабанят по крыше нашего плавсредства- вот же невезение, но не все время же котейкам масленица, да и не сахарные. Девочек посадила в ближайшем кафе, а сама отпросившись на часик и вооружившись зонтом, отправилась на прогулку.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Да, не так я себе представляла свою долгожданную встречу с этим крошкой Перастом, но что поделаешь, надо и с нее выжать по максимуму. Удалось это мне или нет, я покажу отдельно.

Чувствуя, что мой час уже давно закончился, и карета скоро превратится в тыкву, запыхавшись прибегаю к девочкам, а они пируют- поназаказывали еды, питья и на меня тоже. Как бы не хорошо было под навесом за столиком кафе, но пора в обратный путь. Нам с Юлей зонт, а на Кирушу я одела свой анорак (болоньевая ветровка) с капюшоном. В нем она оказалась полностью защищена от дождя, но именно отсутствие в ее ладошке ручки зонта сделало жизнь малышки несчастной и она зарыдала горючими слезами. Я была в шоке-это были первые слезы за почти двухнедельный отпуск. Она терпела и достойно принимала все: жару по пути на пляжи, частые переезды, обязательные трапезы с ее участием, да и пятикилометровый путь сюда, но отсутствие зонта -тут уж извините!

Ни уговоры, ни объяснения ситуации не помогли и только получив в руки зонт, сразу появилась довольная улыбка.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

А я беру ее и подсаживаю себе на спину (битый небитого везет!), в руки суем ей открытый зонт и такая смешная процессия шествует к стоянке такси. Но не так-то просто доехать 5 км до Рисана, хитрые и алчные водители зарабатывающие частным извозом просят цену-10 евро. Мы проходим мимо и идем далее по дороге в надежде на автостоп и вдруг слышим, за нами бежит парень и предлагает довезти нас за 5 Евро, мы снисходительно позволяем сделать это. Машина шикарная, цвета слоновой кости снаружи и изнутри и мы после дождя. Парень хватает мой зонт и бросает его в багажник, потом говорит, чтобы сняли обувь с ребенка! Ладно, мы отомстили ему тем, что потребовали остановить у фермы, где Юля купила 1,5 кг свежайших мидий всего за 3 евро! Едва успев приехать домой, сразу сварили их все и с темным совершенно обалденным пивом и всем что еще было в холодильнике опять устроили пикник на веранде!

А дождь все капал и капал, но я все равно отправилась разузнать, что же за здание маячит среди листвы на склоне горы и уже два привлекает мое внимание. Вон он, слева на фото.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Опять старый заброшенный и заросший зеленью дом в таком же стиле, какой мы видели на улице Габела.

А совсем рядом, скрытая деревьями, находится школа и слышен детских смех… Я почувствовала нереальность происходящего, будто смех доносился из пустых глазниц окон.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Затем прошла в центр городка в надежде разузнать у местных жителей, где поискать турагенство или что-то подобное, чтобы узнать рассписание транспорта, проходящего через городок. Нашла, сфотографировала

и ориентируясь на время, на следующий и последний день, решила съездить в Герцег-Нови. Автобус пришлось ждать очень долго, одни проносились мимо, другие ехали не в моем направлении и уже когда я потеряла терпение-остановился большой комфортабельный шедший до Дубровника. Пара пожилых людей предъявляли толи билеты, толи какие-то посадочные, но их посадили. Парень просился как и я, до Герцег-Нови. Сопротивление водителя было сломлено и мы, заплатив всего по 2,50 евро, уселись в мягкие сиденья международного автобуса и отправились вдоль залива. С моей стороны очень верным было решение, сесть с левой стороны по ходу автобуса, на стороне водителя -шикарные панорамы на залив, горы, городки и деревушки, яхты и паромы скрасили недолгую дорогу.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Выйдя из автобуса и направившись вниз, в сторону старого города, я сразу почувствовала, что в Герцег-Нови жаркое лето и мои джинсы и кроссовки совершенно не уместны. Шляпа осталась дома, хорошо хоть захватила очки, но они мало спасали от палящих лучей яркого солнца-с таким настроем я и знакомилась с городом. Скажу честно, возможно это и наложило отпечаток на мое восприятие всеми хваленого города, а может быть я поняла абсурдность того, что в последний отпускной день покинула и Рисан и девочек. Но скорее всего я уже просто напиталась средневековьем в Которе и Герцег-Нови не произвел на меня ожидаемого впечатления.

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

Мою прогулку по городу тем не менее длившуюся часа 3–4 часа и попытку поймать его очарование, я покажу вам отдельно.

Назад мне повезло с автобусом, около часа дня местный рейсовый отправлялся в Будву или еще дальше и я благополучно, вытерпев все его бесконечные остановки, примерно за минут 50 доехала до своей остановки. Вариантов, где искать девочек, у меня не было-конечно на пляже, ведь и в Рисане день был чудесный. Я зашла в нашу любимую кондитерскую, купила пирогов и выпечки, в магазине- помидор (какие же здесь они пахучие и вкусные) пива, (ох, я до сих пор вспоминаю это черное, тягучее местное Никшич, хотя я ни разу не любитель пива вообще) и отправилась прямо на пляж. Девочки конечно же были там, быстренько собрались и мы отправились обедать.

Потом были сборы, грусть от расставания вообще, от так быстро закончившегося отпуска.

Утром я уезжала рано,(прощай залив!)

Встреча в Монтенегро! Прощай Котор, привет Рисан и финиш!

когда еще девочки нежились в постели, мой самолет вылетал в 10 утра. Дождалась автобуса в Тиват и за 2,50 евро он довез меня до аэропорта и по моей просьбе водитель остановил прямо на трассе напротив здания аэропорта, за что ему огромное спасибо-остановки там нет в принципе, что весьма странно!

Девочки целый день проканителились дома (я бы на их месте провела это время с пользой-на пляже!), после обеда за ними приехал водитель на шикарной машине, который вез нас из Пераста и отвез их в аэропорт.

Вот и все-птички разлетелись по домам, осталось долгое послевкусье от чудесного отдыха в замечательной стране и в прекрасное время!