Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 7:28

Новоднестровск — Украина Август 2017

Продолжаем наш шестидневный сплав по срединной части реки Днестр, который проходит через уникальный Национальный парк Подольские Товтры с его интересными выходами на поверхность горных кряжей. За первые три дня мы прошли путь около 70–80 км от села Дзвенигород до села Нагоряны и посетили знаменитую хотинскую крепость — свидетеля многочисленных битв за власть в этих местах. Никого не оставили равнодушными и речные берега, которыми украсила этот путь Природа…

10.08.17 — День четвертый: залив перед с. Нагоряны — залив Бакота

Утром выходим из нашего водного тупичка, в котором мы встали на ночевку, на спокойные воды Днестра. Течения практически нет — мы вошли в зону попавших под затопление земель при строительстве Днестровской ГЭС в 1971–82 г.г. А само отселение длилось с 1981 по 1988 годы.

Вот видим какое-то необычное сооружение у берега. Как оказалось — это плавучий домик. Предприимчивые люди начали строить такие небольшие плоские суда, в которых есть удобные места для отдыха. На них можно путешествовать неделями, приставая к берегу в понравившихся местах. Надо будет и нам взять это на заметку на будущее.

Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси

Собственно, на таком, правда, более комфортном судне, мы сплавлялись в прошлом сентябре по мадагаскарской реке Цирибихина. И при питании All Inclusive это было замечательно…

Перед нами вновь скалистые берега…

Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси

Сплавляясь по Днестру мы имели прекрасную возможность для знакомства с Национальным парком «Подільські Товтри». На протяжении десятков километров тянулись уникальные берега. Созерцая их, даже не нужна была большая фантазия, чтобы увидеть, как Природа с помощью Воды, Ветра и Времени создала формации, в которых легко угадывались и колонны, и балконы, и арки, и причудливые физиономии …

Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси

Это были места, в которых везде чувствовался Релакс …

Ну, вот мы и зашли в громадный залив под названием Бакота. Сегодня таким именем условно называют места вдоль берега Днестра, расположенные по соседству с остатками монастыря, с которым мы познакомимся завтра.

Под нами глубины около 50 метров и на дне покоятся остатки когда-то самого большого одноименного села этих мест, которое существовало здесь сотни лет. Впервые упоминания о нем были в Ипатьевской летописи под 1240 годом. На фотографии хорошо видно большое каменное белое пятно в верхней части берега — это место расположения знаменитого Бакотского пещерного монастыря. К нему мы поднимемся завтра утром.

Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси

Десятки прибрежных сел попали под программу выселения при строительстве Днестровской ГЭС и созданию для него водохранилища. Это происходило в период последнего десятилетия СССР. Кто-нибудь может представить себе, чтобы вам, имеющему свой обжитой дом и хорошее хозяйство с курами и коровами, вдруг сказали — собирайтесь и выезжайте отсюда. Срок — год! И забирайте память о своих предках только в виде фотографий — могилы остаются на месте затопления.

Часть строений были разобраны и перевезены, а часть осталась в своем первозданном виде и сейчас покоится на глубине водоема…

Вот список поселений, которые попали «под раздачу»:

Карта районов затопления и список выселенных мест при строительстве Днестровской ГЭС

На нынешнем восточном берегу расположился большой лагерь детского отдыха, который сдает в аренду примитивные домики и площадки для машин и палаток. Весь берег на протяжении почти двух километров занят туристами и найти пустующее место в этот сезонный «час пик» довольно проблематично.

Карта расположения четвертой ночевки на Бакотском водохранилище

Такое место стоит 20 грн/чел. Пройдя на катамаране налево вдоль залива, нам с трудом удалось найти хорошую площадку с очагом для костра и установки палаток на берегу и опушке леса.

Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси
Последние минуты хорошего августовского дня

Наутро наметили ранний подъем и пешеходную самостоятельную экскурсию к Бакотскому пещерному монастырю.

11.08.17 — День пятый: залив Бакота — с. Кормань

В 6 утра выходим на экскурсию к знаменитым бакотским пещерам. Туда ведет хорошая тропа, проходящая через два источника свежей и «целебной» воды. Рядом стоят небольшие скамейки и после подъема в таких местах приятно отдохнуть. Минут через сорок неспешной ходьбы мы вышли к площадке, от которой шли ступени к пещерному монастырю.

