Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 11:02

Новоднестровск, Хотин — Украина Август 2017

Когда наступает лето, то разрываешься на части — хочется и на море, и в горы, и просто побродить по улочкам незнакомых городов …

На мой взгляд, одним из самых интересных летних времяпрепровождений будет активный отдых на воде — сплавы на байдарках или катамаранах. Однако в годы нашей молодости мы с друзьями-коллегами как-то игнорировали этоти виды спорта и увлекались только горными походами, пройдя в свое время все их категории — от первой до пятой.

И только в последние годы, сплавившись с друзьями по нескольким нашим и зарубежным рекам, мы поняли всю прелесть этого активного летнего отдыха на воде.

В Украине много красивых и интересных с этой точки зрения рек, впадающих в две основные водные артерии — Днепр и Днестр. В Черниговской области было интересно пройти по спокойной и красивой речке с загадочным названием Снов. В Полтавской — по реке Ворскла. В позапрошлом году нас всех очаровал Днестр, по которому мы сплавились на весельных катамаранах в его верхней части от села Нижнив в Ивано-Франковской области до городка Залещики в Тернопольской области. В июле прошлого года мы успели побывать и пройтись еще и по бурным порогам Южного Буга, на которых можно отрабатывать технику для более серьезных рафтингов на других реках.

В этом году от компании Экстрим Уикэнд, услугами которой мы пользовались неоднократно, нам поступило предложение сплавиться на катамаране по срединной части Днестра с его большими разливами и закончить у Днестровской ГЭС. Учитывая замедленное течение реки из-за плотины ГЭС, нам был предложен вариант катамарана с мотором, что вызвало поначалу недоумение — а где же будет активный отдых? Но аргументы, что таких уникальных береговых пейзажей, входящих в семерку основных Чудес Украины, мы больше нигде не увидим, да и веслами при желании можно будет поработать, пересилили этот страх сидеть шесть дней без дела на борту плота и мы согласились на этот сплав!

И действительно, наш маршрут будет проходить по Национальному Парку «Подольские Товтры», представляющем собой остатки прибрежных рифов, расположенных параллельно древней береговой линии. У них нет аналогов в мире, но подобные по геологическим структурам скалистые гряды существуют в Великобритании и США. Этот парк создан Указом Президента Украины от 27.06.1996 года. Его общая площадь составляет 261316 гектаров. Товтры — это местное название скалистой дугообразной гряды, высота которой в пределах парка достигает в среднем 400 метров над уровнем моря.

От нас — группы старых друзей-путешественников в возрасте от 68 до 78, требовалось немного — только личное присутствие с одеждой на разную погоду. Все остальное — от катамарана с мотором и до палаток со спальниками и трехразовай едой обеспечивала принимающая сторона, которую представлял опытный водник Геннадий. С ним мы спускались в прошлом году по полтавской Ворскле. Стоимость такого мероприятия обошлась каждому в 3600 гривен ($1=26 грн).

7.08.17 — Первый день сплава: с. Дзвенигород — устье р. Збруч/с. Исаковцы

Доехав поездом из Киева до исторически интересного городка Каменец-Подольского и пересев на вокзале в поджидавший нас автобус, мы прибыли к берегу реки, на котором увидели не только уже собранный катамаран, но и готовый завтрак с чашечкой хорошего горячего кофе. Нам оставалось только перегрузить на плот свои вещи и мы без задержек тронулись в путь.

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

Единственное, что подкачало — погода! Всю неделю по всем областям Украины стояла жара под +35, а вчера вдруг набежали тучи и погода испортилась — заморосил противный дождик и даже немного, но приятно похолодало. Однако, деваться некуда — нужно в путь…

Днестр…

Эта река, длиной 1352 км, начинается в Карпатах с высот 900 м во Львовской области и заканчивается Днестровским лиманом, выходящим в Чёрное морем под Одессой. Протекая по территории Украины, почти на половине своей длины река имеет границу с Молдовой и с ПМР (Приднестровской Молдавской Республикой) — никем из государств-членов ООН непризнанной.

Итак, закончив наш прошлый сплав по Днестру в живописных Залещиках, старт спуска этого года начнем чуть ниже — с села Дзвенигород Тернопольской области и, пройдя около 160 км, закончим его у плотины Днестровской ГЭС в городе Новоднестровск.

Карта сплава на моторном катамаране по р. Днестр от с. Дзвенигород до г. Новоднестровск

По карте мы видим, что река, извиваясь словно змея и выписывая красивые меандры, течет с запада на восток. На своём пути она принимает в себя несколько притоков с интересными старославянскими названиями — Золотая Липа, Стрыпа, Серет, Збруч, Смотрич и Мукша. Они впадают в Днестр с территорий Тернопольской, Хмельницкой и Винницкой областей и, что интересно — только с левой стороны…

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

Стартовав в 11:30, потихоньку обживались и поудобнее устраивались на борту катамарана. У каждого из 10 человек по обеим сторонам плота был один погонный метр его упругого надувного борта и этого вполне хватало для обустройства своего места. Главной мягкой сидушкой был спасжилет.

Мерно стучал мотор, которого спереди было практически не слышно и наш доверху нагруженный по центру крейсер, плавно рассекая почти стоячие воды, уверенно, делая гигантские водные петли, шёл на восток. Для комфортности всех участников и смены впечатлений, каждый день менялись местами…

Итак, мы идем по каньону в НП Подольские Товтры. Эти береговые стены отличаются своим геологическим строением, которое считается редким и несвойственным равнинно-платформенным областям. В этом смысле, как считают специалисты, "они являют собой совокупность ископаемых рифовых сооружений побережья барьерного характера, которые образовались в мелководных миоценовых морях".

Эти рифы состоят из известняка и поверхность рифовой гряды, благодаря выветриваниям (которое ученые называют занудным словом - "денудационный" процесс), имеет чрезвычайно живописный вид. И каждый следующий метр берега не похож на предыдущий ...

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

После полудня дождик прекратился, небо развиднелось и стало веселее. Мы идем по Днестровскому каньону, общая длина которого составляет около 250 км. Он считается крупнейшим не только в Украине, но и в Европе и признан одним из 7 природных чудес Украины.

Берега реки поражали воображение и специалисты бы различили детали геологического строения Днестровского каньона. Но даже невооруженным глазом видны 3 расслоения, которые по словам ученых отображают силурийский, сеноманський и неогеновий этапы развития данной территории.

В этих местах были нередки и поселения, выходившие на берег реки. Дома, как правило были довольно ухоженными.

На ночлег остановились на уютной полянке у села Исаковцы в устье реки Збруч неподалеку от ее впадения в Днестр.

Руководитель сплава Геннадий приготовил вкусный ужин — сочный плов с хорошим зеленым салатом. А наша помощь заключалась только в сборе дров для костра.

8.08.17 — День второй: с. Исаковцы — Крепость Хотин — с. Сокол

Распорядок дня Геннадий задал жесткий: в 8 утра подъем, сборы вещей и палаток, в 9 завтрак, в 10 — выход на воду! Как правило, получалось, но всегда с опозданием минут на 20. Наверно, сказывался наш возраст и отсутствие наказания …

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

Чувствовалось, что погода сегодня будет лучше — облачность стала выше и появились голубые проблески неба. Через час подошли к одной из главных достопримечательностей Днестра и тоже входящую в семерку чудес Украины — Хотинской крепости.

Она появилась из-за поворота на правом берегу Днестра и, обойдя заросший осокой берег, причалили на небольшой полянке под крепостной стеной. Оставив Геннадия с катамараном, поднялись по тропинке и через ворота в стене прошли внутрь крепости.

Вид на хотинскую крепость с Днестра
Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

Оформив групповой билет (60 грн/чел), с нами провел экскурсию молодой парень. История ее длинна и насчитывает много веков, начиная с Х-го с постоянными войнами со сменами владельцев и завоевателей и заслуживает отдельного рассказа.

Центральный вход в Хотинскую крепость
Внутренний двор Хотинского замка

Наибольшей перестройке крепость подверглась во 2-й половине XV века, когда была в составе Молдавского княжества. Тогда был расширен в южном направлении сам замок и был повышен уровень двора. За нее боролись с разными успехами и поляки, и молдаване, и турки, и русские…

Был и один из походов Петра1, когда он, пришел завоевать крепость с 54 тысячами воинов, а ушёл ни с чем с четырьмя. И, как сказал Карамзин — «слегка опечаленным». Может быть с тех пор и пошло крылатое выражение, которое любил маршал Жуков, когда ему пеняли на большие и часто напрасные солдатские потери — «Бабы еще нарожают» …

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

Обойдя снизу крепость по часовой стрелке, вышли прямо к нашему катамарану.

Пройдя на нем с часок от крепости, нашли пустынный и удобный к причалу каменный мыс и устроили на нем перерыв для купания и обеда.

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

После обеда мы плыли, раскрыв рты от удивления, которым в избытке награждала нас Природа — до самого вечера нас сопровождали уникальные каменные стены, карстовые берега и безнаселенность…

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

На ночлег остановились перед селом Сокол на выделенной под кемпинг поляне. Заплатили по 10 грн с человека. На ней была даже волейбольная площадка с натянутой сеткой. Кроме того, по бокам стояли мусорные баки, а в сторонке — деревянные туалеты, заходить в которые по причине творившейся там антисанитарии, не хотелось…

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

Это место было, по-видимому «прикормлено» не только рыбаками, удочками которых был заставлен весь берег, но и местной молодежью. Вдруг, когда мы уже улеглись спать, раздалась громкая музыка с таким же девичьим смехом — приехала машина и из нее, как черти из табакерки, выскочили уже навеселе две парочки. Надо сказать, что в ответ на нашу просьбу соблюдать тишину, они послушались и быстро уехали…

09.08.17 — День третий: с. Сокол — Залив перед с. Нагоряны

Выйдя утром со стоянки, Геннадий сразу пересек реку и мы пошли вдоль высокого и красивого правого берега. По свидетельству специалистов, эти каменные берега до сих пор хранят остатки пород таких древних исторических периодов как силур и девон. Это палеозойская эра (более 400 млн лет назад) — время, когда нашу планету только начали заселять первые позвоночные животные, а на суше появляться первые деревья.

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

Скалы девонского периода, наряду с источниками и водопадами являются самыми древними природными достопримечательностями Днестровского каньона.

Несмотря на 10 утра, было уже жарко. После полудня жара достигла 35 градусов. И для сохранения термобаланса приходилось периодически намачивать рубашку с длинными рукавами. Каждый час останавливались для купания — мальчики налево, девочки направо…

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

Низкие берега в этих местах были редки и поселений на них практически не было видно. Все они были где-то там — по верхам гористых кряжей. Но понятно, что люди, живя возле реки, не могут жить без нее и в некоторых местах мы видели длинные лестничные сооружения, с помощью которых можно было спуститься к реке половить рыбку, покупаться и позагорать …

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

Однако были и очень удобные берега, на которых располагались хорошие современные гостиничные комплексы с развитой инфраструктурой водного отдыха. Мы остановились в одном из таких мест, чтобы пополнить запас питьевой воды и выпить в хорошем интерьере по чашечке «справжньої кави» — хорошего кофе. Комнаты в таком отеле стоили 600–1200 грн/ночь.

На свой же ланч мы остановились несколько ниже по течению у другого отельного комплекса, на территории которого была большая зеленая поляна со столиками и скамейками вокруг них. Нам повезло, что с наступлением обеденного времени несколько компаний молодых людей, которых мы видели на подходе к этому месту, собрались и ушли обедать в свои домики, оставив нас на зеленом берегу в приятном одиночестве …

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

Послеобеденный сплав проходил по местам с более низкими и пологими берегами в Кельменецком районе Черновицкой областии. Здесь нам встретился интересный природный объект — каменные образования под названием «Шишкины скалы».

Там, за горой находится старинное село Нагоряны, ведущее свою историю с 1425 года. К востоку от него Природа создала уникальную геологическую достопримечательность — Шишки-холмы. И действительно, конусообразные возвышения, поднимающиеся над высоким берегом Днестра на 15 — 20 метров, издали напоминают несколько гигантских сосновых шишек.

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

В народе эти скалы издавна называют «Дед», «Баба» и «Внучка» и, конечно, такое место не обошлось без легенды, которая повествует о печальной любви богатой красивой девушки с Нагорян и бедного деревенского парня. Однако престарелые родители (по тем временам — лет сорока?) девушки были против такого неравного брака, тем более что к красавице сватался самый богатый хозяин из этого села. И, чтобы убрать «конкурента», он отправил любимого девушки на опасную работу — сплавлять лес по Днестру, где тот и погиб. Девушка, не перенеся такую утрату, покончила с собой, бросившись в реку с самой высокой скалы…

Шишкины скалы над Днестром. Из интернета

Было бы не плохо подняться на верх этих скал и сделать оттуда свои фотографии и такой трек был у нас в первоначальных планах, но послеполуденная жара за +35 не оставляла на это никаких желаний. Лучше, окунувшись под скалами в прохладные воды Днестра, двинуть дальше…

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

На ночлег остановились в одном из ответвлений меандра реки — там были места, удобные для причала и размещения палаток. Напротив нашего берега тянулась высокая круча со скалистой полосой, красиво освещавшаяся закатным солнцем. И — ни души…

Сплав по срединной части Днестра. Подольские товтры

Карта месторасположения третьей ночевки в безлюдном притоке реки

В таком месте хотелось бы затаиться и провести несколько последних и теплых августовских дней — а что еще надо для хорошей жизни? Потом, в холодном октябре, будем жалеть, что этого не сделали…

Темная и тихая августовская ночь. Только изредка слышны всплески выпрыгивавших из воды рыб да треск цикад. И, засыпая, невольно вспомнились известные с детства строки:

"Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы."

Вспомнилась также и шутливая перефразировка этих знаменитых строк: «Тиха украинская ночь, но сало лучше перепрятать» …

Чудесно! Впереди еще две такие же ночи, а днем интересная часть Днестра с его древними пещерными монастырями.

--------------

Продолжение сплава следует - впереди еще почти 80 километров петляющей реки и три дня пути …

-------------------------------------------------------

СПИСОК

Рассказов о сплавах по украинским и зарубежным рекам:

1. Рафтинг на реке Замбези в Замбии (январь, 2007)
  2. Рафтинг в верховьях реки Нил (Кения). (январь 2010)
  3. Релакс на реке Снов (июль, 2013)
  4. Авторская видеозарисовка «Путешествие по реке Снов», 16' : https://www.youtube.com/watch?v=0mAeIwjb9c0
  5. Зачарованные Десной (июль, 2015)
  6. Рафтинг по Днестру (август, 2015)
  7. Рафтинг на реке Келани в Шри-Ланка (январь, 2016)
  8. Летний экстрим на Южном Буге (июль, 2016)
  9. Особенности сплава по украинской реке Ворскла (август, 2016)
  10. Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси (август, 2017)
  11. Сплав по срединной части Днестра. Подольские Товтры (август, 2017)
  12. Зачарованные зеркальной Десной . Сплав на катамаране (июль, 2019)
  13. Зачарованные зеркальной Десной . Мамонты и дворцы (июль, 2019)

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых