Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 18:00

Негуши, Цетинье — Черногория Сентябрь 2017

Встреча в Монтенегро.

Бар, Петровац и окрестности.

Прощай Петровац, привет Будва.

Наконец-то «Каньоны»!

Скадарское озеро и окрестности.

Время нашего пребывания в этой маленькой, но такой удивительной и разнообразной стране перевалило за середину и я уже видела горы, озера, имела представление об известных черногорских серпантинах. Мой список желаний и задумок уменьшался, но осталась еще одна, заранее заказанная за 35 евро все на том же сайте https://olimpus.me/excursions/catalog экскурсия «Макси Монтенегро», в которую входило посещение города Цетине, природного парка Ловчен и деревушки Негуши.

Туристическая остановка находится на въезде в Котор, рекомендуемое время присутствия на ней 8–20, но я вышла из дому пораньше, чтобы успеть пройти пустынными улочками города с еще закрытыми кафе и редкими туристами.

Как бы я не тормозила время, но на остановке была уже в 8. Одна одинешенька, зябко кутаясь в толстовку, я на себе ощутила прохладу раннего осеннего утра и отсутствие теплого солнышка, которое еще не скоро покажется из-за горного массива Ловчен. Так как все экскурсии формируются в Будве, то минут через 25 за мной подрулило авто, в котором уже сидели три пассажира, видимо из Тивата. Нас привезли в Будву, пересадили в небольшой автобус, затем мы заехали в Петровац, забрали туристов там и только после этого можно было считать, что согласно времени, заданному в программе-9 часов, экскурсия началась.

Конечно опять была остановка на смотровой на горе Браичи, возвышающейся над морем на 850 метров и конечно же эта невероятно красивая панорама притягивала, как магнит: ну невозможно насмотреться!

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

По этой же дороге мы возвращались после поездки по Скадарскому озеру.

Следующая остановка была в старой столице Черногории-городе Цетине. Предполагалась небольшая пешая прогулка и первым делом и быстрым шагом гид направилась к православному Цетинскому монастырю, находящемуся недалеко от стоянки экскурсионных автобусов. Здание из серого тесаного камня, построенное в 1743 году на склоне горы, на фоне голубого неба выглядело очень величественно.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Первый монастырь на этом месте был построен в 1484 году, при правлении турок он был разрушен, затем заново отстроен, но в 1714 году сгорел.

Монастырский дворик, куда разрешено пройти туристам, сразу у входа и он небольшой, на балконах серую массу камня разбавили яркие разноцветные грозди герани. Нас еще в автобусе предупредили, что в монастыре все очень строго и фотографировать нельзя. Но я никак не могла подумать, что и во дворе нельзя, ведь мы только зашли, успели сделать пару шагов и в ожидании очереди для посещения церкви нас остановил мрачный и строгий монах. Увидев, что я подняла фотоаппарат в сторону балкона, резко подскочил ко мне и практически грубо начал ругаться и отчитывать меня!

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Надо ли говорить, что настроение у меня вмиг было испорчено, ведь сам монастырь снаружи фотографируют все кто его видят, и я сняла то же самое, что видно из-за высокой ограды! Не с такими эмоциями обычно проходят посещения монастырей, мне хотелось развернуться и уйти, но тем не менее я зашла в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где хранятся несколько православных святынь, пять минут и все-аудиенция закончена, все свободны!

Подавляя отрицательные эмоции от этого посещения, я отправилась в свободное плаванье. Побродила рядом с монастырем, хотела подняться выше на гору, но вовремя одумалась. Рядом с монастырем находится необычное по форме сооружение, напоминающее средневековый замок, с башнями по углам и каменной кладкой.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Это дворец-резиденция, построенная в 1838 году для Петра II Петровича Негоша, по проекту русского архитектора и на деньги из России. Сам дом находится внутри этих стен и сверху все строение напоминает бильярдный стол, да и комплекс в наше время так и называется «Бильярд», по названию любимой игры правителя Черногории. В 1951 году здесь был открыт мемориальный музей в честь его памяти.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

С одной стороны за стенами замка небольшой сквер Революции, а за ним очень красивое здание-Дом правительства, построенное в 1910 году итальянским архитектором Коррадини в стилях ренессанс и барокко. С 1989 года здесь находится национальный музей Монтенегро.

День стоял чудесный, было не просто тепло, а даже жарко, я прошлась по улочке Njegoševa, любуясь аккуратными симпатичными домиками, конечно же обустроенными для туристической зоны.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Обстановка расслабляла, рядом неспешно прогуливались мои попутчики, у кого было больше времени- сидели за столиками в кафе, беседуя и купаясь в теплых лучах осеннего солнышка.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

А я иду дальше к яркому дворцу, владельцем которого был единственный король Черногории Никола Петрович Негош, благодаря таланту дипломата прославивший свою династию на весь мир.

Дворец в стиле модерн для него был построен в 1867 году, с 1926 года здесь располагается музей правителя. Конечно время на посещение музеев в этой экскурсии не предусмотрено, но я читала, что внутри очень красиво.

Напротив дворца на площади стоит памятник основателю древней столицы Цетинье-Ивану Црноевичу. Смешной такой получился памятник, больше похож на героя из какой-нибудь сказки про богатырей.

Время еще было и я, устав от палящих лучей солнца прошла дальше по улочке, направляясь в Njegošev парк. Вот и пожалуйста-ворота в своем первозданном виде, стоят далеко от туристического глаза, а посему и в таком виде.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Напротив парка на невысоком холме стоит красивая, миниатюрная церковь Влашка (храм Рождества Богородицы), построенная в 1450 году и получившая такое название от проживавшей в этих краях народности -влахи.

Рядом с церковью сохранилось и кладбище.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Церковь крошечная и действующая, в ней стоят гробницы Николая Негуша и Ивана Црноевича.

На этот раз, чтобы не нарываться на неприятности, я предварительно спросила у служителя-можно ли фотографировать, на что последовал утвердительный ответ.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Для того, чтобы оказаться в следующем пункте сегодняшней экскурсионной программы, автобус повез нас высоко в горы, по серпантину дорог и через удивительно и необыкновенно красивые места, называемые «Каменное море Черногории»! Путь всего лишь в 22 километра, но я готова повторить его еще и не один раз! Так как я садилась в автобус почти последняя, то свободное место было в середине салона и не у окна, конечно я потеряла много, заглядывая через плечи и головы, пытаясь хоть что-то разглядеть. Мы проезжали по территории Национального парка Ловчен, но видно и ему досталось от лесных пожаров, свирепствовавших в стране в 2017 году: то тут то там были заметны островки обгоревших деревьев.

На небольшой площадке после очередного виража автобус тормознул и наконец-то можно было выйти наружу и насладиться действительно Каменным морем, простирающимся вдаль, куда хватало глаз!

Дальше и еще выше нам надо идти пешком, дорога асфальтированная, но транспорт с туристами сюда уже не поднимается-сложно разворачиваться на узкой дороге с одной стороны которой-пропасть.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Последние шаги перед неизвестностью, еще несколько секунд и…

На самой вершине горы Ловчен, на высоте 1650 метров над уровнем моря гордо высится знаменитый мавзолей правителя Черногории, великого воеводы и владыки Петра II Петровича Негоша, боровшегося за справедливость и служившего своему народу до последних своих дней.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Но прежде чем попасть к захоронению, надо преодолеть подъем в 461 ступеньку, часть из которых проходит в тоннеле.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

По пути подъема сделаны несколько рукавов-выходов из скалы на свободу, кто хочет передохнуть и полюбоваться морем-милости просим на воздух! Публика поднимается самая разнообразная, возрастных ограничений нет, вот и малыш сам не ведая того, уже почти добрался до вершины.

Невероятно потрясающие виды вокруг, с одной стороны Адриатическое море,

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

а с другой стороны простирается Каменное море. Отсюда открываются шикарные виды на Боко-Которскую бухту,

видно и Скадарское озеро, город Цетине едва просматривается своими черепичными крышами сливаясь с ландшафтом

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

и горы, горы до самого горизонта!

Свежий ветерок не на шутку разгулялся, игриво резвясь и заставляя утеплиться.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Теперь мне понятно, почему правитель завещал похоронить себя именно здесь-он безумно любил свой край и не мог представить себя где-то в другой месте, ведь отсюда он и дальше может любоваться бескрайними просторами!

В сам мавзолей, возведенном в 1974 году, я не пошла, за вход надо было платить, да и мне хотелось еще погулять по окрестностям. Но я на минуточку заглянула внутрь через ограждение и увидела фигуры двух Черногорских женщин, сделанных из гранита и мраморный саркофаг Петра Негоша, а затем не спеша отправилась вниз.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Там где ступеньки заканчиваются, на площадке стоит непонятное сооружение, похожее на кафе, но мне показалось, что оно либо заброшено, либо просто закрыто-не сезон. Но мне до него не было дело, я пошла далее, в поисках интересностей.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Разглядывая крошечные домики в окружении обгорелых деревьев, недоумевала, как хозяевам удалось выжить и спасти свои жилища от огненной напасти.

Конечно же отсюда уходить не хотелось, но время приближалось к моменту посадки в автобус и пришлось топать вниз к стоянке. Буквально минут через 10–15 автобус вырулил в населенную местность, находящуюся у подножия горы Ловчен, где редко, далеко друг от друга стояли очень симпатичные колоритные каменные домики. Я надеялась что вот сейчас автобус остановит, я выйду и пофотографирую их, но он ехал и ехал, а остановился только в старинной горной деревушке Негуши, родине правителя Петровича Негуша. Но не только этим прославилась она далеко за пределы страны, но еще и гастрономическими изысками-вяленым окороком пршутом, сыром и медом-именно для этого нас сюда и привезли. Первым делом показали специально для туристов оборудованное помещение, где на самом деле сушатся окорока-сушары. Но в данном случае это и небольшой музей с представленными экспонатами из традиционного быта местных жителей.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Так как мясо начинают готовить в ноябре, то сейчас под крышей скромненько болталось несколько тушек.

Потом все отправились на дегустацию и тут же естественно можно было купить и пршут и сыр, рядом есть небольшой рынок, где также можно приобрести и продукты и сувениры, а также ракию и прочее. Купив по куску сыра и пршута, я отправилась обследовать окрестности, в надежде увидеть что-либо интересненькое. Милая, тихая, спокойная деревушка в горах,

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

кое-где не спеша копошатся рабочие на строительстве каменного дома, что-то обсуждая и громко смеясь при этом. Я повернула на боковую улочку и увидела большое яркое здание местного завода по производству мясных изделий,

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

вот и пожалуйста-солидная, поставленная на широкую ногу конкуренция местным древним промыслам. Вдали показалась какая-то церквушка,

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

видно, что очень древняя, попыталась пролезть через ограду, но запуталась в кустах, да и чужой огород впереди. Пришлось идти назад к автобусу.

Очередная аттракция этой экскурсии-смотровая площадка в одном из рукавов горной дороги, с которой открываются умопомрачительные виды на Боко-Которскую бухту, на залив и прибрежные поселки и городки.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Это самая-самая шикарная смотровая в Монтенегро, стоя на краю обрыва, мне хотелось визжать от нахлынувших эмоций.

Гид что-то пыталась рассказывать, уходя в сторону, кто-то пошел за ней, но не я-в такой момент мне надо быть подальше от людей, всю эту ошеломляющую красоту я должна видеть одна!

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Она моя и ничья более! Ну скажите, может ли эта панорама оставить кого-то равнодушным, может ли кто-то свысока совершенно не заинтересованно смотреть на распростертую перед ним реальную карту?

А сколько деталей цепляет взгляд!

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Хочется подольше остановить его на каждом сантиметре, но уже труба гид зовет и погрузившись в автобус, мы едем далее. Но и это еще не все-для всех приготовлен сюрприз-полеты над бездной! Озвученное гидом предложение надо было принять мгновенно, ни минуты не давалось на раздумья, да я собственно и не собиралась, хотя поглазеть на смельчаков, сбиваемая жуткими порывами ветра, вышла с удовольствием!

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Экскурсия заканчивается и так как мы в этот день от ехали по кругу, то возвращаться будем по уникальной серпантинной дороге из 25 поворотов без ограждений, которая змейкой вьется по склону горы Ловчен к моей большой радости- в Котор. Дорога очень крутая и по этой самой причине ее называют «Лестницей Каттаро» и построена она была еще австрийцами.

Встреча в Монтенегро. «Макси Монтенегро»

Я читала рекомендации, где советовали посещать парк Ловчен, заезжая в него именно с Котора по этой дороге! Но думаю, что спускаться с горы, даже автомобилю, гораздо легче! Домой я попала часов в пять, девочки радостно встретили искательницу приключений. Отдохнув и подкрепившись горячими пирогами из булочной, мы отправились гулять по вечернему, затихающему средневековому Котору. Мы с ним прощались, потому как завтра опять поездка в новый город и в новое жилье!

Прощай Котор, привет Рисан!