Последние ступеньки к пещерному Бакотскому монастырю

Честно сказать, я ожидал увидеть что-то более грандиозное. Ну, типа пещер Киевской Лавры. Здесь же их было всего несколько и, как показалось, довольно обжитых, но кругом не было видно ни души. Так что вряд ли кто-то здесь ночевал или жил — мы ведь пришли сюда первыми и никого не видели.

Однако, это очень знаменитое место — здесь находится старинный скальный монастырь Бакота (Бакотский монастырь или Свято-Михайловский пещерный монастырь). Вернее его остатки…

Вход в келью
Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси

Первое упоминание о нем было зафиксировано в киевской летописи 1362 года, где монастырь упоминается как «давно существующий». Однако историки считают, что его снователем был преподобный старец Антоний, основавший в 1051 году и Киево-Печерскую Лавру. Известно также, что во время татаро-монгольского нашествия в 1255 году в этих пещерах прятались и монахи, и местные жители…

По преданию, когда захватчики, предложив выйти, сдаться и отречься от веры и не достигли успеха в переговорах, они засыпали выход огромными камнями, заживо похоронив там людей …

Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси

Этим местам была уготована сложная история и государства, владевшие данными территориями, менялись «как перчатки». Добила все советская власть, запретившая службы в храме монастыря в начале 1960-х. Последние монахи умерли или ушли в другие монастыри. Иконы, кресты и книги были уничтожены, а храм разрушен.

Природа тоже не дремала и внесла свою лепту в дело его разрушения. Так, в 1996 году случился обвал верхней скалы Белой горы, который уничтожил основную массу пещер и усыпальниц с настенными росписями и фресками XI–XIII веков. Лишь в одном месте сохранились остатки келий и захоронений монахов, немногочисленные руины Михайловской церкви и покинутые фруктовые сады.

Правила поведения в месте
Остатки скального монастыря летописного города Бакота (Х1 - ХV века)
Правила поведения в месте "Остатки скального монастыря летописного города Бакота (Х1 - ХV века)"

Осмотрев пустые и чистые кельи, вышли на тропу, ограниченную перилами, которая через 20 минут привела нас на вершину Белой скалы. Она была безлесной и на ее краю стоял большой белый крест. Рядом небольшая скамейка. Сидя на ней, можно долго созерцать открывшийся бескрайний пейзаж, в котором было только все чистое и голубое — и небо, и вода и бесконечные дали…

Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси
История древней Бакоты закончилась в 1981 году, когда в ходе строительства Днестровской ГЭС ее население было выселено в соседние города, а старинное  село было полностью затоплено водой
История древней Бакоты закончилась в 1981 году, когда в ходе строительства Днестровской ГЭС ее население было выселено в соседние города, а старинное село было полностью затоплено водой

Отсюда не хотелось уходить, но — график…

Вернувшись в наш лагерь, после завтрака вышли по расписанию в 10 утра на воду и, подойдя к мысу, увидели снизу всю верхнюю часть карстового массива, который был избран когда-то местом этого знаменитого пещерного монастыря. Видно, что он весь испещрен различными воронками и пещерами. Природа не прекращает своей работы и сейчас.

Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси

Дальше река не изобиловала особыми красотами. Населенных пунктов по ее берегам тоже не было видно — все они были где-та на пагорбах, но иногда прямо к реке выходили дома современной планировки.

Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси

Место для последней ночевки искали долго — хороших берегов для стоянок было мало, а там где мы их видели, было много рыбаков и, судя по всему, приехавших не на один день. И все же, такое место удалось найти на правом берегу Днестра у села Кормань. Правда, все вещи пришлось таскать почти метров сто к опушке леса. И — даже катамаран.

Но зато здесь было очень уютно и тихо…

Карта расположения пятой ночевки на р. Днестр

12.08.17: с. Кормань — плотина Днестровской ГЭС

И вот наступил последний день нашего сплава. Выйдя с последней ночевки под селом Кормань, мы снова попали на спокойные воды Днестровского водохранилища. Было также жарко как и в последние пару дней. Спасали только купание и намоченная водой рубашка. Берега реки стали ниже и на них уже было больше рыбаков и туристов — место для стоянки здесь уже найти было бы проблематично.

Но вот справа снова появились кручи и за поворотом реки мы увидели на вершине горы чуть видимую крышу строения, похожую на церковную. Так оно и оказалось — это была тоже достаточно известная в определенных кругах древность и ценность — Галицкий Свято-Николаевский пещерный монастырь. Он находится на высоте 120 метров от уровня воды в верхней части отвесного склона горы у окраины небольшого села Галица. Ученые полагают, что он был основан еще в Х11 веке. Его преследовали те же катаклизмы, что и Баковский пещерный монастырь — Советы и Природные стихии…

Сейчас монастырь восстановлен и туристы могут увидеть многочисленные ниши, гроты и небольшие пещерки в известняковой скале, главным образом карстового и эрозионного происхождения. Подавляющее большинство из них обработаны и приспособлены под кельи монахов. В самой большой пещере сделана церковь.

Встал вопрос — останавливаться и подниматься по тропе или плыть дальше? Подойдя к берегу, мы не обнаружили приемлемого места для причала и места начала тропы, а карабкаться «наобум Лазаря» — уже не в том возрасте. Да и с нами женщины — пустили бы их монахи? Монастырь ведь — мужской! Зачем монахам лишний соблазн? Пусть даже и не молодушками…

Поэтому, покрутившись, опять вышли на чистую воду.

Речное плавсредство
Наш гид и руководитель сплава Геннадий Москаленко (F)

Для обеда зашли в один из боковых заливчиков слева по течению реки и с трудом нашли там свободное место. Больше стало видно мусора по берегам. Подойдя к местечку, с которого собирались отплывать двое рыбаков, мы пристали к берегу. На нем стоял маленький столик, сделанный из большого пня, на котором были остатки арбуза и пару пустых бутылок.

— Это ваше? — спросил я, указывая на это.

— Ой! Да! — один из них сгреб все в кучу и вышвырнул за ближайший куст.

— А с собой разве нельзя этот мусор увезти? Это же легче по весу — вы привезли полные бутылки, а эти — пустые.

— А зачем? Туда все выбрасывают!

Вот такая логика у большинства местных. Кто-то уберет. А этот «кто-то» до таких мест не добирается. Определенная чистота соблюдается только в местах массового отдыха, где есть мусорные баки и те, кто их очищает. Свой мусор, который не был биологическим, мы с первого дня возили с собой и утилизировали только в предназначенных для этого местах.

И вот последние километры. По берегам много мест с хорошо развитой инфраструктурой летнего отдыха на воде — пляжами, водными развлечениями. Чувствуется приближенность немаленького города Новоднестровска.

Уголок отдыха на берегу Днестровского водохранилища у Новоднестровска
Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси

Вот уже стала видна приближающаяся к нам плотина Днестровской ГЭС. Дальше пути нет и нужно искать место для разгрузки багажа и разборки катамарана — к 6 вечера за нами должен приехать автобус, чтобы отвезти на вокзал в Каменец-Подольский. С трудом нашли пустой от отдыхающих и рыбаков участок на правом берегу и причалили.

Плотина Днестровской ГЭС

За пару часов справились и с разгрузкой багажа, и с задачей разборки катамарана, который за эти шесть дней стал для нас почти как родным домом.

Погрузившись в автобус, попросили водителя остановиться перед плотиной ГЭС. Выйдя из машины, не спеша прошли по этому последнему советскому гидротехническому сооружению в Украине, которое обеспечило нам те картины, которые мы видели в последние дни.

Налево перед нами были воды водохранилища, а направо — снова бурная река Днестр, которая своим видом и уже хорошим течением, зовет на новый сплав.

Но — уже на веслах …

Вид на водохранилище с плотины Днестровской ГЭС
Вид на Днестр с плотины ГЭС

-------------------------------------------------------

СПИСОК

Рассказов о сплавах по украинским и зарубежным рекам:

1. Рафтинг на реке Замбези в Замбии (январь, 2007)
  2. Рафтинг в верховьях реки Нил (Кения). (январь 2010)
  3. Релакс на реке Снов (июль, 2013)
  4. Авторская видеозарисовка «Путешествие по реке Снов», 16' : https://www.youtube.com/watch?v=0mAeIwjb9c0
  5. Зачарованные Десной (июль, 2015)
  6. Рафтинг по Днестру (август, 2015)
  7. Рафтинг на реке Келани в Шри-Ланка (январь, 2016)
  8. Летний экстрим на Южном Буге (июль, 2016)
  9. Особенности сплава по украинской реке Ворскла (август, 2016)
  10. Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси (август, 2017)
  11. Сплав по срединной части Днестра. Подольские Товтры (август, 2017)
  12. Зачарованные зеркальной Десной . Сплав на катамаране (июль, 2019)
  13. Зачарованные зеркальной Десной . Мамонты и дворцы (июль, 2019)

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых